Научная статья на тему 'Формирование компетенций в области здоровьесбережения в профессиональном образовании'

Формирование компетенций в области здоровьесбережения в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / FORMATION OF THE COMPETENCES / ZDOROV''ESBEREZHENIE / TRAINING OF BACHELORS AND MASTERS / PROJECT / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абаскалова Надежда Павловна

Подготовка бакалавров и магистров педагогического образования поставила новые задачи перед профессорско-преподавательскими коллективами вузов. Профессиональная подготовка бакалавров и магистров все больше сдвигается к процессу освоения различных компетенций во время аудиторной и самостоятельной работы, в том числе и по формированию компетенций в области здоровьесбережения. Целью настоящего исследования является система организации учебного процесса в вузе для формирования у студентов компетенций в области здоровьесбережения, социальной позиции, готовности к самообразованию как способу самореализации личностного потенциала. В основе работы современные положения в области педагогики здоровья (педагогической валеологии) и системы здоровьесбережения, разработанные И.И. Брехманом, Н.П. Абаскаловой, Р.И. Айзманом, В.Н. Ирхиным, Э.М. Казиным, В.И. Колбановым, Г.А. Кураевым, А.Г. Маджуга, Н.Н. Малярчук, А.Г. Щедриной, Н.В. Третьяковой и др.). В настоящее время метод проектов неотъемлемый компонент системы образования в вузе. Студенты-бакалавры защищают портфолио достижений по «Методике обучения», магистранты, обучающиеся по профилю «Здоровьесберегающее образование», к моменту защиты диссертаций имеют 4-5 статей и апробированные авторские программы«Здоровья» для ОО (школы, ДОО, колледжи), участвуют в конференциях разного уровня и профессиональных конкурса («Лучший учитель здоровья» и др.). Сделав профессиональный выбор, студент погружается во время обучения в квази-профессиональную деятельность через использование кейсов из реальной педагогической практики с применением интегрированной формы метода проектов по здоровьесбережению. Практическая значимость заключается в том, что идет подготовка педагога, который отвечает современным требованиям профессионального стандарта и ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абаскалова Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COMPETENCES IN THE AREA OF HEALTH CARE IN VOCATIONAL EDUCATION AT THE UNDERGRADUATE AND GRADUATE LEVELS

Training of bachelors and masters pedagogic education has set new challenges for faculty teaching groups of universities. Training of bachelors and masters are increasingly shifted to the process of development of the various competencies during classroom and independent work, including the formation of competences in the field of zdorov'esberezhenija. The aim of this study is the system of organization of educational process in the University for the formation of students ' competence in the field of zdorov'esberezhenija, social position, willingness to educate themselves as a way of self-realization of personal potential. The basis of the modern situation in the field of pedagogy (teaching valeology) and zdorov'esberezhenija system developed by N. P. Abaskalovoj, R. I. Ajzmanom, I. I. Brehmanom, V. N. Irhinym, E.M. Kazinym, and V. Kolbanau, A. G. Madzhuga, N. Malyarchuk, A.G. Shchedrina, N.V. Tretyakova, etc.). Currently, the project is an integral component of the education system at the University. Undergraduate students protect portfolio of achievements on "teaching methods", "Zdorov'esberegajushhee education" graduate at the time protection of 4-5 articles, proven health author programs for GS (schools, OED, colleges), participate in conferences of different levels and professional competition ("the best teacher of health", etc.). Having made a professional choice student immersed during study in quasi-professional activities through the use of case studies from real pedagogical practices using the integrated form of the method zdorov'esberezheniju projects. Practical significance is that a teacher is being prepared, which meets modern requirements of professional standards and the GEF

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций в области здоровьесбережения в профессиональном образовании»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

УДК 371.71+371.314.6+373+578

DOI 10.18413/2075-4574-2018-37-3-489-495

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА УРОВНЯХ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ

FORMATION OF THE COMPETENCES IN THE AREA OF HEALTH CARE IN VOCATIONAL EDUCATION AT THE UNDERGRADUATE AND GRADUATE LEVELS

Н.П. Абаскалова N.P. Abaskalova

Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630128, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

