Научная статья на тему 'Методологические аспекты современного конструирования рабочей программы и урока по «Основам безопасности жизнедеятельности»'

Методологические аспекты современного конструирования рабочей программы и урока по «Основам безопасности жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ООО / ПООП ООО / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ / СОВРЕМЕННЫЙ УРОК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абаскалова Надежда Павловна, Зверкова Анна Юрьевна

В статье представлен материал, касающийся технологии разработки рабочей программы по «Основам безопасности жизнедеятельности». На первом этапе происходит анализ текста самого стандарта, применительно к ступени образования, с определением своей роли в формировании результатов освоения образовательной программы. Второй этап предполагает обсуждение единого для всех учителей учебно-методического комплекта учебников на весь период обучения. Третий этап предполагает конструирование рабочей программы, исходя из задач технологии и методики обучения ОБЖ изложенной в основной общеобразовательной программе основного общего образования (5 9 кассы). Учителю необходимо определить, какие результаты будут достигаться в какие сроки, и соотнести с продолжительностью освоения предмета по четвертям за все четыре года, распределив, что и как будет фиксироваться в журнале класса. Обсуждается новая модель учебно-технологической карты урока в соответствии с ФГОС. Учебно-технологическая карта урока включает способ реализации четырех междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Анализируется использование метода проектов на уроке, приводится пример интегративного итогового проекта школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абаскалова Надежда Павловна, Зверкова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты современного конструирования рабочей программы и урока по «Основам безопасности жизнедеятельности»»

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК372.016: 614+37.0+371

Абаскалова Надежда Павловна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета, Abaskalova2005@ mail.ru, Новосибирск

Зверкова Анна Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ И УРОКА ПО «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. В статье представлен материал, касающийся технологии разработки рабочей программы по «Основам безопасности жизнедеятельности». На первом этапе происходит анализ текста самого стандарта, применительно к ступени образования, с определением своей роли в формировании результатов освоения образовательной программы. Второй этап предполагает обсуждение единого для всех учителей учебно-методического комплекта учебников на весь период обучения. Третий этап предполагает конструирование рабочей программы, исходя из задач технологии и методики обучения ОБЖ изложенной в основной общеобразовательной программе основного общего образования (5 - 9 кассы). Учителю необходимо определить, какие результаты будут достигаться в какие сроки, и соотнести с продолжительностью освоения предмета по четвертям за все четыре года, распределив, что и как будет фиксироваться в журнале класса. Обсуждается новая модель учебно-технологической карты урока в соответствии с ФГОС. Учебно-технологическая карта урока включает способ реализации четырех междисциплинарных учебных программ - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Анализируется использование метода проектов на уроке, приводится пример интегративного итогового проекта школьника.

Ключевые слова: ФГОС ООО, ПООП ООО, рабочая программа учителя, современный урок, универсальные учебные действия, учебно-технологическая карта урока, метод проектов, междисциплинарные учебные программы.

Abaskalova Nadegda Pavlovna

Doctor of Pedagogical Sciences, the Professor of the Department of Anatomy, Physiology and safety of the Novosibirsk State Pedagogical University [email protected], Novosibirsk

Zverkova Anna Yurevna

Candidate of Pedagogical Sciences, the Docent of the Department of theory and procedure of the preschoolformation ofthe Institute ofthe Childhood of Novosibirsk State Pedagogical University, fppdzverkova@ mail.ru, Novosibirsk

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE CONTEMPORARY CONSTRUCTION OF WORKING PROGRAM AND LESSON ON "THE BASES OF SAFETY OF VITAL ACTIVITY"

Abstract. In the article is represented the material, which is concerned the technology of the development of working program for "the bases of safety of vital activity". During the first stage occurs the

_ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ_

text analysis of standard itself, in connection with the step of formation, with the determination of its role in the formation of the results of the mastery of educational program. The second stage assumes the consideration of united for all teachers of the educational methods complete set of textbooks for entire period of instruction. The third stage assumes the construction of working program on the basis of the tasks of technology and procedure of the instruction OBZH of that presented in the main general education program of the basic general formation (it is 5th 9 cashboxes). To teacher it is necessary to define, what results will be reached in what periods and correlate with the duration of the mastery of object on fourth in all four years, after distributing, that also as will be recorded in the journal of class. Is condemned the new model of the training- technological map of lesson in accordance with FGOS. Training- technological map of lesson includes the method of the implementation of four interdisciplinary curricula - "formation of universal training actions", "molding of the IKT- competence of trainers", "bases of training- research and design activity" and "bases of semantic reading and work with the text". The use of a method of projects on the lesson is analyzed, an example of the integrative total project of schoolboy is given.

