Список литературы
1. Абаскапова Н.П. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / Н.П. Абаскапова. Новосибирск: НГПУ, 2007. 124 с.
2. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. 244 с. 305
3. Гафнер В.В. Предвидеть и предупредить. Профессиональная компетентность преподавателя ОБЖ как психолого-педагогическая проблема / В.В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2004. № 9. С. 15—17.
4. Данилов В.Ф. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / В.Ф. Данилов. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010. 28 с.
5. Курдай Т. Технологии развития критического мышления в преподавании ОБЖ / Т. Курдай // «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности», 2010. № 7.
6. Ситуационные задачи по курсу основ безопасности жизнедеятельности. Выживание в природных условиях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koipkro.kostroma.ru/ОБЖ/Ситуационные задачи по курсу 6 классЛос/ (дата обращения: 18.06.2018).
7. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sukhodolsch1 .ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf (дата обращения: 18.06.2018).
8. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
9. ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. Москва: Просвещение, 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ Ибрагимова С.И.
Ибрагимова Севилъ Икремовна — студент, кафедра специального (дефектологического) образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в статье описывается проблема низкой учебной мотивации школьников с ЗПР и особенности проведения с ними уроков математики. Вопрос развития учебной мотивации на сегодняшний день стал очень актуальным, так как показателем успешности ребенка выступает не только высокая успеваемость, но и интерес к предмету. В связи с этим предлагаем ознакомиться с некоторыми особенностями проведения уроков математики. Ключевые слова: учебная мотивация, задержка психического развития, познавательный интерес, математика, урок, особенности.
Особенности урока математики состоят в специфических особенностях учебного предмета, его целях и задач, а также общих задач специальной (коррекционной) школы.
Уроки математики помимо математических знаний дают учащимся вычислительные, измерительные, графические навыки и умения решать задачи, способствуют умственной и учебной деятельности, коррекции недостатков познавательной сферы и, в целом личности учащихся коррекционной школы. Уроки математики также направлены на социальную адаптацию детей путем связи математики с жизнью, на профессионально-трудовую подготовку учащихся.
Задача учителя математики состоит не только в обеспечении на уроке восприятия, осмысления, запоминания математического материала, выработки умений его применять, но и в том, чтобы научить учащихся учиться. Сначала следует учить школьников овладению общеучебными умениями и навыками, навыками умственной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Затем необходимо начать анализировать математические факты, делать доступные выводы, обобщения, вовлекать их в словесную форму в виде правил. Далее научить
применять полученные знания сначала в схожем, а затем в новом задании, при решении трудовых и жизненно-практических задач, создавая соответствующие условия в классе [2].
Эффективность современного урока обеспечивается реализацией, наряду с образовательной, развивающей и коррекционной, воспитательной задачи. Уроки математики воспитывают такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, выдержка, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, терпеливость, чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др.
Учитель строит свой урок в зависимости от содержания учебного материала и места, которое занимает урок в системе других уроков математики, учитывая возможности учащихся и осуществляя дифференцированный подход. Так, учитель выбирает, с каким материалом он будет только знакомить учащихся на уровне восприятия, осмысления и запоминания, с каким проводить работу по применению в сходной ситуации, а с каким он будет работать более углубленно, дифференцируя, обобщая, закрепляя и вырабатывая прочные умения и навыки использования знаний в новых ситуациях. Но независимо от выбора материала, на каждом уроке математики необходимо использовать возможность коррекции и развития внимания, наблюдательности, памяти, таких процессов мышления, как анализ, синтез, сравнение, конкретизация, умение планировать свою деятельность в овладении приемами самоконтроля и т.д. Учитель заранее специально предусматривает, какие коррекционно-развивающие задачи он планирует осуществить на данном уроке, а в плане урока отмечает, когда и на каком материале эти задачи будут реализованы [3].
Математический материал на каждом уроке должен быть обязательно связан с повседневной жизнью, с игровой, бытовой, профессионально-трудовой деятельностью учащихся. С этой целью избираются сюжеты текстовых задач, изучение величин и единиц измерений связываются с практической деятельностью учащихся. Изучая геометрический материал, учащиеся должны выделить геометрические формы в предметах окружающей действительности, нужно учить их моделированию и конструированию геометрических фигур, знакомых предметов, игрушек, делить фигуры на части, из частей конструировать целое. Такие приемы позволяют также несколько отвлечь детей от монотонности учебного процесса и тем самым активизировать их внимание и интерес [5].
При подготовке и проведении урока учитель должен учитывать специфические особенности детей и соблюдать следующие требования:
1. Содержание учебного материала на уроке должно отвечать теме, целям урока, быть доступно учащимся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с жизнью и трудом.
2. На уроке должен присутствовать и арифметический, и геометрический материал, задания на вычисление и решение задач. Объем учебного материала должен обеспечить активность учащихся и работу в течение урока в доступном темпе.
3. Методы и приемы работы на уроке должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей школьников, чтобы развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать.
4. На каждом этапе урока математики ведется систематический контроль качества усвоения знаний, формирование умений и навыков. Учитель ставит перед учащимися конкретные цели и добивается от каждого ученика (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль деятельности школьников, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
5. Урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебниками и тетрадями, измерительными чертежными, техническими средствами. Но чтобы избежать перенасыщения, одновременно должно демонстрироваться не более 1 -2 наглядных пособий.
6. В урок должен включаться разнообразный занимательный материал, способствуя любознательности учеников (игры, кроссворды, задачи-шутки, занимательные упражнения и т.д.) Следует подбирать задания, требующие раздумья и мыслительной активности, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
7. Избегать в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации. А также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка.
8. Стремится исключить страх школьников перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить.
9. Создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующих чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости.
10. Опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время.
11. Не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся).
12. Использовать разнообразные формы поощрения.
13. Уроки математики должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, уроками профессионального труда, жизнью.
14. Уроки математики должны носить практическую направленность, способствовать решению задач социальной адаптации и реабилитации учащихся коррекционной школы.
15. Урок математики должен пробуждать не только мысль, но и чувства. Учитель должен не забывать об эмоциональной стороне урока и воспитывать любознательность и интерес к математическим фактам и явлениям. Эмоциональная включённость ребёнка в урок является важной задачей, для реализации которой учителю необходимо помнить:
• прежде, чем объяснить - замотивировать;
• прежде, чем заставить действовать - подготовить к действию;
• прежде, чем обратиться к реакциям - подготовить установку;
• прежде, чем сообщить что-либо новое - вызвать ожидание нового.
16. Основная задача обучения математике в специальной школе -сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Младшим школьникам с ЗПР необходимо давать четкие инструкции, применять наглядность, обучать приёмам мышления, стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности, тем самым пробуждая мыслительную активность.
Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Список литературы
1. Кочергина А.В. Учим математику с увлечением. 1-4 классы: методическое пособие / А.В. Кочергина, Л.И. Гайдина. М.: 5 за знания, 2010. 224 с.
2. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова. M.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
3. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Б.П. Пузанов. М.: «Академия», 2015. 267 с.
4. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: автореферат канд. дисс: 19.00.07 / Цымбалюк Антонина Никифоровна. М., 2004. 19 с.
5. Чилингирова Л.К. Играя, учимся математике / Л.К. Чилингирова, Б.С. Спиридонова. М.: Просвещение, 1993. 191 с.