Научная статья на тему 'Компетентностный подход как основа проектирования занятий по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации новых образовательных стандартов'

Компетентностный подход как основа проектирования занятий по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / PERSONAL AND SOCIAL SAFETY TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпачёва T. B.

Новые стандарты высшего образования ориентированы на реализацию компетент-ностного подхода, в основе которого лежит не информационное сообщение знаний, а организация самостоятельного «добывания» их студентами. Лекционно-семинарско-зачётная система остается традиционной для высшей школы. Однако новый подход предполагает внедрение в учебновоспитательный процесс новых методик обучения. Показана его реализация при преподавании дисциплины «Методика обучения безопасности жизнедеятельности». Школой научного мышления является лекция, дающая первый толчок к самостоятельности и творчеству. В условиях компетентностного подхода следует использовать такие виды лекций, которые смещают акцент с односторонней активности преподавателя на ответственность и активность самих студентов. К таковым относятся проблемные, мультимедийные, бинарные лекции. Современная лекция должна стать «совместным думанием» преподавателей и студентов. Благоприятные условия для формирования творческого стиля умственной деятельности студентов, коммуникативной культуры, умения работать в команде создают лабораторные занятия. Представлен алгоритм построения компетентностно-ориентированного лабораторного занятия по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», описаны методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности студентов при его проведении, диагностический инструментарий для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции. Значительными возможностями для формирования культуры системного профессионального мышления, стремления к самообразованию и саморазвитию располагает самостоятельная внеаудиторная работа студентов, которая по новым стандартам составляет половину общей трудоёмкости дисциплины «Методика обучения безопасности жизнедеятельности». Дана характеристика основных видов самостоятельной работы, изложены условия её успешного выполнения. Проектирование учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода позволяет повысить качество образования, подготовить выпускников, востребованных на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпачёва T. B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach as a basis for designing lessons on the discipline «Personal and Social Safety Training Methods» in the conditions of new educational standards

The new federal state educational standards of higher education are focused on the competence approach which is based on self-organization «of getting» of information and knowledge by students. Lecture and seminar system is traditional for higher school. However, the new approach involves the new teaching methods in the educational process. The paper deals with its implementation in the discipline «Personal and Social Safety Training Methods». School of scientific thinking is the lecture giving the first push for independence and creativity. In the conditions of the competence approach one should use the kinds of lectures that shift the emphasis from one-sided activity of the teacher on the responsibilities and activities of the students themselves. They are problem, multimedia, binary lectures. A modern lecture should be «со-thinking» of teachers and students. Practical classes help to create favourable conditions for the formation of creative style of mental students' activity, communicative culture and ability to work in a team. The algorithm of a practical class based on the competence approach on the discipline «Personal and Social Safety Training Methods» describes the methods and techniques of training and learning activities of students, the diagnostic work, analysis and correction. Due to the new federal state educational standards of higher education extracurricular work of students consists the half of the total labor input of discipline «Personal and Social Safety Training Methods». Extracurricular work helps to form culture of systematic professional thinking, the desire for self-education and self-development. The characteristics of the main types of independent work, conditions for their successful implementation are described in the paper. Project activities of educational process based on the competence approach can improve the quality of education and prepare the competence graduates.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как основа проектирования занятий по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации новых образовательных стандартов»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147

Компетентностный подход как основа проектирования занятий по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации новых образовательных стандартов

Competence approach as a basis for designing lessons on the discipline «Personal and Social Safety Training Methods» in the conditions of new educational standards

Доцент Т.В. Карпачёва (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, тел. 8-909-231-62-68 E-mail: michurinsk [email protected]

Associate Professor T.V. Karpacheva (Michurinsk State Agrarian University) chair of personal and social safety and medical-biological disciplines, tel. 8-909-231-62-68 E-mail: [email protected]