Keywords: FGOS OOO, POOP OOO, the working program of teacher, contemporary lesson, universal training actions, the training- technological map of lesson, the method of projects, interdisciplinary curricula.

Современное образование, во всех аспектах реформирования предъявляет всё новые требования как к учителям, реализующим образовательные программы, так и к учащимся, обучающимся по ним. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной политической и социальной ситуации является значительным и недооцененным ресурсом патриотического воспитания, воспитания культуры безопасного поведения населения страны. Ответственное отношение к личной и общественной безопасности нуждается в поддержке и активном формировании как на всем протяжении основного общего образования, так и во время профессионального обучения, специализированной подготовки.

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» с каждым годом повышает свою значимость в школьном образовании, особенно в ситуации общественно-политических кризисов. Она предназначена для приобретения школьниками обширных практических знаний в области безопасности повседневной жизни и деятельности. Дисциплина готовит школьников к реальному существованию в современном обществе, где требования безопасности особенно актуальны. Принятие государственных образовательных стандартов нового поколения обострило методические проблемы преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности». Качество подготовки учащихся по ОБЖ во многом определяется методикой его преподавания, тем более, когда речь идет о формировании универсальных учебных

действий и кардинальных изменениях в базовой структуре всего школьного образования - уроке. Учителя, участвующие в реализации современных уроков продолжают придерживаться апробированных ранее подходов комбинированного урока, ориентируясь на его традиционную эффективность, тем самым замедляя внедрение новых форм и технологий [1,8]. Урок, соответствующий ФГОС, может быть реализован только при использовании новых алгоритмов. Первым этапом самостоятельной работы учителя ОБЖ должна стать работа с рабочей программой по предмету.

Разработка рабочей программы учителя ОБЖ в структуре реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования требует анализа на трех основных этапах (рис. 1).

На первом этапе происходит анализ текста самого стандарта применительно к ступени образования с определением своей роли в формировании результатов освоения образовательной программы. Например, на ступени основного общего образования устанавливаются две группы планируемых результатов освоения в основной общеобразовательной программе. Первая часть - четыре междисциплинарные учебные программы: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Вторая часть -это результаты учебных программ по всем

238

Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2014

EDUCATION. HEALTH. SAFETY

Рисунок 1 - Анализ новшеств в структуре рабочей программы по предмету в соответствии с требованиями ФГОС

ФГОС ООО

ZL

Примерная основная общеобразовательная программа ООО

КОНЦЕПЦИЯ ТРЕХ «Т» СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2007 Г.

Требования к структуре основных образовательных программ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Г

1 ^ 80% основная >4 1

часть ООП 20 %%

ООО вариативная

часть ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БЖ

Л

► Обязательная часть программы, в соответствии с ПООП ООО

► Вариативная часть, добавленная в соответствии с УМК, выбранным для реализации ПООП ООО

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

AJ

предметам, например, «Основы безопасности жизнедеятельности» [7].

Так икс к компетенцио образовательного учреждения относится проектирование и ре-ализа°ия системы достижениякланкруемых результатов, роль каждого из учителей в педагогическом коллективе является значительный. На основе итоговыхпоонфуемых результатов сформулированных в стандарте, поюсетив оСивюнмтежной ортмизсции со-мостоятельно разрабатывает как систему те атических плани уемых результатов ос-сееиия икгоныхпво^аым , иак имро^эамму формирования планируемых результатов ос-пвения мерщсляеивнирныв пвогамям. Таким образом, учитель ОБЖ вносит свой оклад о еб а эаи до^мента, которою вилюво-ютвя в збраоовавеоылю щюгрвмму ябрасо-вательной организации в виде приложений. в>ыомоП этап мя-дполалаел обсу>пданла единого для всех учителей учебно-методи-иаскиав яом пиа^омо-Мникои иа ^ооь пор иод обучения, например с 5 по 9 классы. После того, как количество часов на учебный год

