25. Белополова Ю.А. Основные направления психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами. Молодой ученый. 2016; № 2: 296 - 299.
26. Ананьева Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018; № 1: 64 - 67.
27. Албегова И.Ф. Социальная работа с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ: основные направления, формы, методы и технологии. Вестник социально-политических наук. 2016; № 11: 23 - 26.
28. Головчиц Л.А., Царев А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Дефектология. 2014; № 1: 3 - 13.
29. Ковкова Т.Г, Ковкова Т.Г, Рюмина Ю.Н. Специфика социальной работы с детьми с ОВЗ в стационарном учреждении. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2013; № 4: 192 - 196.
30. Лунгул И.В. Посттравматические стрессовые ситуации в семьях с детьми-инвалидами. Актуальные проблемы психологии. Москва: Главник, 2018.
31. Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. Санкт-Петербург: Питер, 2017.
32. Осухова Н.Г Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации. Психологический журнал. 2013; № 31: 2 - 17.
References
1. Savina E.A. Osobennosti materinskih ustanovok po otnoshenii k detyam s narusheniyami v razvitii. Voprosy psihologii. 2018; № 6: 15 - 23.
2. Rozhkov M.I. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie: konceptual'noe osmyslenie processa Psihologiya i pedagogika social'nogo vospitaniya: materialy Nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 80-letiyu so dnya rozhdeniya A.N. Lutoshkina. Kostroma: KGU, 2015: 322 - 329.
3. Lygina M.A. Sociokul'turnye osnovaniya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detej v trudnojzhiznennoj situacii. Penza: Izd-vo PGU, 2018.
4. Ushakov D.N. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Akademiya, 2014.
5. Lyubeznova E.V. Sem'ya kak razvivayuschaya sreda dlya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2017; № 1: 55 - 58.
6. Kovkova T.G., Ryumina Yu.N. Specifika social'noj raboty s det'mi s OVZ v stacionarnom uchrezhdenii. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; № 4: 192 - 196.
7. Semago N.Ya. Sozdanie i aprobaciya modeli psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya inklyuzivnojpraktiki: metodicheskoe posobie. Moskva: MGPPU, 2012.
8. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: uchebnik pod redakciej V.V. Tkachevoj. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2017.
9. Parnons T. Psihologiya lichnosti. Sankt-Peterburg: Piter, 2014.
10. Mamajchuk I.I., Kirieeva L.A. Psihologo-pedagogicheskaya pomosch'sem'e. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.
11. Lipskij I.A. Social'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' v uchrezhdeniyah social'noj sfery: uchebnoe posobie. Moskva: INFRA-M, 2012.
12. Karpenkova I.V. Psihologicheskie aspekty social'noj reabilitacii roditelej, imeyuschih detej s problemami v razvitii. Vneshkol'nik. 2017; № 2: 45 - 48.
13. Kurochkina I.A. Rabota s sem'yami, imeyuschih detej s OVZ: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ulan-Ud'e: Vostochno-Sibirskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2017: 213 - 216.
14. Ivanova I.A. Osobennosti roditel'sko-detskih otnoshenij v sem'yah, vospityvayuschih detej s problemami v razvitii. Korrekcionnaya pedagogika: teoriya i praktika. 2017; № 3: 67 - 70.
15. Chekunova E.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya lichnosti s OVZ. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2016; № 6: 239 - 247.
16. Doncov D.A. Modeli semejnogo psihologicheskogo konsul'tirovaniya roditelej, vospityvayuschih detej s osobymi potrebnostyami. Vestnik psihosocial'noj i korrekcionno-reabilitacionnoj raboty. 2017; № 2: 26 - 35.
17. Velieva S.V. Formy raboty s roditelyami detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme kompleksnogo soprovozhdeniya. Pedagogika. 2017. № 3: 50 - 58.
18. Serikova L.A. Nauchno-istoricheskie predposylki izucheniya problem formirovaniya lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2012; № 6: 136 - 141.
19. Savina E.A. Osobennosti materinskih ustanovok po otnoshenii k detyam s narusheniyami v razvitii. Voprosy psihologii. 2018; № 6: 15 - 23.
20. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: uchebnik pod redakciej V.V. Tkachevoj. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2017.
