Научная статья на тему 'Геннадий Борунов: жизнь, творчество, эпоха'

Геннадий Борунов: жизнь, творчество, эпоха Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
418
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Г.Ф. БОРУНОВ / G.F. BORUNOV / АЛТАЙ / ALTAI / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / STATE MUSEUM OF ART OF ALTAI REGION / КОЛЛЕКЦИЯ РАБОТ / COLLECTION WORKS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дариус Елена Ильинична, Шишин Михаил Юрьевич

Геннадий Фёдорович Борунов (1928-2008) один из выдающихся художников Алтая, сыгравший большую роль в развитии изобразительного искусства в алтайском регионе в 1960-2000-е гг. Творчество Борунова способствовало утверждению в алтайской живописи высоких профессиональных критериев мастерства, оно прямо или косвенно повлияло на самоопределение других художников. В 2018 году исполнилось 90 лет со дня рождения Г.Ф. Борунова. Этому событию была посвящена выставка «Геннадий Борунов: жизнь, творчество, эпоха», прошедшая в Государственном художественном музее Алтайского края, обладающем одной из крупных коллекций произведений Борунова (90 живописных и графических работ). В статье рассматривается творческий путь художника, дается анализ произведений, представленных на выставке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gennady Borunov: life, creativity, epoch

Gennady Fedorovich Borunov (1928-2008) one of the outstanding artists of Altai, who played an important role in the development of fine arts in the Altai region of the 1960-2000th years. Borunov's work contributed to the establishment of high professional criteria of skill in the Altai painting, it directly or indirectly influenced the self-determination of other artists. In 2018 has been 90 years since the birth of G.F. Borunov. This event was dedicated to the exhibition «Gennady Borunov: life, work, era», held at the State Museum of Art of Altai region, which has one of the largest collections of works Borunov (90 paintings and graphic works). The article discusses the creative path of the artist, analyzes the works presented at the exhibition.

Текст научной работы на тему «Геннадий Борунов: жизнь, творчество, эпоха»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.011 УДК 7.071.1 БОРУНОВ(571.150)"1928/2008"

ГЕННАДИЙ БОРУНОВ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЭПОХА

Дариус Елена Ильинична Искусствовед, член Союза художников России, член АИС. Старший научный сотрудник сектора «Отечественное искусство XX—XXI вв.» научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края. Россия, г. Барнаул. [email protected]

Шишин Михаил Юрьевич Искусствовед, академик Российской академии художеств, доктор философских наук, профессор, заведующий международной кафедрой ЮНЕСКО Алтайского государственного технического университета. Россия, Барнаул. [email protected]

Аннотация

Геннадий Фёдорович Борунов (1928—2008) — один из выдающихся художников Алтая, сыгравший большую роль в развитии изобразительного искусства в алтайском регионе в 1960—2000-е гг. Творчество Борунова способствовало утверждению в алтайской живописи высоких профессиональных критериев мастерства, оно прямо или косвенно повлияло на самоопределение других художников.

В 2018 году исполнилось 90 лет со дня рождения Г.Ф. Борунова. Этому событию была посвящена выставка «Геннадий Борунов: жизнь, творчество, эпоха», прошедшая в Государственном художественном музее Алтайского края, обладающем одной из крупных коллекций произведений Борунова (90 живописных и графических работ).

В статье рассматривается творческий путь художника, дается анализ произведений, представленных на выставке.

Ключевые слова: Г.Ф. Борунов, Алтай, Государственный художественный музей Алтайского края, коллекция работ.

Библиографическое описание для цитирования:

Дариус Е.И., Шишин М.Ю. Геннадий Борунов: жизнь, творчество, эпоха / / Искусство Евразии. - 2018. - №1(8). - С. 106-115. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.011. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/975779/08-2018-darius-shishin/

Геннадий Фёдорович Борунов (1928—2008) — один из ярких и самобытных художников Алтая 1960—2000-х годов, признанный мастер тематической картины, портрета и пейзажа, определивший своим творчеством целое направление в современной алтайской живописи, связанное с жизнью лесостепного Алтая.

