ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ №26 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA IMENI V.G. BELINSKOGO PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCIENCES №26 2011
УДК: 371.3-51
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ
© М. А. РОДИОНОВ1, Ю.Э. ДЖУНУСОВА2 1Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике и информатике e-mail: [email protected] 2 Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике и информатике e-mail: [email protected]
Родионов М. А., Джунусова Ю.Э. — Формирование учебно-познавательных компетенций школьников с особыми образовательными потребностями в условиях коррекционно-развивающего обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 26. С. 481—488. — В
статье рассматривается проблема формирования учебно-познавательных компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями на уроках математики. В основе данного формирования лежит целесообразное варьирование методического обеспечения учебного процесса.
Ключевые слова: компетенция, учащиеся с особыми образовательными потребностями, целесообразное варьирование методического обеспечения учебного процесса
Rodionov M. A., Dzhunusova Yu. E. — Formation education-informative competence of students with special educational needs in terms of correction-development training // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 26. P. 481—488. — The article considers the problem of formation training-informative competence of students with special educational needs in mathematics lessons. The basis of this formation the expedient of methodological support of educational process.
Keywords: competence, students with special educational needs, the expedient of methodological support of educational process competence of students with special educational needs in mathematics lessons. The basis of this formation is sensible variation of methodological support of educational process
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования современная общеобразовательная школа должна формировать “новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции” [2]. Определенные таким образом цели образования, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям и критериям оценки результатов их использования, ориентирующих педагогов на реализацию компетентностного подхода к учебно-воспитательному процессу.
Данный подход предполагает обеспечение учеников не столько фактическими знаниями, сколько универсальными и специальными способами овладения ими, лежащими в основе ключевых компетенций школьников.
В настоящее время в литературе не представлено единого согласованного перечня ключевых компетенций. Мы в нашей работе придерживаемся типологии А. В. Хуторского [2]. Данный ученый выделяет следующие образовательные ключевые компетенции:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция.
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция.
7. Компетенция личностного самоусовершенствования.
Предметом нашего исследования являются, прежде всего, компетенции, связанные с готовностью учащихся к эффективной учебно-познавательной деятельности и, в частности, с их познавательной активностью, которые обеспечивают школьникам возможность контролировать свои действия и лежат в основе осознанной саморегуляции учебной деятельности [1].
Сформированность учебно-познавательных компетенций обеспечивается, с одной стороны, достижением определенного уровня устойчивости внимания, продуктивности и работоспособности, а, с другой - овладением следующими видами мыслительной деятельности:
• целеполагание, понимаемое, прежде всего, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что им еще неизвестно;
• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• -коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Применительно к коррекционному обучению формирование учебно-познавательных компетенций, с одной стороны, приобретает особое значение в силу наличия их существенного компенсаторного потенциала в плане подготовки к успешному функционированию в реальном жизненном пространстве и быстрой адаптации к возможным изменениям его основных детерминантов, а, с другой - вызывает значительные трудности, связанные с психическими особенностями учащихся со специальными образовательными потребностями.
Одной из основных таких особенностей, как показывают исследования, является сниженная познавательная активность. Она, в частности, проявляется в том, что ученики с психическими отклонениями в развитии изначально обнаруживают явное нежелание, и даже боязнь, вникать в какую бы то ни было учебно-поисковую проблему. При этом имеют место существенные трудности в выработке исходного плана деятельности и слабый контроль над процессом ее реализации (Т. В. Егорова, Н. А. Менчинская., У. В. Ульенкова, Е. А. Сафонов). Кроме того, у таких детей наблюдается низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость. Объем и темп работы существенно меньше, чем у обычного ребенка (Г. И. Жаренкова, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко).
Применительно к обучению математике работа по формированию у учащихся классов коррекционноразвивающего обучения (далее КРО) учебно-познавательных компетенций приобретает дополнительные сложности, проистекающие из особенностей самого математического содержания. К числу таких особенностей, в частности, следует отнести сравнительно высокий уровень абстракции рассматриваемого понятийного аппарата; сложную логическую структуру многих определений и формулировок теорем; ориентацию содержания, прежде всего, не на усвоение конкретной информации, а на овладение соответствующими способами предметной деятельности; диалектическое сочетание логических умозаключений и “правдоподобных” рассуждений; ведущую роль задач, при решении которых часто используются разнохарактерные компоненты поисковой деятельности (проведение доказательных рассуждений, построение геометрических конфигураций, преобразование формальных математических конструкций, вычислительные операции и т.д.); сильную выраженность внутрипредметных связей; наличие возможностей описания изучаемых фактов и закономерностей в терминах различных “математических языков”. Все указанные характеристики создают специфический “содержательный фон”, который, входя в “когнитивный диссонанс” с учебными возможностями школьников коррекционных классов, могут оказывать негативное влияние как на ситуативную активность таких школьников на уроках, так и на общую эффективность образовательного процесса.