Реферат. Новые стандарты высшего образования ориентированы на реализацию компетент-ностного подхода, в основе которого лежит не информационное сообщение знаний, а организация самостоятельного «добывания» их студентами. Лекционно-семинарско-зачётная система остается традиционной для высшей школы. Однако новый подход предполагает внедрение в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения. Показана его реализация при преподавании дисциплины «Методика обучения безопасности жизнедеятельности». Школой научного мышления является лекция, дающая первый толчок к самостоятельности и творчеству. В условиях компетентностного подхода следует использовать такие виды лекций, которые смещают акцент с односторонней активности преподавателя на ответственность и активность самих студентов. К таковым относятся проблемные, мультимедийные, бинарные лекции. Современная лекция должна стать «совместным дума-нием» преподавателей и студентов. Благоприятные условия для формирования творческого стиля умственной деятельности студентов, коммуникативной культуры, умения работать в команде создают лабораторные занятия. Представлен алгоритм построения компетентностно-ориентированного лабораторного занятия по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», описаны методы п приемы организации учебно-познавательной деятельности студентов при его проведении, диагностический инструментарий для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции. Значительными возможностями для формирования культуры системного профессионального мышления, стремления к самообразованию и саморазвитию располагает самостоятельная внеаудиторная работа студентов, которая по новым стандартам составляет половину общей трудоёмкости дисциплины «Методика обучения безопасности жизнедеятельности». Дана характеристика основных видов самостоятельной работы, изложены условия её успешного выполнения. Проектирование учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода позволяет повысить качество образования, подготовить выпускников, востребованных на рынке труда.

Summary. The new federal state educational standards of higher education are focused on the competence approach which is based on self-organization «of getting» of information and knowledge by students. Lecture and seminar system is traditional for higher school. However, the new approach involves the new teaching methods in the educational process. The paper deals with its implementation in the discipline «Personal and Social Safety Training Methods». School of scientific thinking is the lecture giving the first push for independence and creativity. In the conditions of the competence approach one should use the kinds of lectures that shift the emphasis from one-sided activity of the teacher on the responsibilities and activities of the students themselves. They are problem, multimedia, binaiy lectures. A modern lecture should be «со-thinking» of teachers and students. Practical classes help to create favourable conditions for the formation of creative style of mental students' activity, communicative culture and ability to work in a team. The algorithm of a practical class based on the competence approach on the discipline «Personal and Social Safety Training Methods» describes the methods and techniques of training and learning activities of students, the diagnostic work, analysis and correction. Due to the new federal state educational standards of higher education extracurricular work of students consists the half of the total labor input of discipline «Personal and Social Safety Training Methods». Extracurricular work helps to form culture of systematic professional thinking, the desire for self-education and self-development. The characteristics of the main types of independent work, conditions for their successful implementation are described in the paper. Project activities of educational process based on the competence approach can improve the quality of education and prepare the competence graduates.

© Карпачёва Т.В., 2016

Ключевые слова-, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, компетентностный подход, методика обучения безопасности жизнедеятельности.

Keywords: fédéral state educational standards of higher éducation, compétence approach, personal and social safety teaching.

В настоящее время российская система высшего образования переживает период масштабных преобразований. Новый импульс реформам придал ряд принятых в последнее время федеральных нормативных документов, где обозначены желаемые цели и инструменты реализации государственной политики в области образования. В частности, ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г.; государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.; федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. и т.д. [2, б].

Бакалавриат по направлению «Педагогическое образование» и профилю «Безопасность жизнедеятельность» - первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку в области педагогической деятельности. Подготовка бакалавров этого направления осуществляется на основании Федеральных государственных образовательных стандартов, которые определяют требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения. Стандарты нового поколения призваны обеспечить повышение качества образования и формирование компетенций, соответствующих запросам работодателей в сфере педагогической деятельности.

В структуре ООП бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» и профилю «Безопасность жизнедеятельность» дисциплина «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» занимает весомое место в базовой части профессионального цикла дисциплин. Её содержание соответствует целями и задачами основного общего и среднего (полного) общего образования, базируется на общих для всех школьных предметов основах педагогической науки с учётом специфики изучения ОБЖ. Данная дисциплина в значительной степени способствует профессиональному становлению компетентного человека, обладающего соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему проявить себя в избранной им сфере деятельности [3].