В феврале 2018 года исполнилось 90 лет со дня рождения художника. Этому юбилейному событию был посвящен ряд мероприятий, в том числе персональная выставка «Геннадий Борунов: жизнь, творчество, эпоха», проходившая в Государственном художественном музее Алтайского края (ГХМАК).

Родился Г.Ф. Борунов в с. Павловск Алтайского края. Художник получил прекрасное профессиональное образование. В 1949 году он окончил Московское театральное художественно-техническое училище, в 1953 — Ленинградское художественное училище им И.Н. Крамского, а в 1959 — Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (мастерскую народного художника СССР Б.В. Иогансона). В том же году дипломная работа Борунова «Хозяева земли» была выставлена среди лучших на Всероссийской выставке дипломных работ студентов художественных вузов СССР (выставка экспонировалась в Ленинграде, Москве, Киеве).

За годы учебы в ведущих учебных заведениях России Геннадием Боруновым были усвоены лучшие традиции русской художественной школы, которые он впоследствии бережно сохранял и развивал в своих произведениях.

После окончания института Г.Ф. Борунов вернулся на Алтай. С этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с Алтайским краем, а героями его произведений стали павловчане, знакомые и близкие друзья живописца. Однажды, в одном из разговоров художник сказал: «Павловск — это не просто село, там есть что-то такое, что не выразишь словами» [цит. по: 7, с. 9]. Родина влекла Геннадия Борунова прочь от столичных соблазнов, от искушения быстрой и потому ненадежной славы, от конъюнктурного встраивания в модную тему. Он выбрал для себя павловскую землю, с ее историей и людьми, всю жизнь воплощая ее особенную красоту в своих произведениях.

В 1964 году Г.Ф. Борунов был принят в Союз художников СССР. Он активно включился в творческую жизнь Алтайской организации Союза художников, входил в правление этой организации. С 1960-х гг. Борунов постоянно участвовал в краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставках, проводил персональные выставки. Он стал фактически единственным алтайским художником, который по приглашению секретариата Союза художников СССР показал свои работы на персональной выставке в Москве (1987). Кроме этого, Борунов являлся делегатом II, III, IV съездов художников РСФСР и II, V съездов художников СССР.

В 1980 году Г.Ф. Борунов был удостоен звания «Заслуженный художник СССР». Его труд был отмечен многочисленными Почетными грамотами и медалями: «За трудовую доблесть» (1967), «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1967), «За освоение целинных и залежных земель» (1972), «Ветеран труда» (1987), «За заслуги перед обществом» (2008). В 2003 году он был удостоен звания «Почетный гражданин с. Павловск». А в 2004 году Павловской картинной галерее было присвоено имя Г.Ф. Борунова.

Ушел из жизни Геннадий Федорович Борунов 14 сентября 2008 года в возрасте 80 лет.

В настоящее время картины художника хранятся в Москве в Государственной Третьяковской галерее, в музеях Киева, Иркутска, Кемерово, в частных собраниях России и за ее пределами. 90 живописных и графических работ Г.Ф. Борунова находится в собрании

Государственного художественного музея Алтайского края [5]. Это самая большая, по сравнению с другими музеями, коллекция работ художника.

В экспозицию юбилейной персональной выставки «Геннадий Борунов: жизнь, творчество, эпоха» вошли произведения из собрания ГХМАК, ставшие знаковыми как для творчества самого художника, так и в целом для искусства Алтая 1960—2000-х гг. Представленные на выставке работы позволили проследить творческий путь и увидеть формирование индивидуального стиля Г.Ф. Борунова (самая ранняя работа в экспозиции датировалась 1959 годом, а поздняя — 2005 годом), познакомиться с историей его жизни через культурный и исторический контекст современного ему общества.

Геннадий Федорович Борунов принадлежал к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. Еще учась в Академии художеств, он обратился к теме «Земля и ее труженики», ставшей в дальнейшем ведущим мотивом его творчества. Первой работой этого цикла была его дипломная композиция «Хозяева земли», героями которой стали его земляки-хлеборобы. Впоследствии Г.Ф. Борунов создал целую серию произведений, посвященных жизни сельских тружеников. В основе каждой картины лежало непосредственное общение художника с натурой, его стремление изобразить правду жизни, отсутствие внешней красивости и формальных эффектов.

