Научная статья на тему 'Творческое наследие алтайского художника Геннадия Федоровича борунова'

Творческое наследие алтайского художника Геннадия Федоровича борунова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
324
35
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕННАДИЙ БОРУНОВ / GENNADY BORUNOV / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / АЛТАЙСКОЕ ИСКУССТВО / "СУРОВЫЙ СТИЛЬ" / ALTAIC ART / "SEVERE STYLE"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мушникова Елена Анатольевна

В статье рассматривается творчество, основные темы и этапы искусства алтайского художника, заслуженного художника РСФСР Геннадия Федоровича Борунова (1928-2002). Г.Ф. Борунов происходит из потомственной семьи художников-иконописцев. Основой, на которой строилась вся жизнь и творчество живописца, явилась православная вера, воспринятая им от мамы и бабушки. Все, что вошло в душу Г.Ф. Борунова с детства: самоотверженный крестьянский труд и годы коллективизации, разрушение православных святынь и тяжелое военное время, любовь к родной земле и людям, которые на ней трудятся, навсегда в ней осталось и отозвалось стремлением выразить эти переживания, запечатлеть историю и рассказать о своих земляках. Таким образом, к ключевым идейным основаниям творчества живописца можно отнести: христианско-православную тематику, философское осмысление жизни; тему родины в целом и Сибири в частности; особенности сибирского характера, его духовных основ. Начало самостоятельного творческого пути художника выпадает на период начала 1960-х гг. В это время наиболее отчетливо в произведениях художников проявляется так называемый «суровый стиль». Произведениям этого периода характерна приверженность крестьянской теме, направленность на разработку сюжетно-тематического полотна и портретных образов. Определяется основная колористическая гамма, в которой работает художник. Это цвета земли коричнево-красный и хлеба желтый, «золотой». Эмоциональное состояние героев 1960-х годов было связано общей мыслью о земле, хлебе, уборке урожая, что выражалось в сосредоточенности, некоторой угрюмости, статичности произведений. Начиная с 1970-х и в 1980-е годы, Г.Ф. Борунова все больше захватывает социально-историческая проблематика. В произведениях данного периода больший упор делается на динамику, избираются кульминационные мгновения напряженного сюжетного действия, образы героев 1970-1980-х годов наделяются более многообразными психологическими оттенками. В 1990-2000 годы Г.Ф. Борунов обращается к философско-религиозной тематике. Г.Ф. Борунов мастер сюжетно-тематической картины, этот жанр является определяющим в творчестве художника; кроме этого, он пишет портреты и пейзажи, обращается к натюрморту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creative heritage of the Altai artist Gennady Fedorovich Borunov

The article deals with creativity, main themes and stages of the art of the Altai artist, Honored Artist of the RSFSR Gennady Fedorovich Borunov (1928-2002). G.F. Borunov comes from a hereditary family of icon painters. The basis on which the whole life and work of the painter was built was the Orthodox faith, which he received from his mother and grandmother. All that entered the soul of G.F. Borunov from childhood: selfless labor and the years of collectivization, the destruction of Orthodox shrines and hard wartime, love for the native land and people who work on it, forever remained in it and responded with a desire to express these experiences, capture the history and tell about their countrymen. Thus, the key ideological foundations of the painter's work include: the Christian Orthodox theme, the philosophical comprehension of life; the theme of the motherland as a whole and of Siberia in particular; features of the Siberian character, its spiritual foundations. The artist's independent creative career begins in the early 1960s. At this time, the most pronounced in the works of artists is the so-called «severe style». Works of this period are characterized by adherence to the peasant theme, the focus on the development of subject-thematic canvases and portraits. The main color scheme in which the artist works is determined. This is the color of the earth brownish-red and bread yellow, «golden». The emotional state of the heroes of the 1960s was due to a common thought about land, bread, harvesting, which was expressed in concentration, some gloominess, static works. Beginning in the 1970s and in the 1980s, G.F. Borunov is increasingly involved in socio-historical issues. In the works of this period, more emphasis is placed on dynamics, culminating moments of intense plot action are selected, images of heroes of the 1970s and 1980s are endowed with more diverse psychological shades. In 1990-2000, G.F. Borunov turns to philosophical and religious topics. G.F. Borunov the master of the subject-thematic picture, this genre is the defining one in the artist's work; In addition, he writes portraits and landscapes, turns to a still-life.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие алтайского художника Геннадия Федоровича борунова»