21. Pavlova N.N. Povyshenie pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej, vospityvayuschih rebenka rannego vozrasta s organicheskim porazheniem CNS. Vospitanie iobuchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2014; № 3: 42 - 47.
22. Kosenkova T.V. 'Evolyuciya formirovaniya instituta reabilitacii detej s OVZ. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2015; 5: 333 - 339.
23. Kazakova E.I. Sistema kompleksnogo soprovozhdeniya rebenka s OVZ. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya rebenka: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet pedagogicheskogo masterstva, 2015: 45 - 48.
24. Vericheva O.N. Social'naya reabilitaciya molodyh invalidov kak osnova integracii ih v obschestvo. Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. 2012; № 1: 76 - 82.
25. Belopolova Yu.A. Osnovnye napravleniya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya semej s defmi-invalidami. Molodoj uchenyj. 2016; № 2: 296 - 299.
26. Anan'eva T.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i, vospityvayuschej «osobogo» rebenka. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2018; № 1: 64 - 67.
27. Albegova I.F. Social'naya rabota s sem'yami, vospityvayuschih detej s OVZ: osnovnye napravleniya, formy, metody i tehnologii. Vestniksocial'no-politicheskih nauk. 2016; № 11: 23 - 26.
28. Golovchic L.A., Carev A.M. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart dlya obuchayuschihsya s OVZ kak uslovie dostupnosti obrazovaniya dlya detej s tyazhelymi i mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya. Defektologiya. 2014; № 1: 3 - 13.
29. Kovkova T.G., Kovkova T.G., Ryumina Yu.N. Specifika social'noj raboty s det'mi s OVZ v stacionarnom uchrezhdenii. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; № 4: 192 - 196.
30. Lungul I.V. Posttravmaticheskie stressovye situacii v sem'yah s det'mi-invalidami. Aktual'nyeproblemypsihologii. Moskva: Glavnik, 2018.
31. Mamajchuk I.I. Psihologo-pedagogicheskaya pomosch' sem'e. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.
32. Osuhova N.G. Social'no-psihologicheskoe soprovozhdenie. Sem'ya i lichnost' v krizisnoj situacii. Psihologicheskijzhurnal. 2013; № 31: 2 - 17.
Статья поступила в редакцию 30.09.19
УДК 378.37:6 (07)
Ivanova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: aribnagleb17@rambler. ru
PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE AND LIFE SAFETY TO THE USE OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS IN TEACHING THE BASICS OF LIFE SAFETY. In modern educational conditions, due to the increase in the amount of incoming information to be assimilated during schooling, and due to the need to prepare all students to work on self-education, the study of the role of interdisciplinary connections becomes of paramount importance. Interdisciplinary connections contribute to the better formation of individual concepts within the study subjects, groups and systems, interdisciplinary concepts, that is, such a complete picture of which can not be given to students in the classroom of any one discipline. In this regard, the future teacher faces the task of special training for the implementation of the use of interdisciplinary connections in teaching the basics of life safety. The article reveals the relevance of training future teachers of physical culture and life safety to the use of interdisciplinary connections in teaching the basics of life safety. The authors present the main approaches to the use of interdisciplinary connections in the lessons on the basics of life safety. On the basis of the experimental work proved the effectiveness of interdisciplinary connections in the lessons of life.
Key words: educational process, interdisciplinary communication, Federal state standard of general education, theory and methodology of teaching basics of life safety.
М.М. Иванова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
Е-mail: aribnagleb17@rambler. ru
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЖ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных образовательных условиях в связи с увеличением объема поступающей информации, подлежащей усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех обучающихся к работе по самообразованию, важнейшее значение приобретает изучение роли межпредметных связей. Межпредметные связи способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри изучаемых предметов, групп и систем, межпредметных понятий, т.е. таких, без полного представления о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. В этой связи перед будущим педагогом возникает задача специальной подготовки к осуществлению использованию межпредметных связей в обучении основ безопасности жизнедеятельности. В статье раскрывается актуальность подготовки будущих учителей физической культуры и ОБЖ к использованию межпредметных связей в обучении основ безопасности жизнедеятельности. Авторами представлены основные подходы к применению межпредметных связей на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы доказывается эффективность применения межпредметных связей на уроках ОБЖ.
Ключевые слова: образовательный процесс, межпредметные связи, Федеральный государственный стандарт общего образования, теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности.
