Научная статья на тему 'К вопросу организации инновационных модульных курсов для обучения музыке людей разных возрастов'

К вопросу организации инновационных модульных курсов для обучения музыке людей разных возрастов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ФОРТЕПИАНО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФОРТЕПИАННЫЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоконь Игорь Андреевич

Статья посвящена вопросам организации обучения музыке желающих вне зависимости от возраста и степени подготовки. Основное внимание автор уделяет проблеме невозможности взрослых людей удовлетворить потребности в музицировании качественно и профессионально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации инновационных модульных курсов для обучения музыке людей разных возрастов»

К вопросу организации инновационных модульных курсов для обучения музыке людей разных возрастов Белоконь И. А.

Белоконь Игорь Андреевич /Belokon Igor Andreevitch - доцент, кафедра музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства,

Институт культуры и искусств, Московский городской педагогический университет,

г. Москва

Аннотация: статья посвящена вопросам организации обучения музыке желающих вне зависимости от возраста и степени подготовки. Основное внимание автор уделяет проблеме невозможности взрослых людей удовлетворить потребности в музицировании качественно и профессионально.

Ключевые слова: музыка, фортепиано, педагогический университет, самостоятельная работа,

фортепианный стиль.

Современное общество не может быть свободно от воздействия современной массовой музыкальной культуры, которая проникает в жизнь каждого человека не только по его собственному желанию, но и часто помимо его воли. На бескрайних просторах интернета можно найти практически любой контент. Телевидение и радио предоставляют неограниченный доступ к «шедеврам» современной массовой музыкальной культуры, демонстрация которых занимает большую часть эфирного времени. В большом городе от навязчивого воздействия такой музыки достаточно сложно укрыться - в магазинах, в транспорте, в парках, на выставках и даже в метро из установленных динамиков постоянно доносятся однообразные мелодии и песни. Дети с раннего возраста приучаются смотреть произведённые современными авторами мультипликационные фильмы, играть в компьютерные игры и т. п. Все эти продукты, как правило, сопровождаются музыкой невысокого качества, лёгкой для восприятия, примитивной. Постоянные контакты с некачественными музыкальными произведениями не только не способствуют становлению гармонической, высокоразвитой духовно личности, а, скорее, приводят к примитивизации и некоторой ущербности и способствуют появлению мелко мыслящих индивидуумов, не стремящихся и не способных к саморазвитию, самообразованию. «Задачи в искусстве отличаются от арифметических тем, что не только решения, но и ответы у них бесконечно разнообразны» [1, с. 16]. В этом и заключается сложность познания прекрасного. Для того чтобы уметь отличать хорошую музыку, способствующую росту внутренней культуры человека, от плохой, необходимо иметь хотя бы начальное музыкальное образование. Которое должно включать в себя не только изучение нотной грамоты и овладение на любом уровне каким-либо музыкальным инструментом, но и приобретение слухового опыта за счёт прослушивания рекомендованных педагогом произведений, составляющих золотой фонд мировой музыкальной культуры.

Отечественная система начального музыкального образования ориентирована в первую очередь на детей. В нашей стране существует целый ряд организаций дополнительного образования детей с разной степенью «погружения» в предмет изучения. От предпрофессиональных программ, реализуемых в специальных школах, детских музыкальных школах, школах искусств, до программ общеэстетического развития - студии, кружки. При зачислении в эти учебные заведения одну из ключевых ролей играет возраст. Таким образом, люди, не получившие в силу объективных обстоятельств начального музыкального образования в детстве, лишаются этой возможности в дальнейшем.

Многие взрослые люди, желающие научиться исполнять на музыкальном инструменте понравившуюся им пьесу, петь под собственный аккомпанемент, уметь разучивать музыку по нотам или подбирать по слуху, не находят в современной системе государственного образования подходящих им предложений. Это вынуждает их обращаться за помощью к музыкантам, занимающимся частной практикой, не связанным с реализацией утверждённых государственных программ обучения, и поэтому более гибко подстраивающимся под требования конкретного «клиента». К сожалению, уровень этих «педагогов» зачастую очень низкий. Многие из них не имеют законченного не только высшего, но и среднего специального образования. Понятно, что мало знающий и мало умеющий преподаватель не способен качественно обучить начинающего взрослого ученика. Музыкальное искусство предполагает публичность, поэтому перед взрослым учащимся рано или поздно встанет вопрос исполнения разученного произведения перед публикой - друзьями, родными, коллегами и т. д. И здесь встаёт нерешаемая для частного преподавателя проблема - обеспечение ученику возможности приобрести необходимый для удачного публичного выступления сценический опыт. «Неизвестность эстрадного результата - беда и привилегия исполнителя. Беда - потому что она источник вечной тревоги; привилегия - ибо хранит в себе постоянную и тайную веру в чудо... и каждый раз в другое» [2, с. 26]. И, правда, частный преподаватель не обладает собственной концертной площадкой для тренировочных сценических выступлений и не может организовать ученику концертную практику. Ещё одной важной составляющей удачного публичного исполнения является возможность заниматься и репетировать на разных, но, тем не менее, качественных инструментах (относится, в основном, к пианистам). Как правило, занятия с частным педагогом проходят в квартирах -либо педагога, либо ученика. Редко у кого дома имеется приличный акустический (не электронный) рояль. В основном, занятия проводятся на среднего качества пианино, ещё и часто находящихся в плохом

состоянии. Нужно учитывать, что ученик привыкает только к данному конкретному пианино и, не имея никакого опыта игры на разных инструментах, теряется при контакте с другими представителями семейства клавишных. Что ещё больше снижает вероятность качественного выступления в публичном концерте - в незнакомой обстановке, на непривычном инструменте.