Искусство XX — XXI веков

ART OF THE XX-XXI CENTURIES

DOI 10.25712/ ASTU.2518-7767.2017.01.004

УДК 75.03

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АЛТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ГЕННАДИЯ ФЕДОРОВИЧА БОРУНОВА

В статье рассматривается творчество, основные темы и этапы искусства алтайского художника, заслуженного художника РСФСР Геннадия Федоровича Борунова (1928-2002). Г.Ф. Борунов происходит из потомственной семьи художников-иконописцев. Основой, на которой строилась вся жизнь и творчество живописца, явилась православная вера, воспринятая им от мамы и бабушки. Все, что вошло в душу Г.Ф. Борунова с детства: самоотверженный крестьянский труд и годы коллективизации, разрушение православных святынь и тяжелое военное время, любовь к родной земле и людям, которые на ней трудятся, навсегда в ней осталось и отозвалось стремлением выразить эти переживания, запечатлеть историю и рассказать о своих земляках. Таким образом, к ключевым идейным основаниям творчества живописца можно отнести: христианско-православную тематику, философское осмысление жизни; тему родины в целом и Сибири в частности; особенности сибирского характера, его духовных основ. Начало самостоятельного творческого пути художника выпадает на период начала 1960-х гг. В это время наиболее отчетливо в произведениях художников проявляется так называемый «суровый стиль». Произведениям этого периода характерна приверженность крестьянской теме, направленность на разработку сюжетно -тематического полотна и портретных образов. Определяется основная колористическая гамма, в которой работает художник. Это цвета земли — коричнево-красный и хлеба — желтый, «золотой». Эмоциональное состояние героев 1960-х годов было связано общей мыслью о земле, хлебе, уборке урожая, что выражалось в сосредоточенности, некоторой угрюмости, статичности произведений. Начиная с 1970 -х и в 1980-е годы, Г.Ф. Борунова все больше

Основные темы и этапы творческого пути

Мушникова Елена Анатольевна

кандидат искусствоведения,

Алтайский государственный технический

университет им. И.И. Ползунова,

директор Центра китайского языка и культуры.

Россия, г. Барнаул.

mushnikova77@mail.ru

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ-МОНМ № 15-24-03002/16 «Изобразительное искусство Сибири и Монголии ХХ— начала XXI вв.: кросс-культурное взаимодействие и влияние

художественных традиций»

Аннотация

захватывает социально-историческая проблематика. В произведениях данного периода больший упор делается на динамику, избираются кульминационные мгновения напряженного сюжетного действия, образы героев 1970—1980-х годов наделяются более многообразными психологическими оттенками. В 1990-2000 годы Г.Ф. Борунов обращается к философско-религиозной тематике. Г.Ф. Борунов — мастер сюжетно-тематической картины, этот жанр является определяющим в творчестве художника; кроме этого, он пишет портреты и пейзажи, обращается к натюрморту.

Ключевые слова: Геннадий Борунов, живопись, алтайское искусство, «суровый стиль».

Библиографическое описание для цитирования:

Мушникова Е.А. Творческое наследие алтайского художника Геннадия Федоровича Борунова // Искусство Евразии. - 2017. - № 1(4). - С. 69-79. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.004. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/640659/12/

Геннадий Федорович Борунов (1928-2002) — талантливый алтайский живописец, заслуженный художник РСФСР. За годы обучения прошел серьезную школу профессиональной подготовки: Московское театральное художественно -техническое училище (1949 г.); Ленинградский институт живописи (1953 г.); Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (1959 г.) в мастерской народного художника СССР Б.И. Иогансона.

После окончания обучения в 1959 году он возвращается на родину, в старинное село Павловск Алтайского края, известное своей богатой историей. Эта история и природная красота с детства запали в душу Г.Ф. Борунова и, может быть, стали одним из важных побудительных импульсов, той силой, что помогла ему сформироваться как художнику.