На современном этапе научного развития наблюдается тенденция взаимопроникновения наук. В последние десятилетия особо значимые открытия стали появляться именно на стыке наук. Вот как прокомментировал данную тенденцию профессор Российского химико-технологическгого университета имени Д.И. Менделеева Д. Мустафин: «Серьезные открытия как раз появляются, рождаются как раз на острие, на стыке различных наук. Науки «ходят в гости друг к другу», и вот в результате такого хождения как раз и появляются какие-то яркие, необычные открытия» [1].
В системе образования данная связь начинается еще на дошкольной ступени, когда детей учат видеть многоаспектность изучаемого явления, максимально определять различные функции его применения. Взаимосвязь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками. Необходимость связи между учебными предметами детерминируется дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой школьников к практической деятельности. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для системного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, и поэтому освещает прикладной аспект знаний, способствует использовать полученные знания при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников школ.
Генезис идеи межпредметных связей свидетельствует о достаточно раннем использовании ее в дидактике. Так, великий чешский педагог Ян Амос Комен-ский определял межпредметные связи как важнейшее условие целостности и системности знаний. В дальнейшем эта идея получила свое развитие в трудах Джона Локка, А. Дистервега, В.Ф. Одоевского, Иоганна Генриха Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов. В советский период данный вопрос был освещен в трудах Н.К. Крупской. М.А. Данилова, Б.П. Есипова и др. Наряду с теоретическими обоснованиями ими были определены практические рекомендации по углублению и расширению взаимосвязи учебных предметов в школе и специальных дисциплин в высших учебных заведениях.
В настоящее время идеи межпредметных связей получили свое дальнейшее развитие в работах таких исследователей, как М.Н. Берулава, Г.А. Берулава,
A.А. Бобров, ГГ Гранатов, Н.В. Груздев, Д.И. Зверев, В.Р. Ильченко, Ц.Б. Кац,
B.Н. Максимова, А.В. Петров, С.А. Старченко, Н.Н. Тулькибаева, А.В. Усова, В.Н. Федорова, О.А. Яворука, В.Н. Янцен и др. Особую актуальность получила идея использования межпредметных связей в России после внедрения профильного обучения на старшей ступени школьного образования. Согласно Концепции профильного обучения, школьникам предлагалась в 8 - 9 классах предпрофиль-ная подготовка (профессиональная проба), а в дальнейшем - выбор профиля обучения на старшей ступени общего образования. В основе профилизации школьного образования наряду с другими был заложен принцип использования межпредметных связей. Школьникам предлагалось «увидеть за учебными предметами» реальные сферы будущей профессиональной деятельности, соотнести требования, предъявляемые к профессии, с индивидуальным профессиональным профилем.
Межпредметные связи можно использовать абсолютно на всех учебных предметах в рамках реализуемой школьной программы. Особый интерес приобретает использование межпредметных связей на уроках ОБЖ. Основной функцией подготовки школьников по предмету ОБЖ является овладение компетенциями, необходимыми для успешного овладения действиями по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования закре-
плены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта [2].
В настоящее время в Алтайском государственном педагогическом университете осуществляется подготовка учителей по направлению 44.03.05 (педагогическое образование с двумя профилями): Физическая культура и безопасность жизнедеятельности (академический бакалавриат). При подготовке будущих специалистов уделяется особое внимание их подготовке к использованию межпредметных связей на уроках ОБЖ.
Согласованность учебно-воспитательного процесса по всем предметам, в том числе и по ОБЖ, позволяет достигать большего результата во всестороннем развитии учащихся: гармонично развивать все сферы их умственной, эмоциональной и физической деятельности. В итоге целенаправленной деятельности в обучении предмета ОБЖ формируется способность учащихся целостно воспринимать окружающий мир, умение самостоятельно устанавливать существующие причинно-следственные связи между предметами и явлениями, что в свою очередь определяет качество обучения. Кроме того, это активизирует познавательную деятельность обучающихся.
«Основы безопасности жизнедеятельности» по своему содержанию -ин-тегративная дисциплина. Ее основы формируются исходя из ее комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин; она изучает закономерности и механизмы защиты человека и общества. При этом ОБЖ не ставит своей целью использовать дидактический материал фрагментарно, а дает иное видение явлений, изучаемых биологией, физикой, химией, экологией, указывает на объективно существующие законы и тем самым делает интегрированные знания обучающихся более глубокими и практичными.
