УДК 372.878 ББК 85.31+74.48
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
О. П. Радынова, Ю. А. Литвиненко
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования общей и профессиональной культуры студентов музыкальных факультетов на .занятиях по дисциплине «Фортепиано». Опираясь на многолетний методический и практический опыт, авторы показывают, что фортепианное обучение позитивно влияет на развитие профессиональных качеств студентов разных специальностей, на воспитание их личностной культуры. Анализируется «вклад» занятий фортепиано в процессе совершенствования всего комплекса профессионально значимых умений, необходимых для будущей педагогической и просветительской деятельности выпускников. Среди профессиональных навыков, умений, качеств личности - владение культурой речи, доступной разному возрасту обучающихся, развитие музыкального мышления, творческих умений исполнительской и словесной интерпретации музыки, снятие психофизиологических зажимов, освоение исполнительского репертуара разных эпох, жанров и стилей, накопление культурно-исторического тезауруса у студентов высшей школы.
Ключевые слова: профессиональная культура, личность, музыкальное образование, фортепианная педагогика, творческие умения, интерпретация музыки.
PROFESSIONAL DIRECTION OF PIANO TRAINING OF STUDENTS-MUSICIANS OF DIFFERENT SPECIALTIES
O. P. Radynova, Yu. A. Litvinenko
Abstract. The article deals with the problem of forming General and professional culture of students of music faculties in „Piano" classes. Based on many years of methodological and practical experience, the authors show that piano learning has a positive impact on the development of professional qualities of students of different specialties, on the development of their personal culture. The „contribution" of piano lessons in the process of improving the whole complex of professionally significant skills that are necessary for the future pedagogical and enlightenment activities of graduates is analyzed. Among professional skills, abilities, personal qualities there are: possession of speech culture, which is available to
students of different age, the development of musical thinking, creative skills of performing and verbal interpretation of music, removing of psychophysiological clamps, mastering the performing repertoire of different eras, genres and styles, accumulation of cultural and historical thesaurus in higher school students.
Keywords: professional culture, personality, music education, piano pedagogy, creative skills, interpretation of music.
У Дмитрия Благого есть Профессий пять,
а может, шесть: Он композитор, пианист, Он педагог и журналист, Музыковед и методист...
Эпиграмма о многопрофильном призвании одного из видных музыкантов XX в. Д. Д. Благом была создана еще в 1970 г. Но актуальность и жизненность поэтических строк, высказанных полвека назад, напрямую касаются и современных музыкантов, обладающих творческими способностями и высоким уровнем профессиональных знаний и умений, которые закладываются в период обучения, в том числе в классе фортепиано. Основной целью фортепианных занятий является развитие исполнительской культуры у студентов как важнейшего профессионального и личностного качества музыканта. Однако, наряду с исполнительской реализацией музыкального произведения, перед педагогом фортепиано стоят более масштабные задачи.
Отечественное музыкальное образование предполагает широкую область реализации в будущей профессиональной деятельности наиболее инициативных выпускников (сольное и ансамблевое исполнительство, руководство творческими коллективами и педагогика, музыковедение и композиция, журналистика и просветительство).
Все эти сферы музыкальной деятельности предполагают «вхождение в культуру», обретение студентами опыта взаимосвязи познавательной, ценностно-ориентацион-ной и творческой деятельности в иллюзорно-художественном (композитор) и реаль-
ном общении (педагог) в процессе становления личностной музыкальной культуры, а также профессиональной готовности к формированию основ музыкальной культуры у детей и подростков [1, с. 660-675].
Обучение игре на фортепиано является обязательным для студентов всех специальностей на разных уровнях профессионального музыкального образования (школа-колледж-вуз). В своей будущей деятельности студенты-инструменталисты редко становятся солистами. Они играют в ансамблях, оркестрах либо преподают в музыкальной школе, колледже. Если они готовятся стать исполнителями, свободное владение фортепиано помогает им обрести двигательную свободу в процессе игры на своем инструменте, так как приемы освобождения пианистического аппарата способствуют снятию зажимов и нерациональных движений, налаживанию слухо-двига-тельных связей.
