Научная статья на тему '«Межпредметные связи в обучении ОБЖ»'

«Межпредметные связи в обучении ОБЖ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4426
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ОБЖ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИ / АКТУАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинов Ю.Б.

В статье говорится о том, что использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе. Одной из форм использования межпредметных связей на уроке ОБЖ может служить интегрированный урок, когда тема раскрывается педагогами-предметниками (двумя или тремя). Занятия по интегративному обучению на уроках ОБЖ представляют собою познание через игру, ситуационную работу, где используются разные источники информации. Это обучение во взаимодействии, в общении с учителем и друг с другом, в котором понимание и запоминание происходит одновременно в ходе учебного занятия и в процессе размышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинов Ю.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Межпредметные связи в обучении ОБЖ»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

7. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики: коллективная монография / А.В. Андреева и др.; под ред. О.Ф. Морозовой. - Красноярск: СФУ, 2014. - 129 с.

8. Сосновская Н. Трансформация семейных ценностей в современном обществе // Наука и инновации. - 2015.

- № 9. - С. 14-19.

9. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей. - СПб: Санкт-Петербургский гос. ин-т психологии и социальной работы, 2012. - 155 с.

10.Фесенко Ю.А. Что необходимо знать педагогам и родителям о неврозах у детей // Дошкольная педагогика.

- 2013. - № 9. - С.4-11.

11.Чурилова Е.В. Состав и благосостояние неполных семей в России // СОЦИС. - 2015. - № 3. - С. 78-81.

© Антипова Е.И., Анфёрова М.Е., 2016

УДК35

Блинов Ю.Б.

МБОУ Гавриловская СОШ Владимирская область, Суздальский район

«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ОБЖ» Аннотация

В статье говорится о том, что использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе.

Одной из форм использования межпредметных связей на уроке ОБЖ может служить интегрированный урок, когда тема раскрывается педагогами-предметниками (двумя или тремя).

Занятия по интегративному обучению на уроках ОБЖ представляют собою познание через игру, ситуационную работу, где используются разные источники информации. Это обучение во взаимодействии, в общении с учителем и друг с другом, в котором понимание и запоминание происходит одновременно в ходе учебного занятия и в процессе размышления.

Ключевые слова

Межпредметные связи, ОБЖ, интеграция, знания, умения, педагоги,актуальность,образование.

Annotation

The article states that use intersubject links in the educational process schools nominated problem not only design raznopredmetnogo content of the training material, but also the formation of the special presentation the students about the principle. One of the forms use intersubject links to lesson LESSON PLANNING can serve as an integrated lesson when the theme is revealed by disciplinary policy (two or three). Lessons on learning integrativnomu MATHEMATICS lessons are cognition through the game, situational work, using different sources of information. This training together, in communion with the teacher and with each other, in which understanding and remembering occurs simultaneously during the training session and in the process of reflection.

Keywords

Mathematics, intersubject links, integration, knowledge, skills, teachers, the relevance of education.

Актуальность межпредметных связей в школьном образовании продиктована новыми социальными вопросами, предъявляемыми к школе.

Давняя педагогическая проблема в современных условиях приобретает новое звучание.

Школьное образование должно соответствовать современному уровню развития науки, техники и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

культуры, отвечать задаче научно-технического прогресса. Прямое влияние на содержание общего образования имеет и современная тенденция усиления взаимосвязи наук, их интеграция с производством.

Термин интеграция в содержании образования означает объединение в известных пределах, в одном учебном предмете обобщённых знаний той или иной научной области. Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.

Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении многих учебных предметов, в том числе и ОБЖ. Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла

Проблеме межпредметных связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учета взаимосвязи между предметами говорилось еще в трудах выдающихся педагогов XVII--XIX вв. Я.А. Каменского, Д. Локка, И.Г. Песталлоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и других, а также в трудах русских просветителей XIX-XX вв. В.Г. Белинского, В.Д. Одоевского, К.Д. Ушинского. Новая волна интереса к этой проблеме появилась во второй половине прошлого столетия и не спадает по настоящее время.

Использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы учащиеся могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и деятельность по установлению межпредметных связей.