На основе анализа научной литературы можно выделить несколько видов межпредметных связей [2 - 6]:
1. Предшествующие. В данном случае педагог опирается на знания обучающихся, которые были получены ими при изучении других предметов (так, например, при изучении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, школьникам потребуются знания биологии, физики, химии, географии).
2. Сопутствующие. Когда различные аспекты одного явления изучаются разными предметами в один временной период. При этом знания из разных областей дополняют друг друга, способствуя созданию целостной картины (при изучении «Основ здорового образа жизни» параллельно изучается данная тема на уроках физической культуры).
3. Опережающие. Некоторые темы безопасности в ЧС изучаются в курсе ОБЖ раньше, чем даны естественнонаучные основы таких явлений в курсах других предметов. В таких случаях необходимо на уроках ОБЖ уделять больше внимания объяснению основ и вводной части. Можно использовать опережающие задания и доклады учащихся (например, при изучении в 5-м классе темы «Оказание первой медицинской помощи» пропедевтическими будут знания биологии, даваемые в 9-м классе).
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в курсе ОБЖ предметные знания обучающихся о безопасности, усваиваемые на уроках других учебных дисциплин, обобщаются, систематизируются, классифицируются, корректируются, дополняются, уточняются, анализируются с позиции своего жизненного опыта, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, навыки, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на школьных предметах химии, физики, биологии, физической культуры, астрономии, географии и других дисциплин. Предметная область «Основ безопасности жизнедеятельности» способствует созданию целостной научной картины мира, что является важной задачей достижения планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО.
Поскольку предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность фрагментов всех образовательных областей и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов, учителю предоставляются неограниченные возможности для педагогического творчества.
Таблица 1
Варианты использования межпредметных связей на уроках ОБЖ
№ Предмет ОБЖ Школьные предметы Формируемые компетенции
1 ОБЖ Математика Овладение умениями осуществлять математические расчёты при решении различных задач по ОБЖ, анализировать графики.
2 ОБЖ География Овладение умениями осуществлять поиск чрезвычайных ситуаций (на карте, глобусе), определять стороны горизонта, свое местонахождение на местности.
3 ОБЖ История Овладение умениями осуществлять поисковую деятельность по какому-либо запросу (исторический факт, событие), восстанавливать хронологию интересуемых событий; определять по календарю важные события, связанные с ОБЖ (день России, день Воинской славы, День работников МЧС и пр.).
4 ОБЖ Литература Овладение умениями анализировать литературные произведения с очки зрения описания чрезвычайных ситуаций различного характера, рациональности поведения героев, выстраивание оптимальных алгоритмов действий в той или иной ситуации.
5 ОБЖ Химия Биология Овладение умениями применять полученные знания в тематических разделах «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Первая помощь» и др.
6 ОБЖ Обществознание Овладение умениями осуществлять анализ информации о человеке, обществе и государстве для раздела «Основы военной службы» и тем, связанных с изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.
7 ОБЖ Технология Овладение умениями применять правила безопасной работы при выполнении различных операций по обработке материалов, изготовлять некоторые средства защиты при чрезвычайных ситуация различного характера.
8 ОБЖ Информатика Овладение умениями осуществлять расчеты о возможности ошибок, способных привести к чрезвычайным ситуациям, построение графиков, диаграмм, таблиц, презентация полученных результатов исследования. Кроме того, использование информационных технологий для моделирования различных ситуаций.
9 ОБЖ Искусство Овладение умениями образно выразить содержание и проблемы безопасности.
10 ОБЖ Физическая культура Овладение умениями анализировать информацию по теме, связанной со здоровым образом жизни, правилами безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
В качестве примера приведем варианты использования межпредметных связей ОБЖ со школьными предметами (табл. 1).
