Научная статья на тему 'Место проблемного обучения в учебном процессе'

Место проблемного обучения в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ ПРОБЛЕМНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА / АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ТИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадов Акрамжон Абдусаттарович

В данной статье рассматриваются место проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, а также вопросы организации методики проблемного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место проблемного обучения в учебном процессе»

МЕСТО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Мурадов А.А.

Мурадов Акрамжон Абдусаттарович — доцент, кафедра технологические машины и оборудования, инженерно—технологический факультет, Наманганский инженерно-технологический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются место проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, а также вопросы организации методики проблемного обучения. Ключевые слова: проблемное обучение, уровень проблемности, познавательной деятельности студента, активность, самостоятельность, типы обучения.

Исходя из идеи развития познавательной самостоятельности студентов, все разновидности современного урока на основе принципа проблемности можно разделить на проблемные и не проблемные.

Проблемным следует считать урок, на котором преподаватель преднамеренно создает проблемные ситуации и организовывает поисковую деятельность студентов по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению (высший уровень проблемности) или сам ставит проблемы и решает их, показывая студентам логику движения мысли в поисковой ситуации (низший уровень проблемности) [1].

Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятельности студентов возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно, в таких видах учебно-познавательной деятельности студентов, как: решение готовых нетиповых задач, составление задач и их решение, логический анализ фактов, исследование, рационализация и изобретение, конструирование и другие [3].

На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Для четкого понимания особенностей проблемного обучения сравним его с сообщающим обучением.

Таблица 1. Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения

Сообщающее Проблемное

1. Материал дается в готовом виде. 1. Новую информацию студенты получают в ходе решения теоретических и практических задач.

2. В устной передаче или через учебник возникают затруднения, вызванные временным выключением студента из дидактического процесса. 2. В ходе решения проблемы студент преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает высокого уровня.

3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых студентов. 3. Темп передачи сведений зависит от студента или группы студентов.

4. Контроль учебных достижений не является органической частью процесса обучения. 4. Повышенная активность студентов способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Отсутствует возможность обеспечения стопроцентных результатов у всех студентов; наибольшую трудность представляет применение изученного на практике. 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Студенты легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Наглядно видно, что цель проблемного обучения более широкая - это усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности студента, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Применяя проблемный метод обучения, вы увидите, как студенты добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия. Надеюсь, сам проблемный метод или его элементы займут достойное место на ваших уроках.

В педагогической литературе выделяют шесть дидактических способов организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного

материала преподавателем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности студентов [2]:

1. Метод монологического изложения;

2. Рассуждающий метод обучения;

3. Диалогический метод изложения;

4. Эвристический метод изложения;

5. Исследовательский метод;

6. Метод программированных заданий.

Поэтому метод проблемного обучения или его элементы можно успешно применять в ходе изучения практически любой дисциплины, для реализации следующих целей [2]:

• усвоения студентом системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

• активизации мышления;

• формирования интереса к изучаемому материалу;

• развития познавательной самостоятельности;

• накопления опыта творческой деятельности;

• совершенствования индивидуальной и коллективной формы взаимодействия. Проблемное обучение целесообразно применять когда [4]:

содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий; студенты подготовлены к проблемному изучению темы;

студенты решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу;

у преподавателя есть время для проблемного изучения темы; преподаватель хорошо владеет соответствующими методами обучения.

Список литературы

1. КларинМ.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Танио, 1989.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. М.: Высшая школа, 2001.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педагогика, 1977.

4. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов на Дону : Феникс, 2003.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Мамадалиев Ш.М.1, Уринова Д.Т.2

'Мамадалиев Шухрат Машраббоевич — старший преподаватель; 2Уринова Дилфуза Тулкиновна - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Наманганский инженерно-строительный институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются инновационные подходы в организации урока «основ безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: инновация, модульного обучения, педагогическая технология, интерактивная форма обучения, мотивация.

Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции [1]. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Условно технологии можно разделить на традиционные и инновационные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.