Г.Ф. Борунов происходит из потомственной семьи художников-иконописцев. Георгий Степанович Борунов, дед Г.Ф. Борунова по отцу, был иконописцем, родом из-под Пскова. По сути, первыми художественными впечатлениями в детстве Г.Ф. Борунова были росписи деда во Введенской церкви в родном селе Павловске. Отец художника — Федор Георгиевич Борунов в 1921 году получил начальное художественное образование в школе, открытой в Барнауле живописцами А.О. Никулиным и В.В. Каревым, являвшимися одними из основоположников профессионального искусства на Алтае. С раннего детства Г.Ф. Борунов слышал рассказы отца о живописи, о художниках, видел его живописные работы, написанные в художественной школе. Несомненно, что наиболее сильное влияние на живописца было оказано со стороны мужской линии. Г.Ф. Борунов, подсознательно чувствуя это влияние, пишет: «...а ведь у меня, должно быть, было что-то в генах: дед мой Георгий, которого я не видел, был иконописцем из-под Пскова. Довелось мне видеть несколько икон его работы в 1953 году, когда я начал учиться в Академии художеств в Ленинграде. в 2-3 деревушках в храмах были росписи деда» [2, с. 47].

Мама Г.Ф. Борунова, Марина Ивановна, пела в церковном хоре, во Введенской церкви в Павловске. Будучи еще маленьким мальчиком, он был крещен по православным канонам, часто ходил с мамой в церковь, бывал на службах. Православная вера явилась той основой, на которой строилась вся жизнь и творчество художника, живыми носителями его были мама и бабушка живописца. «Вырос я в православной семье, - вспоминал сам Г.Ф. Борунов, -в детстве моим наставником была бабушка. Помню, как к ней в гости ходили две монашки. Казалось бы, пустяк, но выходит, что они много в мою душу вложили» [3].

Все, что вошло в душу Г.Ф. Борунова с детства: самоотверженный крестьянский труд и годы коллективизации, разрушение православных святынь и тяжелое военное время, любовь к родной земле и людям, которые на ней трудятся, навсегда в ней осталось и отозвалось стремлением выразить эти переживания, запечатлеть историю и рассказать о своих земляках. Таким образом, к ключевым идейным основаниям творчества живописца можно отнести: христианско-православную тематику, философское осмысление жизни; тему родины в целом и Сибири в частности; особенности сибирского характера, его духовных основ.

Творчеству Г.Ф. Борунова посвящено немало работ алтайских искусствоведов — Л.Г. Красноцветовой [4, 5], Е.А. Мушниковой [6, 7, 8], М.Ю. Шишина [7, 9], В. Эдокова [10, 11]. Проанализировав творчество художника, можно отметить, что с одной стороны, оно развивалось в русле основных художественных тенденций сибирского и, шире, российского искусства. Но в то же время мы с уверенностью можем говорить и об обратном влиянии художника на развитие регионального искусства. Оно, прежде всего, проявилось в том, что как выпускник Академии художеств, воспринявший традиции столичной школы, он своим творчеством смог обогатить местные художественные традиции и повлиять на самоопределение других художников. В частности, при его активном участии развивается алтайский степной пейзаж, портретный жанр и сюжетно-тематическая картина. В целом можно выделить несколько этапов в творчестве Г.Ф. Борунова с преобладанием той или иной темы: 1960-е годы — тема земли, земледельца, 1970—80-е годы — социально-историческая тематика, 1990—2000-е — философско-религиозная тема.

Начало самостоятельного творческого пути художника выпадает на период начала 1960 -х. В это время наиболее отчетливо в произведениях художников проявляется так называемый «суровый стиль», который принес с собой новый взгляд на современность и современного героя. Основные отличительные черты произведений «сурового стиля»: монументализм формы, лаконизм выразительных средств, тяготение к статике, двухмерность развернутого на плоскости пространства, конструктивность композиционного построения, графичность контура.

В этот период Г.Ф. Борунов создает такие произведения, как «Мои земляки» (1964), «Земля родная» (1967), «Отец. Портрет Забожанского» (1959-1969).

