Научная статья на тему 'Интегративный подход к преподаванию основ безопасной жизнедеятельности в сельской школе'

Интегративный подход к преподаванию основ безопасной жизнедеятельности в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ФИЗИКА / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / INTEGRATION / PHYSICS / THE FUNDAMENTALS OF HEALTH AND SAFETY WHICH ARE TRAINED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанов М. Ф.

В статье рассматривается процесс интеграции, интегративный подход, а также формирование компетентной личности ученика, установление межпредметных связей в школьном курсе. Показана актуальность интеграции физики на уроках безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative approach to teaching fundamentals of health and safety at rural school

In article integration process, integrative approach is considered. And also formation of the competent identity of the pupil, establishment of intersubject communications in a school course. Relevance of integration of physics at health and safety lessons.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к преподаванию основ безопасной жизнедеятельности в сельской школе»

УДК 614.8.084; 372.853; 37.013.8

М. Ф. Хасанов

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается процесс интеграции, интегративный подход, а также формирование компетентной личности ученика, установление межпредметных связей в школьном курсе. Показана актуальность интеграции физики на уроках безопасности жизнедеятельности.

In article integration process, integrative approach is considered. And also formation of the competent identity of the pupil, establishment of intersubject communications in a school course. Relevance of integration of physics at health and safety lessons.

Ключевые слова: интеграция, физика, основы безопасности жизнедеятельности, обучающиеся.

Keywords: integration, physics, the fundamentals of health and safety which are trained.

В последние годы актуальность ОБЖ значительно повышается в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма, соответствующими указаниями Президента России, законодательством, нормативными актами органов управления образованием. В России не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в ближайшие годы едва ли уменьшится.

Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философии, социологии, психологии, педагогике и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах

В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г. Д. Глейзер и В. С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л. И. Новиковой и В.А. Караковско-го раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С. М. Гапеенкова и Г. Ф. Федорец.

Переход к интегрированным методам преподавания ОБЖ является одним из шагов по сокращению нагрузки учащихся и обновлению содержания образования, приближению его к реалиям жизни. При этом интегрированный принцип обучения способствует интеграции знаний разных предметов и курсов в системное представление об окружающем мире. Как интегрировать физику на уроках ОБЖ?

Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Обозначу основные подходы, которыми руководствуюсь в преподавании этого курса.

Интегративный подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, дает комплексное видение любых проблем, ситуаций, явлений, изучаемых в разных предметах. Восполняет целостность восприятия мира, совершенствует эстетическое и нравственное воспитание учащихся. Интеграция оживляет образовательный процесс, устраняет дублирование в изучении материала, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее и создаёт благоприятные условия для обучения. Кроме того, она способствует повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей [1].

Задача школьного обучения - формирование компетентной личности. Одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, который включает в себя достаточный уровень базовых знаний для продолжения образования. Чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире [2].

Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий, законов, совершенствованию учебно-воспитательно-

го процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, пониманию взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение.

В современных условиях интеграция приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Интеграция необходима современной системе образования.

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе инте-гративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельност-ный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. Интеграция должна рассматриваться не только с точки зрения взаимосвязей по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения.

Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины.

Использую на уроках по основам безопасности жизнедеятельности мультимедийную технику, учебные видеосюжеты по разделам курса, а также материально-техническую базу, имеющуюся в нашем образовательном учреждении.

Для воссоздания целостной картины предмета ОБЖ необходимо обеспечить учащихся и педагогов-предметников наглядной схемой интегрированного обучения и учебниками ОБЖ, чтобы они могли соединить (интегрировать) фрагментарные знания по отдельным темам в целостные представления о системах и методах обеспечения безопасности. Преподаватели-предметники в дополнение к своим урокам обязаны организовать работу учащихся по ознакомлению с соответствующими разделами учебника ОБЖ именно для обеспечения полноты и системности восприятия курса ОБЖ.

Содержание интегрированного курса ОБЖ в физике для обучающихся 8-9-х классов может быть следующим: ОБЖ и профилактика дорожно-транспортных происшествий; ОБЖ и меры безопасности в горах; ОБЖ и акустическое загрязнение окружающей среды; ОБЖ и акустические меры защиты.

Содержание интегрированного курса ОБЖ в физике для обучающихся 10-11-х классов может быть следующим: механика (скорость распространения волны) - поражающие факторы ядерного оружия (ударная волна); электродинамика (свойства электромагнитных волн) - поражающие факторы ядерного оружия (электромагнитный импульс); оптика (свет - электромагнитная волна) -поражающие факторы ядерного оружия (световое излучение); квантовая физика (закон радиоактивного распада, деление ядер, элементарные частицы) - ядерное оружие (проникающая радиация, радиоактивное заражение, доза облучения, уровни радиации, очаг ядерного поражения, нейтронное оружие).

Образовательная область ОБЖ внесена во все действующие государственные стандарты среднего (полного), общего, профессионального и высшего образования, и вопрос о ее упразднении не обсуждается. Наоборот, в последнее время увеличился поток указаний, рекомендаций и приказов по вопросам усиления подготовки учащихся и персонала ОУ к действиям в опасных социальных, криминальных и иных ситуациях.

В связи с переходным периодом и текущей реформой Министерством образования и науки Российской Федерации временно предоставлена возможность образовательным учреждениям руководствоваться различными базисными учебными планами и различными программами с учетом своих возможностей и особенностей образовательного процесса.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» призван закрепить знания об элементах социальных и технических систем безопасности, сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде, национальной безопасности, к организации здорового и безопасного образа жизни. Юноши дополнительно знакомятся с правовыми и организационными основами военной службы. Для девушек это ознакомление ведется на добровольной основе.

Для воссоздания целостной картины предмета ОБЖ необходимо обеспечить учащихся и педагогов-предметников наглядной

схемой интегрированного обучения и учебниками ОБЖ, чтобы они могли соединить (интегрировать) фрагментарные знания по отдельным темам в целостные представления о системах и методах обеспечения безопасности. Преподаватели-предметники в дополнение к своим урокам обязаны организовать работу учащихся по ознакомлению с соответствующими разделами учебника ОБЖ именно для обеспечения полноты и системности восприятия курса ОБЖ.

Примечания

1. Омелъченко С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе. URL: http://www.jurnal.org/articles/2007/ped1.html; Абинова Н. М. Интеграция в образовании. URL: http://ido.tsu.ru/ss/? unit=356&page=1158

2. Доточенко Е. В. Об интеграции в учебном процессе // Специалист. 2009. № 5; Величко Е. Д., Концевая М. А. Интеграционные процессы в образовании. URL: http://festival.1september.ru/articles/517197/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.