Научная статья на тему 'Роль проблемного обучения в учебной деятельности студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности»'

Роль проблемного обучения в учебной деятельности студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / PROBLEM-BASED LEARNING METHOD / EDUCATIONAL PROCESS / PROBLEMATIC SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадыргулова Рита Минниахатовна, Рондырев-Ильинский Владимир Борисович

В данной статье рассматривается применение проблемного метода в обучении студентов в области безопасности жизнедеятельности. Описываются отличительные черты, достоинства и недостатки этого метода, роль в современной системе образования. Выделяются особенности его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадыргулова Рита Минниахатовна, Рондырев-Ильинский Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROBLEM-BASED LEARNING IN STUDENTS’ LEARNING ACTIVITY ON THE COURSE OF “HEALTH AND SAFETY”

The article considers the use of problem method in teaching students in the field of health and safety. Distinctive features, advantages and disadvantages of this method, the role in the modern education system are described. Peculiarities of its use are distinguished.

Текст научной работы на тему «Роль проблемного обучения в учебной деятельности студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности»»

A UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Кадыргулова Рита Минниахатовна

магистрант, Нижневартовский государственный университет, 628600, РФ, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 11

E-mail: ritakadyrgulova@mail.ru

Рондырев-Ильинский Владимир Борисович

канд. пед. наук, Нижневартовский государственный университет, 628600, РФ, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 11

E-mail: osipt@list.ru

THE ROLE OF PROBLEM-BASED LEARNING IN STUDENTS' LEARNING ACTIVITY ON THE COURSE OF "HEALTH AND SAFETY"

Rita Kadyrgulova

Master's Degree Student, Nizhnevartovsk State University, 628600, Russian Federation, Nizhnevartovsk, Dzerzhinsky St., 11

Vladimir Rondyrev-Ilyinsky

Candidate of Pedagogic Sciences, Nizhnevartovsk State University, 628600, Russian Federation, Nizhnevartovsk, Dzerzhinsky St., 11

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается применение проблемного метода в обучении студентов в области безопасности жизнедеятельности. Описываются отличительные черты, достоинства и недостатки этого метода, роль в современной системе образования. Выделяются особенности его применения.

Кадыргулова Р.М., Рондырев-Ильинский В.Б. Роль проблемного обучения в учебной деятельности студентов по курсу безопасность жизнедеятельности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 5 (23) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3179

ABSTRACT

The article considers the use of problem method in teaching students in the field of health and safety. Distinctive features, advantages and disadvantages of this method, the role in the modern education system are described. Peculiarities of its use are distinguished.

Ключевые слова: метод проблемного обучения, образовательный процесс, проблемная ситуация.

Keywords: problem-based learning method, educational process, problematic situation.

На сегодняшний день система образования в России претерпевает различные преобразования, что прямым и косвенным образом отражается на процессе обучения и воспитания молодежи. Основной тенденцией изменения приоритетных целей нынешнего образования является выдвижение на первый план задач развития личности, не только владеющей профессиональными знаниями и навыками, но и умеющей ставить и решать жизненно и профессионально значимые задачи. Государство и общество желают видеть систему обучения более демократичной и результативной. Это является одной из причин, по которым в профессиональном образовании происходит сокращение аудиторных занятий, а акцент ставится на организацию самостоятельной работы студента.

К современным методам российского образования можно отнести проблемное обучение. На сегодняшний день оно рассматривается в качестве одного из ведущих направлений в учебном процессе. Суть проблемного обучения заключается в том, что преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает комфортное взаимодействие их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности в высших учебных заведениях приобретает все больший интерес и востребована временем. К функциям проблемного метода в условиях обучения безопасности жизнедеятельности можно отнести: усвоение студентами системы знаний о безопасности жизнедеятельности и способов практической деятельности в чрезвычайных ситуациях, развитие интеллекта учащихся, формирование диалектического мышления, формирование всесторонне развитой личности, воспитание навыков применения знаний и умение решать проблемы сохранения и укрепления своего здоровья, формирование и накопление опыта действий в опасных ситуациях, формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Необходимо отметить, что проблемное обучение относится к активным методам, в котором содержится несколько этапов: а) создание проблемы, ее осознание; б) формулировка и анализ конкретной проблемы; в) способы решения проблемы (выдвижение гипотез, обоснование); г) верное решение, проверка. Данный вид обучения влияет на формирование познавательной самостоятельности студентов, развитие их логического, критического, рационального и творческого мышления. Следует отметить, что чем активнее у обучающегося протекают познавательные процессы (ощущения, восприятия, воображения, представления, мышления, запоминания), тем выше эффективность его обучения. Следовательно, преподавателю важно уметь активизировать познавательные процессы у студентов.

Изучением проблемного обучения занимались и продолжают заниматься многие исследователи, такие как А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, А.А. Леонтьев, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, В. Оконь, Ю.К. Архангельский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин В.В. Краевский, и др. Каждый из них имеет свой взгляд на данный метод обучения. Например, М.И. Махмутов рассматривает проблемную ситуацию как интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс, действие, когда не может достичь цели

известным ему способом, это заставляет искать новые пути объяснения и способ действия. В. Оконь понимает под проблемной ситуацией «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний» [1]. Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания [1].

В данной статье мы рассматриваем проблемное обучение в вузе по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Известно, что проблемное обучение можно успешно использовать в преподавании ОБЖ. Однако стоит заметить, что не всякий вопрос, на который студент не дает ответа, создает истинную проблемную ситуацию. Так, например, вопросы: «Какие привычки называются вредными?», «Когда впервые было применено химическое оружие в военных целях?», - с психолого-дидактической точки зрения не считаются проблемными, поскольку ответ на них можно получить из любых источников литературы без какого-либо участия мыслительного процесса. Проблемная задача должна вызывать умственную активность.

