Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 147-154
О некоторых вопросах профессионального самоопределения студентов музыкальных специальностей
П.Б. Беккерман1, Т.Е. Беккерман2, А.А. Давыдова3
'Северо-Осетиинский государственный педагогический институт
362003, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Карла Маркса, 36
North-Ossetian State Pedagogical Institute
Karl Marx str., 36, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz 362003 Russia e -mail: [email protected]
^Московский городской педагогический университет
129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1
Moscow City Pedagogical University
2nd Agricultural Passage, 4, building 1, Moscow 129226 Russia
e-mail: [email protected]
^Международная академия образования
121433, г. Москва, ул. Большая Филёвская, д. 28, корп. 2
International Academy of Education
Bolshaya Filevskaya, str., 28, building 2, Moscow 121433 Russia e -mail: [email protected]
Ключевые слова: творческое развитие, профессиональная ориентация, творческая самореализация, самоопределение музыкантов, пианистические навыки, диагностика способностей, вокальная подготовка, вспомогательные специальности, педагогическая поддержка.
Key words: creative development, professional orientation, creative self-realization, self-determination of musicians, pianistic skills, ability diagnostics, vocal training, auxiliary specialties, pedagogical support.
Резюме: В данной статье авторы поднимают актуальные вопросы профессионального самоопределения студентов музыкальных специальностей. Главным в этом процессе, по мнению авторов, является ранее выявление ярких творческих способностей и квалифицированная помощь в уточнении направления учебы и выбора профессии. Также авторы предлагают учитывать весь спектр творческих специальностей при подготовке музыкантов, на обучение по которым можно, в случае необходимости, перейти студентам, не имеющим стойкого интереса и способностей к узконаправленной музыкально-исполнительской специализации.
Abstract: In this article, the authors raise topical issues of professional self-determination of students of musical specialties. The main thing in this process, according to the authors, is the earlier identification of bright creative abilities and qualified assistance in clarifying the direction of study and choosing a profession. The authors also propose to take into account the full range of creative specialties when preparing musicians, where, if necessary, can go to study such students, who
П.Б. Беккерман, Т.Е. Беккерман, А.А. Давыдова P.B. Bekkerman, T.E. Bekkerman, A.A. Davydova
do not have a strong interest and ability to narrowly focus on musical performing specialization.
[Bekkerman P.B.1, Bekkerman T.E.2, Davydova A.A.3 On some issues of professional self-determination of students of musical specialties]
Введение
Проблема самоопределения современной молодёжи всегда являлась приоритетным вопросом образовательной политики нашей страны. На современном этапе данный аспект требует дополнительной переоценки в свете стремительно идущей цифровизации общества, в немалой степени затронувшей музыкальную сферу. Именно эти процессы привели к появлению новых профессий или специальностей, связанных с техническими новшествами и вошедших в сферу современного музыкального образования. На наш взгляд, с самим понятием «профессионального самоопределения», а в случае с музыкантами - «творческого самоопределения», тесно связано понятие «творческой самореализации». Последнее, по мнению учёных, находится под влиянием не только многих психолого-педагогических аспектов, но и характера преподавания предметов из области «Искусство» в общеобразовательной школе или колледже (Беккерман, Давыдова, Беккерман, 2019), а также зависит от самих условий для творческого развития обучающихся и студентов в прошлом. Необходимо также учитывать произошедшие изменения методов и подходов к музыкальному воспитанию, которое, согласно исследованиям, например, с 1945 по 1975 годы прошлого века, являлось важной составляющей педагогического процесса в общеобразовательных школах. Обратимся же непосредственно к рассмотрению условий для самоопределения студентов музыкальных специальностей.