Владение фортепиано студентами-вокалистами помогает общению с концертмейстером, позволяет свободно аккомпанировать себе и своим ученикам, грамотно анализировать фактуру вокального сочинения, постигать его содержание на ином уровне, обдуманно подходить к воплощению художественно-музыкального образа. Все это способствует большей глубине и выразительности их собственного исполнения и в работе с учениками. Снятие физи-
ологических зажимов при игре на фортепиано содействует переносу освоенных движений и на вокальную технологию, способствует освобождению певческого аппарата.
Студенты-дирижеры, профессионально владеющие фортепиано, имеют возможность исполнять всю партитуру на рояле, целостно охватить произведение, осмыслить структуру, разобраться в полифонических линиях голосов, услышать гармоническую вертикаль, добиваясь в дальнейшем от творческого коллектива точности и красочности звучания.
В классе фортепиано воспитываются важные профессиональные качества, необходимые музыканту любой специальности. Среди них: освоение приемов звукоизвле-чения, воспитание интонационной культуры [2], развитие навыков слухового контроля, оценочных действий [3], накопление сценического опыта и преодоление эстрадного волнения [4], особенности компетент-ностного подхода в процессе обучения игре на фортепиано [5].
Разнообразный репертуар, который изучается на занятиях фортепиано, включает в себя как познавательный, так и ценностно-ориентированный подход в обучении и воспитании музыканта. Знакомство с произведениями разных эпох, стилей и жанров расширяет профессиональный кругозор обучающихся, повышает их музыкальную эрудицию, прививает хороший вкус. Поиск различных вариантов исполнительской и словесной интерпретации, интонационно-осмысленного и выразительного воплощения музыкальных образов способствует развитию творческого мышления студентов [6].
Кроме того, занятия фортепиано вносят свой «вклад» в развитие профессиональной культуры студентов, благодаря специфическим особенностям этого инструмента. Фактура фортепианных произведений более сложная и насыщенная по сравнению с однострочными вокальными и инструментальными партиями, что требует воспитания навыков внимательного, детального изучения нотного материала, развития культуры «общения» с авторским текстом [7].
Как уже было отмечено, на занятиях фортепиано не только осваиваются приемы и способы работы над музыкальным произведением, необходимые в исполнительской деятельности, но и выявляются основные методические и педагогические аспекты, формируются представления об эпохе, стиле, жанре произведения, определяется его «общекультурный контекст», подбираются аналогии из других видов искусства, расширяется художественный кругозор студента. Все это ценно и для будущей профессиональной деятельности студентов-музыковедов.
Например, преподавание музыкально-теоретических дисциплин в музыкальной школе, колледже или в вузе требует, помимо слушания симфонической и оперной музыки в записи, исполнения на фортепиано отдельных фрагментов, разделов и тем изучаемых произведений. От того, как прозвучит этот музыкальный материал на фортепиано в исполнении преподавателя, во многом зависит успешность освоения учениками столь важных в музыкальном обучении дисциплин.
Преподаватель, владеющий фортепиано на высоком уровне, способен профессионально грамотно исполнить отрывок из симфонии или оперы, охватить произведение целостно, осмыслив структуру, передав общее эмоциональное состояние, художественно-музыкальный образ. Точное и красочное воспроизведение оркестрового звучания на фортепиано помогает еще больше увлечь в мир музыки и, что немаловажно, повысить авторитет педагога в глазах учащихся.
Владение образной речью, словесной культурой также необходимо преподавателю-теоретику для подачи материала с учетом возраста, возможностей развития речи, мышления, воображения обучаемых разного возраста - детей, подростков, взрослых, студентов. Поэтому на занятиях фортепиано наряду с игрой на инструменте важен осмысленный подход к содержанию изучаемого произведения, разделов формы, характера тем и интонаций как с целью его выразительного исполнения, так и с пер-
спективой развития умения интересно рассказывать о музыке, «преподносить» ее слушателям.
Г. Г. Нейгауз в книге «Об искусстве фортепианной игры» писал: «Учитель игры на любом инструменте (будем считать человеческий голос инструментом) должен быть, прежде всего, учителем, то есть разъяснителем и толкователем музыки. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен донести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и деталях» [8, с. 196].