определено и распределено предварительно на 4 года реализации программы, учителю аеобхвдимо свероть темы из учеопико в том числе их последовательность по годам, сгфирерюж оииnвяoи oбщаoBкaаoвэтелр-ной программой. Происходит уточнение основной и вариативной частей программы о8()% /20%П Вк^/исги аир предполеивен конструирование рабочей программы с учётом задач техоолозио и матонмоо оболекоя ИЖЖ, изложенной в основной общеобразовательной лиoгpаимIe ocиаяпnгo общвго аб^овр-шш (5^ плисы). Уиитеши ноoОлoмимоокoe-делить, какие результаты будут достигаться, а киыте сравыи соотне сам о иродолжигепа-ностью освоения предмета по четвертям за вов китьфе года, ртипределив, ого и коо ^лет фииcиpооaсзео в зиеpннмз —ассп.

После уточнения рабочей программы по оOзпзяn беиппаамосаи шoзнeиeивeльнo-сти» можно переходить к пересмотру сво-пв щгиемов лимшзоции oкокоя. Осознмнио уникальности стандартов нового поколения и их базовых подходов совсем не означа-

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ет дискредитации предшествующего профессионального опыта учителя. Вместе с тем, учителя, активно внедрявшие в свою профессиональную деятельность интерактивные методы обучения (особенно метод проектов и разнообразные приемы работы малых групп на уроке) оказались в более выгодном положении. Рассмотрим модель учебно-технологической карты урока более подробно (рис.2).

В связи с тем, что основными результатами изучения всех без исключения предметов основной школы становится развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, меняется привычное целепо-лагание урока.

На смену образовательной, развивающей и воспитательной задачам приходят различные аспекты универсальных учебных действий, максимально конкретизируемые в содержании урока. Современный урок ОБЖ донесен отругать владение нассинеской структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок,

как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Добавление трех новых обязательных элементов, таких как: смысловое чтение, ИКТ-компетентность, и проектная /исследовательская деятельность - приводит к пересмотру базовой структуры комбинированного урока. Нами была предложена модель учебно-технологической карты для уроков, разрабатываемых в соответствии с ФГОС ООО [2,4]. Апробация в школах Новосибирска позволила выявить особенности эффективного применения в контексте урока обязательных междисциплинарных элементов (табл. 1). Основными функциями межпредметных и метапредметных связей являются: методологическая, образовательная, развивающая, воспитывающая, конструктивная. Планирование и пути реализации межпредметных и метапредмет-ных связей в обучении требуют знаний со-держаииягфомоамм о учобннков по другие предметам, предполагают сотрудничество учителя ОБЖ с учителями биологии, химии,

Модель

УЧЕБНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ урока БЖ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ БЖ

Проектная / исследовательская деятельность

МЕТОДЫ

ИКТ-компетентность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Смысловое чтение

УУД

(универсальные учебные действия)

познавательные

регуляторные

коммуникативные

личностные

Рисунок2- Структура урока, соответствующего ФГОСООО

240

Яиборсчий педагнгечеккий яврнх ЯИ 6 / 2Н1Ч

_EDUCATION. HEALTH. SAFETY_

Таблица 1 - Учебно-технологическая карта урока, соответствующего ФГОС ООО

Этапы занятия Время Деят-сть педагога МЕТОДЫ (на каждом этапе занятия) Деят-сть учащегося УУД (универсальные учебные действия) Проектная /исследов-кая деят-ть ИКТ-компетенция (ТСО) Смысловое чтение

Позн-ные Регул-ные Комм-ные Личн-ные

Орг. момент Х

Постановка цели и задач Объяснение / Мозговой штурм Х Х

Основное содержание Устное изложение/ Сам. работа/ Эвристическая беседа Х

Наблюдение / Работа с книгой / Иллюстрация Х

Основное содержание Демонстрация / Игровое проектирование / Разыгрывание ролей Х

Обучающий контроль /Опытная работа Х

Подведение итогов Дискуссия / Проблемная ситуация Х

Домашнее задание Рассказ/ Пример Х

физики, географии, математики и др.[3].

Новое поколение стандартов предполагает повсеместное использование метода проектов: как на каждом уроке, так и итогового годового проекта, выполняемого индивидуально [2; 5]. Как оптимально реализовать проект на уроке? Обеспечить его старт во время объяснения цели и задач урока, организовать первый этап его реализации во время закрепления, затем обобщить полученный результат во время повторения материала (Таблица 1). Аналогичным образом происходит и реализация других междисциплинарных учебных программ.