Первым условием является верная диагностика или выявление творческих способностей студентов. Педагогическое наблюдение и личные беседы предоставят сведения о прошлом творческом опыте, что поможет более успешному раскрытию творческого потенциала студента. На этом этапе можно также получить представление об уровне творческого развития молодёжи. Так как здесь речь идет о базовых показателях,
П.Б. Беккерман, Т.Е. Беккерман, А.А. Давыдова P.B. Bekkerman, T.E. Bekkerman, A.A. Davydova
которые будут браться за исходную величину, предлагается использовать критерии и компоненты из более раннего нашего исследования (Беккерман, 2019: 67-69). Однако отличие от него будет состоять в том, что в данном случае требуется лишь понять порядок пристрастий, приоритетов, знаний и умений из области культуры и искусства, которые имеются у студентов: Поэтому студенты должны будут оценить по шкале от 1 до 10 баллов, например, объем своих знаний, интерес к экскурсиям или лекциям, успешность своего выступления на конкурсах или фестивалях, свою самостоятельность, инициативность или коммуникабельность. Разумеется, подобное тестирование не будет содержать вопросов по поводу умений или навыков из области искусства, так как это подлежит выяснению на специальных живых и очных прослушиваниях. Тогда как само анкетирование возможно проводить в группе студентов, как подробно показано в таблице № 1.
Таблица № 1
Оценка своих личностных качеств или приоритетов Количество баллов 1-10
Эрудиция в области культуры и искусства
Интерес к занятиям по одному из предметов из области «Музыка»
Интерес к культурно-творческим мероприятиям
Познавательная активность: посещение лекций или музеев
Самостоятельность при принятии решений
Инициативность при работе в коллективе
Коммуникативные качества
Интерес к участию в фестивально-конкурсном движении
Успешность выступления в конкурсах и смотрах
Задача данного опроса не только в том, чтобы понять, что о себе думает студент, чем он интересуется и к чему стремится. Важно определить, в каком аспекте студенту необходима помощь, как методическая, в плане понимания собственных ответов и сути заданных вопросов, так и чисто
П.Б. Беккерман, Т.Е. Беккерман, А.А. Давыдова P.B. Bekkerman, T.E. Bekkerman, A.A. Davydova
профессиональное содействие и педагогическая поддержка его творческих начинаний, особенно в тех моментах, где требуется незначительное педагогическое воздействие.
После такого первичного общения следует переходить к второму условию самоопределения. Им по праву стоит считать содействие и поддержку в выборе или уточнении образовательной траектории. В условиях высшего учебного заведения не может не существовать и не проводиться работа по профессиональной ориентации, ведь неслучайно последняя воспринимается исследователями как «педагогическое средство самоопределения учащихся» (Перевышин, 2002). В нашем случае речь идет о более взрослых людях, которым предстоит выбрать сложную и специфическую музыкальную профессию. Ведь она требует не только определённого уровня сформированности чисто технических навыков, но и высокого уровня музыкально-стилевой компетентности (Давыдова, Ганичева, 2017), умения работать в коллективе, в частности, навыков ансамблевой игры или ансамблевого/хорового пения (Абдуллина, 2013; Ефремова, Буторина, 2018), способности или возможности художественно интерпретировать музыку. Причём последнее также причисляется к педагогическим средствам профессионального самоопределения обучающихся музыке.
