Научная статья на тему 'К вопросу целесообразности наличия фортепиано в непрофильных образовательных учреждениях'

К вопросу целесообразности наличия фортепиано в непрофильных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / фортепиано / орган / искусство / художественный вкус

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоконь Игорь Андреевич, Овакимян Елена Юрьевна

Статья посвящена вопросам целесообразности наличия фортепиано в непрофильных образовательных учреждениях. В статье авторы затрагивают тему влияния музыкальных занятий на развитие и становление личности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу целесообразности наличия фортепиано в непрофильных образовательных учреждениях»

К вопросу целесообразности наличия фортепиано в непрофильных образовательных учреждениях Белоконь И. А. , Овакимян Е. Ю.

1 Белоконь Игорь Андреевич /Belokon Igor Andreevitch - доцент;

2Овакимян Елена Юрьевна / Ovakimian Elena Yuryevna - доцент, кафедра музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства,

Институт культуры и искусств

Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: статья посвящена вопросам целесообразности наличия фортепиано в непрофильных образовательных учреждениях. В статье авторы затрагивают тему влияния музыкальных занятий на развитие и становление личности учащихся.

Ключевые слова: музыка, фортепиано, орган, искусство, художественный вкус.

В современном мире самым распространённым музыкальным инструментом является фортепиано и его электронные аналоги - синтезатор, клавинола, электронное пианино и цифровой рояль. Во всех образовательных организациях, в том числе дошкольного (детские сады, студии, развивающие центры) и общего среднего (школы, гимназии) образования, а также в большинстве средних специальных (колледж, училище) и высших учебных заведениях в классах или актовых залах можно обнаружить пианино или рояль. С помощью этих инструментов в организациях системы образования осуществляется не только преподавательская деятельность по предметам музыкальной направленности, но и проводятся различные торжественные праздничные мероприятия.

«Отечественная система начального музыкального образования ориентирована в первую очередь на детей. В нашей стране существует целый ряд организаций дополнительного образования детей с разной степенью «погружения» в предмет изучения» [1]. Следует также сказать о важнейшей роли продолжения контактов обучающихся с музыкальным искусством, осуществляемых в стенах учебного заведения и удовлетворяющих потребности в творческом самовыражении и развитии высокодуховной личности. По словам исследователей, «в работе над музыкальным произведением стимулируется образное мышление, творческое воображение, волевые качества; развиваются самостоятельность и инициативность, способность к коммуникативному воздействию; активизируются внимание и самоконтроль; воспитывается художественный вкус» [2].

Примером таких контактов могут служить многочисленные инструментальные ансамбли, хоры и студии, организованные в непрофильных учебных заведениях и активно участвующие в студенческой жизни. «Исполнительский ансамбль, функционирующий с психологической установкой на оптимальное взаимодействие и достижение единой цели...» [3] помогает быстрее адаптироваться в новом коллективе.

Фортепиано представляет собой достаточно сложно устроенный музыкальный инструмент, состоящий из ряда механизмов, узлов и оснащённый некоторыми специальными приспособлениями, позволяющими расширить динамические и тембральные возможности исполнителя. Формирование новых композиторских стилей, направлений музыкального искусства, развитие концертной инфраструктуры, расширение состава симфонических оркестров привели к устойчивой потребности появления нового музыкального инструмента, обладающего более широким спектром выразительных средств и технических возможностей, чем у имеющихся в то время клавишных инструментов индивидуального пользования.

При сравнении возможностей фортепиано и некоторых его предшественников, становится ясна причина его широкого распространения в наше время.

Предшественниками фортепиано являлась большая группа инструментов (орган, клавесин, клавикорд, чембало и т. п.), носивших собирательное название клавир. В наше время многие из них перестали использоваться в массовой концертной практике. Исключения составляют орган и в меньшей степени клавесин. Между собой они отличаются не только способом звукоизвлечения (орган - клавишно-духовой; клавесин - клавишно-щипковый инструмент), но и различным набором имеющихся выразительных и тембральных средств. У органа имеются группы труб (регистров) на всю клавиатуру, изготовленные из различных материалов, отличающиеся по размеру и форме и обладающие, соответственно, разными тембральными и динамическими характеристиками. У клавесина - несколько рядов струн из одинакового материала, дающие звук одного тембра, но с возможностью их раздельного использования для получения двух-трёх немного отличающихся друг от друга по динамике звучностей.