Картина «Отец» (1959—1969), представленная на выставке, является одной из ранних работ в творчестве Борунова. По сути, это групповой портрет, на котором изображены Леонид Григорьевич Забожанский, молотобоец кузни колхоза им. Эрнста Тельмана Павловского района, и его маленькая дочь Надя.

Художник оставил яркие воспоминания о Леониде Забожанском [3], в которых рассказал нам о его жизненном пути. Судьба Л. Забожанского типична для людей, прошедших войну, и в то же время потрясает испытаниями, выпавшими на долю одного человека. «Воевал и воевал неплохо, — писал в своих воспоминаниях Г.Ф. Борунов о Забожанском. — Но попал Леонид в плен. Концлагерь. Побег. Снова концлагерь, на этот раз — лагерь смерти. Одному Богу известно, каким образом удалось Забожанскому дожить до конца войны. И вот оно долгожданное освобождение. Но радость была не долгой. Освобожденных из фашистского плена узников грузили в эшелоны и прямиком направляли в другие лагеря. На этот раз — в свои, родные. А как иначе, ведь «изменники» же! Долгая череда лагерей, «пересылок», «командировок»: Леонид строил дороги, валил лес. И вновь каким-то чудом остался жив. Освободили его лишь к середине 50-х. Да и можно ли назвать это свободой? Когда я рисовал его, он регулярно ходил отмечаться в милицию — дабы не мог никуда сбежать. Но для человека, который молодым пареньком уйдя из дома, так и не видел нормальной жизни, у которого добрая половина лет прошла в окопах и за колючей проволокой, и эта урезанная «свобода» казалась чем-то невероятным. Появилась семья, можно стало работать, и не под надзором стрелка на вышке, а вольно, для себя самого» [там же, с. 121].

Сюжет, легший в основу картины, был увиден художником в жизни. «Прижалась Наденька к отцовскому плечу. Стоят. Видно, довольны оба, — вспоминал Г.Ф. Борунов. — Лицо девочки было невероятно нежным, чистым и каким-то светящимся, выглядела она маленькой куколкой в могучих ручищах отца, лицо которого было словно вытесано из красного кирпича, обожженного в раскаленной печи» [там же, с. 120]. Идея контраста силы, которой природа щедро одарила кузнеца, и хрупкости ребенка увлекла художника. И чем дольше работал он над картиной, тем больше понимал, что никакого несоответствия между мужской силой и нежностью маленькой девочки нет. «Напротив, — делился своими выводами художник, — они невероятно соответствовали друг другу. Буквально во всем видна была

чистая и нежная любовь отца и дочери. А за внешней грубоватостью на лице Забожанского вместе с безграничной любовью к дочурке, читалась и ответственность за ее будущее» [там же].

Рис. 1. Борунов Г.Ф. Отец. 1959-1969. ДВП, масло. 118 х 97. Собственность ГХМАК

Рис. 2. Борунов Г.Ф. Механизаторы. Первый рейс. 1969. Холст, масло. 133 х 157. Собственность ГХМАК.

Рис. 3. Борунов Г.Ф. Председатель.

Рис. 4. Борунов Г.Ф. Элеватор. Хлеб — фронту. Холст,

Колхозная осень. 1973—1974. Холст, масло. масло. 185 х 115. Собственность ГХМАК. 195 х 145. Собственность ГХМАК.

