Научная статья на тему 'Инновационные подходы в организации урока "основ безопасности жизнедеятельности"'

Инновационные подходы в организации урока "основ безопасности жизнедеятельности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамадалиев Шухрат Машраббоевич, Уринова Дилфуза Тулкиновна

В данной статье рассматриваются инновационные подходы в организации урока «основ безопасности жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамадалиев Шухрат Машраббоевич, Уринова Дилфуза Тулкиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в организации урока "основ безопасности жизнедеятельности"»

материала преподавателем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности студентов [2]:

1. Метод монологического изложения;

2. Рассуждающий метод обучения;

3. Диалогический метод изложения;

4. Эвристический метод изложения;

5. Исследовательский метод;

6. Метод программированных заданий.

Поэтому метод проблемного обучения или его элементы можно успешно применять в ходе изучения практически любой дисциплины, для реализации следующих целей [2]:

• усвоения студентом системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

• активизации мышления;

• формирования интереса к изучаемому материалу;

• развития познавательной самостоятельности;

• накопления опыта творческой деятельности;

• совершенствования индивидуальной и коллективной формы взаимодействия. Проблемное обучение целесообразно применять когда [4]:

содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий; студенты подготовлены к проблемному изучению темы;

студенты решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу;

у преподавателя есть время для проблемного изучения темы; преподаватель хорошо владеет соответствующими методами обучения.

Список литературы

1. КларинМ.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Танио, 1989.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. М.: Высшая школа, 2001.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педагогика, 1977.

4. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов на Дону : Феникс, 2003.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Мамадалиев Ш.М.1, Уринова Д.Т.2

'Мамадалиев Шухрат Машраббоевич — старший преподаватель; 2Уринова Дилфуза Тулкиновна - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Наманганский инженерно-строительный институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются инновационные подходы в организации урока «основ безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: инновация, модульного обучения, педагогическая технология, интерактивная форма обучения, мотивация.

Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции [1]. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Условно технологии можно разделить на традиционные и инновационные.

Курс преподавания ОБЖ в школе предполагает различные аспекты обучения и воспитания школьников. Наиболее важными, на мой взгляд, являются: патриотическое воспитание молодежи и обучение правилам и навыкам безопасного поведения.

Реализация программы проходит через предметную деятельность и внеклассную работу [2].

Работа по предмету предусматривает разные формы деятельности учашдхся. Современную школу невозможно представить без инноваций.

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.

Мы остановимся на четырех инновационных педагогических технологиях, которые могут успешно использоваться в преподавании курса ОБЖ:

- технологии коллективного способа обучения;

- технологии модульного обучения;

- педагогические технологии;

- компьютерные технологии.

Технология модульного обучения:

Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого учашегося возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно--иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности обучаюшихся, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений.

В современных условиях в период возрастания объема информации обучение должно быть личностно-ориентированным, развиваюшим, мотивированным. Как сделать процесс обучения по дисциплине «Основы жизнедеятельности интересным, запоминающим?»

Решить эти проблемы помогает использование модульной технологии обучения.

Привлекательность технологии модульного обучения объясняется ее ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации к учению, уровня самозанятости на уроке, индивидуальный подход к обучению [3].

Содержание модульного обучения состоит в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием.

Основными мотивами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются:

- гарантированность достижения результатов обучения;

- возможность работать обучающихся в группах, в парах;

- паритетное отношение учителя и ученика;

- возможность обучения с товарищами;

- возможность работать в индивидуальном темпе;

- знание конечных результатов обучения;

- контроль в процессе освоения учебного материала.

Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению обучающимися уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих студентов.

Модульная технология интересна и эффективна. Эта система относится к интерактивным формам обучения. Методика ее на первый взгляд сложна. Требует работы и преподавателя и обучаемого, что обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности обучаемого и преподавателя по предмету. Как показывает опыт, данный подход может быть использован при изучении как раздела «Первая медицинская помощь» так и других.

Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. По мнению ряда, ученых понятие «инновация» возникло в девятнадцатом веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация - это внедрение нового.

Инновационные образовательные технологии, на наш взгляд, действительно являются эффективными, способствуют реализации известных дидактических принципов организации

учебного процесса, наполняют деятельность учителя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных - обучающей, воспитательной и развивающей - функциях.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. М., 2008. С. 87.

2. Гайсумов А.С., ПаничевМ.Г. Безопасность жизнедеятельности. М., 2006. С. 47.

3. Мясоедова О.А. Модульный подход в преподавании дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». М., 2007. С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.