В высшей школе в основе обучения традиционно использовался объяснительно-иллюстративный тип обучения, когда преподаватель стремился изложить учебный материал и обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач. Этот тип обучения способствует овладению значительным объемом знаний, развитию логического мышления, оперативной памяти, но он делает ставку на репродуктивную деятельность студентов и не создает условий для развития интеллектуального потенциала личности, продуктивного мышления, не обеспечивает подготовку человека к практической деятельности на основе полученных знаний. Обучение в высшей школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, - это устаревшая концепция. Новые стандарты ВО ориентированы на реализацию компетентностного подхода, в основе которого лежит деятельностный характер обучения, при этом организация учебного процесса направлена не столько на усвоение суммы информации, сколько на способность человека самостоятельно действовать в различных ситуациях, применяя имеющиеся знания и накапливая новые.

В связи с этим в процессе обучения перед преподавателями высших учебных заведений стоят следующие задачи: ориентировать студента (дать ясную, логическую структуру предмета); мотивировать его (показать значение проблемы, вызвать и поддержать интерес); представить материал (ввести новые знания в ранее

усвоенный контекст); объяснить (привести примеры и дать необходимые пояснения, развить (дать дополнительный материал для более детального ознакомления с вопросом); закрепить (дать возможность потренироваться и проверить понимание материала); подтвердить адекватность достигнутого знания и его соответствие требуемому образовательному уровню.

Для достижения результатов требуются новые подходы к проектированию образовательного процесса (учебной деятельности студентов): ориентация на личностную и профессиональную индивидуальность каждого студента, обеспечение дифференцированного и индивидуально-творческого подхода, открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки бакалавра, развитие активности, инициативности, ответственности, широкая диа-логизация учебно-воспитательного процесса, его проблематизация. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что преподавателям надо не только поменять элементы сложившейся педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать учебные занятия в логике учебной продуктивной деятельности, отдавая предпочтение активным и интерактивным методам и технологиям обучения.

Несмотря на все нововведения, лекция продолжает оставаться основной формой обучения в высшей школе. В.А. Сухомлинский рассматривал лекцию как зеркало общей и педагогической культуры преподавателя, мерилом его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Классическая лекция предполагает контакт преподавателя со студентами, однако одностороннее изложение учебного материала делает их пассивными слушателями, которые подчиняются указаниям лектора. В условиях реализации компетентностного подхода следует использовать такие виды лекций, которые смещают акцент с односторонней активности преподавателя на ответственность и активность самих студентов. Например, проблемные лекции, используемые в практике преподавания дисциплины «Методика обучения безопасности жизнедеятельности». Данный вид лекции имеет следующую структуру: актуализация опорных знаний, создание проблемной ситуации, формулировка учебной проблемы, выдвижение гипотез, пути решения проблемы в результате получения новых знаний, формулировка выводов. Постановка учебной проблемы побуждает студентов к активной мыслительной деятельности, в ходе которой они вовлекаются в живой диалог, высказывая свою точку зрения, задавая вопросы. При проблемном изложении учебного материала лектор имеет возможность акцентировать внимание слушателей на наиболее важном материале темы.

В настоящее время трудно даже представить организацию лекционных занятий без применения мультимедиа-технологии обучения. Мультимедийные лекции делают процесс обучения занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение студентам и повышая качество излагаемой учебной информации. Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого учебного материала и повышает интерес к новой теме. Компьютерная визуализация меняет роль лектора, который становится в большей степени координатором деятельности студентов, чем непосредственным источником знаний. Это даёт возможность эффективнее использовать учебное время лекции, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных учебных вопросов, организовать самостоятельную деятельность студентов. Подобные лекции развивают их творческое самостоятельное мышление, формируют умение и навыки поиска, анализа и оценки информации, повышая таким образом качество учебной деятельности [4].

В рамках компетентностного преподавания дисциплины «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» особый интерес представляет мини-лекция,

которая предполагает изложение студентом в течение 10-15 мин одного из теоретических вопросов изучаемой темы. Она, как правило, всегда вызывает живой интерес у аудитории. На таких лекциях студенты чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения продуктивным. Кроме того, данная форма организации учебной деятельности студентов способствует формированию общекультурных компетенций - логически верно строить устную и письменную речь, использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.

При изучении особенностей преподавания основ безопасности жизнедеятельности в разных возрастных группах (начальные, средние и старшие классы) практикуются бинарные лекции с привлечением учителей ОБЖ городских школ. Эти лекции раскрывают не только теоретические аспекты преподавания основ безопасности жизнедеятельности, но и практические, исходя из опыта работы учителя. Подобное взаимодействие между высшим образовательным учреждением и средней общеобразовательной школой является актуальным, так как обеспечивает преемственность в профессиональной подготовке бакалавров.