Рис. 1. Г.Ф. Борунов. Мои земляки.1964. Х.,м. 237х215.

Рис. 2. Г.Ф. Борунов. Земля родная 1965-1967. Х, м. 206х188.

Рис. 3. Г.Ф. Борунов. Отец. Портрет Забожанского. 1959 - 1969. Х, м. 118х97.

Характерными для этого периода творчества становятся композиции с завышенной линией горизонта, с крупными планами портретных образов героев, с совмещением высокой и низкой точек зрения, с развернутым на плоскости, протяженным пространством. Мужественные черты тружеников, которые даны художником, предстают в целом как сущность личности современника. Однако такая обобщенность мужественных черт механизаторов, хлеборобов не мешает им сохранять яркую индивидуальность. Г.Ф. Борунов, в отличие от живописцев «сурового стиля», стремится к большему психологизму. Кроме того, заостренно-броское решение картины, которое активно использовали художники «сурового стиля», часто лишено у них пластического богатства, плоскостно, Г.Ф. Борунов же в своих произведениях активно использует свет, цвет, пластику формы. Широта алтайской степи наполняет полотна художника символическим смыслом, созвучным эпической силе его тружеников. Плотный живописный мазок лепит форму, «...колорит и фактура холстов обладают особой крепостью, материальностью, вызывающей прямые ассоциации с плотью земли, с ее силой и красотой, красками и запахами» [4].

Анализируя произведения Г.Ф. Борунова, созданные в 1960-е годы, можно отметить характерные черты, которые в дальнейшем будут свойственны всему искусству художника — приверженность крестьянской теме, направленность на разработку сюжетно-тематического полотна и портретных образов. Определяется основная колористическая гамма, в которой работает художник. Это цвета земли — коричнево-красный и хлеба — желтый, «золотой».

Начиная с 1970-х и в 1980-е годы, Г.Ф. Борунова все больше захватывает социально-историческая проблематика. Обращение к исторической тематике — это попытка заставить задуматься над нравственным смыслом современных социальных явлений, запечатлеть историю края. За каждым историческим событием художник ощущает человеческую жизнь, жизнь многих людей, их дела, судьбы, характер. Здесь можно отметить такие произведения, как «Председатель. Колхозная осень» (1974), «Красный трактор» (1980), «Великий механикус Иван Ползунов» (1982), варианты полотна «Элеватор на Оби. Хлеб — фронту. 1942 год» (1970 и 1985) и др.

Рис. 4. Г.Ф. Борунов. Председатель Кольцов. Колхозная осень. 1974. Х.,м. 195x145.

Рис. 5. Г.Ф. 190x210.

. Красный трактор. 1980. Х., м.

Рис. 6. Г.Ф. Борунов. Иван Ползунов. 1982. Х, м. 140x17.

Переломным можно назвать здесь произведение «Председатель. Колхозная осень» (1974), так как именно в нем складывается другой тип композиции, который будет развиваться художником и в дальнейшем. Можно говорить о том, что развитие творчества Г.Ф. Борунова идет по пути усложнения психологического видения мира, усложняется духовный мир образов.

В отличие от статичных, уравновешенных, несколько тяжеловесных по ритму, пластике, колориту произведений 1960-х годов, в произведениях данного периода больший упор делается на динамику, избираются кульминационные мгновения напряженного сюжетного действия. В отличие от героев 1960-х годов, эмоциональное состояние которых было связано

общей мыслью о земле, хлебе, уборке урожая, что выражалось в сосредоточенности, некоторой угрюмости, образы героев 1970—1980-х годов наделяются более многообразными психологическими оттенками.

Рис. 7. Г.Ф. Борунов. Элеватор на Оби. Хлеб — фронту. 1970. Х, м. 185x115.

Рис. 8. Г.Ф. Борунов. Элеватор на Оби. Год 1942. Хлеб - фронту. 1985. Х, м. 197x145.

Усложняется и композиционное построение картин. Применяется несколько линий горизонта, дается композиция с «высоты птичьего полета», например, в картине «Элеватор на Оби. Хлеб — фронту» (1970). Пространство картины дробится, строится несколькими наклонными плоскостями в произведении «Элеватор на Оби. Хлеб — фронту. 1942 год» (1985).