Внеурочная деятельность также обладает значительным потенциалом для использования межпредметных связей, например, проектная деятельность по ОБЖ. При создании проектов обучающимися осуществляется тесное сотрудничество с педагогами других предметов, что помогает проводить поисково-исследовательские работы. Приведем примеры некоторых проектов, реализуемых во внеурочной деятельности под руководством студентов Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «АлтГПУ»: «Борьба с терроризмом в современной России», «Современная информационная безопасность», «Информационное воздействие на современного ребенка», «Катастрофы XXI века», «Современный Чернобыль», «Безопасность на дороге в моем селе» и др. Для качественного выполнения проекта школьникам необходимо осуществить исследовательскую деятельность, включающую тесную взаимосвязь с другими учебными предметами: раскрыть основные понятия темы, изучить историю проблемы, ее современное состояние, определить основные причины (социальные, политические, экономические и т.д.), которые обусловили современное состояние и т.д.
Разработка теоретических аспектов вопроса использования межпредметных связей на уроках ОБЖ потребовала определения организационной педагогических условий его успешной реализации.
1. Использование игрового метода на уроках ОБЖ. Несмотря на то, что игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, интерес к ней на старших ступенях школы не теряет своей актуальности. Применение различных игр способствует имитационному воссозданию условий, в которых наиболее благоприятно формируются необходимые компетенции.
2. Важнейшее значение для успешного применения межпредметных связей в рамках нашего исследования представляет рациональное сочетание цифрового представления дидактического материала и традиционного теоретического обсуждения процессов и явлений. Реализация данного условия обеспечивает понимание сущности изучаемых в школьном курсе понятий, явлений, осмысление не только внешней наглядно-динамической формы цифрового представления, но и постижение самого содержания.
3. Опора на жизненный опыт обучающихся, что содействует более осознанному восприятию дидактического материала, способности видеть необходи-
Таблица 2
Межпредметные связи
Раздел урока Предмет Понятия
Определения и понятия Русский язык Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
Использование воды в выживании человека Биология Значение воды. Обезвоживание. Среда обитания организма
Способы добычи и обеззараживания воды География Картографическая грамотность
Химия Соединения химических элементов. Свойства химических веществ
Физика Основы термодинамики, тепловые явления
Питание в условиях автономного выживания Анатомия Строение и состав тела человека. Пищеварительная система
Биология Разнообразие растений. Жизнедеятельность растений. Животные
Способы подачи сигналов бедствия Физика Оптика
Ориентирование на местности География План местности. Географическая карта. Формирование рельефа Земли
Математика. Геометрия Угол, биссектриса
Биология Воздействие солнца на растения, деревья
Круговорот веществ в биосфере
Межпредметные связи по теме «Автономное выживание в природе»
мость полученных знаний, сферу их применения и экстраполяции в дальнейшей жизнедеятельности.
Для выявления эффективности использования межпредметных связей на уроках ОБЖ в период прохождения педагогической практики студентами ИФКиС был проведен педагогический эксперимент Гипотеза исследования заключалась в следующем: применение межпредметных связей на уроках ОБЖ позволит повысить познавательный интерес и уровень знаний, активизировать мыслительные процессы у учащихся.
Для проверки выдвинутой гипотезы была организована экспериментальная работа, которая проводилась на базе МБОУ «Боровихинская СОШ» Первомайского района Алтайского края. В исследовании участвовало 40 учащихся 10-х классов. Экспериментальная группа была представлена 20 учащимися 10 «А» класса, а контрольная группа состояла из 20 учеников 10 «Б» класса, т.е. классы имели одинаковое количество учащихся и примерно равный показатель успеваемости.
С целью определения уровня знаний у школьников был проведен констатирующий эксперимент в форме тестирования с целью определения уровеня знаний. Для этого была использована методика В.П. Беспалько, по которой основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала.
Полученные результаты послужили основанием для разработки урока ОБЖ по теме: «Автономное выживание в природе» с использованием межпредметных связей. Разработанный урок включал материал следующих предметов: русского языка (совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности); биологии и анатомии (значение воды, обезвоживание, среда обитания организма, строение и состав тела человека, пищеварительная система, воздействие солнца на растения, деревья); географии (картографическая грамотность, план местности, географическая карта, формирование рельефа Земли); химии (соединения химических элементов, свойства химических веществ); физики (оптика, основы термодинамики, тепловые явления), математики, геометрии (угол, биссектриса) (табл. 2).