Рассмотренные виды лекций позволяют организовать продуктивную учебную деятельность студентов, которые оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивность делает их активными участниками процесса обучения: они могут задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого преподавателем учебного материала. Все это повышает качество лекций, их эффективность.

Неотъемлемой частью лекционно-семинарско-зачетной системы обучения в высшей школе являются лабораторные занятия, основными задачами которых являются: углубление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, овладение навыками профессиональной деятельности. В условиях реализации компетентностного подхода важно, чтобы лабораторные занятия были ориентированы на самостоятельную и ответственную деятельность самих студентов.

В системе компетентностного образования алгоритм построения лабораторного занятия по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» может включать следующие этапы [1].

1. Целеполагание. Определяется место учебного занятия в системе содержания образования, устанавливают цель и задачи. В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, их предъявления друг другу. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Необходимо, чтобы в определении цели занятия участвовали сами студенты, а преподаватель создавал ситуацию постановки, понимания и принятия её студентами как собственной учебной деятельности.

2. Проектирование содержания и его компетентностная интерпретация. На этом этапе происходит разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции (теория - понятия, процессы, формулы, личности, факты и т. п.; практика - умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям; воспитание - нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы); установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики изучения нового содержания образования); прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их прохождения.

3. Выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, методов и приёмов (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности). Так, при проведении лабораторных занятий по дисциплине

«Методика обучения безопасности жизнедеятельности» на основе компетентности ого подхода применяются методы активного обучения (деловые, ролевые игры, дискуссии, диспуты). Например, при рассмотрении методики преподавания ОБЖ в каждом классе одно из лабораторных занятий проводится в форме деловой игры, где студент, выступая в качестве учителя, проводит защиту собственного творческого продукта - урока. Данная форма проведения занятий позволяет усилить практическую направленность знаний, приобрести первичный опыт проведения урока, проиграть разные педагогические ситуации. Следует отметить, что деловые игры способствуют профессиональному воспитанию студентов, открывают новые возможности для их самореализации, самоутверждения и самосовершенствования. Как показывает опыт, студенты, участвующие в таких деловых играх, легче адаптируются к работе с детьми во время педагогической практики.

Реализации компетентностного подхода во многом способствуют методы активизации творческого мышления студентов, например, мозговой штурм, без которого невозможно рассмотрение методических аспектов ситуативного обучения. Основными этапами мозгового штурма при решении ситуационных задач по безопасности жизнедеятельности являются:

- создание банка идей, когда высказываются возможные решения предложенной задачи;

- анализ идей, который заключается в критическом их обсуждении и нахождении полезного, рационального зерна в каждой, даже самой «дикой» идее, её усовершенствование и применение в других условиях;

- обработка результатов, когда участники отбирают несколько самых интересных решений и оглашают их аудитории [5].

Практика показывает, что мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, динамично, если ситуационная задача имеет большое число возможных решений.

При проведении компетентностно-ориентированных лабораторных занятий особое внимание следует уделять методам и приёмам групповой работы. Так, упомянутый выше мозговой штурм проводится в группах. Самостоятельная работа в парах, группах успешно организуется при анализе структуры и содержания учебной программы и учебников по ОБЖ для каждого класса, формулировании учебно-воспитательных задач темы, раздела школьного курса ОБЖ, определении планируемых результатов её изучения (предметные, личностные, метапредметные компоненты универсальных учебных действий), установлении внутри- и межпредметных связей. Групповые мини-проекты проводятся и презентуются студентами на занятиях при обсуждении приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ, в частности, написание синквейнов, составление тематических кроссвордов, ребусов, сканвордов.

Итак, при всем многообразии форм, методов и приёмов профессионально-практической подготовки студентов на лабораторных занятиях по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» преимущественными считаются те, которые способствуют включению их в активную творческую деятельность, их личностному и профессиональному развитию.

