Научная статья на тему 'Адаптация дисциплины "теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности" к условиям введения ФГОС нового поколения'

Адаптация дисциплины "теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности" к условиям введения ФГОС нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилёнок Вячеслав Андреевич

В статье рассматриваются изменения требований к школьному уроку и даются рекомендации по обучению студентов проведению уроков по «Основам безопасности жизнедеятельности» в рамках новых ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панфилёнок Вячеслав Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация дисциплины "теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности" к условиям введения ФГОС нового поколения»

многие научные элементы становится гораздо проще на примере художественного фильма, а усвоение материала сразу проходит эффективнее, так как связано ещё и с эмоциональной оценкой. С помощью такой формы работы формируются общие компетенции, и повышается общий уровень культуры обучающихся.

Формирование культуры учащихся - важная сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Работа по воспитанию культуры обучающихся должна носить системный характер [3]. Процесс формирования культурного облика обучающегося должен стать системой целенаправленного решения педагогических задач, а для ребенка - возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.01.2018 № 25 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов».

2. Курочкина И.Н. Культура поведения ребёнка: практические советы педагога. М.: Школьная пресса, 2005. 32 с.

3. Попова Е.В. Поиск способов повышения уровня культуры учащихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/627988/ (дата обращения: 04.06.2018).

АДАПТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» К УСЛОВИЯМ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Панфилёнок В.А.

Панфилёнок Вячеслав Андреевич — студент, кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности,

факультет безопасности жизнедеятельности, Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются изменения требований к школьному уроку и даются рекомендации по обучению студентов проведению уроков по «Основам безопасности жизнедеятельности» в рамках новых ФГОС.

Ключевые слова: методы и средства обучения, воспитание, Федеральный государственный образовательный стандарт.

УДК 371.3

В современном мире ввиду развития промышленных технологий опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей. Это указывает на необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. В изменившихся условиях подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать, исправлять и наказывать», изменился на новый, базирующийся на принципе «предвидеть, предупреждать и действовать» [3].

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» с каждым годом повышает свою значимость в школьном образовании. Ее основная цель — формирование у обучающихся ноксологической культуры, которая выражается в сознательном и ответственном отношении к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретении ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, формировании навыков оказания помощи пострадавшим [8].

Дисциплина предназначена для приобретения школьниками обширных практических знаний в области безопасности повседневной жизни и деятельности. Эта дисциплина готовит подрастающее поколение к реальному существованию в современном обществе, где требования безопасности крайне важны. Качество подготовки учащихся по ОБЖ во многом определяется методикой его преподавания будущим учителям.

Дисциплина «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» введена как обязательная в направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура». Цель изучения дисциплины —

формирование у будущих учителей ОБЖ профессиональных навыков и умений, целостного представления о методике преподавания БЖ как частной дидактике и о школьном предмете ОБЖ как объекте изучения [4]. Основные задачи дисциплины: формирование у студентов знаний, навыков и умений по методике преподавания ОБЖ; привитие практических навыков и умений в использовании разнообразных приемов, методов и средств обучения; воспитание у студентов ответственности и сознательного отношения к вопросам личной подготовки к осуществлению обучения и воспитания школьников, как к будущей своей профессии; обучение студентов формам, методам, технологиям организации и ведения учебного процесса по ОБЖ. Молодому педагогу необходимо хорошо ориентироваться в многообразии форм, методов и методических приемов, свойственных преподаванию БЖД, с тем, чтобы умело использовать их в своей работе с детьми разного возраста при разных обстоятельствах [1].

Качественное обновление содержания педагогического образования, предусмотренное новыми федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС-2) и высшего профессионального образования (ФГОС-3), направлено на саморазвитие и способность к самообучению, самоопределению не только школьников, но и будущих учителей. Принципиальным отличием ФГОС-2 и ФГОС-3 является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами подразумеваются не только предметные знания, но и умение применять полученные знания в практической деятельности. Поэтому в условиях введения новых стандартов предъявляются новые требования к современному уроку:

учитель должен планировать собственную деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать цель, тему, задачи урока;

хорошо организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;

урок должен быть развивающим и проблемным: учитель самостоятельно нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учащихся на сотрудничество с одноклассниками и учителем;

