ББК 85.143(2Рос-4Алт) УДК 75(571.150)
А.Н. Артёмова
Создание программных произведений художниками Алтая во второй половине ХХ в. (по материалам местной периодической печати)
A.N. Artemova
Creating of Program Works by Artists of Altai in the Second Half of the Twentieth Century Based on Local Periodicals
В статье раскрывается содержание понятия «программное произведение», дается обзор тематики публикаций местной периодической печати первой половины — середины ХХ в. Выявляются профессии их авторов, среди которых — журналисты, музейные работники и художники. В статье рассматриваются причины информативного характера большинства опубликованных в то время материалов на тему художественной жизни региона.
Особое внимание уделяется появлению на Алтае во второй половине ХХ в. первых искусствоведов, которые оказали большое влияние на качественное изменение публикаций о художественной жизни региона. Появляются новые жанры публикаций, такие как творческий портрет, интервью с художником. Материалы о создании программных произведений алтайскими художниками также впервые стали печататься на страницах периодических изданий Алтая с началом профессиональной деятельности искусствоведов. Текст статьи сопровожден примерами публикаций о программных произведениях Г. Ф. Борунова, П. Миронова, М. Д. Ковешниковой, И. С. Хайрулинова,
Н.П. Иванова, А. Дрилева и В. К. Шкиля. Источником материалов послужили газета «Алтайская правда» и журнал «Культура Барнаула».
Ключевые слова: программное произведение, художественная жизнь, творческий портрет, интервью с художником, первые искусствоведы Алтая.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-37
The article explains the concept of «software product», provides an overview of the subject of publications of local periodicals in the first half up to the mid-twentieth century. Their authors’ professions are identified as journalists, museum workers and artists. The article examines the reasons for publishing the most informative materials on the art life of the region. Particular attention is paid to the appearance in Altai in the second half of the twentieth century of the first critics, who had a great influence on the qualitative change of publications about the art life of the region. There are new genres of publications, such as creative portrait, interviews with artists. Professional activity of Altai historians resulted in creating classic works of Altai artists. The text of the article is supplied with the examples of publications about the classic works by G.F. Borunov, P. Mironov, M.D. Koveshnikova, I.S. Hayrulinov, N.P. Ivanov, A. Drilev and V.K. Shkil. The article is based on the materials taken from newspapers «Altaiskaya Pravda» and magazine «Kultura Barnaula». Key words: classic works, artistic life, creative portrait, interviews with artists, the first critics of the Altai.
Программное произведение — своего рода итог мастерства, в нем автор высказывает свою концепцию, мировоззрение, отношение, идеалы, используя средства художественной выразительности.
В периодических изданиях Алтая первой половины — середины ХХ в. авторы (журналисты, музейные и партийные работники, художники) в своих публикациях не ставили задачу проанализировать творчество того или иного местного живописца или скульптора, выявить его программные произведения. Статьи за-
частую носили информативный характер: содержали обзор экспозиции выставки, доносили требования, предъявляемые государством к изобразительному искусству, представляли собой объявления о предстоящем событии в местной художественной жизни или рассказывали об историко-культурном наследии Алтая. Личность отдельного художника и его творческий путь раскрывались только в публикациях, посвященных юбилейной дате со дня рождения или смерти великого русского, зарубежного живописца, скульпто-
создание программных произведений художниками Алтая.
ра. Эти статьи направлялись в редакции периодических изданий Алтая из Москвы и Санкт-Петербурга за подписью научных сотрудников, народных художников РСФСР, президента и академиков Академии художеств СССР
В 60-е гг. ХХ в., когда на Алтае начинают свой профессиональный путь первые искусствоведы (В.И. Эдоков, Ю.Н. Сорокин, Л.И. Снитко), в местной периодике появляются такие жанры публикаций, как творческий портрет и интервью с художником. В статьях, посвященных первым профессиональным живописцам Алтая — М. И. Мягкову, В. П. Петрову, Г. И. Гуркину, А. О. Никулину, Н.И. Чевалкову, М. И. Курзину, Е.Л. Коровай, А.Н. Борисову,
B.В. Кареву, впервые анализируется их творческий путь, выявляются ключевые и программные произведения.
