ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 372.8
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
© О. Н. ПОНОМАРЕВА*, О. Н. ВАСИНА**
*Пензенский институт развития образования,
**Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского
e-mail: [email protected]
Пономарева О. Н., Васина О. Н. - Этнопедагогическое наполнение обучения основам безопасности жизнедеятельности в средней школе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 748-751. - В статье дана психолого-педагогическая характеристика введения народных традиций в обучение дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в средней школе (для каждой возрастной группы обучающихся), приведены конкретные примеры включения фольклора в учебный материал на уроках ОБЖ.
Ключевые слова: методика обучения ОБЖ, народные традиции.
Ponomareva O. N., Vasina O. N. - Ethnopedagogical filling of training to health and safety bases at high school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 748-751. - In article the psihologo-pedagogical characteristic of introduction of national traditions in training is given discipline of «A health and safety Basis» at high school (for each age group trained), concrete examples of inclusion of folklore in a teaching material at lessons ОБЖ are resulted. Keywords: a technique of training a health and safety basis, national traditions.
Развитие событий на планете, в мире, в стране поставило проблему выживания и в буквальном, и в фигуральном контексте. Целенаправленная подготовка подрастающего поколения в обществе осуществляется в школе, которая призвана решать многочислен-ныеобразовательные,развивающиеивоспитательные задачи. В российской школе комплекс проблем по обеспечению безопасности граждан от внешних и внутренних угроз рассматривает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Важнейшие функции обучения ОБЖ: мировоз-зренческая,системная, регулирующая,развивающая, социальная.
Мировоззренческая функция раскрывает зависимость целей, содержания и мотивов образования от мировоззренческих взглядов, устанавливает направление взаимосвязей между научными и учебными дисциплинами. Функция реализуется в том случае, когда учащиеся постигают не только конкретно-предметное содержание учебного предмета, но и тот его пласт, который выступает как его «надпредметная» часть, воплощающая его мировоззренческий потенциал.
Регулирующая функция проявляется через создание педагогической системы управления процессом усвоения учебного материала и развития личности средствами обучения. Важную роль в реализации этой функции играет выбор оптимальных дидактических
технологий, их соотнесение с целями обучения, особенностями контингента учащихся и пр.
Развивающаяфункциязаложенавотборесодер-жания образования, а такжеформи методов обучения, типа познавательной деятельности учащихся. Функция может быть реализована в том случае, если индивидуальное развитие личности выступает как одна из целей обучения.
Социальная функция обусловливает социальную значимостьобученияОБЖ,обеспечиваетпроцесс социализации личности. Функция может быть реализована в том случае, если личность обучающегося рассматривают как главную ценность учебного процесса.
Содержание образовательной области ОБЖ построено на нескольких тематических линиях: безопасное поведение индивида; защита населения в ЧС; современный комплекс проблем безопасности (индивидуальный, национальный, глобальный уровни); здоровый образ жизни (ЗОЖ); основы медицинских знаний; оборона государства.
Практический компонент обучения ОБЖ может быть достаточно многообразен:
- различные практические работы;
- решение проблемных ситуаций и заданий;
- игровая деятельность; участие школьников в трудовых акциях по сохранению и улучшению природного окружения;
- овладение умениями и навыками ЗОЖ и основами медицинских знаний;
- овладение умениями эколого-аналитического контроля за качеством окружающей среды и умениями, нацеленными на ее сохранение (санитарногигиенический аспект);
- овладение навыками самообороны и др.
Эмоциональный компонент должен быть направлен на формирование системы ценностных ориентаций и отношений человека к себе самому, другим людям, природному окружению как совокупности духовных и материальных ценностей.
Существенную помощь в достижении целей обучения ОБЖ может оказать использование народных традиций. В философском энциклопедическом словаре понятие «традиция» трактуется следующим образом: «Традиция (от лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени». В качестве традиций выступаютобщественные установления,нормы поведения, материальные и духовные ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.
Педагогические воздействия,которыетрадиции оказывают на учащихся:
• адаптация: включение индивида с раннего детства в хозяйственное дело;
• обучение:сообщениезнаний,показумений,са-мостоятельное научение путем подражания; шлифовка мастерства, накопление оригинального опыта.