Таким образом, выявляется проблема - в рамках современного государственного образования невозможности взрослого человека удовлетворять потребности в музицировании качественно и профессионально.

В соответствии с озвученными правительством РФ пожеланиями обеспечить повышение качества образования и роста культуры населения, существует возможность организации на базе именно педагогических ВУЗов страны, имеющих в своём составе музыкально-педагогические факультеты или реализующих программы обучения студентов по направлению «Музыка», инновационных модульных курсов для людей разных возрастов, не имеющих музыкального образования, но желающих приобщиться к музыкальной культуре. Модули включают в себя только индивидуальные занятия и за счёт гибкого подхода направлены на решение конкретных задач с учётом пожеланий каждого конкретного учащегося.

В советское время большой популярностью у желающих приобщиться к музыкальному искусству пользовались вечерние отделения музыкальных школ. В этих учебных заведениях обучали по утверждённым учебным программам, часто не учитывающим индивидуальные потребности учащихся. И действительно, у человека есть желание научиться играть (петь) только одну конкретную пьесу (песню). А по программе он вынужден учить ещё несколько обязательных произведений. Такой подход может отбить охоту заниматься музыкой у кого угодно. Инновационность предложенных модульных курсов как раз и состоит в гипериндивидуальном подходе к каждому конкретному обучающемуся. В данном подходе не только учитываются индивидуальные особенности взрослого ученика - его музыкальные способности, физическое и духовное развитие, интеллект. Но и вся программа обучения выстраивается под конкретные нужды и приоритеты обучаемого, при непосредственном его личном участии. «Одной из важнейших задач его инструментально-исполнительской подготовки становится развитие способности к самостоятельной творческой интерпретации музыкальных произведений» [3, с. 195]. Автора могут упрекнуть в отсутствии профессионального подхода к учебному процессу и отказу от использования проверенных веками методик обучения. Но все эти методики направлены на воспитание людей, для которых музыка будет являться профессией, а не хобби. Автор считает, что нужно более гибко подходить к пожеланиям и хотениям взрослых учеников, чтобы бережно сохранить у них желание заниматься этим и в будущем. Действительно, в случае успешного решения своей задачи, учащийся захочет «пойти дальше» и познакомиться с другими музыкальными произведениями. Здесь также стоит упомянуть о знакомстве со стилями музыкальных произведений. «Для качественного исполнения фортепианного репертуара, для умения быстро осваивать новый музыкальный репертуар знание стилистических закономерностей совершенно необходимо. Работа над произведениями знакомого учащемуся стиля протекает значительно успешнее и более быстрыми темпами по сравнению с изучением сочинения ранее неизвестного композитора» [4, с. 97].

Почему именно на базе педагогических ВУЗов предлагается организовать модульные курсы? По мнению автора, только в них имеются для этого все условия. В первую очередь, наличие высококвалифицированных опытных преподавателей, специализирующихся как раз на обучении очень «разношёрстных» студентов, конечно, обладающих начальным музыкальным образованием, но находящихся, в большинстве своём, на более низком исполнительском уровне, чем, допустим, студенты консерватории. Во-вторых, педагогические ВУЗы имеют достаточно неплохую инструментальную базу, иногда сравнимую даже с ведущими исполнительскими учебными заведениями. В-третьих, возможность организовывать концертные выступления в концертных и актовых залах ВУЗа в более комфортной для начинающих исполнителей обстановке. К примеру, начинающему ученику вряд ли разрешат выступить в Большом зале Московской консерватории.

Организация инновационных модульных курсов обучения взрослых музыке позволит упорядочить получение данной услуги, повысить её качество и существенно повысить интерес к музыкальному искусству.

Литература

1. Перельман Н. - В классе рояля. Л.: «Музыка», 1970. - 46 с.

2. Перельман Н. - В классе рояля. Л.: «Музыка», 1970. - 46 с.

3. Цуркис Г. Л. - Способность к творческой интерпретации музыки и ее развитие в инструментальном классе педагогического вуза. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. № 4 (42): в 2-х ч. Ч. 1. - 195 с.

4. Антонова М. А., Печерская А. Б. - К вопросу развития самостоятельности студентов на уроках фортепиано. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва: Научноинформационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2015. № 4-4. - 96-99 с.

5. Низамутдинова С. М. - Виктор Мержанов. Восхождение длиною в жизнь. - Москва: ООО «Ниц арт», 2014. - 306 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.