Научная статья на тему 'Творческий путь А. С. Макаренко - социального педагога-реформатора'

Творческий путь А. С. Макаренко - социального педагога-реформатора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1909
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. МАКАРЕНКО / ВОСПИТАНИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / ТРУДОВАЯ ДЕТСКАЯ КОММУНА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / A. S. MAKARENKO / UPBRINGING / PRODUCTIVE WORK / CHILD LABOR COMMUNE / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илалтдинова Е. Ю., Аксенов С. И.

Творческое наследие классика педагогики, получившего международное признание, социального педагога-реформатора А. С. Макаренко продолжает оставаться фундаментальной базой обогащения теории и практики воспитания, усиления его социальных функций, значительного роста авторитета и общественной значимости педагогики. В статье представлены основные вехи жизненного пути великого педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE WAY OF A. S. MAKARENKO - SOCIAL TEACHER-REFORMER

The creative heritage of the classic of pedagogy, which has received international recognition, social teacher-reformer A. S. Makarenko continues to be a fundamental basis for enriching the theory and practice of education, strengthening its social functions, a significant increase in the authority and social importance of pedagogy. The article presents the main milestones of the life of the great teacher.

Текст научной работы на тему «Творческий путь А. С. Макаренко - социального педагога-реформатора»

Памятные даты

истории образования и педагогики

Илалтдинова Е. Ю., Аксенов С. И.

Творческий путь

А. С. МАКАРЕНКО -СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА-РЕФОРМАТОРА

УДК 37(092)(091) ББК 74.03(2)6-8

творческое наследие классика педагогики, получившего международное признание, социального педагога-реформатора А. с. Макаренко продолжает оставаться фундаментальной базой обогащения теории и практики воспитания, усиления его социальных функций, значительного роста авторитета и общественной значимости педагогики. в статье представлены основные вехи жизненного пути великого педагога.

ключевые слова: а. с. Макаренко; воспитание; производительный труд; трудовая детская коммуна; социально-педагогическая деятельность.

Ilaltdinova E. Yu., Aksenov S. I.

The creative way of a. s. makarenko -

SOCIAL TEACHER-REFORMER

The creative heritage of the classic of pedagogy, which has received international recognition, social teacher-reformer A. S. Makarenko continues to be a fundamental basis for enriching the theory and practice of education, strengthening its social functions, a significant increase in the authority and social importance of pedagogy. The article presents the main milestones of the life of the great teacher.

Key words: A. S. Makarenko; upbringing; productive work; child labor commune; social and pedagogical activity.

А. С. Макаренко родился в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего, старшего маляра Белопольского железнодорожного депо Харьковской железной дороги. Закончив успешно городскоеначальноежелезнодорожное училище (1897-1904 гг.), А. С. Макаренко получил высшие баллы по всем предметам, затем успешно окончил педагогические курсы при Кременчугском училище.

Выбору будущей профессиональной деятельности в значительной степени способствовал отец. В 1905 г. в возрасте 17 лет, получив звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских 2-х классных училищах, А. С. Макаренко стал учителем Крюковского городского училища, которое ранее окончил. Уже тогда молодой педагог Антон Семенович поражал своих коллег разнообразными знаниями и способностями, умением интересно провести учебные занятия, спектакли, вечера, праздники. Он преподавал общеобразовательные предметы, а также дополнительные - черчение и рисование.

Макаренковская педагогическая деятельность началась в революционные годы (1905-1907 гг.), которые способствовали формированию его взглядов. В это время он получил первый опыт участия в общественно-политической жизни в г. Кременчуг: посещал рабочие собрания и митинги, принимал участие в работе клуба железнодорожных рабочих, родительского комитета училища. А. С. Макаренко проявил большую активность на Люботинском съезде учителей

Южных железных дорог в конце

1905 г.

С 1905 г. А. С. Макаренко 12 лет работал учителем железнодорожных училищ в Крюкове, Долинской (Украина), с 1917 г. инспектором (директором) Крюковского соединенного железнодорожного училища, заведующим 2-м городским начальным училищем (имени князя Куракина) в Полтаве, 10-й трудовой школы.