«Основы безопасности жизнедеятельности» - интересный и содержательно сложный предмет, предоставляющий огромные возможности не только для межпредметной интеграции, но и реализации программы воспитания и социализации. Направление «Основы безопасности личности, общества и государства» (Рисунок 3) позволяет активно привлекать знания и умения учащихся из таких сложных учебных предметов как физика и химия, привносить прагматический смысл в использование абстрактных теорий

на благо личности, своей семьи.

Темами для такого итогового проекта по ОБЖ может выступить, например, проект «Большая свалка» (Рисунок 4).

Работа учащегося над проектом «Большая свалка» позволяет глубоко вникнуть в суть проблем безопасности жизнедеятельности в современной среде, насыщенной многочисленными машинами и механизмами. Ставить вопросы, затрагивающие основы теоретических знаний в области безопасности, личной ответственности в управлении механизмами (человеческий фактор), анализировать социальный и исторический опыт жизнедеятельности в обществе стремительно развивающегося научно-технического прогресса.

Итоговое соревнование для определения результатов успешности проекта позволит развить основы критического отношения к знаниям и умениям (собственной компетентности), полученным во время обучения и самообразования.

Обсуждение того, что не получилось во время работы над проектом, анализ ошибок, обострят потребность в интеграции свое-

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

Рисунок 3 - Структура направления «Основы безопасности личности, общества и государства»

рабочей программ ОБЖ в ПООП ООО

ПРОЕКТ «БОЛЬШАЯ СВАЛКА»

Предметные умения: ^-^ ^ "

ОБЖ

Практико-ориентированное применение: метапредметные результаты

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а дополнительных предметных умении (межпредметная интеграция)

>

>

Технологии начального технического моделирования / ^ у ^ * * * * * * * * * * -

>

Классификация (типология) Проект

Доминирующая в проекте деятельность Прикладная (практико-ориентированная)

Предметно-содержательная область Межпредметный проект: Освоение простейших понятий теории машин и механизмов; Техника безопасности при работе с машинами и механизмами; Освоение навыков выполнения сборочно - разборных работ; Разработка своего варианта механизма, движущегося за счет мускульной силы или использования двигателя(велосипед, веломобиль и т.д.)

Характер координации проекта Непосредственный (гибкий)

Характер контактов Среди участников класса

Количество участников проекта Индивидуальный

Продолжительность выполнения Учебная четверть

Вид презентации результатов проекта Соревнование по сбору действующего механизма из общей груды запасных частей на время

Рисунок 4 - Межпредметная интеграция и классификация итогового проекта «Большая свалка»

242

Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2014

EDUCATION. HEALTH. SAFETY

го жизненного опыта, позволяя вникнуть в суть изучаемых проблем с прикладной точки зрения.

Новая модель урока вместе с итоговым проектом, формируя критическое мышление, позволяет предоставить учащемуся в учебном курсе «Основ безопасности жизнедеятельности» возможность создать особый контекст для понимания индивидуальных ограничений приобретаемого знания, выработать умение анализировать противоположенные точки зрения, взгляды на основы безопасности личности, общества и государства, характерные для разных социокультурных сред и эпох.

Библиографический список

1. Абаскалова Н. П., Петров С. В., Акимова Л. А. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: уч. пособие для студ. пед. вузов. - Новосибирск - Москва: АРТА, 2011. - 304 с.

2. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здо-ровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. - Новосибирск: ООО Агентство «Сибпринт», 2013. - 160 с.

3. Абаскалова Н. П. Интеграция программ по общеобразовательным предметам средней школы с валеологией // Валеология. - 2001. - № 1. -С. 23-30.

4. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 9. - С. 25-29.

5. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 144 с.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 454 с.

7. Akimоvа L. A., Lutovina E. E., Thyssen P. P. Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, prospects. Life Sci J, 2014; 11(10s): P. 574-577.

8. Vyzhletsov G. P. Axiology of culture: the monograph. - StPb.: StPbSU, 1996. - 152 p.

9. Egorova N. V. The Institutional Analysis of a Competition // Proceedings of the 3rd International conference on development of pedagogical science in Eurasia. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. P. 112-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.