Компетенция авторов данной статьи позволяет рассуждать как о пианистах, так и вокалистах. В частности, рассматривая специальность «Фортепиано», следует говорить о нескольких вариантах профессионального определения в профессии как инструменталиста: сольный исполнитель, артист ансамбля, концертмейстер, преподаватель. Как известно даже не посвящённым, лишь единицы могут выступать сольно, а еще реже становятся известными концертирующими пианистами. Разумеется, самоопределение в роли солиста требует высочайшего уровня мастерства и безукоризненных технических навыков. Иногда считается, что некоторые недостатки можно скрыть игрой в ансамбле или в качестве концертмейстера, однако наши исследования указывают, что и работа в концертмейстерском классе требует высочайшего уровня профессиональной пианистической подготовки и
П.Б. Беккерман, Т.Е. Беккерман, А.А. Давыдова P.B. Bekkerman, T.E. Bekkerman, A.A. Davydova
высокого уровня ансамблевой культуры. И, наконец, преподаватель, который всё же по документам об образовании является специалистом (бакалавром или магистром) в области фортепианного исполнительства, в меньшей степени обладает готовностью к выступлениям, хотя полное отсутствие таковых трудно себе представить у профессионального музыканта. Но даже если предположить подобное, в любом случае никто не отменял показ и демонстрацию произведений ученикам на уроках, объяснение особенностей исполнения тех или иных моментов, следовательно, данный краткий разбор профессиональных компетенций позволяет сделать вывод о невозможности профессионального самоопределения в области «Фортепианного исполнительства» без обладания пианистическими способностями и владения пианистическими навыками.
С вокалистами дело обстоит куда более сложно, так как вокальный жанр состоит из множества направлений, потому те или иные способности и навыки студентов могут быть востребованы в разных сферах. Здесь диагностика заключается в определении общей музыкальности студента, его вокальных навыков и их характера. В этом контексте следует упомянуть еще одну компетенцию «Учитель музыки». Будущим представителям данной профессии определенно требуются вокальные навыки, в связи с чем, в музыкально-педагогических вузах большое внимание уделяется вокальной подготовке именно на первых курсах. Ведь именно начальные этапы, по мнению специалистов, являются важными и определяющими (Новиков, 2011). Обучение же опирается на труды и методики лучших представителей отечественной вокальной школы (Морозов, 2002).
Что касается инструментальных компетенций, то учитель музыки непременно обязан уметь читать с листа, обладать знаниями из области классической, современной академической и эстрадной музыки. По части владения фортепиано -необходимы навыки инструментального сопровождения поющих. Между тем, не везде присутствует в программах предмет, непосредственно посвящённый овладению данной компетенцией, однако, на наш взгляд, он обязателен для
П.Б. Беккерман, Т.Е. Беккерман, А.А. Давыдова P.B. Bekkerman, T.E. Bekkerman, A.A. Davydova
введения в нашей исконно поющей стране. Очевидно, что в наши дни эстрадное пение является одним из самых востребованных творческих занятий и увлечений населения. Кроме того, уникальные свойства совместного пения (арт-терапия и коммуникативный фактор) давно известны как в России, так и за рубежом (Беккерман, Новиков. 2018: 484). Возвращаясь к студентам, заслуживает внимания декламационный аспект пения и его влияние на культуру речи, которая, по мнению учёных, требует внимания и развития у современной мало читающей молодёжи.
Знакомство со специальными способностями и талантами своих будущих учеников происходит на музыкальном прослушивании в вузе, Так у кого-то из вокалистов преобладает определённая манера пения, явно тяготеющая к одному из вокальных направлений. И здесь наступает момент истины для самоопределения студента и назначения его образовательной траектории. Необходимо понять, насколько подобная манера пения или привычка исполнения укоренилась у студента, если это так, то следует вопрос о том, отождествляет ли себя студент с данным вокальным жанром. Педагогам-практикам известно, что довольно сложно переучивать людей с уже сложившейся техникой и манерой пения, поэтому неминуемо в таких ситуациях возникают соображения целесообразности, когда педагоги не хотят ломать уже сложившиеся навыки. В этом контексте возможно проведение еще одной целенаправленной личной беседы со студентом, но уже в более узком профессиональном поле, где педагогу необходимо узнать отношение студента к новому предлагаемому образовательному направлению (вокальному жанру), определить его уровень готовности и мотивации к изменениям и кропотливой работе по переходу на другую специализацию.