Однако про картину нельзя сказать, что она носит идиллически спокойный характер. Чувство напряженной драматичности появляется не только потому, что нам известна судьба героя полотна, — она передана ярким выразительным художественным решением. Напряженное сочетание холодных синих тонов и теплых красных вносят в картину некий беспокойный момент. Это заставляет вглядываться в нее внимательнее, все больше и больше обнаруживая элементы напряжения. Например, уходящий своими истоками к древнерусскому

иконописному искусству, прием фронтального расположения образов создает в работе ощущение открытости, некоторой исповедальности и незащищенности. Фигура мужчины почти полностью заполняет плоскость картины, передавая силу и могучий характер Л. Забожанского, но одновременно создавая ощущение стесненности его в этом мире. Отец и дочь стоят плотно прижавшись друг к другу. Линия горизонта проходит таким образом, что выделяет их лица на фоне голубого неба. Взгляд ребенка насторожен и с большим любопытством направлен прямо на зрителя. Притягивает к себе яркая голубизна ее глаз. А вот взгляд отца особенный. Мы практически не видим его глаз, они прикрыты морщинами, утонули в его обветренном и загорелом лице, но улавливается их движение. В нем чувствуется многое — жизненный опыт немало повидавшего на своем веку человека, некая застенчивость и неловкость от того, что вот так откровенно для всех признался в своем великом счастье держать на руках дочку Наденьку и говорить непривычные для него ласковые слова дорогому существу, так доверчиво прижавшемуся к нему.

Жизненно убедительная, исполненная сочной кистью картина подкупает теплотой, с которой художник пишет образы отца и дочери, его внимательным отношением к портретируемым, стремлением раскрыть и передать их внутренний мир, донести до нас их сокровенные мысли и чувства. Именно эту картину Г.Ф. Борунов выбрал символом своей персональной выставки, которая проходила в Выставочном зале Союза художников РСФСР в Москве в 1987 году, и в целом всего своего творчества. «Вот так, — говорил он, — из совсем рядового случая, подарившего мне возможность увидеть отца и дочь Забожанских, разрослась эта тема. Разрослась и стала для меня, для всего моего творчества одной из ключевых» [там

Преемственность поколений, передача опыта от отца к сыну, внимательное, добросовестное отношение к труду — темы, раскрываемые Геннадием Боруновым в картине «Механизаторы. Первый рейс» (1969).

Работа выполнена в духе монументализма 1960-х гг. По исполнению она близка к «суровому стилю», ставшему реакцией на «парадное» искусство 1940—1950-х гг. Практически всю плоскость холста занимают изображения трех мужских фигур, максимально приближенных к зрителю. Крупноплановость фигур, корпусная живопись с пастозным мазком придают изображению особую весомость и значимость. Внутренней собранности и композиционной устойчивости моделей в полной мере отвечает коричнево-охристый колорит картины, усиливающий идейную основу произведения, заключающуюся в уважительном отношении к людям, работающим на селе, высокой оценке их нелегкого труда. Неслучайно, анализируя творчество Г.Ф. Борунова, искусствовед Л.И. Снитко отмечала, что «героев своих произведений художник ищет в повседневности, а труд им всегда мыслится как основа бытия» [6, с. 47].

Рассматривая яркую портретную галерею, созданную Боруновым, видно, как художник шел от изучения человека, с упором на его индивидуальное сходство, к созданию обобщенных типических образов людей 1960—1970-х гг. Интересна в этом плане картина Борунова «Председатель. Колхозная осень» (1973—1974).

Это многофигурная композиция, главным действующим лицом которой является Михаил Герасимович Кольцов, председатель колхоза «Знамя Октября» Павловского района Алтайского края, близкий друг художника [4, с. 71]. Работа наполнена драматизмом. Ракурсы и жесты людей красноречиво говорят об их характерах и внутреннем состоянии. Выразительна мимика М.Г. Кольцова, передающая тончайшие оттенки его тревожных мыслей и чувств. По сюжету картины надвигается гроза, и от принятых решений, четких и

же, с. 123].

слаженных действий людей зависит судьба урожая. Жизненная убедительность образов достигнута за счет точно переданной психологической характеристики героев, особого динамичного ритма композиции и сложного колористического решения, построенного на контрасте серо-голубых и охристых цветов.