В возрасте 26 лет после девятилетнего опыта работы А. С. Макаренко поступил в Полтавский учительский институт (1914 г.). Учеба в нем сыграла большую роль в формировании личности А. С. Макаренко и становлении его педагогических взглядов. Он был одним из лучших студентов, признанным авторитетом в различных областях научного знания, большим любителем студенческих дискуссий. С третьего курса он был направлен в ополчение, прослужив в нестроевой команде рядовым несколько месяцев, был демобилизован по причине плохого зрения. А. С. Макаренко возвратился в институт и в июле 1917 г. закончил его. Полученный диплом давал право быть инспектором (директором), а не просто педагогом.

После окончания института А. С. Макаренко возвратился к педагогической работе в Крюковском начальном железнодорожном училище. Железнодорожные начальные училища, предназначенные для детей железнодорожников, были в определенной мере привилегированными, давали начальную общеобразовательную подготовку повышенного уровня, с профессиональной ориентацией на

железнодорожного рабочего низшей квалификации. А. С. Макаренко говорил, что он был «народным учителем», работал в «заводской школе», «рабочей школе».

В 1917-1919 гг. А. С. Макаренко стал инспектором (директором) Соединенного железнодорожного училища на станции Крюков, в котором обучалось около 1000 человек. Там он получил первый опыт руководства учебно-воспитательными учреждениями, работы с педагогическим коллективом.

Многогранной была общественная деятельность А. С. Макаренко в период Гражданской войны (на Украине она окончилась в конце 1919 — начале 1920 гг.). Приход деникинцев и разрушение ими школы способствовали переезду А. С. Макаренко в августе 1919 г. в Полтаву. В 1919—1920 гг. он заведовал подсекцией трудовых колоний Полтавского губуно.

В 1920—1925 гг. А. С.

Макаренко осуществил целеустремленный новаторский и необычайно успешный социально-педагогический опыт на основе трудовой колонии им. М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных детей под Полтавой, с 1926 г. под Харьковом, в ведомстве Наркомпроса УССР, Харьковской трудовой детской коммуны им. Ф. Э. Дзержинского.

В 1920 г. А. С. Макаренко принимает предложение Полтавского губнаробраза организовать и возглавить для малолетних (несовершеннолетних) правонарушителей колонию, переводится с заведования трудовой школой № 10 г. Полтавы на заведование этим учреждением 30 сентября 1920 г. Будущая трудовая колония им. М. Горького, первоначально как «основной детский дом для морально дефективных детей № 7», приняла первых 6 воспитанников 4 декабря. Тогда его опыт протекал в «исключительно неблагоприятных условиях как в материальном отношении, так и в характеристике детского состава (правонарушители)». В отношении воспитанников он не считал, что имел дело главным образом с «трудными» детьми и позднее написал, что за всю историю колонии «процент действительно тяжелых, запущенных ребят едва ли не больше пяти»1.

Становлению А. С. Макаренко педагога в этот период активно содействовали преимущества учреждений общественного воспитания интернатного типа с трудовой направленностью, которыми он заведовал. Работа в основном с подростками и юношами 13—17 лет позволила ему осуществить прочную связь воспитательного коллектива с жизнью и созидательным трудом советского народа. Особо важную роль играла потребность в активной мобилизации вос-

1 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1-9. Ч. 1.: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007-2017.

питательных средств в тяжелейших условиях работы с беспризорными

детьми и несовершеннолетними пра-

1

вонарушителями .

В 1920-1926 гг. определяются и подтверждаются опытом ведущие идеи А. С. Макаренко о содержании и организации нового воспитания: его построение на основе хозяйственно-трудовой и социально-культурной деятельности, при коллективном административном управлении и самоуправлении, качественном начальном образовании и стремлении его повышения. Центральное звено в логике педагогической целесообразности -воспитание «человека-хозяина», «хозяйственной позиции по отношению к окружающему миру». В основы нового воспитания закладывается поиск целесообразных способов соединения воспитания с производительным трудом, принцип органической связи педагогического учреждения с жизнью всей страны, с проблемами и тенденциями ее социально-экономического и культурного развития. Организация производительного труда в макарен-ковской социально-педагогической деятельности новаторски характеризуется как «хозяйствование» .