• формирование: ориентация на определенные ценности духовного и нравственного порядка;
• образование: специальное обучение навыкам (например, ремеслу);
• развитие: тренировка и закрепление навыков, наблюдательность, смекалка, самостоятельный поиск своих приемов и методов;
Традиция как способ передачи информации вызывает у людей определенное отношение, которое со временем приводит к формированию стереотипов, особенно в сфере поступков, нравственных оценок, эмоций, создавая общность в рамках этноса. Формируемая народными традициями ценностная система со временем может оказаться важнейшим фактором социально-культурной ориентации общества. В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей природной среды следует строить систему образования так, чтобы любой ребенок, начиная с дошкольного возраста, смог почувствовать, понять и принять идею неразрывной связи человека и природы, то есть постепенно вернуть в сознание людей идею взаимозависимости человека и природы. Традиции как послание коллективного опыта устанавливают историческую связь поколений. Воспитание на традициях позволяет черпать убеждения (знания самого высшего порядка) из самого чистого родника - народного опыта.
Составной частью традиций является фольклор (от англ. «мудрость народа»). Разновидности разго-
ворных жанров фольклора - пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, легенды. В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и национальные традиции, они содержат в себе наставления и поучения, освященные авторитетом поколений и «переданные» нам в освоение. Фольклор обладает мощной воздействующей воспитательной силой, так как сохраняет для будущих поколений историю, философию, этику народа. Народная культура, как и язык народа, - специфическая окружающая среда, в которой каждый из нас пребывает; знание истоков, уважение к исторической памяти поколений влияют на духовный мир человека, помогают осознать взаимосвязь явлений в природе, единство человека и природы. Народ смог «углядеть», подметить и облечь в яркую запоминающуюся форму закономерности, которые можно использовать в собственной практической деятельности.
Проблема использования подобных литератур-ныхобразцовввоспитательных иобразовательныхце-ляхизучаласьпсихологами,педагогами,лингвистамив разныхаспектах:личностном,эстетическом,языковом (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец и др.). По мнению ученых, ценность фольклорных произведений обусловлена их высокой образностью, выразительностью и, как выясняется уже сейчас, солидным потенциалом знаний. Восприятие учащимися фольклорных произведений способствует формированию эмоциональной отзывчивости; развитию воображения, мнемонической памяти и мышления. Вучебном процессеустановление взаимосвязи национального фольклора с духовными традициями других народовосуществляетсяпутемсодержательногосрав-нения, сопоставления, установления общих истоков, нахожденияобщихкорней,подтверждениевсеобщего характера установленных связей.
Приобщение учащихся в процессе обучения ОБЖ к народным традициям, ценностям народной духовной культуры - одно из условий формирования национальногосамосознания,выработкигражданской позиции, реализации творческого потенциала. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре других народов помогают осознать роль каждого народа в историческом развитии, выработать нравственные принципы межкультурного общения, преодолеть межнациональные барьеры. Включение этнокультурного материала в содержание обучения ОБЖ в контексте современных задач обучения и воспитания более эффективно формирует у школьников систему знаний; а глубинное осознание своих корней способствует накоплению благостного опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям, к собственному здоровью, к природе.
Т ворческая направленность духовной традиции русского фольклора связана с развитием творческих способностей у школьников. Творческое начало реализуется посредством восприятия и усвоения человеком ценностных представлений, норм, ориентаций своего народа, однако, при этом необходимо проблем-
24 2011
ное осмысление этнокультурного материала в форме проблемных (в том числе и игровых) ситуаций, творческих заданий и т. д.
Длякаждоговозрастногопериодарекомендован свой фольклорный жанр как наиболее эффективный для достижения целей воспитания и развития. Народные знания о безопасном быте, о природе и взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в загадках, сказаниях, былинах, пословицах и поговорках.
При обучении ОБЖ учащихся 4, 5, 6-х классов используют межпредметные связи с уроками литературы, на которых изучаются народные сказки («Бытовые сказки», «Волшебные сказки» и «Сказки о животных»). Сказки воспитывают в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, стремление к высокому, без чего невозможна творческая жизнь; воспитывают также чувство осторожности, знакомят с поведением в доме, в лесу, на болоте, на речке. Через сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, о повадках зверей, об их образе жизни, о съедобных, ле-карственныхи ядовитых растениях, о различных явлениях в живой и неживой природе, способах и правилах поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.).