Помимо портретов своих современников, Геннадием Боруновым был создан целый ряд произведений, посвященных истории Алтая. Так, красной нитью через все творчество живописца проходит образ шелаболихинского элеватора, построенного выдающимся ученым, теоретиком космонавтики Ю.В. Кондратюком. К сожалению, до наших дней элеватор не сохранился. Изображая его, художник опирался на свои юношеские впечатления, относящиеся к осени 1942 года [1, с. 142-143]. Именно тогда он впервые увидел «громаду элеватора», возвышающуюся над Обью. Первое обращение Борунова к данной теме относится к концу 1960-х годов. Тогда им была написана картина «Элеватор. Хлеб — фронту», экспонировавшаяся на выставке. Работа поражает своей масштабностью, грандиозностью и силой. Здание элеватора, уходящее ввысь, многочисленные обозы с зерном, скопившиеся у его въезда, предгрозовое небо. Точка зрения сверху, вертикальный формат полотна, суровый колорит способствуют точному раскрытию величественного образа элеватора, воспринимаемого как могучий живой организм. Обращая нас к временам Великой Отечественной войны, картина рассказывает о самоотверженном труде людей, делавших все для скорейшей победы. Суть их жизни воплотилась в кратком, но емком лозунге «Хлеб — фронту», размещенном на здании элеватора. В последующие годы художник создал несколько вариантов данной картины (1985, 1991).

Неоднократно Шелаболихинский элеватор изображался Боруновым и в других произведениях. Среди них одна из последних крупномасштабных работ художника «Сибирь. Хлеб войны» (2005).

Рис. 5. Борунов Г.Ф. Сибирь. Хлеб войны. 2005. Холст, масло. Рис. 6. Борунов Г.Ф. 9 мая. 120 х 165,3. Собственность ГХМАК. Рядовые Победы. 2000. Холст,

масло. 189,7 х 130,8. Собственность ГХМАК.

Оставив вертикальный формат, как правило, придающий пафос и элементы героики изображению, Борунов выбрал горизонтальное расположение холста, создав в картине ощущение протяженности и открытости пространства. Линия горизонта делит картину на две части. Сверху, на фоне свинцового неба, высится элеватор. Ниже этой линии, чуть правее от центра картины — повозка с хлебом, которую пытаются вытолкать из снега женщина и мужчина в солдатской форме. По его скособоченной фигуре даже со спины видно, что это фронтовик, получивший увечье на войне.

Белая масса снега доминирует в полотне, и от ее роли в картине начинает раскрываться образ. Белый снег разбросал все фигуры, разделил их, создал ощущение не только холода, но и пустоты. Смысл картины проясняется через данное художником название — «Хлеб войны». Видимо, это последний хлеб урожая 1942 года. Все уже отдано, но фронту надо еще — и отдается последнее, что оставлялось для себя, чтобы пережить суровую зиму. Но фронту надо, и последний хлеб, собранный под метелочку на полях, отправляется сыновьям, мужьям, отцам. Хлеб нужен бойцам, и, хорошо понимая это, толкает повозку бывший фронтовик, превозмогая боль. Благоговейно склоняется фигура старой женщины перед повозкой с зерном. Ее образ восходит к образу Богоматери в иконостасе, предстоящей и молящейся за всех людей перед Богом. Но главный образ в картине — это женщина на переднем плане. Он очень психологичен. Художник не случайно развернул фигуру к зрителю. В ней в целом воплощен вопрос к нам, не знавшим войны, — действительно ли мы помним подвиг этих миллионов русских людей, помним их жертвенность, сможем ли сохранить святую память о них?

Тема Великой Отечественной войны нашла воплощение еще в одном произведении Г.Ф. Борунова — «9 мая. Рядовые победы». Идея картины возникала у художника в один из праздничных майских дней в начале 1960-х гг. Воплотилась она только в 2000 году, мешали разные обстоятельства, но все это время в своем сознании художник шлифовал композицию будущей картины, обдумывал психологию героев.

На картине изображены участники Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., жители с. Павловск (слева направо): отец художника Фёдор Борунов, Алексей Шишкин и Марк Трущелёв [2, с. 85].

Сюжет работы прост, что является традиционным для произведений Борунова. Три пожилых ветерана собрались за маленьким скромным столиком, вынесенным из дома. Двое стоят, подняв стаканы к груди, один, в котором художник передал образ своего отца, сидит. На его коленях старенькая, видавшая виды гармошка с развернутыми мехами. Кажется, что только что оборвалась на середине мелодия, и звуки ее, простые, бесхитростные, щемящие душу, еще плывут в воздухе.