В музыкальной педагогике применение словесных пояснений исполняемых произведений считается целесообразным на разных этапах развития учащегося с целью более глубокого воплощения художественного образа (Л. А. Баренбойм, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, С. И. Савшин-ский, А. П. Щапов и др.).
Г. М. Цыпин определяет словесную интерпретацию исполняемой пьесы как метод «проникновения в содержание музыки через всестороннее и тщательное аналитическое осмысливание» [9, с. 59]. Именно так можно сформировать основы профессиональной культуры юных музыкантов. Важно на занятиях по фортепиано воспитывать у студента понимание музыкальных интонаций как смыслового компонента, наполняющего содержание музыкальной речи.
М. С. Старчеус в исследовании профессионального слуха музыканта подчеркивает, что «музыкальные свойства звучания возникают из единства звука и смысла, с которым так или иначе связано формирование всех форм и всех стратегий музыкального слуха» [10, с. 8].
Осознание «чувственной программы музыкального произведения» путем подбора постоянно меняющихся характеристик музыкального образа, обозначающих чувства, эмоции, настроения, считал полезным В. Г. Ражников - составитель обширного
«Словаря эстетических эмоций и художественных переживаний» [11, с. 136-140], который предлагается включать в процесс художественно-музыкального развития учащихся на любом этапе обучения.
Формирование творческих умений исполнительской и словесной интерпретации произведений (в их тесной взаимосвязи) с целью осознанности собственного исполнения и возможности применения их в будущей педагогической деятельности явилось предметом исследования О. П. Ра-дыновой [12]. Автор подчеркивает, что «готовность педагога-музыканта к будущей профессиональной деятельности в любой области музыкальной педагогики, в особенности в работе с детьми, во многом определяется двумя аспектами его подготовки: качеством исполнения музыки и владением искусством речи, раскрывающей эмоционально-смысловое содержание музыкальных произведений» [12, с. 5].
С целью развития образного мышления, воображения, эмоций и интеллекта студента в процессе занятий можно использовать следующие приемы работы:
• сравнение разных вариантов звучания основных тем, мелодических «зерен», «ритмо-интонаций»;
• осознание смысловых оттенков музыкальных фраз, мелодий, мотивов при смещении кульминационных моментов интонирования («центров притяжения») в избранных вариантах интерпретации;
• выявление тембровой красочности гармонического и полифонического изложения материала, поиск оптимальных вариантов технического воплощения;
• выстраивание разделов формы как смыслообразующих структур;
• целостный «взгляд», охватывающий как исполнительскую, так и словесную составляющие процесса интерпретации произведения и др.
В условиях современного культурного пространства востребованными направлениями профессиональной деятельности выпускников становится музыкальное просветительство. В силу сложившейся небла-
гоприятной тенденции - падения общего уровня внутренней культуры и образованности, «засилья» эстрады, стремительного сокращения любителей классического музыкального искусства - в настоящее время возрастает социальная значимость музыкально-просветительских проектов.
Знакомство широкой аудитории слушателей с музыкальными шедеврами может проводиться в различных формах: концерты-лекции с иллюстрацией отдельных фрагментов программы, музыкально-литературные постановки, представления, инсценировки сказок, озвученные лейтмотивами, дающими характеристику тому или иному персонажу. Циклы увлекательных мероприятий для детей и взрослых, проведенных в подобном ключе, служат прекрасной базой для музыкального развития слушателей разных возрастных категорий, для их приобщения к мировым культурным ценностям.
Такие необычные «встречи с музыкой», талантливо обыгранные «живым» звучанием, мгновенно «оживают» на глазах у публики, чем привлекают к себе особое внимание. Яркое исполнение музыкальных фрагментов, дополненное пояснениями их содержания, изложением любопытных фактов из истории создания произведения, рассказами об интересных событиях из жизни композитора, также приносит свои «плоды» и вызывает «отклик» у слушателей. Подобные лекции-концерты призваны раскрыть особенности музыкального искусства в их взаимодействии с другими видами художественного творчества и явлениями общественной жизни.