В произведениях этого периода сохраняются, однако, такие черты «сурового стиля», как высокий горизонт, крупноплановость фигур, работа большими цветовыми пятнами, густой мазок, кующий жесткую форму. Все эти формальные средства придают полотнам драматизм и значительность.

В 1990-2000 годы Г.Ф. Борунов обращается к философско-религиозной тематике и создает несколько масштабных полотен: «Погасшая лампада» (1995), «Последний Благовест. Год 1934-й» (1991), «Явление. Не ведаете, что творите» (1998), «Христос и Мария на пути в Канну Галилейскую» (1999), «Павловские иконописцы» (2001, 2007).

В своих дневниках художник напишет: «Захотелось мне, маленькому, слабому, не очень одаренному, сказать о своей жизни в православном мире. Не дано мне яростное служение всевышнему. Лишь слабый огонек мне освещал мой путь и в жизни, и в творчестве. И я благодарен создателю. Эта лампада не покидает меня по сей день» (Г.Ф. Борунов).

Религиозная тема, как уже было сказано, очень близка художнику. Родившись в православной семье, воспитываясь по христианским заповедям, с детства наблюдая за жизнью людей церкви, конечно же, он не мог пройти мимо этой темы в своем творчестве.

В произведениях «Явление. Не ведаете, что творите» (1998) и «Христос и Мария на пути в Канну Галилейскую» (1999) он разрабатывает иное построение композиции, создавая несколько нереальное пространство.

Рис. 9. Г.Ф. Борунов. Явление. Не ведаете, что Рис. 10. Г.Ф. Борунов. Христос и Мария на пути в

творите.1998. Х., м. 200x100. Канну Галилейскую. 1999. Х, м. 145x60.

Образы в картинах не крепко стоят на земле, как это мы наблюдали ранее, а как бы парят над ней. Несмотря на эту невесомость, передающую образы мира неземного, написаны они вполне зримо, ясно, материально, корпусным мазком. В этих работах усиливается цвет, Г.Ф. Борунов активно использует сочетания яркого синего, красного, желтого цветов. Художник идет к большей символизации, использует метафоры. В произведениях явно прослеживаются иконописные традиции — использование трех основных цветов, некоторая плоскостность и удлиненность пропорций фигур, что придает им стройность и величие.

Г.Ф. Борунов — мастер сюжетно-тематической картины, этот жанр является определяющим в творчестве художника; кроме этого, он пишет портреты и пейзажи, обращается к натюрморту.

Большого внимания заслуживают пейзажные работы художника. Его пейзажи лиричны, одухотворены. Г.Ф. Борунов любуется красотой родной природы. В его работах чувствуется глубокое осознание своей связи с окружающей природной средой. В своих пейзажных работах художник, не отступая от своей главной темы творчества «человек и земля», передает

их прочную связь. Очень часто в них присутствует или сам человек, или даны приметы его присутствия — дома, поля, дороги, пашни. Большое количество пейзажей художник создал с образом дома: «Наш дом. Весна» (1980), «Павловск. Отчий дом» (1984), «Павловск. Дом Кремневых» (1995), «Дом отца Иоанна (ул. Димитрова)» (1978) и др.

Рис. 11. Г.Ф. Борунов. Наш дом. Весна.1980. К., м. Рис. 12. Г.Ф. Борунов. Павловск. Отчий дом. 1984. 34x48. Х, м. 70x94.

Рис. 13. Г.Ф. Борунов. Павловск. Дом Кремневь^. Рис. 14. Г.Ф. Борунов. Дом отца Иоанна (Ул. 1995. К., м. 24,5x32,5. Димитрова). 1978. К., м. 38,3x53,1.

