УДК 372.878 ББК 85.31+74.48
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
О.П. Радынова, П.А. Хазанов, А.Б. Печерская
Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема современного образования - взаимосвязь образования и культуры. Определяется «профессиональная культура» студента вуза на материале его обучения на занятиях фортепиано. Рассматриваются основные понятия современного компетентностного подхода в образовании, выделенные в Стандартах высшего профессионального образования компетенции (общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные) в сопоставлении их с базовыми составляющими понятия «профессиональная культура». Показано, что компетентностный подход обеспечивает целевые культурологические установки в образовании; занятия фортепиано способствуют развитию профессиональной культуры студентов.
Ключевые слова: образование, культура, музыкальная культура, профессиональная культура, компетентностный подход, опыт, оценка, отношение, знания, творческие умения, креативность личности, занятия фортепиано.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF STUDENTS OF MUSICAL INSTITUTIONS IN PIANO CLASSES: THE COMPETENCE-BASED APPROACH
O.P. Radimova, P.A. Khazanov, A.B. Pecherskaya
Abstract. The article deals with the key issues of modern education - the relation between education and culture and substantiates the notion of "professional culture" of high school students on the material of training in piano classes. The article considers basic concepts of modern competence approach in education, defined in the Standards of higher professional education competence (general cultural, professional and general professional) compared with the basic components of the concept of "professional culture". It is shown that the competence approach enables targeted cultural installation in education; Piano lessons, in reliance on them, contribute to the development of professional culture of students.
224
Keywords: education, culture, music culture, professional culture, competence approach, experience, evaluation, attitude, knowledge, creative skills, creativity, personality, piano lessons.
Современные запросы к процессу образования диктуют не только ряд структурных изменений в его форме и содержании, но и необходимость новых подходов к его организации, и методологии. Прежде всего, это выражается в увеличении вклада гуманитарных наук и искусства в общую систему воспитания, а также, что особенно важно, в становление новой парадигмы образования, в центре которой — развитие культуры личности и ее творческих начал.
Подобные подходы опираются на формирование внутренней мотивации обучающегося на освоение культурных ценностей, познание нового, способности достижения высокого уровня компетентности в избранной профессиональной сфере. Вследствие чего происходит трансформация идеи подготовки профессионального специалиста в специалиста высокой профессиональной культуры.
Попробуем обосновать это положение в русле взаимосвязи понятий «образование», «культура» и «профессиональная культура» / «компетентность». Обучающийся получает образование, осваивая и «присваивая» культурно-исторический опыт, и сам становится компетентным в той степени, насколько ему при этом удалось совершенствоваться в культурном развитии.
Само понятие «культура» имеет множество определений, оттенков значений, в зависимости от области науки его рассмотрения и примене-
ния (философия, психология, культурология, социология, педагогика). В русле разных наук рассматриваются понятия «культурное наследие», «культура общества», «культура личности» (М.С. Каган, Н.И. Киященко, Л. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.А. Тель-чарова, А.И. Щербакова и др.).
Определения этого понятия в разных педагогических теориях основываются на понимании культуры обучаемого студента как интегратив-ного личностного качества. При этом разные исследователи делают те или иные акценты на «составе» качеств личности (в том числе художественной, музыкальной), интегрируемых в понятии «культура». Это и знания, умения и навыки, и способности, и развитость музыкально-эстетического сознания — эстетических эмоций, интересов, вкусов и др.
Понятие «профессиональная культура» определяется как «тип жизнедеятельности, присущий субъекту профессиональной практики и представляющий собой комплекс инновационных идей, обеспечивающий непрерывный процесс исторической преемственности, профессионального развития личности, а также сохранения культурного наследия при постоянном продуцировании творческих процессов, которые определяющим образом влияют на устойчивость сферы его профессиональной жизнедеятельности [1, с. 4]. Естественно, что профессиональная культура студента приобретается в процессе целенаправленного обучения и может рас-
225
226
сматриваться как тесное взаимодействие различных качеств.
Общепринятым считается, что культурное становление человека начинается с рождения: сначала в семье, затем в раннем дошкольном и школьном возрасте, и продолжается всю жизнь, в том числе на этапе профессионального обучения.