Известно, что еще в далеком Средневековье странствующие музыканты были в одном лице и певцами, и инструменталистами, и поэтами, и рассказчиками. Их представления проводились в неформальной манере, в условиях непосредственного общения с публикой, что стало своего рода прообразом современного музыканта-универсала, готового к разным сферам профессиональной деятельности.
В музыкально-просветительской культуре XX в. видное место занимала фигура
Д. Д. Благого, который регулярно устраивал циклы концертов-лекций под названием «Играет и рассказывает Дмитрий Благой». Музыкант, обладающий лекторским даром и широкой эрудицией, прямо со сцены с легкостью давал содержательные и свободные комментарии, стараясь помочь публике прочувствовать, осмыслить и глубже воспринять сочинения, которые он мастерски исполнял на рояле.
Д. Д. Благой, как известно, был учеником А. Б. Гольденвейзера, выдающегося музыканта начала XX в., целиком и полностью посвятившего себя служению искусству, развитию отечественного музыкального образования и просветительства. Он считал, что «так же, как неграмотный человек с низкой культурой не может понять всю красоту поэзии, так человек с односторонним развитием не может разобраться в музыке». Традиция «Музыкальных четвергов», заложенная самим Александром Борисовичем еще в прошлом веке, настолько прочно вошла в культурную жизнь столицы, что и по сей день в его квартире, ныне Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера, проводятся еженедельные музыкальные вечера.
Традиция, заложенная в XX в., сегодня подхвачена и с успехом реализуется молодым поколением музыкантов. Один из лучших выпускников музыковедов МГИМ им. А. Г. Шнитке - Роман Чистяков - активно занимается просветительской деятельностью. Его концерты-лекции, организованные в тандеме с коллегами - инструменталистами и вокалистами, успешно проходят на разных концертных площадках. Среди них: «От эпохи романтизма к стилевому многообразию музыки ХХ века», «Сонаты и симфонии», «Композиторы России ХХ века», «Фортепианная миниатюра», «Грани классики», «Диалоги тембров». Творческие проекты, осуществленные молодым музыковедом-пианистом за последние годы, привлекли внимание общественности и заслужили положительные отзывы у слушателей.
Подводя итог изложенному, можем утверждать, что уже в период обучения будущие музыканты-исполнители, преподавате-
ли, лекторы должны максимально использовать возможность профессиональной реализации своего творческого потенциала, в том числе в классе фортепиано. В связи с этим методика фортепианных занятий со студентами должна обеспечивать не только формирование исполнительских навыков, но и развитие творческих умений словесной интерпретации музыки, вырабатывание увлекательной, яркой, профессионально грамотной речи, помогающей публике по достоинству оценить услышанную программу. «Беседы у рояля» могут способствовать «пониманию» слушателями музыки как искусства, выражающего «чувства, эмоции, настроения» (Б. М. Теплов), с их различными оттенками, меняющимися на протяжении всего произведения и несущими определенные смыслы.
Таким образом, фортепианная исполнительская культура, соединяя в себе комплекс умений и навыков творческого порядка и интегративное личностное качество, крайне необходима как для успешного развития студентов-музыкантов в процессе обучения в вузе, так и в их дальнейшей профессиональной реализации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каган М. С. Образование, воспитание, культура // Избр. тр. в VII т. Труды по проблемам теории культуры. Т. III. -СПб: ИД «Петрополис», 2007. -С. 660-675.
2. Радынова О. П., Корсакова И. А., Шайхутдинов Р. Р. Воспитание интонационной культуры музыканта-исполнителя на занятиях фортепиано // Актуальные вопросы фортепианной педагогики: межвуз. сб. науч. ст. Вып. 1 / ред.-сост. Р. Р. Шайхутдинов. - М.: Изд-во «Согласие», 2017. - С. 18-30.
3. Радынова О. П., АнтоноваМ. А., Князева Г. Л. Формирование оценочных действий студентов в процессе инструментального обучения // Наука и школа. - 2017. - № 1. - С. 175-181.
4. Литвиненко Ю. А., Радынова О. П., Печерская А. Б. Подготовка учащихся-
музыкантов к публичным выступлениям: возрастной аспект // Наука и школа. - 2017. - № 5. - С. 87-95.