Novosibirsk State University, 28 Vilyuyskaya St, Novosibirsk, 630128, Russia

E-mail: Abaskalova2005@mail.ru

Аннотация

Подготовка бакалавров и магистров педагогического образования поставила новые задачи перед профессорско-преподавательскими коллективами вузов. Профессиональная подготовка бакалавров и магистров все больше сдвигается к процессу освоения различных компетенций во время аудиторной и самостоятельной работы, в том числе и по формированию компетенций в области здоровьесбережения. Целью настоящего исследования является система организации учебного процесса в вузе для формирования у студентов компетенций в области здоровьесбережения, социальной позиции, готовности к самообразованию как способу самореализации личностного потенциала. В основе работы - современные положения в области педагогики здоровья (педагогической валеологии) и системы здоровьесбережения, разработанные И.И. Брехманом, Н.П. Абаскаловой, Р.И. Айзманом, В.Н. Ирхиным, Э.М. Казиным, В.И. Колбановым, Г.А. Кураевым, А.Г. Маджуга, Н.Н. Малярчук, А.Г. Щедриной, Н.В. Третьяковой и др.). В настоящее время метод проектов - неотъемлемый компонент системы образования в вузе. Студенты-бакалавры защищают портфолио достижений по «Методике обучения», магистранты, обучающиеся по профилю «Здоровьесберегающее образование», к моменту защиты диссертаций имеют 4-5 статей и апробированные авторские программы «Здоровья» для ОО (школы, ДОО, колледжи), участвуют в конференциях разного уровня и профессиональных конкурса («Лучший учитель здоровья» и др.). Сделав профессиональный выбор, студент погружается во время обучения в квази-профессиональную деятельность через использование кейсов из реальной педагогической практики с применением интегрированной формы метода проектов по здоровьесбережению. Практическая значимость заключается в том, что идет подготовка педагога, который отвечает современным требованиям профессионального стандарта и ФГОС.

Abstract

Training of bachelors and masters pedagogic education has set new challenges for faculty teaching groups of universities. Training of bachelors and masters are increasingly shifted to the process of development

of the various competencies during classroom and independent work, including the formation of competences in the field of zdorov'esberezhenija. The aim of this study is the system of organization of educational process in the University for the formation of students ' competence in the field of zdorov'esberezhenija, social position, willingness to educate themselves as a way of self-realization of personal potential. The basis of the modern situation in the field of pedagogy (teaching valeology) and zdorov'esberezhenija system developed by N. P. Abaskalovoj, R. I. Ajzmanom, I. I. Brehmanom, V. N. Irhinym, E.M. Kazinym, and V. Kolbanau, A. G. Madzhuga, N. Malyarchuk, A.G. Shchedrina, N.V. Tretyakova, etc.). Currently, the project is an integral component of the education system at the University. Undergraduate students protect portfolio of achievements on "teaching methods", "Zdorov'esberegajushhee education" graduate at the time protection of 4-5 articles, proven health author programs for GS (schools, OED, colleges), participate in conferences of different levels and professional competition ("the best teacher of health", etc.). Having made a professional choice student immersed during study in quasi-professional activities through the use of case studies from real pedagogical practices using the integrated form of the method zdorov'esberezheniju projects. Practical significance is that a teacher is being prepared, which meets modern requirements of professional standards and the GEF

Ключевые слова: формирование компетенций, здоровьесбережение, профессиональная подготовка бакалавров и магистров, метод проектов, организация учебного процесса. Keywords: formation of the competences, zdorov'esberezhenie, training of bachelors and masters, project, organization of educational process.

Введение

Сегодня совершенствование системы отечественного образования происходит в рамках компетентностного подхода и новых стандартов на всех его уровнях, а также современных прогрессивных достижений педагогической науки. Это требует разработки научно-методического обеспечения подготовки бакалавров и магистров по новым программам. Россия решает задачи достижения высокого уровня квалификации и профессионализма специалистов с высшим образованием как фактора социальной защищенности, профессиональной адаптированности, гибкости, мобильности и конкурентоспособности специалистов в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции на рынке труда [Абаскалова, 2015; Третьякова и др., 2015; Федоров, Третьякова, 2016].