Овладение учебно-познавательными компетенциями детьми с особыми образовательными потребностями обеспечивается специальным комплексом психолого-педагогических условий и средств их реализации. Их выявление и внедрение в реальный учебный процесс осуществлялись в ходе специально организованного педагогического эксперимента. Его различными формами было охвачено 75 учащихся с особыми образовательными потребностями 5-6 классов КРО МОУ УШИ № 1 г. Пензы.
Исследование предполагало реализацию трех традиционных этапов:
I этап. Констатирующий. Цель: работа с источниками основных теоретических положений, выявление особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся классов КРО (2009 г.)
II этап. Поисковый. Цель: определение методического инструментария работы по формированию ключевых учебно-познавательных компетенций учащихся КРО и их предварительная апробация (20092010 гг.).
III этап. Формирующий. Цель: целенаправленная работа по формированию ключевых учебнопознавательных компетенций учащихся КРО 5-6 классов на уроках математики (2010-2011 гг.)
IV этап Контрольный. Цель - целенаправленное проведение диагностических методик, уже на данном этапе, анализ и обобщение результатов (март 2011)
Организация экспериментального обучения отвечала следующим условиям.
Во-первых, обучая математике учащихся коррекционных классов, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. От предметной наглядной основы следует последовательно переходить к формированию понятий, вести учащихся к доступным обобщениям и на их основе формулировать и решать учебные проблемы в пределах зоны их ближайшего развития.
Во-вторых, методы и приемы работы на уроках должны отвечать возрастным и индивидуальным особенностям школьников (состав классов КРО весьма разнороден), развивать и регулировать их познавательную активность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать фактический материал. При этом следует обращать специальное внимание на создание возможностей для применения полученных математических знаний в разнообразных меняющихся условиях с целью преодоления характерной для учащихся классов КРО некритичности мышления, “стереотипизации” усваиваемых способов деятельности.
В-третьих, эффективность обучения школьников рассматриваемой категории во многом зависит от выбора адекватных учебной ситуации методов и приемов обучения, их целесообразного варьирования и оптимальности использования в тех или иных обстоятельствах. Если же учитель, напротив, будет прибегать к “натаскиванию” учащихся в решении математических задач одного и того же вида, пользоваться однотипными формулировками или вопросами, то это приводит к их “выученной беспомощности”.
Таблица 1.
Механизмы формирования учебно-познавательных компетенций учащихся с особыми потребностями в образовании в коррекционных классах
Особенности учебной деятельности учащихся коррекционных классов Проявление этих особенностей в математической деятельности учащихся Методическое обеспечение, направленное на овладение учебнопознавательными компетенциями учащимися классов КРО Примеры заданий
Слабая активность восприятия Недостаточные волевая саморегуляция, целеполагание Учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей среде. Они не могут найти в задаче числовые данные, если они записаны не цифрами, а словами, выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале или в середине задачи, и т. д. 1) Использование тестовых заданий, в которых нужно выбрать вариант фигуры, примера и т. д. по предложенному описанию. 2) Распознавание геометрических фигур в “занимательных” квадратах, треугольниках и т. д. 1) Найти прямую PQ, которая пересекает луч ХУ, а отрезок ЕР лежит на этой прямой. К'® 4% © т\г^ X \р(Э 'ч /х р % ' У 2)Какие фигуры вы видите на этом чертеже? Сколько отрезков? Сколько треугольников Сколько четырехугольников?
Слабость обобщений Неразвитое прогнозирование и
планирование
Трудности формирования математических понятий, усвоения законов и правил. Механическое заучивание правил, без понимания их смысла, без осознания того, когда их можно применить (например, знает перемести-тельное свойство, при решении примеров его не использует).
1) Методы и приемы укрупнения дидактических единиц (УДЕ)
2) Совместное изучение родственных разделов, взаимнообратных действий
1) Изучение НОК и приведение дробей к наименьшему общему знаменателю (НОЗ) совместно.
2) Пронумеруй последовательность действий при сложении дробей с разными знаменателями.
Сложение дробей с разными знаменателями
1) Найти дополнительные множители.
2) Выделить целую часть.
3) Привести дроби к наименьшему общему знаменателю.
4) Сложить полученные дроби.
5) Умножьте числители дробей на их дополнительный множитель.
Недостаточно развиты самоконтроль, рефлексия. Слабая самоорганизация
Не проявляют
настойчи-вость в преодолении препятствий и доведении решения до конца, не сверяют результат действия с его образцом или замыслом.
1) Алгоритмизация деятельности.
2) Вербализация всех этапов работы.
3) Осуществление самоконтроля с помощью специальных “карточек-образцов”
Правило Образец Задания
1)За- 0,61,2=? Найти про-
черкни 1)0,6^6, изведение
име- 1,2^12 1)0,26,4
ющие 2)612=72 2)19,80,1
запятые 3)72^0,72 3)7,50,02
2)Перем- Ответ: 4)0,030,12
ножь 0,61,2= 5)4,36
получив- 0,72
шиеся Краткая
нату- запись:
ральные 0,61,2 =
числа 0,72
3)Опре- 1 + 1 =
дели в 2(циф-
произ- ры по-
ведении сле
столько запятой)
деся-
тичных
знаков,
сколь-
ко их
во всех
сомно-
жителях
вместе
Преобладание нагляднообразного и нагляднодейственного мышления, конкретность мышления Низкий уровень познавательной активности
Наглядный материал воспринимается и запоминается ими легче, быстрее, чем вербальный.