Программными произведениями, ставшими классикой алтайского изобразительного искусства, явились «Мои земляки» Г.Ф. Борунова, «Чабан»
C.И. Чернова, «Алтайское лето» Н.П. Иванова, «Строители» Л.Р. Цесюлевича и И. Р. Рудзите-Цесюлевич, «Таймень-озеро» Ф. С. Торхова, натюрморты М.Д. Ковешниковой [1, с. 13]. Некоторым из них, а также программным произведениям других авторов посвящались публикации в газетах и журналах Алтая.
Искусствовед В. Эдоков в публикации «Рубежи истории» выделяет из многогранной творческой деятельности ведущего скульптора Алтая П. Миронова его программное произведение — бронзовую скульптуру «Прощание», вошедшую в мемориальный комплекс Победы на Привокзальной площади Барнаула. Автор пишет: «Рубежами истории хочется назвать такие памятники, которые не только несут в себе живую память истории, суровые уроки прошлого, обращаются к будущим поколениям, дают оценку историческим событиям, но и служат воспитательным средством, формируя духовный облик современников, их мировоззрение и мораль. Велика и ответственна роль художников, призванных выполнять эти задачи. Вот поэтому из многогранной деятельности алтайского скульптора П. Миронова, автора памятников Кире Баеву, партизану Е. Мамонтову, писателю
В. Шишкову и других, хочется выделить монумент „Прощание“» [2, с. 3].
Скульптура «Прощание» предельно простая по композиции. «Не старушку, не жену, не сестру олицетворяет женская фигура. Собирательный образ женщины страны, образ женщины-матери стремился скульптор воплотить в бронзе. Найден самый трудный момент кульминации расставания. Солдат уже не принадлежит себе, он шагнул за грань бессмертия. Не по фильмам и не по книгам прочувствовал скульптор Миронов тему войны. Десятилетним в блокадном Ленинграде увидел он страшное лицо войны» [2,
с. 3]. П. Миронов посвятил работу 13 тысячам барна-ульцев, павших на фронтах минувшей войны.
Мемориальный комплекс на Привокзальной площади выполнен П. Мироновым в соавторстве с В. Добровольским, Г. Чумичевым, архитекторами
В. Налимовым и В. Остен-Сакеном. Он прочно вошел в материально-пространственный облик края, обрел самостоятельную жизнь. Призванный сохранить в памяти людей героическое прошлое, монумент является и программным произведением всего творчества Петра Миронова.
О. Гракова в статье «Просто — как хлеб» рассказывает о программном произведении М. Д. Ковешниковой «Алтайский хлеб», которое вошло в экспозицию выставки «Сибирь социалистическая — 79». «Писать хлеб — для меня радость, поскольку тема эта неисчерпаема. Помимо того, это замечательно — чувствовать желание вещей быть воспетыми, как писала А. Ахматова» [3, с. 2]. Пафос гимна хлеборобам звучит в этой работе — торжественной и красивой по цветовому строю.
«Год 42-й. Элеватор на Оби. Хлеб — фронту» — название произведения классика алтайской живописи Г. Ф. Борунова. Одноименная с картиной публикация вышла на страницах «Алтайской правды» в 1993 г. [4, с. 3]. Геннадий Федорович рассказывает о том, что предшествовало рождению значимого в его творчестве полотна. «Шла война. Осенью 42-го нас, школьников, распределили по хозяйствам. Я попал в колхоз «Красный путиловец» (с. Малиновка, Шелаболихинский район), где должен был собирать конными граблями колоски, остающиеся в поле после комбайна. Закончил поле, и меня определили на ток. Готовый к отправке хлеб грузили на телеги и отвозили в Шелаболиху на элеватор. Элеватор высился на уступе обского берега, и его громада властно притягивала к себе взор. Здесь скапливалась целая масса повозок с мешками и деревянными ларями хлеба. В воздухе стоял сплошной гул. Все это производило сильное впечатление, а тут еще лозунг над воротами: «Хлеб — фронту!». Он был сутью нашей жизни».
Картина «Год 42-й. Элеватор на Оби. Хлеб — фронту» — отражение жизненного опыта художника. В ряду программных произведений Геннадия Федоровича она занимает достойное место.