Повсеместный одномоментный переход от подготовки специалистов к бакалаврам и магистрам актуализировал потребность в рефлексии имеющегося опыта организации учебной работы преподавателей. Заинтересовать студента будущей профессиональной деятельностью (особенно педагогической), сформировать у него необходимые компетенции возможно, применяя активные и интерактивные методы обучения, метод проектов, различные инновационные педагогические технологии, которые позволяют студенту проявлять самостоятельность, инициативность, криативность.

Современные требования к качеству образования, профессиональный стандарт педагога выдвигают задачу формирования поведенческих алгоритмов успешного решения педагогических задач, умения профессиональной рефлексии, всех необходимых профессиональных компетенций, в том числе и здоровьесберегающей [Абаскалова и др., 2014; Абаскалова, Айзман, 2014; Абаскалова, Зверкова, 2015, 2016]. Анализ компетентностного подхода к образованию показывает, что он подразумевает не только когнитивную и операционно-техническую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Компетентностный подход обеспечивает переход от количественной стороны увеличения знаний обучающихся к качественной составляющей образования. Приобретенные компетенции - это качественный личностный рост, важный персональный ресурс педагога, обеспечивающий (и описывающий) не только его профессиональную подготовку, но и коммуникативно-личностные, социальные

качества, его желание и способность менять и повышать уровень своей профессиональной подготовки [Третьякова и др., 2016; Абаскалова, Зверкова, 2016; Bastian et al., 1993].

Методологической основой для разработки проблемы стали результаты исследований педагогики здоровья, укрепления здоровья обучающихся, внедрение здоровьесберегаю-щих технологий и управления данным процессом (Е.Е. Адакин, М.В. Артюхов, Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин, Н.Э. Касаткина, Б.П. Невзоров, В.И Орлов, П.И. Пидкасистый, Е.Л. Руднева, Е.В. Тарабаева, Н.В. Третьякова, Т.М. Чурекова, Т.И. Шалавина, Г.И. Щукина и др.). В сфере высшего образования саногенные (ориентированные на сохранение, формирование и укрепление здоровья) программы нашли свое применение в педагогических (Э.Н. Вай-нер, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, П.А. Виноградов, Р.В. Колбанов, Э.М. Казин, Л.И. Лубышева, Н.В.Третьякова и др.) и медицинских (Н.М. Апанасенко, И.И. Брехман, Ю.П. Лисицын и др.) вузах.

Обзор литературы

В многочисленных работах сформулировал целый ряд положений, которые еще требуют своего осмысления и развития, но является очевидным то, что за идеей педагогической подготовки стоят те смыслы, которые восходят к пониманию компетентного специалиста, отвечающего современным требованиям в сфере непрерывного образования:

• потребностно-мотивационный и активно-деятельностный подход в воспитании (П.В. Симонов, В.К. Вилюнас, А. Maslow, K. Lewin, А.Н. Леонтьев), проектировочная деятельность (О.С. Анисимов, В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанский, М.И. Дьяченко, Л.А. Канды-бович, Н.В. Кузьмина и др.);

• труды по организации инновационных процессов в современном образовании (В.А. Сластенин, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Б.П. Мартиросян и др.) и развитии системы дополнительного образования (В.А. Горский, Л.Н. Буй-лова, С.В. Коченева, Л.И. Боровиков и др.), а также научные исследования авторов, раскрывающих сущностные характеристики, компоненты, структуру и функции инновационного процесса в системе образования в целом (Е.В. Бондаревская, В.А. Бордовская, О.С. Гребенюк, В.В.Гузеев, В.И. Данильчук, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинскнй, В.В.Зайцев, Г.И. Ибрагимов, В.А. Козулин, И.Б. Котова, М.В. Кларин, В.М. Монахов, О.Д. Мукаева, JI.C. Подымова, С.Д. Поляков, Л.И. Пригожин, М.И. Рожков, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.К. Селевко, E.H. Шиянов, Н.Р. Юсуфбекова, И.О. Якиманская и др.);