Межпредметные связи - это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Выстраивая модель классификации межпредметных связей, необходимо опираться на три системных основания: информационная структура учебного предмета, морфологическая структура учебной деятельности, организационно-методологические элементы процесса обучения. Рассмотрение межпредметных связей с позиции целостности процесса обучения показывает, что они функционируют на уровне трёх взаимосвязанных типов:

1. Содержательно-информационных;

2. Операционно-деятельностных;

3. Организационно-методических.

Реализация принципа межпредметных связей преследует такие цели:

- формирование единого представления о природе на основе диалектического единства естественнонаучных знаний;

- обеспечение системности знаний;

- формирование у учащихся умений устанавливать всесторонние связи между научными фактами, понятиями, законами, теориями;

- обеспечение понимания этих связей как фактора, способствующего углублению знаний;

- генерализация знаний учащихся, выработка представлений об общности основных законов природы, их значении для разных областей естественнонаучных знаний.

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем;

б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств.

г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;

е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории и экологии в единый смысловой блок, объясняющий ученику, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться.

ОБЖ - интегративная дисциплина. Ее основы формируются исходя из ее комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин; она изучает закономерности и механизмы защиты человека и общества.

При этом ОБЖ не ставит своей целью взять часть материала этих предметов. Наоборот, ОБЖ дает новое видение явлений, изучаемых биологией, физикой, химией, экологией, указывает на объективно существующие законы и тем самым делает интегрированные знания учащихся более глубокими и практичными.

В учебном процессе по предмету ОБЖ имеются три вида межпредметных связей:

1. Предшествующие, когда при раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания учащихся, полученные при изучении других предметов. Так, например, нельзя понять принцип действия индивидуальных дозиметрических приборов, если не опираться на знания, полученные в 9-м классе на уроках физики при изучении темы «Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора».

2. Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и в курсах других предметов.

3. Перспективные, когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Так, например, тема «Оружие массового поражения» изучается в курсе ОБЖ до того, как на уроках физики разбираются вопросы атома и атомного ядра.

В современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий учителей и учащихся в формировании системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности. В курсе ОБЖ предметные знания школьников о безопасности (усваиваемые на уроках других учебных дисциплин) обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на уроках химии, биологии и т.д. Такого рода интеграционные процессы лишь способствуют, но не обеспечивают реализации тенденции перехода от обучения умениям и навыкам безопасной жизнедеятельности к воспитанию мировоззренческой, нравственной и психологической готовности к безопасной жизнедеятельности.

Существует необходимость интеграции частных воспитательных процессов (в преподавании отдельных учебных дисциплин) в целостную систему воспитания культуры безопасности в учебном процессе. Для обоснования такой системы необходимо выявить психолого-педагогические механизмы воспитания культуры безопасности в учебном процессе, особенности содержания воспитания культуры безопасности в преподавании различных учебных дисциплин и закономерности интеграции усилий преподавателей различных учебных дисциплин.

Объединению усилий учителей различных учебных дисциплин в воспитании культуры безопасности способствует образовательная область ОБЖ, реализуемая как учебный предмет ОБЖ или в форме интегрированного обучения основам безопасности (в преподавании различных дисциплин). При наличии в учебном плане школы (за счет регионального или школьного компонента) курса ОБЖ эта учебная дисциплина выполняет функцию координации деятельности учителей в обучении школьников основам

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

безопасности в преподавании различных учебных предметов. В случае если обучение основам безопасности в школе осуществляется интегрированно (содержание обучения основам безопасности рассредоточено в различных учебных дисциплинах), интегрирующая роль принадлежит тем учебным предметам, в содержании которых культура безопасности представлена в наибольшей степени.

К таким дисциплинам, прежде всего, относятся биология и обществознание. Биология обладает значительным потенциалом интеграции естественнонаучных знаний о безопасности человека и общества. Обществознание в наибольшей степени интегрирует мировоззренческие, нравственные, психологические, правовые знания о безопасной жизнедеятельности. Однако взаимосвязь учебных предметов в обучении школьников основам безопасности в современных условиях реализуется как тенденция к интеграции через межпредметные связи.