1) Представление информации в наглядно-образной форме.
2) Включение элементов геометрии в каждый урок.
3) Использование презентаций на уроке.
4) Взаимодействие
с реальными предметами (моделями, схемами, чертежами, таблицами), использование различных приемов: зачеркива-
ние, закрашивание, соединение стрелками.
1)
1 цветокСумма дробей на лепесточках равна 1?(^а) зеленая карточка
2 цветок Все ли дроби на лепестках больше 110 ?
( нет - красная)
2)
Некритичность мышления Недостаточные прогнозирование, са-
моконтроль, самооценка
Часто сомневаются в правильности своих действий, не проверяют ответов, не замечаю даже абсурдных ошибок, например, при решении уравнений, когда уменьшаемое получается меньше вычитаемого. Без всякого критического обсуждения они могут тут же изменить ответ, решение задачи, не вдумываясь в то, что делают и нужно ли это.
1) Постоянное обращение к различного вида проверкам.
2) Выполнение специальных заданий на нахождение и исправление собственных ошибок; задания на исправления ошибок, допущенных сказочными персонажами, взаимопроверка.
1)Дикобраз в подарок сыну Сделал счетную машину.
К сожалению, она Недостаточна точна.
Результаты перед вами-Быстро все исправим сами.
83-17=56
276-172=104
1903+2401=3304
539+103=642
800-175=625
2) Возьмем верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6. Задание: Объясните в чем ошибка?
Затруднения в использовании имеющихся знаний в новой ситуации, а также в практической деятельности. “Буквальный перенос” имеющихся знаний без учета ситуации. Особенно часто это проявляется при переходе от решения простых задач к составным. 1) Элементы проблемного обучения. 2) Самостоятельные работы, выполнение упражнений творческого характера, имеющих развивающее-корригирующее значение. 1) Вставь пропущенную цифру: 3*5x5=1775 2) Сравни, не вставляя пропущенных цифр 9*9 ? 12*3
Неустойчивость внимания, недостаточно развиты произвольное внимание, волевая саморегуляция Решение задач с данными, которых нет в задаче. Посторонние раздражители у учащихся вызывают значительное замедление выполняемой деятельности и увеличивают число ошибок. 1) Тренинг внимания “Магический квадрат” Рисуется на доске такой квадрат, на который учащиеся смотрят в течение 30 с. Затем доску закрываю, они должны перенести этот квадрат в тетрадь.
Преобладание внешней познавательной активности над предметной. Быстрая утомляемость, частое умственное перенапряжение. Отсутствие внутренней мотивации учения. Познавательная активность у школьников с ЗПР проявляется ситуативно. Учащиеся не стремятся к активной математической деятельности на уроке, мало читают, у них отсутствуют мотивы самообразования, мотивация учения -только внешняя. 1) Направление внешней познавательной активности в учебный “коридор”, в частности, “математический” 2) Использование на уроках дидактических игр, сказочно-сюжетной формы подачи учебного материала, всевозможных форм кодирования ответов, на восстановление частично стертых записей. 1) Джомолунгма высочайшая горная вершина мира - мечта любого альпиниста. Сейчас мы попытаемся узнать ее высоту и год, когда она была впервые покорена. Высота: 2,212x4 (км).(8,848). Год покорения: 21,7x90 (1953 г.)
Особенности целесообразного выбора и последующего варьирования методического обеспечения, направленного на формирование учебно-познавательных компетенций учащихся с особыми потребностями в образовании в коррекционных классах, с одной стороны, зависят от специфики ведущей дидактической задачи, а, с другой от характера трудностей в обучении таких учащихся. Эти особенности, специально учитывавшиеся нами в ходе эксперимента, представлены в табл. 1.
Для оценки сформированности учебно-познавательных компетенций в исследовании были использованы следующие диагностические методики: методика “Таинственное письмо”; методика определения уровня эффективности формирования основных составляющих регулятивной компетенции (Т. Н. Князева); экспресс-диагностика “Уровень учебной мотивации” (Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова); корректурная проба на исследование особенностей устойчивости внимания (методика Бурдона); Теппинг - тест на
выявление работоспособности, способности к волевому усилию и утомляемости (Е. П. Ильин, модификация Е. Б. Науменко), а также специально подобранные математические задания на оценку динамики развития компонентов учебно-поисковой математической деятельности.
Результаты проведенной диагностики показали, что предлагаемые педагогические решения оказались достаточно эффективными в плане овладения учебно-познавательными компетенциями учащимися со специальными образовательными потребностями. В процессе формирующего эксперимента удалось существенно нивелировать трудности в обучении математике детей рассматриваемой категории, связанные с недостаточной регуляцией учебной деятельности, низким уровнем планирования хода ее выполнения, неадекватным контролем и оценкой полученных в ходе этой деятельности результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Педагогика. 2003. № 6. С. 46-50.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
3. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.