Мотив Дома — один из главных в творчестве художника. Одним из известных произведений живописца является картина «Павловск. Отчий дом» (1984), ныне принадлежащая Государственной Третьяковской галерее. Г.Ф. Борунов изображает свой родной дом в Павловске в раннюю осеннюю пору. По колориту картина яркая, звучная, с преобладанием желтых, коричневых тонов. Сам дом на картине написан красным цветом. Что способствует передаче чувства домашнего тепла. Дом кажется живым, населенным родными людьми. Но одновременно красный цвет — это и цвет жертвы, трагедии. Дом и его обитатели знали потери, переживали горести — это и годы коллективизации, и трудные годы Великой Отечественной войны. Об этом напоминает еще один акцент в картине — синий ящик для писем с красной звездой, как напоминание о том, что здесь живет ветеран. Мазки в картине разнородные, плотные. Тем самым Г.Ф. Борунов стремился передать не мимолетность схваченного момента, а спрессованное время, время, насыщенное разными событиями и переживаниями людей. Можно представить, что частички времени

захватываются, закрепляются в цветовой магме картины. Дом вобрал в себя прошлое, настоящее и будущее и, несмотря на потери и невзгоды, которые пришлось пережить, олицетворяет собой прочность, стабильность, сохранность.

Г.Ф. Борунов являлся одним из живописцев, внесших заметный вклад в развитие как алтайского, так и сибирского искусства. Высокоодаренный и получивший хорошую подготовку в стенах Академии художеств, Г.Ф. Борунов чутко отзывался на современные ему художественные тенденции; в его искусстве отразились многие новаторские художественные поиски. В настоящее время работы живописца составляют золотой фонд сибирской живописи.

1. Борунов Г.Ф. Земля, где я родился. — Барнаул: «Алтайский дом печати». — 2008. — 100 с.

2. Борунов Г.Ф. Воспоминания художника / Из архива семьи Боруновых.

3. Вастьянова О. Каждая картина жемчужина / / Алтайская правда. — 2008. — 16 февраля.

4. Красноцветова Л.Г. Певец степного края / / Художник. — №7. — 1988. — С. 22-25.

5. Красноцветова Л.Г. Некоторые особенности образной системы произведений Г.Ф. Борунова // Материалы научной конференции, посвященной 125 -летию со дня рождения Г.И. Гуркина, 18-19 октября 1995. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1996. — С. 69-72.

6. Мушникова Е.А. «Суровый стиль» и его черты, проявившиеся в искусстве Г.Ф. Борунова // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Барнаул, 28-29 июня 2010 г. / под ред. В.Я. Баркалова, А.В. Иванова. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010. - С. 393-401.

7. Мушникова Е.А., Шишин М.Ю. Опыт иконологического анализа произведений Г.Ф. Борунова / / Вестник Алтайской науки. — №1. — 2011. — С. 65-71.

8. Мушникова Е.А. Творческий метод Г.Ф. Борунова: основные атрибуты / / Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы VI Всероссийской научно -практической конференции (с международным участием) / под ред. В.Я. Баркалова, А.В. Иванова. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. — С. 126-131.

9. Шишин М.Ю. Жизнь и живопись Геннадия Борунова. — Барнаул: Издательский дом «Алтапресс», 2008. — 140 с.

10. Эдоков В. Краски родной земли // Алтай. — № 4. — 1979. — С. 74-76. Репродукции: «Отец», «Колыбельная»; «Портрет отца»; «Осенняя мелодия»; «Элеватор на Оби. 1942 год. Хлеб — фронту».

11. Эдоков В. Летопись родного края (творческий портрет художника Г.Ф. Борунова) // Алтайская правда. — 1977. — 17 мая.

Статья поступила в редакцию 28.10.2016 г.

Литература

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.004

THE CREATIVE HERITAGE OF THE ALTAI ARTIST GENNADY FEDOROVICH BORUNOV

Elena Anatolievna Mushnikova Ph.D. in Arts,

Altai State Technical University. I.I. Polzunov, director of the Center for Chinese Language and Culture.