5. Радынова О. П., Корсакова И. А. Реализация компетентностного подхода на занятиях в фортепианном классе музыкального вуза // Человеческий капитал. - 2016. - № 9 (93) (Т. 1). - С. 11-16.
6. Радынова О. П., Печерская А. Б., Князева Г. Л. Воспитание самостоятельного творческого мышления у студентов в классе фортепиано // Новая наука: опыт, традиции, инновации. -2016. - № 3-2 (71). - С. 98-102.
7. Радынова О. П., Печерская А. Б., Ха-занов П. А. Развитие профессиональной культуры студентов музыкальных вузов на занятиях фортепиано: компе-тентностный подход // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 2. - С. 224-231.
8. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. - М.: Музгиз, 1958. - 320 с.
9. Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: учеб. пособие. - М., 1975. - 107 с.
10. Старчеус М. С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005.
11. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М., 1989. - 140 с.
12. Радынова О. П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984.
REFERENCES
13. Kagan M. S. Obrazovanie, vospitanie, kul-tura. In: Izbr. tr. v VII vols. Trudy po prob-lemam teorii kultuy. Vol. III. St. Petersburg: ID "Petropolis", 2007. Pp. 660-675.
14. Radynova O. P., Korsakova I. A., Shay-khutdinov R. R. Vospitanie intonatsion-noy kultury muzykanta-ispolnitelya na zanyatiyakh fortepiano. In: Shaykhutdi-nov R. R. (ed.-comp.) Aktualnye voprosy
fortepiannoy pedagogiki: mezhvuz. sb. nauch. st. Iss. 1. Moscow: Izd-vo "So-glasie", 2017. Pp. 18-30.
15. Radynova O. P., Antonova M. A., Knya-zeva G. L. Formirovanie otsenochnykh deystviy studentov v protsesse instru-mentalnogo obucheniya. Nauka i shkola. 2017, No. 1, pp. 175-181.
16. Litvinenko Yu. A., Radynova O. P., Pe-cherskaya A. B. Podgotovka uchash-chikhsya-muzykantov k publichnym vystupleniyam: vozrastnoy aspect. Nauka i shkola. 2017, No. 5, pp. 87-95.
17. Radynova O. P., Korsakova I. A. Real-izatsiya kompetentnostnogo podkhoda na zanyatiyakh v fortepiannom klasse muzykalnogo vuza. Chelovecheskiy kapital. 2016, No. 9 (93) (Vol. 1), pp. 11-16.
18. Radynova O. P., Pecherskaya A. B., Knyazeva G. L. Vospitanie samostoy-atelnogo tvorcheskogo myshleniya u stu-dentov v klasse fortepiano. Novaya nau-ka: opyt, traditsii, innovatsii. 2016, No. 3-2 (71), pp. 98-102.
19. Radynova O. P., Pecherskaya A. B., Kha-zanov P. A. Razvitie professionalnoy kultury studentov muzykalnykh vuzov na zanyatiyakh fortepiano: kompetent-nostnyy podkhod. Prepodavatel XXI vek. 2016, No. 2, pp. 224-231.
20. Neygauz G. G. Ob iskusstve fortepiannoy igry. Zapiski pedagoga. Moscow: Muzgiz, 1958. 320 p.
21. TSypin G. M. Razvitie uchashchegosya-muzykanta v protsesse obucheniya igre na fortepiano: ucheb. posobie. Moscow, 1975. - 107 s.
22. Starcheus M. S. Slukh muzykanta: psik-hologo-pedagogicheskie problemy sta-novleniya i sovershenstvovaniya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2005.
23. Razhnikov V. G. Dialogi o muzykalnoy pedagogike. Moscow, 1989. 140 p.
24. Radynova O. P. Professionalnaya naprav-lennost fortepiannogo obucheniya stu-dentov fakultetov doshkolnogo vospi-taniya pedinstitutov. PhD dissertation (Education). Moscow, 1984.
Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая Кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Radynova Olga P., ScD in Education, Professor, Chairperson, Aesthetic Education of Preschool Children Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Литвиненко Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепианного искусства Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке e-mail: [email protected]
Litvinenko Yulia A., PhD in Education, Associate Professor, Piano Department, A. Schnittke Moscow
State Music Institute
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2019 The article was received on 28.01.2019