Основа проблемного метода - это проблемная ситуация. Она выступает в роли средства организации проблемного обучения и является начальным моментом, вызывающим познавательную потребность и создающим условия для активного усвоения новых знаний и способ деятельности.

Проблемная ситуация является не только источником интеллектуального затруднения, но и важной мотивационной и эмоциональной составляющей процесса обучения. Современная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» направлена на формирование качеств личности безопасного типа, способной адекватно комплексно оценить сложившуюся чрезвычайную ситуацию любого характера, предвидеть опасность, предотвратить ее или максимально в возможной степени снизить ущерб. Данная программа позволяет всесторонне анализировать сложившуюся

обстановку в ЧС и выбирать оптимальный вариант действия для сохранения собственной жизни. Отличительная черта предмета «ОБЖ» состоит в том, что он, имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает студентам материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Важно отметить, что проблемный метод обучения не является совершенным и также имеет свои особенности применения, достоинства и недостатки. Рассмотрим данный аспект более подробно.

Главной особенностью считается специфическая интеллектуальная деятельность ученика, заключающаяся в самостоятельном усвоении новых понятий в ходе решения учебных проблем, что обеспечивает глубину, сознательность, прочность знаний и формирование логико-теоретического мышления.

Второй особенностью будет являться то, что проблемное обучение считается наиболее эффективным средством в формировании мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического и диалектического мышления. Следующая особенность - это результат взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами, что определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью, поскольку связь с реалиями жизни служит средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем. Еще одна особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. В обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разного уровня сложности, воспринимающихся каждым учеником по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различие в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении иных путей их доказательства.

Последняя особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучающегося, которая обусловлена, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, а во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность ученика неразрывно органически связана с чувственно-эмоциональной областью психической деятельности человека. Любая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с личным «принятием» учебной проблемы, вызывает у обучающегося эмоциональную активность.

Необходимо обратить внимание на достоинства и недостатки проблемного метода. К преимуществам применения данного метода можно отнести следующее: повышенный интерес к учебному труду; развитие продуктивного мышления; самостоятельное добывание знаний путем поиска решений; прочные и действенные знания.

Далее стоит рассмотреть недостатки, к ним можно отнести: слабую управляемость познавательной деятельностью обучаемых; большие затраты времени на подготовку и достижение целей; сложность в привлечении учащихся, имеющих слабую языковую подготовку, к обсуждению.

Тем не менее эффективность проблемного метода заключается в том, что он позволяет выработать следующие умения: компромиссное общение с собеседником; умение вести дискуссию; лаконично излагать свою мысль; находить множество решений; отстаивать личное мнение, подкрепленное аргументами; умение выслушать и услышать собеседника. Применение проблемного метода будет эффективным тогда, когда обучающиеся уже будут иметь базовые знания и умения, и тогда с помощью метода можно будет сформировать качественно новые способы деятельности - умение самостоятельно формулировать и решать обнаруженные и поставленные задачи, умение выдвигать гипотезы и проверять их.

Отличительная черта проблемного метода в том, что он основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности обучаемых, которые состоят в поиске и решении сложных задач и вопросов,

требующих актуализации анализа, знаний, умений видеть за отдельными фактами явления и законы.

В данной статье делается акцент на эффективности применения проблемного метода в высшей школе, то есть на обучении студентов. Их преимуществом, как познавательного субъекта, будет являться то, что они уже имеют определенный багаж знаний. Это упрощает организацию учебного процесса, где в качестве метода будет использоваться проблемное обучение.

К основным элементам проблемной ситуации относятся вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, поскольку стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

Формы занятий, в которых можно применить проблемное обучение, разнообразны, например: урок-зачет, это будет относиться к традиционной форме, конференция, консультация; занятия на основе обсуждения проблемных вопросов и дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа, групповая работа), проблемно-практическая дискуссия (коллективная работа); нестандартные занятия (пресс-конференция, защита диссертации и т.д.).

Проблемные задачи могут быть представлены в различных видах и формах, рассмотрим некоторые из них: 1. Предложить студентам самостоятельную работу со справочными материалами. Попросить ознакомиться их со словарем и глоссарием по БЖД. Далее выделить сходства и различия в определениях и терминах. Попросить объяснить, какие из определений были наиболее убедительными и почему? Выяснить, какими из терминов студенты будут пользоваться в дальнейшем? 2. Дать задание студентам самостоятельно составить памятки, например: «О рациональном соблюдении режима труда и отдыха». 3. Составление коллажа по теме «Виды загрязняющих веществ». 4. Попросить студентов составить библиографическое описание по определенной теме. 5. Дать студентам кейс-задание: Составить прогноз числа чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного, природного и биолого-социального характера на территории Центрального федерального округа РФ к 2018 году с учетом их масштаба. Разработать меры предупреждения

ЧС. Большое значение для развития познавательных навыков имеют рефераты, выполняемые студентами по основам безопасности жизнедеятельности, экологии, здоровому образу жизни и первой медицинской помощи в ЧС.

Таким образом, можно говорить о том, что проблемное обучение имеет высокую эффективность в образовательном процессе. Результативность проблемного обучения повышается, когда метод применяется на базе уже имеющихся знаний. Участие студентов в ходе обсуждения и решения проблемы, постановке гипотез по ее решению - все это углубляет интерес к самостоятельному процессу познания и открытия истины. Возникает своего рода цепь, в которой составляющими звеньями будут факт, далее гипотеза, теория и знание, т. е. истина. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Обучающиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Данный метод является эффективным средством общего и интеллектуального развития студентов.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.

2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.

3. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005.

4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.

5. Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов. - Армавир, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.