учитель организует поисковые и проблемные ситуации, активизирует деятельность учеников;

учащиеся делают вывод самостоятельно; максимум сотворчества и творчества и минимум репродукции; здоровьесбережение и времясбережение; в центре внимания урока — дети;

учет возможностей и уровня знаний учащихся, в котором учтены такие аспекты, как настроение детей, стремление учащихся, профиль класса; планирование обратной связи;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

урок должен быть направлен на формирование положительных представлений [9]. В соответствии с новыми ФГОС, прежде всего, необходимо усилить мотивацию учащегося к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что занятия в школе — это не получение знаний, отвлеченных от жизни, а наоборот — необходимая подготовка учащегося к жизни, узнавание ее, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Для того чтобы будущие учителя могли проводить уроки ОБЖ в соответствии с новыми ФГОС, необходимо и занятия по курсу «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» строить новым образом:

1. В ФГОС-2 вводится новое понятие — учебная ситуация, где учащиеся при помощи учителя обнаруживают предмет своих действий, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, к примеру, переформулируют, или предлагают собственное описание и т. д., частично — запоминают. Поэтому будущие учителя должны сами научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию на основе предъявления противоречивых фактов, теории; витагенного опыта и предъявления научных фактов, используя приемы «яркое пятно», «актуальность», литературные источники. Например, при изучении темы: «Методика обучения автономному выживанию в природной среде предложить следующий вариант ситуационной задачи для учеников 6 класса:

«Прочитайте отрывок из рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни». Он распаковал тюк и сосчитал, прежде всего, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитал еще два раза. Он разделил их на три кучки и завернул каждую в пергамент; один сверток он положил в пустой кисет, другой — за подкладку изношенной шапки, а третий — за

119

пазуху. Когда он проделал это все, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и пересчитал снова. Спичек по-прежнему было шестьдесят семь... Какие еще способы сохранить спички сухими вы можете предложить? Как можно высушить намокшие спички?» [6]. При этом заданием для самостоятельной работы студентов может быть следующее: сделайте подбор 3—5 ситуационных задач подобного типа по другим темам данного раздела, используя литературные произведения мировых классиков.

2. Структура урока ОБЖ в соответствии с ФГОС должна быть динамичной, с использованием набора объединенных в целесообразную деятельность разнообразных операций. Важно, чтобы преподаватель поддерживал инициативу учащегося в правильном направлении, и способствовал обеспечению приоритета его деятельности по отношению к своей собственной. Поэтому с будущими учителями ОБЖ на практических занятиях по дисциплине следует использовать систему продуктивных заданий. При этом следует не только самостоятельно решать поставленные задачи, но и подходить к этому с высокой долей творчества, уметь не только анализировать свою деятельность, но и вносить в нее коррективы.

Например, при изучении такого метода предметного обучения как дискуссия, студентов следует не только знакомить с такими навыками проведения дискуссии как: выступающий критикует идеи, а не людей; каждый выслушивает мнение каждого, даже если не согласен с ним; каждый стремится понять оба взгляда на проблему; цель дискуссии не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к оптимальному решению [2], но и учить выделять дискуссионные вопросы. Так студентов можно разбить на несколько рабочих групп и предложить составить по пять вопросов для школьников для дискуссионного обсуждения по темам: «Молодежь и наркотики», «Экологическая безопасность моего города», «Терроризм — проблема современности», «Причины правонарушений подростков». При этом каждая группа предлагая свой список вопросов готова объяснить их выбор, доказать их дискуссионный характер.

3. Студентов важно не только познакомить с разнообразными приемами ТРКМ, но и заинтересовать их технологий и научить применять данные приемы при изучении различных разделов и тем. Например, предложить составить свои примеры использования на уроках, таких приемов как: «кластер», «фишоун», «синквейн», «ключевые слова», «инсерт», «дерево предсказаний» и др.

4. Если речь идет о конкретных методиках, которые формируют универсальные учебные действия, они могут в себя включать и поиск дополнительного материала на предложенную тему, и экскурсии, и выявление спорных вопросов, и обмен мнениями, и построение системы доказательств, и обсуждение в группах, и выступление перед аудиторией и т.д. [7]. Но для того, чтобы будущие учителя ОБЖ знали примерные варианты экскурсий в своей местности необходимо прежде им самим посетить некоторые виды экскурсий. С этой целью в рамках изучения дисциплины и воспитательной работы со студентами профиля безопасность жизнедеятельности можно проводить такие виды экскурсий как: «Пожарная часть», «Музей пожарной истории», «Музей гражданской обороны» «Убежища г. Петрозаводска», «Карельская служба спасения на водах», «Ориентирование на местности» и др.