• теоретические основы профессиональной деятельности учителя, его исследовательской и методической культуры (О.С. Анисимов, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, Н.Д. Никандров и др.), характеристика методов совершенствования педагогического мастерства (В.И. Андреев, Т.Г. Браже, В.А. Кан-Калик, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, В.В. Гузеев, Г.К. Селевко и др.), исследования готовности учителя к профессиональной деятельности (Т.Б. Гребешок, К.М. Дурай-Новакова, B.C. Лазарева, А.И. Щербакова, Н.В. Кузьмина, А.С. Маркова, Ф.Л. Гоноболина и др.), а также проблема подготовки будущих учителей к применению инновационных технологий учения (М.И. Морозовой, Е.В. Родькиной, Ю.И. Рудиновой, З.Р. Сафиной, Л.Т. Черновой, И.В. Штых и др.).

Новая парадигма образовательной политики - это непрерывное образование. Н.П. Абаскалова, А. Ю. Зверкова [2015, 2016] отмечают, что образование, способное на всех этапах своей непрерывности предложить здоровьеориентированные педагогические технологии, является важной частью реформирования. По их мнению, здоровьеориентированные педагогические технологии - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных в «педагогике здоровья» процессов воспитания культуры здоровья, позволяющая обучающимся успешно осваивать и реализовывать в процессе жизнедеятельности ключевую компетенцию «быть здоровым».

В современном обществе особое значение придается развитию способностей человека к общению, обмену опытом, сопоставлению мировоззренческих позиций, принятию

различий между этносами, умению «жить вместе», т.е. быть толерантными. Компетент-ностный подход направлен на формирование ряда ключевых компетенций, которые определяют основу для непрерывного образования личности, образования через всю жизнь. Это политические и социальные компетенции, компетенции жизни в многокультурном обществе и общения (устное, письменное, на иностранных языках); компетенции, связанные с владением новыми информационными технологиями и реализующие способность и желание учиться всю жизнь. Быть компетентным - это, значит, уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах [Дмитриенко, Ирхин, 2013; Абаскалова, 2014, 2017].

Недаром в Концепции формирования универсальных учебных действий (ФГОС) предусматривается освоение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения. Это требует от внедряющих новшества педагогов применения проектных технологий, которые ранее не считались актуальными в рамках реализации педагогики здоровья, но реализовывались уже давно в образовательном процессе. Вместе с тем, преимущества проекта как способа систематизации и интеграции знаний, развития творческих способностей обучающихся, освоения ими основ научно-исследовательской деятельности кажутся очевидными и подтвержденными в различных исследованиях [Абаскалова, Зверкова, 2013; Акимова, 2014; Frey, 1993; Ketrish et al., 2016 и др.].

Результаты исследования

Студенты, обучающиеся в педагогических вузах, в настоящее время разделяют с профессорско-преподавательским составом риски непрерывного реформирования образования, переход от стандартов третьего поколения к стандартам четвертого поколения. Изменения в сфере образования связаны с введением новых ФГОС и сопровождаются расширением профессиональных функций учителя: консультанта, воспитателя, проектировщика, исследователя. Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

• информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать постоянно изменяющийся поток информации, применять информацию для решения проблем, в том числе и профессиональных);

• коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми, с коллегами, с обучающимися разного возраста и пола);

• самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

• самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность на рынке труда за счет высокого уровня компетентности).

Сегодня мотивация студентов, поступивших в педагогические вузы страны, низкая. Перед преподавателями вузов возникает сложный вопрос о том, как их заинтересовать, как осуществлять подготовку студентов так, чтобы содействовать, с одной стороны, формированию компетенций, требуемых ФГОС высшего педагогического образования, а с другой - не блокировать стремление обучающихся поделиться с другими тем, что важно, ценно, значимо для них.