А. С. Макаренко использовал два пути в воспитании на основе производительного труда: неуклон-

ное развитие хозяйства и «внедрение коллектива в управление этим хозяйством». Этому должна соответствовать организационная структура педагогического учреждения, его трудового коллектива и система управления им, совмещающая работу администрации и самоуправление, функции постановления и исполнения, принципы коллегиальности и единоначалия.

В 1923-1926 гг. макаренковская колония была опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР, ее достоинства отмечали сотрудники НКП РСФСР. Трудовая колония имени М. Горького переведена в Куряж, расположенный в 8 км от Харькова, в усадьбу, где помещался детский дом Всеукраинской комиссии помощи детям, расформированный к приезду колонии. 280 воспитанников этого детского дома вошли в состав

3

колонии .

В 1925 г. по инициативе А. С. Макаренко завязывается переписка колонистов с А. М. Горьким. Переписка А. С. Макаренко с А. М. Горьким продолжается до самой смерти писателя. Установки А. М. Горького Макаренко сделал принципами организации деятельности: любовь к человеку — «мудрому строителю жизни»»; вера «в победу человека и полнокровное человеческое достоинство, пол-

1 Фролов, А. А. А. С. Макаренко и педагогика его времени. Горький : Педагогическое общество РСФСР, 1988. 80 с.

2 Аксёнов С. И. Становление и развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920-1935 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Н. Новгород, 2011. - 24 с.

3 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1-9.: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007-2017.

ноценность человеческой культуры»; утверждение «ценности человека» в его социально-творческой сущности, «общее представление о человеке», «методику горьковского отношения к человеку» — способность видеть в людях «лучшие человеческие потенциалы»; духовные и героические порывы, установку на «проектирование» лучшего в каждом человеке, какое бы положение в обществе он ни занимал1.

С конца 1920-х годов работа А. С. Макаренко стала получать известность и одобрение в Западной Европе и США. Она вызвала большой интерес в СССР в середине 1930-х годов в связи с публикацией «Педагогической поэмы», над которой он работал десять лет с 1925 по 1935 гг., и в мире с конца 1930-х годов (после ее перевода на иностранные языки). «Педагогическая поэма» — социально-публицистический роман, поднимающий педагогику и воспитание на уровень больших социально-гуманитарных проблем.

«Педагогическая поэма» — это «художественный манифест новой педагогики», так она воспринимается во всем мире. Результаты опроса, проведенного в ФРГ в 1985 — 1986 гг. среди профессоров педагогики

(при составлении «Библиотеки педагогов-классиков»), показывают, что «Педагогическая поэма» отмечена среди 12 важных произведений мировой литературы. А. С. Макаренко поставлен в один ряд с Платоном, Я. А. Коменским, Д. Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Ф. Гербартом, И. В. Гёте, Ф. Д. Шлейермахером. В начале 2000 г. Немецкое общество научной педагогики внесло «Педагогическую поэму» в список 10 наиболее значительных книг по педагогике ХХ 2

века .

О своей деятельности в педагогике и художественной литературе Макаренко за 22 дня до своей кончины сказал: «... Я чувствую себя педагогом не только прежде всего, а везде и всюду педагогом. Моя литературная работа — только форма педагогической работы»3. В «Педагогической поэме», говорил он, «я описываю историю работы и гибель колонии и стараюсь изложить свою воспитательную систему»4. Одна из главных задач этой книги — «поставить ребром вопрос о стиле, тоне советского воспитания»5. Это «поэма всей моей жизни» и то, что представляется чем-то «священным»6.

1 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Сост. М. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов: Ред. кол.: М. И. Кондаков / гл. ред. В. М. Педагогика, 1983-1986. Т. 4. С. 19-20.

2 Фролов, А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография ботки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). - Н. Новгород : Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. 417 с.

3 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Сост. М. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов: Ред. кол.: М. И. Кондаков / гл. ред. В. М. Педагогика, 1983-1986. Т.4. С. 343.

4 Там же. Т. 1. С. 249.

5 Там же. Т. 7. С. 39.

6 Там же. Т. 1. С. 264.