5. Методический переход учебного процесса с ГОС на ФГОС предполагает новое планирование подготовки учителя к уроку ОБЖ. Следовательно, необходимо научить студентов методически правильно составлять документацию к урокам. Для самостоятельной работы и работы на практических занятиях следует предлагать студентам такие задания как: составить календарно-тематическое планирование уроков; план-конспект урока; технологическую карту урока и карту его технической обеспеченности презентацию к уроку; план-конспект нетрадиционного урока по ОБЖ; сценарий внеклассного мероприятии по ОБЖ; конспект интегрированного урока ОБЖ с биологией, физической культурой, литературой; конспект урока на основе технологии коллективной мыследеятельности, коллективного способа обучения, метода анализа конкретной ситуации, лекция-гипертекст, серия конспектов по технологии модульного обучения; лист анализа урока или беседы и др. [5].

6. Здоровье современных детей требует серьезного подхода к его здоровьесбережению, следовательно, необходимо будущих учителей учить использовать на уроках ресурсы здоровьесберегающих технологий: гимнастику для глаз, двигательные минутки, элементы йоги, дыхательную гимнастику, музыкотерапию, ароматерапию, цветотерапию и др.

Такой подход к дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» будет способствовать не только формированию у студентов компетенций, заданных курсом, но и позволит сформировать профессионала с развитым творческим потенциалом, желающего и способного работать в школе в качестве учителя безопасности жизнедеятельности.

Список литературы

1. Абаскапова Н.П. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / Н.П. Абаскапова. Новосибирск: НГПУ, 2007. 124 с.

2. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. 244 с. 305

3. Гафнер В.В. Предвидеть и предупредить. Профессиональная компетентность преподавателя ОБЖ как психолого-педагогическая проблема / В.В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2004. № 9. С. 15—17.

4. Данилов В.Ф. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / В.Ф. Данилов. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010. 28 с.

5. Курдай Т. Технологии развития критического мышления в преподавании ОБЖ / Т. Курдай // «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности», 2010. № 7.

6. Ситуационные задачи по курсу основ безопасности жизнедеятельности. Выживание в природных условиях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koipkro.kostroma.ru/ОБЖ/Ситуационные задачи по курсу 6 классЛос/ (дата обращения: 18.06.2018).

7. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sukhodolsch1 .ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf (дата обращения: 18.06.2018).

8. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

9. ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. Москва: Просвещение, 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ Ибрагимова С.И.

Ибрагимова Севиль Икремовна — студент, кафедра специального (дефектологического) образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье описывается проблема низкой учебной мотивации школьников с ЗПР и особенности проведения с ними уроков математики. Вопрос развития учебной мотивации на сегодняшний день стал очень актуальным, так как показателем успешности ребенка выступает не только высокая успеваемость, но и интерес к предмету. В связи с этим предлагаем ознакомиться с некоторыми особенностями проведения уроков математики. Ключевые слова: учебная мотивация, задержка психического развития, познавательный интерес, математика, урок, особенности.

Особенности урока математики состоят в специфических особенностях учебного предмета, его целях и задач, а также общих задач специальной (коррекционной) школы.

Уроки математики помимо математических знаний дают учащимся вычислительные, измерительные, графические навыки и умения решать задачи, способствуют умственной и учебной деятельности, коррекции недостатков познавательной сферы и, в целом личности учащихся коррекционной школы. Уроки математики также направлены на социальную адаптацию детей путем связи математики с жизнью, на профессионально-трудовую подготовку учащихся.

Задача учителя математики состоит не только в обеспечении на уроке восприятия, осмысления, запоминания математического материала, выработки умений его применять, но и в том, чтобы научить учащихся учиться. Сначала следует учить школьников овладению общеучебными умениями и навыками, навыками умственной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Затем необходимо начать анализировать математические факты, делать доступные выводы, обобщения, вовлекать их в словесную форму в виде правил. Далее научить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.