Проведенные у бакалавров (педагогическое образование) исследования отражают характер мотивов трудового поведения будущих педагогов и позволяют увидеть проблемы в формировании мотивационной сферы для реализации программ здоровьесберегающего образования, использования здоровьясберегающих технологий в образовательных организациях. Лишь 25% бакалавров выразили стремление добиться максимальной самостоятельности в работе, 43% считают, что введение стандарта профессиональной деятельности педагога и ФГОС усложнит профессиональную деятельность, возрастут нагрузки на педагога и ответственность за результат обучения,

57% студентов считают, что вопросами здоровьесбережения должен заниматься специалист и не соотносят данную компетенцию с получаемым образованием.

Тестирование бакалавров показало, что 92% не владеют здоровьесберегающими технологиями. Это связано с тем, что у студентов нет специального курса, а педагоги и психологи в своих предметных областях лишь частично затрагивают данную проблему. Поэтому в рамках учебного процесса на базе «Института Детства» университета ФГБОУ ВО «НГПУ» была разработана учебная дисциплина «Здоровьеориентированные технологии в дошкольной образовательной организации» (учебные планы направлений педагогическое образование «44.03.01» и «44.03.05»), а у студентов «ИЕСЭН» университета проектная деятельность осуществлялась через курс «Методика обучения и воспитания». Также были разработаны учебно-методические комплексы и электронные пособия, позволяющие формировать здоровьесберегающие компетенции у студентов, в том числе и при дистанционной форме обучения. Очевидно, что необходимо уделять особое внимание вопросам учебно-методического обеспечения и разработке учебно-методических комплексов дисциплин как для бакалавров, так и магистров. У магистров введены специальные курсы: «Здоровьесберегающие педагогические технологии», «Разработка программ «Здоровья» для образовательных организаций», «Система управления Школой здоровья» и другие с полным методическим обеспечением.

Учитывая массовое применение метода проектов в жизнедеятельности образовательных организаций (ОО) в системе непрерывного образования, возникла потребность в дополнительном анализе алгоритма его разработки и, соответственно, в подготовке будущих воспитателей к его грамотному использованию. Это связано также с заказом работодателя на достижение бакалаврами педагогики уровня максимальной профессиональной компетентности сразу по завершения обучения.

Результаты обучения бакалавров (федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования, бакалавриат третьего поколения) можно сформулировать по модулям.

Первый учебный модуль: компетенция «способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного взаимодействия».

Второй учебный модуль: компетенция «готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ».

Третий учебный модуль: компетенция «способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие обучающихся в детских видах деятельности».

Под здоровьесберегающей компетентностью педагога мы понимаем интегральную характеристику педагогической деятельности, включающую не только теоретическую и практическую составляющие, но и компетентность «быть здоровым», т.е. личностные особенности, обеспечивающие сохранение и укрепление как собственного здоровья, так и всех субъектов воспитательно-образовательного процесса и формирование у них ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как результату профессиональной педагогической деятельности».

Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения. И такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения, конструирования здоровьеориентированных проектов. В нашем исследовании оптимальным контекстом для студенческих проектов выступает вопрос о формировании в ОО у детей основ здорового образа жизни и культуры здоровья. Студенты бакалавры защищают портфолио достижений, в котором представлено 5 здоровьесберегающих проектов по учебно-воспитательной работе (проект включает 5 разработанных уроков с технологической картой и УУД (универсальными учебными действиями), 5 внеклассных мероприятий, 5 экскурсий), которые проходят апробацию во время педагогической практики, а исследовательская часть проекта используется при написании статей и дипломных проектов.

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» осуществляет обучение по направлению подготовки магистров 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Здоровьесберегающее образование». Цель магистерской программы - фундаментальная всесторонняя подготовка специалистов в области образования, сохранения и развития здоровья, формирования ЗОЖ обучающихся и воспитанников разного уровня образования (от ДОУ до образования взрослых). Сложность подготовки магистров заключается в том, что при поступлении абитуриенты имеют разный уровень подготовки и различный профиль образования по бакалавриату. Подготовка магистрантов ведется с учетом современных методологических подходов. Поэтапное планирование, последовательное воплощение элементов модульной подготовки магистрантов и сквозное использование метода проектов позволяет гарантировать достижение планируемых результатов. Магистранты, обучающиеся по профилю «Здоровьесберегающее образование», к моменту защиты диссертаций имеют не менее 5 статей (РИНЦ и ВАК), апробированные авторские программы «Здоровья» для ОО (школы, ДОО, колледжи), монографии, участвуют в конференциях разного уровня и профессиональных конкурсах («Лучший учитель здоровья», «Лучший учитель ОБЖ», «Профессиональный дебют» и др.), занимая призовые места.