Д. Виноградова, Коротов и др. М.:

освоения и разра-Издательский дом

Д. Виноградова, Коротов и др. М.:

Полемика о макаренковской концепции воспитания и его социально-педагогическом опыте развернулась с большой остротой в 1926-1928 гг., тогда его обвиняли в авторитарности и активном использовании «атрибутов старой школы». В 1927-1928 гг. его деятельность стала объектом резкой критики, в том числе со стороны Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, что привело к отстранению его от заведования колонией в конце июля 1928 г. К этому были причастны также тогдашний директор НИИ педагогики УССР А. И. Попов и один из видных деятелей компартии Украины Н. А. Скрыпник.

Переписка А. С. Макаренко с женой показывает его «неустанную работу над самим собой»; жизненную философию и позиции, которые определяют основы его социально-педагогической концепции воспитания; характеризуют его внутренние переживания о «плачевном состоянии» и педагогическом крахе колонии им. М. Горького после его ухода.

Динамичное развитие макаренков-ских взглядов на воспитание и успешный социально-педагогический опыт утвердили его в правильности своих действий. В письме Г. С. Салько (Макаренко) от 3 октября 1928 г. А. С. Макаренко пишет: «Я привык стоять на твердой позиции твердого человека, знающего себе цену, и цену

своему делу, и цену каждой шавке,

1

которая на это дело лает» .

В 1926-1930 гг. А. С. Макаренко возглавлял коммуну им. Ф. Э. Дзержинского, с декабря 1927 г., по совместительству (с августа 1927 г. по февраль 1928 г.) заведовал Управлением детдомов и колоний Харьковского округа (около 10 000 детей). В этот период происходит переход от кустарной организации труда воспитанников к его высокопродуктивной форме - цеховой организации труда. Развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание характеризуется обострением конфликта педагога в основном со сторонниками педологии в органах наробраза.

1931-1935 гг. связаны с развитием коммуны на основе современного промышленного производства. В условиях педагогического учреждения это требовало постоянного поиска способов усиления производительности труда, рентабельности производства, доходности, общественно-политической значимости - без какого-либо ущерба для полноценного воспитания и общего образования коммунаров, а, наоборот, в целях улучшения качества педагогической работы.

Период 1933-1935 гг. характеризуется серьезными недостатками педагогической организации производства коммуны, его необоснованного и бурного расширения, когда производительный труд стал противоречить целенаправленному педагогическому процессу. Коммунарское производство к 1935 г. включало: электро-

1 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1-9.: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007-2017. Ч. 2.

инструментальный завод (по производству ручного электроинструмента), инструментальное производство и опытный завод плёночных фотоаппаратов. Эти предприятия имели важное народнохозяйственное и политическое значение, освобождали страну от импорта.

В 1932—1935 гг. во взглядах А. С. Макаренко на воспитание все более четко обозначалась идея взаимодействия поколений детей и взрослых в воспитании. Тогда у него возникает план значительного «расширения воспитательной базы коммуны», дальнейшего объединения «коммунарс-ких и взрослых сил в один дружный, дисциплинированный, культурный коллектив» с включением многочисленного «инженерно-технического и рабочего состава». Важнейшее организационно-технологическое решение проблемы взаимодействия поколе -ний в воспитании — создание А. С. Макаренко «воспитательного коллектива», т. е. единой «трудовой общины» детей и взрослых в педагогическом учреждении, обеспечение «параллельного действия», когда педагогическая функция выступает в форме соответствующих ей жизненно-практических, трудовых и деловых требований. Взаимодействие поколений в воспитании осуществляется через соответствующий уклад жизни воспитательно-образовательного учреждения, в котором проявляются все основные направления жизни взрослых, отра-

жаясь в его организационной структуре, системе управления и самоуправления, стиле и тоне отношений, связи с внешним миром, жизнью общества. Уклад жизни коммуны дзержинцев, как и колонистов-горьковцев определялся ее внутренней «Конституцией», закрепляющей нормы и правила ее жизнедеятельности.

Идея взаимодействия поколений в воспитании становилась все более проблематичной, когда при расширении производства стала значительно увеличиваться численность административно-управленческого состава, мастеров производства, квалифицированных рабочих.