На дальнем плане картина делится на две части. Слева показана стена простого деревенского дома, справа — открывается излюбленный Боруновым обской мотив с синей речной гладью и высоким обрывистым берегом.

Картина наполнена ощущением весны. Оно передано через звонкое весеннее небо в верхней части картины, летящих к дому и сидящих на его карнизе белых голубей, вносящих нежную интонацию в работу, развевающийся на ветру красный флаг — символ Победы. Но при этом в картине ясно проступает драматизм напряжения. В полотне ничего не происходит — это минута тишины, молчания, глубокого переживания ветеранами того, что было связано с войной. За внешним спокойствием героев скрывается буря переживаний. Мы вычитываем судьбу каждого из ветеранов, определяем его характер, силу личности, волю. Сильные характеры контрастируют со старческим обликом ветеранов. В картине возникает сложная

психологическая гамма — с одной стороны, мы проникаемся жалостью к этим немолодым людям, с другой — восхищаемся ими, ведь именно про таких, как они, говорят коротко и точно — соль земли.

Наряду с портретами и сюжетными композициями особое место в творчестве Геннадия Борунова занимал пейзаж. В большинстве своем это были работы, выполненные на пленэре. Передающие непосредственность зрительных впечатлений и аромат натуры, в них отражены знакомые и любимые художником виды Павловска, Барнаула и их окрестностей. Одновременно с экспрессивными, напряженными по цвету пейзажами («Демонстрация», «Старый дом у Сельхозинститута»), художник создал удивительно поэтический образ алтайской природы («Бабье лето», «Золотая осень», «Протока»).

Рис. 5. Борунов Г.Ф. Золотая осень. 1979. Рис. 6. Борунов Г.Ф. Сентябрь. Из серии «Времена

Картон, масло. 42 х 57. Собственность года». 1994. Холст, масло. 50 х 60.

ГХМАК. Собственность ГХМАК

Тема отчего дома была одной из заглавных в творчестве Борунова. Дом, семья — были важны для художника. Это было то, что поддерживало его, питало духовно и вдохновляло на творчество. Подобно импрессионистам он нередко изображал свой дом, в разное время суток или разное время года. Например, его интерес к изменчивости световоздушной среды был воплощен им в серии «Времена года» (1994), в которой он предстал аналитиком, зорко наблюдающим за всеми происходящими изменениями на родной улице в с. Павловск в марте, апреле, мае, сентябре, октябре, ноябре.

Пейзажи Борунова отличаются реалистичностью и достоверностью, естественностью и непредвзятостью, точным соотношением изображенного ландшафта с реально существующим местом. При этом они отмечены редким по нашим временам артистизмом, наполнены лирическим звучанием. Наряду с документальностью в них нашли отражение мысли и эмоции художника, его раздумья о земле и о ее связи с человеком.

Геннадий Фёдорович Борунов был одним из выдающихся художников Алтая. В своих произведениях 1960—2000-х годов он мощно и цельно выражал глубинные основы национального самосознания, посвящая их теме земли и труда. Опираясь на традиции русской реалистической школы живописи, усвоенные им в стенах лучших учебных заведений России, и бережно сохраняя их, он достоверно и точно передавал в своих работах природу Алтая, рассказывая о людях, живущих здесь, их нелегком крестьянском труде. Родная земля, хлеб, люди павловской земли — вот ключевые слова для искусства художника. В его произведениях остро чувствуются огромный творческий напор, внутреннее напряжение,

страстное стремление наиболее ярко и жизненно передать нашу действительность. Все это сообщает работам Борунова ту непреходящую ценность, которая навсегда сохраняется за произведениями подлинного искусства.

Литература

1. Борунов Г. Ф. Война // Алтай. - 1998. - № 6. - С. 142-152.

2. Борунов Г. Ф. Земля, где я родился: очерки, воспоминания. - Барнаул: Алт. дом печати. -100 с.