Следовательно, подготовка магистрантов за счет реализации модульного образования - общенаучного модуля, профессионального модуля, научно-методического модуля, исследовательско-проектного модуля, организационно-управленческого модуля (с соответствующими программами) - дает им возможность выбора научной, педагогической и управленческой карьеры œ сформированными здоровьесберегающими компетенциями.

Список литературы References

1. Абаскалова Н.П. 2015. Современное развитие образования: от парадигмы обучения к парадигме учения. В кн.: Профессиональное образование и занятость молодежи: 21 век. Кемерово: 172-173.

Abaskalova N.P. 2015. Modern development of education: from a training paradigm to a doctrine paradigm. In: Professionalnoe obrazovanie i zanyatost molodezhi: 21 vek [Professional education and employment of youth: 21st century]. Kemerovo, 2015: 172-173. (in Russian)

2. Абаскалова Н.П., Ирхин В.Н., Маджуга А.Г. 2014. Педагогика здоровья: новый этап развития. Стерлитамак, Фобос, 242.

Abaskalova N.P., Irkhin V.N., Madzhuga A.G. 2014. Pedagogika zdorovya: novyj etap razvitiya [Health Pedagogics: new stage of development]. Sterlitamak, Phobos, 242. (in Russian)

3. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. 2013. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов). Новосибирск, Сибпринт, 160.

Аbaskalova N.P., Zverkova А. YU. 2013. Zdorov'eorientirovannye pedagogicheskie tekhnologii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya (na primere metoda proektov) [Health-oriented pedagogical technologies in the system of continuous education (using the example of the project method)]. Novosibirsk, Sibprint, 160.

4. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. 2016. Актуальные проблемы подготовки студентов магистрантов по программе «Здоровьесберегающее образование». В кн.: Современные образовательные ценности и обновление содержания образования. Материалы II Междунар. научно-практ. конф. Белгород, Изд-во «ГиК», Ч.4: 36-43.

Abaskalova N.P., Zverkova A.Yu. 2016/ Current problems of training of students of undergraduates according to the Health Saving Education program. In: Sovremennye obrazovatelnye cennosti i ob-novlenie soderzhaniya obrazovaniya. Materialy II Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. [Modern educational values and updating of content of education: II Mezhdunar. scientific practical conference. Belgorod, GiK, 4: 36-43. (in Russian)

5. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. 2016. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья. Научное обозрение. Педагогические науки, 2: 5-24.

Abaskalova N.P., Zverkova A.Yu. 2016. Scientific review: systemic approach in health pedagogics. The Scientific review. Pedagogical sciences, 2: 5-24.

6. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. 2015. ^временные технологии разработки программы здоровья в образовательной организаци. Научный результат. Педагогика и психология образования, 2:

42-47. URL: http://^edagogy.ru/media/pedagogy/2015/2/A6acKaroBa_Hn^_,4p.pdf (дата обращения 8 февраля 2018)

Abaskalova N.P., Zverkova A.Yu. Modern technologies for the development of a health program in an educational organization. Research result. Pedagogy and psychology of education, 2: 42-47. URL: http://rrpedagogy.rU/media/pedagogy/2015/2/Abaskalova_NP_and_pdf.pdf (accessed February 8, 2018) (in Russian)

7. Абаскалова Н.П. 2014. Магистратура как система изменения содержания и технологии педагогической подготовки высококвалифицированных кадров. Здоровьесберегающее образование, 1(37): 33-37.

Abaskalova N.P. 2014. Magistracy as system of change of contents and technology of pedagogical training of highly qualified personnel. Health saving education, 1(37): 33-37 (in Russian)

8. Абаскалова Н.П. 2017. Проектная деятельность педагога как способ управления образовательным процессом формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в условиях ФГОС. Сибирский учитель, 1 (110): 70-73.