Данная тенденция не обеспечена ни теоретическими исследованиями в педагогике, ни учебно-методическими разработками, на основе которых и в соответствии с которыми осуществляется практика обучения основам безопасности.

Для более полной реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций межпредметных связей творчески работающий преподаватель будет использовать связь предмета ОБЖ также и с литературой и искусством, общественными науками, физической культурой и др. Ведь именно гуманитарные знания дают возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, обладающую развитым чувством социальной и нравственной ответственности.

Приведенные положения педагогики и психологии позволяют сформулировать педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний и в обучении ОБЖ. К наиболее важным условиям относятся:

1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.

2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.

3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.

4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.

5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.

Таким образом, преимущество использования межпредметных связей на уроках ОБЖ заключается в том, что они:

- развивают системное, ассоциативное мышление;

- интегрируют ОБЖ в систему жизненно необходимых знаний;

- дают представление о путях решения и предотвращения опасных ситуаций;

- способствуют выработке ситуационного опыта.

- и - что не менее важно - объективно поднимают престиж науки ОБЖ.

Одной из форм использования межпредметных связей на уроке ОБЖ может служить интегрированный урок, когда тема раскрывается педагогами-предметниками (двумя или тремя), которые попеременно ведут урок; при этом у каждого своя манера, свой темп и свой темперамент, и это позволяет поддерживать на высоком уровне даже непроизвольное внимание и интерес со стороны учащихся в течение всего урока.

В целом занятия по интегративному обучению на уроках ОБЖ представляют собою познание через игру, ситуационную работу, где используются разные источники информации. Это обучение во взаимодействии, в общении с учителем и друг с другом. Понимание и запоминание происходит одновременно в ходе учебного занятия и в процессе размышления. Это созидательная работа и развивает творческое мышление.

Таким образом, можно утверждать, что в современном обучении учащихся значение межпредметных связей возросло до самостоятельного дидактического принципа. Применяя их в своей практике, мы реализуем основной принцип обучения - принцип систематичности, последовательности и комплексности, что помогает повысить интеллектуальный уровень предмета ОБЖ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы

1. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования //Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 1999 - 160 с.

2. Гурьев, А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования // Наука и школа. - 2002. - №2. - с. 41-45

3. Дмитриев С.Д. Межпредметные связи в учебном процессе. - Киров - Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. инт, 2004. - С. 80.

4. Елагина В. Учитель в пространстве межпредметных связей// Высшее образование в России. - 2003. - « 2. -С. 91-93.

5. Зуев А. Роль межпредметных связей в учебном процессе// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2003. - № 4. - С. 37-39.

6. Карпов А. О. Интегрированное знание в современной школе// Педвгогика. - 2005. - № 3. - С. 19-28.

7. Митюшин Н. Когда ОБЖ и биология вместе// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2004. - № 4. - С. 45-46.

8. Семенова В. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2003. -№ 9. - С. 32-37.

© Блинов Ю.Б., 2016

УДК 336

Н.К. Грамотунова

Студент

Медико-психолого-социальный институт Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

г. Абакан, Российской Федерации

ПОНЯТИЕ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема определения понятий миграции и миграционных процессов.

Ключевые слова

Мигранты, миграция, этнические мигранты, дезадаптация, дезинтеграция и идентичность.

Изучение социально-психологических проблем мигрантов предполагает определения сущности самого явления миграции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно множество направлений к исследованию миграции населения. Такие дисциплины как демография, экономика, социология, культурология, политология, правоведение, география, история, антропология относятся к обществоведческим дисциплинам и рассматривают миграцию населения каждая под своим углом зрения. Единого подхода к определению понятий миграции и миграционных процессов в обществоведении нет.

Важно видеть в миграции населения моменты, которые приводят к противоречиям мигрантов с новой социальной средой, отклонениям от нормы, а именно дезадаптации, то есть психическим состоянием человека, при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления к новой окружающей среде и дезинтеграции, как процесса и состояние распада общественного целого на части, разъединение элементов, некогда бывших объединенными,проявляется в таких формах, как распад или исчезновение общих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.