4. Рефлексия. На этом заключительном этапе занятия преподаватель подбирает диагностический инструментарий для проверки уровней освоения компетенции студентов, а также процедур анализа и коррекции. Рефлексия помогает создать условия для самовыражения студентов, мотивирует разнообразные виды деятельности. На занятиях применяются следующие виды рефлексии.

1. Рефлексия «Классическая». Какова была цель занятия и насколько её удалось достичь? Перечислите трудности, с которыми вы столкнулись при рассмотрении учебных вопросов темы? Каким образом вы преодолели трудности? За счет чего? Каков главный результат изучения темы для вас лично? Чему вы научились лучше всего? Что удалось лучше всего при изучении темы? Что не получилось? По-

2. Рефлексивный тест:

- я узнал(а) много нового;

- мне это пригодится в профессиональной деятельности;

- на занятии было над чем подумать;

- на все вопросы, возникающие в ходе занятия, получил(а) ответы;

- на занятии я работал(а) добросовестно и его цели достиг(ла).

По окончании занятия преподаватель просит поднять руки тех, кто поставил

пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три. Это оценки, которые студенты поставили вам за занятие.

3. Вербальная форма - методика незаконченного предложения (устная или письменная):

- сегодня на занятии я ...;

- самым полезным и интересным для меня было...;

- я встретился с трудностями при...;

- мне это необходимо для...;

- у меня хорошо получилось...;

- строки самому себе...

Такое построение лабораторного занятия позволяет согласовывать цели обучения, поставленные преподавателями, с собственными целями студентов; стимулировать их стремление к самообразованию и саморазвитию; раскрыть учебно-воспитательные возможности; повысить степень мотивации учения.

При компетентностном подходе значительное внимание уделяется самостоятельной внеаудиторной работе студентов. Согласно новым стандартам по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» она составляет половину общей трудоёмкости и организуется с целью закрепления и расширения знаний, развития самостоятельного мышления студентов, их способности к самоорганизации и самообразованию. Наиболее распространенными видами самостоятельной работы являются: выполнение внеаудиторных заданий, опираясь на рекомендованные источники по теме занятий, а также разработка конспектов уроков, элективных курсов по выбранной теме, подготовка мультимедийных презентаций, рефератов и сообщений, выполнение методических проектов. Успешное выполнение самостоятельной работы по дисциплине обеспечивается следующими условиями: четкая постановка цели и задач, определение алгоритма при выполнении задания, проведение индивидуальных и групповых консультаций, определение формы отчетности, объема работы и сроков представления результатов, индивидуализация заданий. Правильная организация самостоятельной работы студентов побуждает их к мыслительной и практической деятельности, к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Итак, в условиях реформирования высшего образования особую актуальность приобретает компетентностное обучение, результатом которого является достижение многими выпускниками педагогического вуза высокого уровня ключевых компетенций, в том числе и профессиональных. Это предполагает поиск и внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных компетентностно-ориентированных форм, методов, приёмов обучения, направленных на продуктивную творческую деятельность самих студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аюпова, С.Д. Критерии компетентностного урока [Текст] / С.Д. Аюпова // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - № 2. - С. 65 - 82.

2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

3. Михайлов, Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л.А. Михайлов, Э.М. Киселева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

4. Панфилова, А.П. Инновационные технологии. Активное обучение [Текст] / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 234 с.

5. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии [Текст] / Т.П. Сальникова.- М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.

6. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», 2013.

REFERENCE

1. Ayupova S.D. Kriterii kompetentnostnogo uroka [Criteria of a competence-based lesson] Spravochnik zamestitelya direktora shkoly, 2013, No 2, pp. 65-82 (Russian).

2.Gosudarstvennaya programma RF «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [The state program of the Russian Federation «Development of education» for 20132020] (Russian).

3. Mikhaylov L.A., Kiseleva E.M. Teoriya i metodika obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Theory and technique of training of health and safety], Moscow, 2009, 288 pp. (Russian).

4. Panfilova A.P. Innovatsionnye tekhnologii. Aktivnoe obuchenie [Innovative technologies. Active training], Moscow, 2009, 234 pp. (Russian).

5. Sal'nikova T.P. Pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical technologies], Moscow, 2007, 128 pp. (Russian).

6. Federal'nyy zakon № 273 «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [The federal law No 273 «About education in the Russian Federation»], 2013 (Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.