После реализации содержания формирующего эксперимента согласно целям и задачам педагогического эксперимента был организован и проведен контрольный этап, на котором были повторно применены диагностические процедуры констатирующего этапа. Школьники вычисляли эмпирическое значение по формуле критерия Стьюдента для независимых выборок. Было выяснено, что наиболее высокие баллы встречаются чаще в экспериментальной группе, чем в результатах выполнения контрольной группы, т.е. использование межпредметных связей в учебном процессе позволило добиться лучшего усвоения знаний и умений учащихся.
Исследование познавательного интереса проводилось с помощью методики Ненаховой Е.В. Метод самооценки позволяет выявить ценность, которой испытуемый наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности. Были получены аналогичные результаты: наиболее высокие показатели в выполнении теста в экспериментальной группе встречаются чаще, чем
Библиографический список
Таблица 3
Расчет среднего арифметического, стандартного отклонения в контрольной и экспериментальной группах
Результаты ЭГ Результаты КГ
М, = 4,5 М2 = 3,45
c = 0,69 c2 = 0,75
N, = 20 N2 = 20
в результатах выполнения контрольной группы, т.е. использование межпредметных связей в учебном процессе позволило добиться повышения познавательного интереса у учащихся.
Таблица 4
Результаты математической обработки диагностики познавательного интереса
Результаты ЭГ Результаты КГ
М, = 25 М2 = 17
о, = 3,9 о2 = 6,2
N, = 20 N2 = 20
В результате эксперимента выяснилось, что у ребят формируется устойчивый познавательный интерес, связанный с включением в урок заданий межпредметного содержания. Кроме того, в ходе эксперимента тестирование показало улучшение уровня знаний по сравнению с контрольной группой. Согласно результатам педагогического эксперимента задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Проведенное исследование показало, что с приобретением соответствующих теоретических знаний, умений и навыков в процессе решения практи-ко-ориентированных задач у школьников 10-х классов улучшается уровень знаний, повышается познавательный интерес к учебной деятельности в целом и к предмету основы безопасности жизнедеятельности в частности. Характер формирования учебных успехов зависит от целенаправленной организации учебного процесса по ОБЖ на основе межпредметных связей. Полагаем, что материалы, приведенные выше, могут быть использованы учителями на уроках ОБЖ в школе, а также студентами, проходящими педагогическую практику в школах. Таким образом, подготовка студентов к проведению уроков с применением межпредметных связей на уроках ОБЖ подтвердила свою эффективность.
1. Мустафин Д.И. Все серьезные открытия рождаются на стыке различных наук. Avialable at: https://radiovesti.ru/brand/61177/episode/1425164/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2011.
3. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей, 2015.
4. Сорокин Н.А. Дидактическое значение межпредметных связей. Педагогика. 2016; № 3: 42 - 46.
5. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Москва, 2013.
6. Чекалов В. Межпредметные связи при изучении курса ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. 2003; № 11: 12 - 15. References
1. Mustafin D.I. Vse ser'eznye otkrytiya rozhdayutsya na styke razlichnyh nauk. Avialable at: https://radiovesti.ru/brand/61177/episode/1425164/
2. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2011.
3. Smirnova M.A. Teoreticheskie osnovy mezhpredmetnyh svyazej, 2015.
4. Sorokin N.A. Didakticheskoe znachenie mezhpredmetnyh svyazej. Pedagogika. 2016; № 3: 42 - 46.
5. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod v obuchenii. Moskva, 2013.
6. Chekalov V. Mezhpredmetnye svyazi pri izuchenii kursa OBZh. Osnovy Bezopasnosti Zhizni. 2003; № 11: 12 - 15.
Статья поступила в редакцию 17.09.19
УДК 378
Labunina M.V., senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Rybina O.E., senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ACTIVITY GAMES - TRIAL ACTIONS IN METHODICAL TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS. The article studies a problem of organization of methodical training of primary school teachers-students and working teachers, which is considered in the aspect of joint activities. The presented approach to the methodical training of teachers is due to the need for their conscious attitude to their own education and professional self-improvement. The article reveals one of the key concepts of pedagogy of joint activity-trial actions, which are based on the participation of teachers in their own education and their manifestation of initiative in relation to its construction. The authors draw attention to the implementation of trial actions by primary school teachers in the course of activity games and offer options for their implementation in the framework of methodological training of students at a university and at practice-oriented seminars for working primary school teachers.
Key words: activity games, trial action, joint activities, methodical training, primary school teacher.