Здесь нам хотелось бы отойти от узкопрофессиональных аспектов самоопределения музыкантов (вокалистов и инструменталистов) и затронуть вспомогательные специальности. За последние десятилетия существенно изменились подходы к творческому процессу и его администрированию. Неслучайно в вузах культуры и искусств
П.Б. Беккерман, Т.Е. Беккерман, А.А. Давыдова P.B. Bekkerman, T.E. Bekkerman, A.A. Davydova
появились целые факультеты по так называемым вспомогательным направлениям, с точки зрения музыкантов. То есть, эти специалисты поддерживают жизнеспособность любого музыкального проекта: звукорежиссер, музыкальный журналист, музыкальный продюсер, пиар-директор и т.д. В этом контексте уместно назвать третье условие самоопределения музыкантов: мониторинг музыкального образовательного пространства. Это требует от лиц, причастных к профориентации и самоопределению студентов, широкого профессионального кругозора, осведомлённости по поводу различных
образовательных программ и вызовов музыкальной индустрии.
Не следует считать, что каждый раз нужно переходить к выполнению третьего условия, открепляя студентов от музыкальных специальностей и перенаправляя в смежные дисциплины. Однако при выявлении ярких представителей одного из вспомогательных направлений - весьма востребованных на рынке - стоит задействовать опросный ресурс. Это может в определённых случаях не только принести пользу делу, но и помочь непосредственно студенту в творческой и профессиональной самореализации, возможно, в неожиданно более желанной профессии. Заключение
Как показано в данной статье, существует множество проблем и сторон профессионального самоопределения студентов музыкальных вузов. Однако, наряду с узкопрофессиональным самоопределением, в центре всего процесса находится его главная цель - воспитание ответственной творческой личности, обладающей готовностью к собственной самореализации и созиданию на благо общества. Поэтому от всех участников педагогического процесса требуется выдержка и понимание творческих потребностей студентов, создание оптимальной образовательной среды для профессионально творческого роста юношей и девушек, которым, в зависимости от успеха педагогической миссии и их собственных усилий, суждено стать профессиональными музыкантами, либо достойными представителями других творческих профессий.
П.Б. Беккерман, Т.Е. Беккерман, А.А. Давыдова P.B. Bekkerman, T.E. Bekkerman, A.A. Davydova
ЛИТЕРАТУРА
Абдуллина Г.В. 2013. Хоровое пение на занятиях сольфеджио в музыкальном вузе. - В сб.: Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Редактор-составитель М.В. Воротной, научный редактор Р.Г. Шишкова. С. 13-16.
Беккерман П.Б. 2019. Теория и практика организации дополнительного художественного образования в колледжах: Монография. Новый Быт: Чеховский техникум. 112 с.
Беккерман П.Б., Давыдова А.А., Беккерман Т.Е. 2019. Профессионально-творческий рост учащейся молодёжи на занятиях искусством: возможности и необходимость. - Наука и школа. № 3: 195-202.
Беккерман П.Б., Новиков С.Б. 2018. Творческое развитие молодежи как фактор возникновения мотивации к непрерывному профессиональному образованию. - В сб.: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики» сборник материалов. Алтайский государственный университет. Барнаул, С. 483-485
Давыдова А.А., Ганичева Ю.В. 2017. Проблема формирования музыкально-стилевой компетентности в профессиональной подготовке современного музыканта. - В сб.: Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования сборник научных трудов. Москва. С. 410-415.
Ефремова А.С., Буторина Н.И. 2018. Организация вокального ансамбля для развития исполнительских навыков студентов. - В сб.: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. С. 532-535
Морозов В.П. 2002. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». М. 496 с.
Новиков С.Б. 2011. Вокальная подготовка будущих учителей пения на начальном этапе. - Искусство и образование. 4 (72): 26-32.
Перевышина Н.Ю. 2002. Профессиональная ориентация как педагогическое средство самоопределения учащихся хорового лицея в музыкальном искусстве. Автореф. дис. ... канд. пед. наук; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург. 21 с.
Получена /Received: 25.05.2020 Принята /Accepted: 01.06.2020