Сюжетно-тематическая картина — один из самых сложных жанров изобразительного искусства. Но именно ее в качестве ведущего жанра в своем творчестве выбрал живописец, член Союза художников России И. С. Хайрулинов. Искусствовед Г. Октябрь в публикации «От этюдов к картине» прослеживает путь, который был пройден художником в создании программного произведения — «Тяжкая весть. 1942 год». В детстве испытав все тяготы войны, Ильбек Сунагатович рассказывает об этом в картинах. «Перед глазами, как сейчас, стоит образ моей
матери с малолетним братишкой на руках. Вижу ее печальные глаза, устремленные вслед уходящему на фронт отцу», — приводит слова художника автор статьи [5, с. 4]. Так родились «Проводы. 1941 год» (1980), «Тяжкая весть. 1942 год» (1982), «1941 год» (1981-1985), «Вечное прощание» (1985— 1990) и наконец — «Баллада о солдате» (1994—1995). Картину 1982 г. искусствовед выделяет особенно, так как именно в ней нашла наиболее яркое отражение главная тема всех картин И. Хайрулинова — женщина и война. В публикации «Тяжкая весть. 1942 год» названа «трагической нотой, доведенной до предельного звучания».
Программным произведением в творчестве еще одного алтайского художника — Н. П. Иванова является «Алтайское лето». Работа была написана в 1965 году и уже в следующем году вошла в экспозицию выставки, посвященной десятилетию музея изобразительных и прикладных искусств. В статье «Алтай глазами художника» старший научный сотрудник музея Л. И. Снитко отзывалась о произведении как о «солнечном» [6, с. 2]. Позже старший научный сотрудник Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств И.К. Галкина писала: «Н. Иванов в произведениях «Алтайские партизаны», «Алтайское лето» предстает как мастер композиции. Его красивая, живая и теплая работа «Алтайское лето» обязательно привлечет внимание зрителя» [7, с. 3].
«Одним из самых оригинальных полотен во всей истории изобразительного искусства края» Юрий Козлов называет работу Алексея Дрилева «Моржи Алтая» [8, с. 28]. Первоначальное название картины — «Очищение» (очищение водой в зимней проруби). Все персонажи реальны — на холсте изображено много известных земляков, в числе которых и сам художник.
В творчестве художника-живописца, члена Союза художников России В. К. Шкиля тема музыки занимает особое место. Программным произведением является картина «Сомнение», на которой изображена молодая девушка, рядом — пианино, ноты на пюпитре. Она только что доиграла этюд и повернулась лицом к художнику. «Замысел этой картины родился от большого впечатления, — пишет Лариса Исакова в статье «Из поколения победителей». — Однажды, годы тому назад, художник встретил девочку-подростка. Она была вся в снежных пушинках, смотрелась как самая крупная снежинка среди падающих на нее. Владимир Кириллович написал несколько этюдов, но они сгорели... Более тридцати лет он воплощал в жизнь впечатление от этой встречи» [9, с. 6].
Таким образом, благодаря искусствоведам публикации в периодической печати Алтая второй половины ХХ века имели глубокое содержание и отражали своего рода итоги работы алтайских мастеров, вопло-тившиейся в их программных произведениях.
Библиографический список
1. Степанская Т. М., Нехвядович Л.И. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец ХХ — начало ХХІ в.). — Барнаул, 2009.
2. Эдоков В. Рубежи истории // Алтайская правда. — 1978. — № 90.
3. Гракова О. Просто — как хлеб // Алтайская правда. — 1979. — № 245.
4. Борунов Г.Ф. Год 42-й. Элеватор на Оби. Хлеб — фронту // Алтайская правда. — 1993. — № 107.
5. Октябрь Г. От этюдов к картине // Алтайская правда. — 1995. — № 143.
6. Снитко Л. Алтай глазами художника // Алтайская правда. — 1966. — № 296.
7. Галкина И. Земля алтайская // Алтайская правда. — 1971. — № 93.
8. Козлов Ю. Воспаряя душой просветленной // Культура Барнаула. — 2008. — № 1-2.
9. Исакова Л. Из поколения победителей // Культура Барнаула. — 2010. — № 1.