Научная статья на тему 'Проблемный метод обучения на уроках материаловедения'

Проблемный метод обучения на уроках материаловедения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ МЕТАЛЛОВ / ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ / ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадов Акрамжон Абдусаттарович

Данная статья рассматривает особенности проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, а также вопросы организации методики проблемного обучения и анализа применения метода проблемного обучения на примере дисциплины материаловедение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемный метод обучения на уроках материаловедения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ Мурадов А.А.

Мурадов Акрамжон Абдусаттарович - доцент, кафедра технологических машин и оборудования, инженерно-технологический факультет, Наманганский инженерно-технологический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает особенности проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, а также вопросы организации методики проблемного обучения и анализа применения метода проблемного обучения на примере дисциплины материаловедение.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, кристаллизация металлов, термическая обработка, решение проблемы, типы проблемных ситуаций.

Проблемное обучение - это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций [2].

Проблемной ситуацией называют такое психическое состояние человека, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. Компонентами проблемной ситуации являются: неизвестное знание или способ действия, познавательная потребность и интеллектуальные возможности [1].

В литературе по проблемному обучению встречаются следующие типы проблемных ситуаций:

1. Проблемная ситуация возникает при условии, если студенты не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания студентами недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта [3].

Преподаватель на уроке материаловедения на тему «Кристаллизация металлов» предлагает студентам фотографии микроструктур стали с различной степенью зернистости. Студентам необходимо объяснить причины различия внутреннего строения одной и той же марки стали. Возникает противоречие между потребностью в объяснении нового факта и недостаточностью прежних знаний.

2. Проблемные ситуации возникают при столкновении студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях [3].

На уроках материаловедения в ходе изучения темы «Термическая обработка» студенты решают задачи по назначению режимов термообработки для различных деталей, в зависимости от условий их эксплуатации. При решении задач подбирают режимы термообработки, опираясь на необходимость получения нужных свойств. При решении таких заданий студенты используют знания по термообработке, но вынуждены опираться не на получение свойств, а на изменение структурных составляющих. То есть, вынуждены использовать имеющиеся знания в новых практических условиях.

Проблемную ситуацию по необходимости использования ранее усвоенных знаний в новых практических условиях можно организовать так, чтобы студенты сумели применить свои знания на практике, но столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта студентами побуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

Например, преподаватель накануне уроков на тему «Конструкционные материалы» дает студентам домашнее задание - найти в окружающей жизни примеры применения конструкционных материалов и решить задачу по назначению режима термообработки для такой конструкционной детали как зубчатое колесо. Он объясняет, что для эксплуатационной надежности конструкций и обеспечения требуемых свойств их обязательно подвергают термообработке, то есть, указывает на практическую значимость домашнего задания.

Следующий урок начинается с беседы. Студенты приводят примеры конструкционных материалов, а преподаватель акцентирует внимание на том, как они связаны с их специальностью. Они рассказывают о попытках найти варианты решения домашней задачи, но подобрать режим термообработки не могут, так как еще не знают процентное содержание углерода в конструкционных сталях. Возникает проблемная ситуация и потребность найти решения проблемы, имеющей (для студентов) практическую значимость.

3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа [3].

Например, преподаватель после изучения темы «Кристаллизация металлов» просит студентов перечислить изученные способы регулирования свойств сплавов, а затем ставит задачу по изменению свойств вала в нужном направлении. У студентов возникает противоречие между практической невозможностью применения изученных способов, так как вал готовое изделие, а значит побуждает студентов к изучению способов регулирования свойств не только жидких сплавов, но и готовых изделий.

4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для его теоретического обоснования [3].

На уроках материаловедения в начале изучения темы «Термическая обработка» студенты проводят опыт: нагревают три образца одной марки стали и охлаждают их в разных средах (вода, воздух, печь). При измерении твердости видно, что они значительно отличаются. В результате опыта студенты достигли практического результата, но объяснить его они не могут, а значит, познавательная потребность в изучении теории внутренних превращений металлов значительно повышается.

Создать проблемную ситуацию можно следующими способами:

• побуждение студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность студентов и приводит к активному усвоению новых знаний.

• постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа студентов.

• побуждение студентов к анализу фактов и явлений, порождающих противоречие между житейскими представлениями и научными понятиями.

• использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении студентами практических заданий в учебном заведении, дома или на производстве.

• выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

• побуждение студентов к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

• побуждение студентов к предварительному обобщению новых фактов [4].

В проблемной ситуации у студентов либо недостаточно знаний, либо они не владеют способами действия для решения данной проблемы. Поэтому нельзя ставить учебную проблему без предварительной актуализации знаний, которые

непосредственно связаны с материалом, подлежащим усвоению, путем решения проблемы. Учебная проблема считается поставленной, если определены возможные условия для самостоятельного решения ее студентами.

Список литературы

1. Кроль В.М. Психология и педагогика. М.: Высшая школа, 2001.

2. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов на Дону: Феникс, 2003.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педагогика, 1977.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Танио, 1989.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Маткаримов А.М.

Маткаримов Абдурахим Мухаммаджонович - старший преподователь, кафедра профессионального образования, физико-математический факультет, Наманганский государственный университет, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается применение проблемного метода в обучении студентов в области безопасности жизнедеятельности. Описываются отличительные черты, достоинства и недостатки этого метода, роль в современной системе образования. Выделяются особенности его применения. Ключевые слова: метод проблемного обучения, образовательный процесс, проблемная ситуация.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога. Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения. Проблемная ситуация — центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения у школьников заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы на уроках безопасности жизнедеятельности. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.