Чем старше обучающиеся, тем чаще включают в процесс обучения школьников поговорки и пословицы. Специалисты считают их наиболее удобной формой устной передачи знаний из поколения в поколение. В пословицах и поговорках в яркой, легко запоминающейся,допределалаконичнойформеобоб-щены самые разнообразные знания. Их запоминание в свою очередь развивает память, мышление, смекалку, расширяеткругозор.Передачазнанийосуществляется как бы мимоходом, без особого напряжения; и эти знания, опыт народа осваиваются прочно, на всю жизнь. Это и есть желаемый вариант, когда учение проходит без мучения.
В учебном процессе самобытный характер традиций находит свое выражение в педагогических приёмах, требующих применения иллюстративного материала. В этом качестве могут быть использованы тексты фольклорных произведений (русского и других народов). В практике обучения ОБЖ пословицы и поговорки учителя включают в отдельную часть урока («Азбука народной мудрости»). Наш опыт показывает, что значительное число пословиц имеет полифунк-циональное применение: их можно использовать не только на разных этапах урока (в качестве учебного задания в начале изучения темы; предложить учащимся для комментария на этапе закрепления материала; дать в качестве задания для работы в малых группах), но и при изучении разных тем.
Пословицы и поговорки, используемые нами в учебном процессе, отвечают определенным требованиям: отражают национальный колорит; содержат образы, передающиехарактернарода; доступны для восприятия; включают разнообразные средства художе-ственнойвыразительности;оказываютэмоциональное воздействиенаучащихся. У народностей,населяющих
необъятныероссийскиепросторы,обязательноможно встретить созвучные русским пословицам и поговоркам аналоги устного творчества.
Использование дидактических материалов по народным традициям имеет информационную, интерпретационную и проблемную направленность. Информационная составляющая предполагает ознакомление учащихся ссодержанием текста к изучаемой теме урока; интерпретационная функция заключается в раскрытии дополнительных межпредметных аспектов (прежде всего мировоззренческого); проблемная направленностьосуществляетсяспециальнойформой подачи материала в виде заданий и ситуаций.
Процесс формирования убеждений у школьников предстает как их деятельность. Усвоенные идеи вызывают интерес, учащиеся начинают вести активный поиск новых идей и фактов и проверять их. В обсуждении с ровесниками на уроке (и вне его) школьники обмениваются полученной информацией, доказывают правильность собственного мнения, аргументируя свою точку зрения. В этом процессе происходит совершенствование способности пропагандировать и умения отстаивать свои взгляды. Так из объектов передачи информации учащиеся постепенно становятся субъектами, активными носителями идей и взглядов.
Изучение предлагаемого содержания следует вести в соответствии с этическими традициями, так как характерной особенностью фольклорного материала является актуализация отношений к окружающему миру. Пословицы и поговорки содержат емкий воспитательно-образовательный потенциал, который при грамотно управляемом воздействии способен ока-затьпозитивное воспитательное влияние на учащихся, способствоватьформированиюнравственныхкачеств гражданина,содействоватьпроцессууспешногоосвое-ния содержания знаний по безопасности жизнедеятельности, заложенных в программу курса. Поэтому на уроках ОБЖ учителю нужно продумать включение национально-регионального колорита, для этого в структуру урока ОБЖ может быть введён новый элемент - «Азбука народной мудрости» (АНМ).
Назначение рубрики АНМ как составной части урока ОБЖ состоит в том, чтобы:
- обеспечить передачу учащимся исторически сложившейся системы знаний и убеждений коренного населения данной местности по обеспечению безопасного проживания, по сохранению и приумножению положительного опыта взаимодействия с природой;
- помочь каждому ученику осознать собственный опыт и опыт своего народа;
- стимулировать сознательное и активное участие школьников в обеспечении личной и общественной безопасности, в общественно- полезной деятельности по сохранению окружающей природной среды.
Условия активного овладения учащимися знаниями, сохраненными в народных традициях, и их трансформации в убеждения:
- фактическая достоверность,научная ценность знаний,подтвержденнаяпрактикойчеловеческойдея-тельности; связь этих знаний, сохраненных предыду-
щими поколениями, с жизненной практикой и личным опытом учащихся;
- активный способ овладения предлагаемой информацией путем вовлечениясамихучащихсявпоиск, обсуждение, пропаганду и апробацию на практике.