Abaskalova N.P. 2017. Project activity of the teacher as a way of managing the educational process of the formation of ecological culture, healthy and safe way of life in the conditions of GEF. Siberian teacher, 1 (110): 70-73.

9. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. 2016. Технология разработки программ здоровья для образовательной организации в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие. Новосибирск, НГПУ, 226. URL: https://lib.nspu.ru/views/library/73458/read.php (дата обращения: 16 марта 2018)

Abaskalova N.P., Zverkova A.Yu. 2016. Tehnologiya razrabotki programm zdorovya dlya obra-zovatelnoj organizacii v usloviyah realizacii FGOS: uchebno-metodicheskoe posobie [Tekhnologiya of development of programs of health for the educational organization in the conditions of realization of FGOS: educational and methodical grant]. Novosibirsk, NGPU, 226. Available at: https://lib.nspu.ru/views/library/73458/read.php (accessed 16 March 2018) (in Russian)

10. Димитренко Е.В., Ирхин В.Н. 2013. Оценка исходного уровня сформированности культуры здоровья студентов специальных медицинских групп вуза. Современные проблемы науки и образования, 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7otsenka-ishodnogo-urovnya-sformirovannosti-kultury-zdorovya-studentov-spetsialnyh-meditsinskih-grupp-vuza (дата обращения: 14 марта 2018)

Dimitrenko E.V., Irkhin V.N. 2013. Assessment of initial level of formation of culture of health of students of special medical groups of higher education institution. Modern problems of science and education, 6. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ishodnogo-urovnya-sformirovannosti-kultury-zdorovya-studentov-spetsialnyh-meditsinskih-grupp-vuza (accessed 14 March 2018) (in Russian)

11. Третьякова Н.В., Андрюхина Т.В., Кетриш Е.В. 2015. Стратегические установки по управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Сибирский педагогический журнал, 3: 159-164.

Tretyakova N.V., Andryukhina T.V., Ketrish E.V. 2015. Strategic installations on quality management of health saving activity of the educational organizations. The Siberian pedagogical magazine, 3: 159-164. (in Russian)

Abaskalova N.P., Aizman R.I. 2014. Formation in Baccalaureates and Masters of General Cultural and Professional Scopes in Field of Health Care. American Journal of Educational Research, 2 (6): 378-382. (in USA)

12. Akimоva L.A., Lutovina E.E., Thyssen P.P. 2014. Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, pros-pects. Life Sci J., 11(10 s): 574-577.

13. Bastian J., Gudjons H. 1993. Das Projekt: Projektuntemcht. Argumente gegen eine Reduziemng des Projektbegriffs. Pädagogik, 7-8: 72-73. (in Germany)

14. Fedorov V.A., Tretyakova N.V. 2016. The Development of Vocational Pedagogical Education in Russia (Organizational and Pedagogical Aspect). International Journal of Environmental and Science Education, 11(17): 9803-9818. Available at: http://www.ijese.net/makale/1207 (accessed 03 March 2018). (in Russian)

15. Frey K. 1993. Geschichte der Projektmethode und die Folgen. Pädagogik, 7-8: 68-69.

16. Ketrish E.V., Dorozhkin E.M., Permyakov O.M., Tretyakova N.V., Andryukhina T.V. & Mantu-lenko V.V. 2016. Building of Projecting Competence Among Future Teachers in the Conditions of Introduction of Inclusive Education. International Journal of Environmental and Science Education, 11(15): 82378251. Available at: http://www.ijese.net/makale/1077 (accessed 12 February 2018). (in Russian)

17. Sheehan R. 2007. Technical Communication Today (2d Ed). Pearson Longman. 716.

Tardy C.M. 2010. Writing for the World: Wikipedia as an Introduction to Academic Writing. English Teaching Forum, 1: 12-27. (in USA)

18. Tretyakova N.V., Fedorov V.A., Dorozhkin E.M., Komarova M.K. & Sukhanova E.I. 2016. Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving. International Journal of Environmental and Science Education, 11(15): 8281-8292. Available at: http://www.ijese.net/makale/1080 (accessed 7 February 2018). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.