Russia, Barnaul. mushnikova77@mail.ru

Abstract

The article deals with creativity, main themes and stages of the art of the Altai artist, Honored Artist of the RSFSR Gennady Fedorovich Borunov (1928-2002). G.F. Borunov comes from a hereditary family of icon painters. The basis on which the whole life and work of the painter was built was the Orthodox faith, which he received from his mother and grandmother. All that entered the soul of G.F. Borunov from childhood: selfless labor and the years of collectivization, the destruction of Orthodox shrines and hard wartime, love for the native land and people who work on it, forever remained in it and responded with a desire to express these experiences, capture the history and tell about their countrymen. Thus, the key ideological foundations of the painter's work include: the Christian Orthodox theme, the philosophical comprehension of life; the theme of the motherland as a whole and of Siberia in particular; features of the Siberian character, its spiritual foundations. The artist's independent creative career begins in the early 1960s. At this time, the most pronounced in the works of artists is the so-called «severe style». Works of this period are characterized by adherence to the peasant theme, the focus on the development of subject-thematic canvases and portraits. The main color scheme in which the artist works is determined. This is the color of the earth — brownish-red and bread - yellow, «golden». The emotional state of the heroes of the 1960s was due to a common thought about land, bread, harvesting, which was expressed in concentration, some gloominess, static works. Beginning in the 1970s and in the 1980s, G.F. Borunov is increasingly involved in socio-historical issues. In the works of this period, more emphasis is placed on dynamics, culminating moments of intense plot action are selected, images of heroes of the 1970s and 1980s are endowed with more diverse psychological shades. In 1990-2000, G.F. Borunov turns to philosophical and religious topics. G.F. Borunov - the master of the subject-thematic picture, this genre is the defining one in the artist's work; In addition, he writes portraits and landscapes, turns to a still-life.

Keywords: Gennady Borunov, painting, Altaic art, «severe style».

Bibliographic description for citation:

Mushnikova E. A. The creative heritage of the Altai artist Gennady Fedorovich Borunov. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2017, No 1(4), pp. 69-79. Available at: https://readymag.com/u50070366/640659/12/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.004. (In Russian).

References

1. Borunov G. F. Zemlya, gdeya rodilsya [The land where I was born]. Barnaul, Altaiskii dom pechati, 2008, 100 p.

2. Borunov G. F. Memoirs of the artist / From the archive of the Borunov family.

3. Vastianova O. Each picture is a pearl. Altaiskaya Pravda — Altai truth, 2008, February, 16th.

4. Krasnozvetova L. G. The singer of the steppe region. Khudozhnik — The Artist, 1988, No 7, pp. 22-25.

5. Krasnozvetova L. G. Some features of the figurative system of works of G. F. Borunov. Materialy nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 125-letiyu so dnya ro%hdeniya G. I. Gurkina, 1995 [Materials of the scientific conference dedicated to the 125th anniversary of G. I. Gurkin, 1995]. Barnaul, Altai Publ., 1996, pp. 69-72.

6. Mushnikova E. A. «Severe style» and its features, manife sted in the art of G.F. Borunov. Evra%iistvo: teoreticheskii potentsial i prakticheskie prilo%heniya: materialy Pyatoi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (s me%hdunarodnym uchastiem). Barnaul, 28-29 iyunya 2010 [Eurasianism: theoretical potential and practical applications: materials of the Fifth All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participation). Barnaul, June 28-29, 2010]. Barnaul, Altay State Agrarian University, 2010, pp. 393-401.

7. Mushnikova E. A., Shishin M. Yu. Experience of the iconological analysis of the works of G. F. Borunov. Vestnik Altaiskoi nauki — Bulletin of the Altai Science, 2011, No 1, pp. 65-71.

8. Mushnikova E. A. Creative method of G. F. Borunov: the main attributes. Evra%iistvo: teoreticheskii potentsial i prakticheskie prilo%heniya: materialy VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (s me%hdunarodnym uchastiem) [Eurasianism: theoretical potential and practical applications: materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participation)], Barnaul, Altay State Agrarian University, 2012, pp. 126-131.

9. Shishin M. Yu. Zhi%n' i %hivopis' Gennadiya Borunova [Life and painting of Gennady Borunov]. Barnaul, Altapress Publ., 2008, 140 p.

10. Edokov V. The colors of the native land. Altai - Altai, 1979, No 4, pp. 74-76.

11. Edokov V. Chronicle of the native land (creative portrait of the artist G. F. Borunov). Altaiskaya pravda — Altai truth, 1977, May 17th.

Received: October 28, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.