3. Борунов Г. Ф. Судьба человека // Алтай. - 1999. - № 1. - С. 119-123.

4. Дариус Е. И. Алтайская земля и её труженики в творчестве заслуженного художника России Г.Ф. Борунова // Алтай в литературе, кинематографе и изобразительном искусстве. -Барнаул: Государственный художественный музей Алтайского края, 2017. - С. 68-73.

5. Произведения Г. Ф. Борунова в коллекции Государственного художественного музея Алтайского края. - Барнаул: Алт. дом печати, 2008. - 80 с.

6. Снитко Л. И. Г. Ф. Борунов // Изобразительное искусство Алтая. - Барнаул: Алт. кн. изд-во,1977. - С. 46-49.

7. Шишин М. Ю. Жизнь и живопись Геннадия Борунова. - Барнаул: Изд. дом «Алтапресс», 2008. - 140 с.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.011

GENNADY BORUNOV: LIFE, CREATIVITY, EPOCH

Darius Elena

Art critic, a member of the Union of Artists of Russia, a member of the Association of Art Critics.

Senior researcher in the sector "Domestic art of the XX-XXI centuries." Research Department of the State Art Museum of the Altai Territory. Russia, Barnaul. [email protected]

Shishin Mikhail

Art critic, Academician of the Russian Academy of Arts, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the International UNESCO Chair of the Altai State Technical University. Russia, Barnaul. [email protected]

Abstract

Gennady Fedorovich Borunov (1928-2008) - one of the outstanding artists of Altai, who played an important role in the development of fine arts in the Altai region of the 1960-2000th

years. Borunov's work contributed to the establishment of high professional criteria of skill in the Altai painting, it directly or indirectly influenced the self-determination of other artists.

In 2018 has been 90 years since the birth of G.F. Borunov. This event was dedicated to the exhibition «Gennady Borunov: life, work, era», held at the State Museum of Art of Altai region, which has one of the largest collections of works Borunov (90 paintings and graphic works).

The article discusses the creative path of the artist, analyzes the works presented at the exhibition.

Keywords: G.F. Borunov, Altai, State Museum of Art of Altai region, collection works.

Bibliographic description for citation:

Darius E. I., Shishin M. Y. Gennady Borunov: life, creativity, epoch. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2018, no 1(8), pp. 106-115. Available at: https://readymag.com/u50070366/975779/08-2018-darius-shishin/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.011. (In Russian).

References

1. Borunov G. F. Voina [War]. Altai — Altai. 1998. No. 6. Pp. 142-152.

2. Borunov G. F. Zemlya, gdeya rodilsya: ocherki, vospominaniya [The Land where I was born: essays, memories]. Barnaul: Alt. dom pechati. 100 p.

3. Borunov G. F. Sud'ba cheloveka [The Fate of man]. Altai — Altai. 1999. No. 1. Pp. 119-123.

4. Darius E. I. Altaiskaya zemlya i ee truzheniki v tvorchestve zasluzhennogo khudozhnika Rossii G.F. Borunova [Altay land and its workers in the works of honored artist of Russia G. F. Borunov]. Altai v literature, kinematografe i i%obra%itel'nom iskusstve — Altai in literature, cinema and fine arts. Barnaul: Gosudarstvennyi khudozhestvennyi muzei Altaiskogo kraya, 2017. Pp. 68-73.

5. Proi%vedeniya G. F. Borunova v kollektsii Gosudarstvennogo khudo%hestvennogo mu%eya Altaiskogo kraya [The works of G. F. Borunov in the collection of the state art Museum of the Altai territory]. Barnaul: Alt. dom pechati, 2008. 80 p.

6. Snitko L. I. G. F. Borunov. I%obra%itel'noe iskusstvo Altaya — Fine arts of Altai. Barnaul, Altaiskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1977. Pp. 46-49.

7. Shishin M. Yu. Zhi%n' i %hivopis' Gennadiya Borunova [Life and paintings of Gennady Borunov]. Barnaul: «Altapress» Publ., 2008. 140 p.

Статья поступила в редакцию 17.02.2018 г. Received: February 17, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.