Структурная часть урока ОБЖ «Азбука народной мудрости» нами выстроена в интерактивном режиме, то есть во взаимодействиях «учитель-ученик», «ученик-ученик», основной метод - дискуссия, которая ведется по определенной схеме:
а) предварительно все пословицы или поговорки должны быть выписаны на доске;
б) если тема позволяет включить несколько [3-6] пословиц, класс рекомендуем поделить на малые группы, каждая из которых получает по одному изречению (пословице или поговорке), и в течение одной минуты каждая команда пытается выявить заключенный в ней смысл или найти подтверждение определенной закономерности. Затем каждая группа предлагает свою трактовку, вынося ее на общее обсуждение;
в) если выбор пословиц невелик [1-2], то обсуждение ведется в малых группах, что и в первом случае, а затем начинается общая дискуссия.
Прим.: Пословица - краткая притча, изречение с назиданием, поучением. Поговорка - выражение, не составляющее законченного высказывания (как бы половина пословицы).
В пословице или поговорке виды информации (фактуальная, подтекстовая, концептуальная) практически слиты; переход от конкретного информационного содержания к смыслу неалгоритмичен, имеет сходство синсайтом(озарением).Работуспословица-ми следует начинать с показа на примерах, что минитекст может иметь два плана - конкретно-образный и отвлеченно-переносный. Школьники на наиболее простых для понимания пословицах учатся «щелкать орешки» - различать «скорлупку» (фактуальную информацию) и «ядрышко» (концепт). Например, поговорка «Полная бочка звука не издает». Фактуаль-ная информация - о полой емкости, концепт - сущностная характеристика человека. Эта поговорка дает возможность обсудить проблему индивидуальных особенностей людей, способных помешать личной и общественной безопасности, как в мирных условиях, так и в условиях чрезвычайных ситуаций. Если у человека «пусто» и в голове, и в душе, и в сердце, то он кричит, «сотрясает воздух», а никомунепомогает. Это пословица о человеке, который хвалится на словах, а на деле ничего не делает.
«Подача» вопроса на уроке в рубрике АНМ может звучать так:
• «Почему мы так говорим ...»;
• «Привести доказательства правильности или ошибочности трактовки пословицей того или иного факта или закономерности2 и т. п.
• «Какойскрытыйсмысл(какаязакономерность, взаимосвязь, взаимозависимость и т. п.) отражен в изречении: Где нам может пригодиться этаинформация? »
Ниже приведены пословицы, имеющие ссылки [1-6] в соответствии с главными содержательными линиями предмета ОБЖ в средней общеобразовательной школе: 1) безопасное поведение индивида; 2) защита населения в ЧС; 3) современный комплекс проблем безопасности (индивидуальный, национальный, глобальный уровни); 4) здоровый образ жизни (ЗОЖ); 5) основы медицинских знаний; 6) оборона государства.
Русские
В единении сила [1-6].
Друзья познаются в беде [1-6].
Нет друга, так ищи, а нашел, - береги [1, 4, 6].
По прутику всю метлу переломить можно [1, 4, 5, 6].
Предупреждение - то же бережение [1-6].
Прежде чем войти - подумай о выходе [1-4, 6].
Чем сердиться и браниться, так лучше помириться [1, 4, 5].
Что посеешь - то и пожнешь [1-6].
Язык поит, кормит и до побоев доводит [1-6].
Татарские
С хорошим другом - горы свернешь, с плохим -горя хлебнешь [1-6].
Дружба и братство - дорогие богатства [2-6].
Мордовские
Страшна тому старость, от кого добрых дел не осталось [1, 4].
Хороший учитель - второй родитель [4]
Чувашские
От зла берегись заранее [1, 3, 4, 6].
Иное слово острее ножа [1, 3-6].
Кто работать любит - холодным не будет (не замерзнет) [1, 4].
Кто с любовью трудится, тот с улыбкой ест [1, 4].
В целом содержание обучения ОБЖ в средней школе должно обеспечить достижение такого уровня образованности, который характеризуется способностью решать «типовые» жизненные задачи на основе использования социального и собственного опыта учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ВолковГ.Н.Этнопедагогика. Курслекций.М.:Изд-во МПУ, 2002. 92 с.
2. Казимирская Т.А. Ценностные ориентации в нрав-ственномвоспитаниидетей.Автореф.дис....канд.пед. наук. М.: 2002. 25 с.
3. Рейли М.В. Истоки жизни: русские обряды и традиции. СПб.: Невский проспект, 2002. 256 с.
4. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.
5. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека. Челябинск: ЧГПУ, 2003. 264 с.
6. Якунчев М.А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе. Автореф. дис. ...докт. пед. наук. Саранск, 2002. 44 с.