Очевидно, что культурное становление возможно рассматривать как социализацию личности путем освоения продуктов различных социальных институтов. По мнению авторов настоящеи статьи, роль освоения музыкальнои культуры в развитии личности является недооцененнои.
Музыкальная культура человека формируется при познании («и присвоении») ценностного культурного опыта, где культурные ценности являются ядром структуры личности, определяя уровень ее социальнои направленности.
Накопление этого опыта (включающего ценностный тезаурус музыкальных впечатлении, разнообразие исполняемого репертуара, исторические и методические знания, творческие умения работы над произведениями разных стилей и др.) напрямую связано с проявлениями эмоционально-оценочного отношения в процессе восприятия, исполнения музыкальных произведений (яркой мотивацией, эстетическими чувствами, интересами, вкусами, творческой волей). В процессе накопления этого опыта развиваются музыкальные и творческие способности, креативность личности.
Понятие «основы музыкальной культуры» сформулировано О.П. Ра-дыновой в ее работах: «В наиболее общем виде понятие „музыкальная
культура ребенка-дошкольника" можно определить как формируемое в процессе накопления познавательного опыта музыкальной деятельности положительное эмоционально-оценочное, ценностное отношение к музыке, реализующееся в проявлениях самостоятельности и творческой активности» [2, с. 37].
Понятие «музыкальная культура» имеет много общих черт и в применении его к школьникам и подросткам, и к студентам профессиональных вузов. Общими компонентами его являются категории «ценности», «отношение», «творчество», «креативность личности».
О.П. Радынова отмечает, что именно формируемая культура личности является стержнем преемственности в целях, задачах, содержании музыкального образования разных уровней. Преемственность «важно искать не в «знаниевой», а «культу-ротворческой» образовательной парадигме — развитии креативности, эмоционально-оценочного отношения к ценностям культуры, поиске личностных смыслов, формировании эстетического сознания (эстетических эмоций, интересов, основ вкуса» [3, с. 13].
В последние годы в образовании получил распространение так называемый компетентностный подход. В стратегии развития российского образования компетентностный подход объявлен в качестве одного из важнейших концептуальных положений обновления содержания образования. Целью профессионального образования полагается формирование профессиональной компетентности выпускника, под которой понимаются такие характеристики личности, которые обуславливают ее
ВЕК
способность решать профессиональные проблемы и задачи с использованием профессионального и жизненного опыта, знаний, творческих умений, творческой активности и самостоятельности для адекватной оценки, «присвоения» и приумножения культурных ценностей.
Так, под компетенциями в Федеральных государственных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 073100 «Музыкально исполнительское искусство (квалификация (степень) «бакалавр»)» подразумеваются способности и готовность к выполнению определенных профессиональных действий на основе накопления опыта деятельности (профессиональных знаний, умений, развития способностей, качеств личности, необходимых для их успешного выполнения).
Проследим, как выделенные в ФГОС ВО компетенции связаны с развитием профессиональной культуры студентов музыкальных вузов на занятиях фортепиано, опираясь на выделенные для характеристики этого понятия «ключевые слова»: ценности, оценочное отношение, креативность личности, личностные смыслы, знания, творческие умения, способности, творческая воля, самостоятельность и др.
В стандартах бакалавриата по направлению «Музыкально исполнительское искусство» выделяются общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные (ПК).
Полагается, что общекультурная компетентность — это такая характеристика личности специалиста любой профессии, которая проявляется в способности разрешать профессиональные задачи на основе использо-
вания социально-правовых основ поведения личности в обществе и получаемой информации и предполагает владение социальными (межкультурными, коммуникативными) и социально-информационными компетенциями широкого спектра использования, претендующего на определенную универсальность [4].
В применении к подготовке музыкантов-исполнителей и педагогов эти компетенции имеют свою специфику.
Речь может идти, например, о способности самостоятельно изучать, анализировать, обобщать литературу, формулировать свою личностную позицию с профессионально-образовательной целью.
Среди общекультурных компетенций в стандарте бакалавриата по направлению «Музыкально-исполнительское искусство» назовем следующие компетенции:
Выпускник бакалавриата должен обладать:
• способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);
• способностью и готовностью работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4);
• способностью и готовностью анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5);
• способностью и готовностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной
ВЕК
речи; уметь создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7).