В 1933—1935 гг. произошло нарушение принципа «параллельности» производственного и педагогического процессов. К началу 1934 г. в коммуне было занято 957 рабочих и служащих — при 311 воспитанниках, т. е. появилось соотношение примерно 3:1. Авторские материалы А. С. Макаренко и документация коммуны дзержинцев, относящиеся к этому и последующему периодам, свидетельствуют о разрушении воспитательной системы коммуны1. Но и в этих условиях в 1934—1935 гг. А. С. Макаренко продолжал поиск организационных форм и методики включения воспитательного коллектива в производственный труд на промышленном предприятии самого высокого уровня, все более повышая уровень общего образования и на-

1 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1-9.: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. - Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007-2017.

ковского Дома советских писателей, членом бюро секции прозаиков Союза советских писателей3. С 1938 года он - заместитель главного редактора журнала «Октябрь», член редакционного совета издательства «Советский писатель». С 1934 г. член Союза советских писателей. В составе большой группы писателей в 1939 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени «за выдающиеся успехи и достижения в развитии художественной литературы». Другая крупная его награда - золотые часы с гравировкой: «За энергичную и преданную работу в детской трудовой коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, от коллегии

ГПУ УССР. 20. XII. 32».

1 апреля 1939 г., Антон Семёнович Макаренко скоропостижно скончался на ст. Голицыно Белорусско-Балтийской железной дороги в вагоне пригородного поезда. Он умер от тяжелой болезни сердца в возрасте 51 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Творческое наследие классика педагогики, социального педагога-реформатора А. С. Макаренко продолжает оставаться фундаментальной базой обогащения теории и практики воспитания, усиления его социальных функций, значительного роста авторитета и общественной значимости педагогики. Это получивший международ-

1 Аксёнов С. И. Становление и развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920-1935 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Н. Новгород, 2011. 24 с.

2 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1-9.: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007-2017.

3 Фролов, А. А. А. С. Макаренко: московский период творчества. 1937-1939 гг. Хроника дел и мыслей / А. А. Фролов. - Н. Новгород, 1997. - 103 с.

чального профессионального обучения

1

воспитанников .

С 1935 г. А. С. Макаренко продолжал свою деятельность помощником начальника отдела трудовых колоний для несовершеннолетних НКВД УССР (Киев), затем начальником отделения учебно-воспитательной работы; с сентября 1936 г. - старшим инспектором-консультантом этого отдела; с октября 1936 г. - временно исполняющим обязанности начальника Киевской трудовой колонии НКВД УССР № 5 в Броварах (под Киевом) до февраля 1937 г. (официально до середины марта)2.

В его распоряжении первоначально было 12 трудколоний и 19 приемников-распределителей (или «реформаториев») для несовершеннолетних. Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского в Харькове и им. В. А. Балицкого под Прилуками в ведение ОТК официально не входили. ОТК подчинялись и учреждения лишения свободы для взрослых, осужденных на срок до 3-х лет.

С февраля 1937 г. в Москве А. С. Макаренко занимался литературной и общественной деятельностью: лекции на педагогические темы, публикации статей и рассказов общественно-политического характера, литературных рецензий; стал членом правления мос-

ное признание отечественный педагог, единственный в мире, всецело посвятивший свое творчество воспитанию, в его качественном отличии от обучения и в органической связи с ним, на

основе первенства воспитания. Успех его педагогической теории и практики подтвержден жизненными судьбами более 2-х тысяч воспитанников.

с

писок литературы

1. Аксёнов, С. И. Становление и развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920—1935 гг. : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. И. Аксёнов. — Н. Новгород, 2011. — 24 с.

2. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Сост. М. Д. Виноградова, Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов: Ред. кол.: М. И. Кондаков / гл. ред. В. М. Коротов и др. — М. : Педагогика, 1983—1986.

3. Макаренко, А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1—9. / А. С. Макаренко: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. —

Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007—2017.

4. Фролов, А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939— 2005 гг., критический анализ) / А. А. Фролов. — Н. Новгород : Издательский дом Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. — 417 с.

5. Фролов, А. А. А. С. Макаренко и педагогика его времени / А. А. Фролов. — Горький : Педагогическое общество

РСФСР, 1988. — 80 с.

6. Фролов, А. А. А. С. Макаренко: московский период творчества. 1937— 1939 гг. Хроника дел и мыслей / А. А. Фролов. — Н. Новгород, 1997. — 103 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.