Орган является одним из самых древних музыкальных инструментов. Его родиной считается Древний Китай, где существовал (и сохранился до нашего времени) инструмент, носящий название «Шен» и имеющий все три основных узла, характеризующих, собственно, орган. А именно - наличие труб, воздухонагнетательного механизма и клавиатуры. По сравнению с фортепиано, орган обладает рядом достоинств и недостатков. Большое разнообразие тембров с возможностью использования их как отдельно друг от друга (по аналогии с солистом, сольным инструментом или голосом), так и совместно или в различных сочетаниях (ансамбль, оркестр); огромный диапазон и широкая динамическая амплитуда, позволяющие извлекать звуки от самых низких, до самых высоких, от самых тихих, до самых громких. Вот

лишь несколько достоинств этого инструмента. Из недостатков авторы выделяют большой размер и уникальность инструмента, что исключает возможность перемещения в другое помещение без ущерба для качества музицирования. И хотя существуют небольшие органы, пригодные для перевозки (позитивы, портативы), их музыкальные возможности существенно уступают большим стационарным инструментам. Также стоит упомянуть, что органы очень дороги и сложны, требуют постоянного надзора целой бригады настройщиков - органных мастеров, обладающих высокой квалификацией. Среди особенностей собственно звукоизвлечения, опять-таки по сравнению с фортепиано, у органа отсутствует возможность влиять на громкость звука с помощью силы и интенсивности нажатия на клавишу, а основным средством выразительности является штрих.

Клавесин появился в Европе в XVI веке - первые упоминания относятся к 1511 году, а старейший, сохранившийся до наших дней инструмент датирован 1521 годом. Звук на клавесине извлекается «пёрышком» (плектром), защипывающим струну и приводящимся в движение клавишей. Этот инструмент обладает тихим, нежного тембра звуком. Как написано выше, некоторые клавесины обладают несколькими рядами струн, что позволяет незначительно менять громкость. Небольшие размеры делают этот инструмент более мобильным, чем орган. Тем не менее, использование клавесина как сольного инструмента в больших помещениях не представляется возможным - его звучание хорошо слышно только в первых рядах. Поэтому клавесин обычно используется в небольших залах и салонах, обладающих хорошей акустикой.

Первые фортепиано появились в начале XVIII века почти одновременно в трёх странах. Исследователи расходятся во мнении, кто первым построил этот инструмент. Принято считать его изобретателями троих клавирных мастеров: в Италии - Б. Кристофори (Флоренция, 1709-1711 годы); во Франции - Ж. Мариус (Париж, 1716-1717 годы); в Германии - К. Г. Шрётер (Нордхаузен, 1717-1721 годы). Звук на фортепиано извлекается с помощью молоточка, ударяющего по струнам и приводящегося в движение клавишей. Звучание инструмента несравненно более громкое, чем у клавесина. Механизм звукоизвлечения позволяет влиять на громкость звука силой и интенсивностью нажатия на клавишу, что делает фортепиано более простым в управлении инструментом, чем орган - для переключения звучности органисту зачастую требуются один или два человека (ассистенты). Также, в отличие от органа, фортепианное звучание постепенно затихает, что позволяет регулировать (филировать) процесс окончания звука. «Сложность певучести звука и его перевода в последующий напрямую связаны с самой природой инструмента фортепиано, где с объективной точки зрения неизбежно затухание и «ступенчатость» звучания при технической невозможности продлить звук более того, чем это позволяет колебание струны» [4]. Несколько большие, по сравнению с клавесином размеры, тем не менее, позволяют легко перемещать фортепиано из одного помещения в другое. Ясный и громкий звук приятного тембра позволяет использовать этот инструмент в любых помещениях не только в качестве индивидуального (сольные выступления) и аккомпанирующего, но и полноценного солирующего в концертах с симфоническим оркестром.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод - занятия музыкой положительно влияют на становление личности, развивают её и способствуют адаптации в учебном коллективе. Наличие в образовательном учреждении такого универсального инструмента, как фортепиано, существенно расширяет возможности желающих приобщиться к музыкальному искусству, так как «...музыка проникает в глубинные пласты человеческой личности, позволяет коснуться самых заветных струн души, предоставляет почти безграничные возможности для познания душевного и духовного мира человека» [5].

Литература

1. Белоконь И. А. К вопросу организации инновационных модульных курсов для обучения музыке людей разных возрастов. // Вестник науки и образования. / Bulletin of Science and Education 2015. № 5 (7). С. 108-110. Режим доступа: http://sciencepшЫems.m/images/PDF/Вестник%203%20(5).pdf (дата обращения 5.09.2015).

2. Цуркис Г. Л. О возможности применения методов театральной педагогики в фортепианном обучении. // «Педагогика искусства». Электронный научный журнал федерального научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования № 1, 2012. С. 174-180. Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/.

3. Печерская А. Б., Антонова М. А. Вопросы совершенствования музыкально-исполнительской подготовки студентов в структуре высшего профессионального образования. // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 19.

4. Печерская А. Б., Антонова М. А. Работа над интонационной выразительностью в исполнительском классе на материале вокально-хорового репертуара. // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 49.

5. Кабкова Е. П., Цуркис Г. Л. Творческая интерпретация как органичное проявление личностных характеристик в процессе музыкально-исполнительской деятельности. // Инициативы XXI века. 2014. №

1. С. 68-70.

6. Низамутдинова С. М. Виктор Мержанов. Восхождение длиною в жизнь. - Москва: ООО «Ниц арт», 2014. - 306 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.