Аналогично проанализируем характеристики профессиональных компетенций (ПК), выделенных в стандарте, в сопоставлении их с понятием «профессиональная культура».
Среди ключевых слов, характеризующих понятие «Профессиональная культура» и свидетельствующих о ее развитии у обучающихся были названы: «(личностное отношение», «самостоятельность», «творчество», «оценка» и др.
Среди профессиональных компетенций, обозначенных в стандартах, укажем следующие:
— выпускник бакалавриата должен обладать:
• способностью и готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);
• способностью и готовностью приобретать с большой степенью са-
___ мостоятельности новые знания, 228 используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);
• способностью и готовностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);
• способностью и готовностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-2);
• способностью и готовностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-3);
• способностью и готовностью к пониманию и использованию меха-
низмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-9);
- в области педагогической деятельности: способностью и готов-ностью способностью и готовностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-24);
• способностью и готовностью пользоваться методологи ей анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4) и др.
• способностью и готовностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26).
В некоторых компетенциях указано слово «ккультура». Например, выпускник должен обладать:
• способностью и готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-6);
• способностью и готовностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);
Для глубокого анализа процесса формирования профессиональной
культуры, компетенций, позволяющих судить о музыкально-культурном развитии студента, раскроем его в общих чертах на примере изучения содержания работы на занятиях такой дисциплины, как фортепиано.
«Фортепиано» является предметом, являющимся обязательным для его изучения всеми студентами музыкального вуза, независимо от специальности, по которой они обучаются. Это объясняется уникальными возможностями инструмента в профессиональном становлении музыканта. Занятия фортепиано выполняют важнейшую роль в формировании самых разнообразных компетенций выпускника профессионального вуза.
Среди общекультурных компетенций, формируемых на занятиях фортепиано, можно выделить готовность:
• накопления и «присвоения» культурного опыта в процессе изучения фортепианного репертуара;
• владения способами получения информации, в том числе электронными средствами (прослушивание и сравнение разных интерпретаций исполняемых произведений);
• адекватных оценок о накопленном опыте и др.
Профессиональные компетенции, которые формируются на занятиях фортепиано, но являются общими для профессии музыканта, без отношения их к определенному инструменту, виду музыкальной деятельности (общепрофессиональные) предполагают наличие творческих способностей и готовность:
• анализа произведения на основе знаний особенностей эпох, стилей, формообразующих элементов
интонационного развития для понимания смысла и создания интерпретационного замысла;
• поиска вариантов выразительного интонирования, фразировки, штрихов на основе внимательного изучения текста на разных этапах работы над произведением;
• грамотной организации самостоятельной работы (постановка конкретных целей и задач на разных этапах овладения произведением, слуховой самоконтроль и адекватная самооценка действий);
• поиска адекватных целям и задачам способов работы (осознанное выучивание произведения наизусть, преодоление технических трудностей, выразительность звуковой палитры и др.);
• готовность к публичным (сольным и ансамблевым) выступлениям, преодолению сценического волнения и др.
И, наконец, профессиональные компетенции пианиста, вокалиста или духовика предполагают развитость конкретных представлений, «способов действий», необходимых для овладения мастерством, культурой исполнения именно на своем инструменте.
Профессиональные компетенции предполагают наличие творческих способностей и готовность применять знания конкретных профессиональных приемов и способов работы для достижения тех или иных исполнительских (педагогических) целей, для овладения технологией интонирования на конкретном инструменте или голосом, для преодоления технических трудностей, для овладения звуковой палитрой и пр.
Занятия фортепиано вносят особый вклад в становление професси-
229
230
ональной культуры, формирование компетенций студентов. Назовем специфические черты фортепианной игры по сравнению с игрой на других инструментах (струнных, духовых), пением:
1) фактура фортепианных произведений намного сложнее одноголосных мелодий, исполнение которых и является содержанием партий оркестровых инструментов почти всех групп. Постижение гармоний, полифонической фактуры фортепианных произведений разных эпох обогащает музыкальный опыт, «тезаурус» студента, способствует бережному отношению к тексту в процессе интонирования, поиску и нахождению связи звука и смысла;
2) интонирование на фортепиано значительно отличается от интонирования на других инструментах в силу невозможности изменить звук после взятия клавиши и его затухания. Эта особенность побуждает студента овладеть приемами игры легато на фортепиано, способами выразительной фразировки, приемами извлечения певучего, красочного звука, что способствует развитию тонкости восприятия, музыкального слуха исполнителя;
3) выучивание наизусть фортепианных произведений требует развития памяти, мышления, развивает осмысленность исполнения и восприятия, мелодический, гармонический, полифонический слух, умение анализировать фактуру произведения, выделяя в ней смысловые элементы содержания, повторы, контрасты, образующие форму;
4) налаживание свободы двигательного аппарата, слухо-двига-тельных связей способствует освобо-
ждению аппарата при игре на других инструментах, свободе певческого аппарата;
5) координация рук, овладение педализацией намного обогащает технические возможности игры на других инструментах, звуковую палитру исполнителя;
6) для овладения принципами и приемами игры на фортепиано необходимы немалые волевые усилия, что способствует усидчивости, способности добиваться поставленных целей, культуре самостоятельной работы исполнителя;
7) обучение игре на фортепиано формирует профессиональные оценочные представления (оценка недостающих умений, пробелов в своей профессиональной подготовке, адекватная самооценка);
8) овладение новыми техническими приемами игры на фортепиано способствует и развитию техники на «своем» инструменте.
При этом, как было обозначено выше, важнейшим интегрирующим началом, объединяющим все названные особенности, является творческое развитие личности ученика, креативность, как процесс и результат этого развития, в сочетании с творческой волей, работоспособностью, стимулируемую профессиональными интересами — своеобразным индикатором успешности будущего выпускника профессионального музыкального вуза. Музыкальное образование в вузе при подобном подходе гарантирует определенный уровень профессиональной культуры выпускников, готовность к реализации полученных компетенций в широкой области их будущей профессиональной деятельности,
определяемой ФГОС ВО (сольное 4. исполнительство, руководство творческими коллективами, педагогика, просветительство).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Выделенные в ФГОС ВО компетенции тесно связаны с формированием профессиональной культуры музыканта-исполнителя.
2. Обучение студентов всех факультетов музыкального вуза игре
на фортепиано способствует разви- 1 тию их профессиональной культуры, формированию профессиональных и общекультурных компетенций. 2
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грибкова, О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: Автореф. ... дис. д-ра пед. наук [Текст] / О.В. Грибкова. - М., 2010.
2. Радынова, О.П. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного 3 возраста» [Текст] / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. - Дубна: Феникс , 2014. - 36 с.
3. Радынова, О.П. Музыкальная и общая культура - стержень преемственности в 4. музыкальном развитии детей [Текст] / О.П. Радынова // Наука и школа. - 2015.
- № 3. - С. 13-17.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 апреля 2011 г. № 1464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 073100 «Музыкально исполнительское искусство (квалификация (степень) «бакалавр»)» [Электронный ресурс]. - URL: www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55 071386/
REFERENCES
Gribkova O.Y, Teorija i praktika formiro-vanija professionalnoj kultury pedagoga-muzykanta: Extended abstract of ScD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2010. (in Russian) Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 6 aprelja 2011 g. No. 1464 "Ob utverzh-denii i vvedenii v dejstvie federalnogo gosu-darstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego professionalnogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 073100 "Muzykal-no ispolnitelskoe iskusstvo (kvalifikacija (stepen) "bakalavr")" [Electronic resourse] available at: www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55 071386/ (in Russian) Radynova O.P., Komissarova L.N., Teorija i metodika muzykalnogo vospitanija detej doshkolnogo vozrasta, Dubna, Feniks, 2014, 36 p. (in Russian)
Radynova O.P., Muzykalnaja i obshhaja kul- 231 tura - sterzhen preemstvennosti v muzykal-nom razvitii detej, Nauka i shkola, 2015, No. 3, pp. 13-17. (in Russian)
Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Radynova O.P., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Aesthetic Education of Preschool Children, Moscow State University of Education, [email protected]
Хазанов Павел Абрамович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра фортепиано, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, [email protected]
Khazanov P.A., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Piano, A. Schnittke Moscow State Music Institute, [email protected]
Печерская Александра Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра фортепиано, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, [email protected]
Pecherskaya A.B., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Piano, A. Schnittke Moscow State Music Institute, [email protected]