Памятные даты
истории образования и педагогики
Илалтдинова Е. Ю., Аксенов С. И.
Творческий путь
А. С. МАКАРЕНКО -СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА-РЕФОРМАТОРА
УДК 37(092)(091) ББК 74.03(2)6-8
творческое наследие классика педагогики, получившего международное признание, социального педагога-реформатора А. с. Макаренко продолжает оставаться фундаментальной базой обогащения теории и практики воспитания, усиления его социальных функций, значительного роста авторитета и общественной значимости педагогики. в статье представлены основные вехи жизненного пути великого педагога.
ключевые слова: а. с. Макаренко; воспитание; производительный труд; трудовая детская коммуна; социально-педагогическая деятельность.
Ilaltdinova E. Yu., Aksenov S. I.
The creative way of a. s. makarenko -
SOCIAL TEACHER-REFORMER
The creative heritage of the classic of pedagogy, which has received international recognition, social teacher-reformer A. S. Makarenko continues to be a fundamental basis for enriching the theory and practice of education, strengthening its social functions, a significant increase in the authority and social importance of pedagogy. The article presents the main milestones of the life of the great teacher.
Key words: A. S. Makarenko; upbringing; productive work; child labor commune; social and pedagogical activity.
А. С. Макаренко родился в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего, старшего маляра Белопольского железнодорожного депо Харьковской железной дороги. Закончив успешно городскоеначальноежелезнодорожное училище (1897-1904 гг.), А. С. Макаренко получил высшие баллы по всем предметам, затем успешно окончил педагогические курсы при Кременчугском училище.
Выбору будущей профессиональной деятельности в значительной степени способствовал отец. В 1905 г. в возрасте 17 лет, получив звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских 2-х классных училищах, А. С. Макаренко стал учителем Крюковского городского училища, которое ранее окончил. Уже тогда молодой педагог Антон Семенович поражал своих коллег разнообразными знаниями и способностями, умением интересно провести учебные занятия, спектакли, вечера, праздники. Он преподавал общеобразовательные предметы, а также дополнительные - черчение и рисование.
Макаренковская педагогическая деятельность началась в революционные годы (1905-1907 гг.), которые способствовали формированию его взглядов. В это время он получил первый опыт участия в общественно-политической жизни в г. Кременчуг: посещал рабочие собрания и митинги, принимал участие в работе клуба железнодорожных рабочих, родительского комитета училища. А. С. Макаренко проявил большую активность на Люботинском съезде учителей
Южных железных дорог в конце
1905 г.
С 1905 г. А. С. Макаренко 12 лет работал учителем железнодорожных училищ в Крюкове, Долинской (Украина), с 1917 г. инспектором (директором) Крюковского соединенного железнодорожного училища, заведующим 2-м городским начальным училищем (имени князя Куракина) в Полтаве, 10-й трудовой школы.
В возрасте 26 лет после девятилетнего опыта работы А. С. Макаренко поступил в Полтавский учительский институт (1914 г.). Учеба в нем сыграла большую роль в формировании личности А. С. Макаренко и становлении его педагогических взглядов. Он был одним из лучших студентов, признанным авторитетом в различных областях научного знания, большим любителем студенческих дискуссий. С третьего курса он был направлен в ополчение, прослужив в нестроевой команде рядовым несколько месяцев, был демобилизован по причине плохого зрения. А. С. Макаренко возвратился в институт и в июле 1917 г. закончил его. Полученный диплом давал право быть инспектором (директором), а не просто педагогом.
После окончания института А. С. Макаренко возвратился к педагогической работе в Крюковском начальном железнодорожном училище. Железнодорожные начальные училища, предназначенные для детей железнодорожников, были в определенной мере привилегированными, давали начальную общеобразовательную подготовку повышенного уровня, с профессиональной ориентацией на
железнодорожного рабочего низшей квалификации. А. С. Макаренко говорил, что он был «народным учителем», работал в «заводской школе», «рабочей школе».
В 1917-1919 гг. А. С. Макаренко стал инспектором (директором) Соединенного железнодорожного училища на станции Крюков, в котором обучалось около 1000 человек. Там он получил первый опыт руководства учебно-воспитательными учреждениями, работы с педагогическим коллективом.
Многогранной была общественная деятельность А. С. Макаренко в период Гражданской войны (на Украине она окончилась в конце 1919 — начале 1920 гг.). Приход деникинцев и разрушение ими школы способствовали переезду А. С. Макаренко в августе 1919 г. в Полтаву. В 1919—1920 гг. он заведовал подсекцией трудовых колоний Полтавского губуно.
В 1920—1925 гг. А. С.
Макаренко осуществил целеустремленный новаторский и необычайно успешный социально-педагогический опыт на основе трудовой колонии им. М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных детей под Полтавой, с 1926 г. под Харьковом, в ведомстве Наркомпроса УССР, Харьковской трудовой детской коммуны им. Ф. Э. Дзержинского.
В 1920 г. А. С. Макаренко принимает предложение Полтавского губнаробраза организовать и возглавить для малолетних (несовершеннолетних) правонарушителей колонию, переводится с заведования трудовой школой № 10 г. Полтавы на заведование этим учреждением 30 сентября 1920 г. Будущая трудовая колония им. М. Горького, первоначально как «основной детский дом для морально дефективных детей № 7», приняла первых 6 воспитанников 4 декабря. Тогда его опыт протекал в «исключительно неблагоприятных условиях как в материальном отношении, так и в характеристике детского состава (правонарушители)». В отношении воспитанников он не считал, что имел дело главным образом с «трудными» детьми и позднее написал, что за всю историю колонии «процент действительно тяжелых, запущенных ребят едва ли не больше пяти»1.
Становлению А. С. Макаренко педагога в этот период активно содействовали преимущества учреждений общественного воспитания интернатного типа с трудовой направленностью, которыми он заведовал. Работа в основном с подростками и юношами 13—17 лет позволила ему осуществить прочную связь воспитательного коллектива с жизнью и созидательным трудом советского народа. Особо важную роль играла потребность в активной мобилизации вос-
1 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1-9. Ч. 1.: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007-2017.
питательных средств в тяжелейших условиях работы с беспризорными
детьми и несовершеннолетними пра-
1
вонарушителями .
В 1920-1926 гг. определяются и подтверждаются опытом ведущие идеи А. С. Макаренко о содержании и организации нового воспитания: его построение на основе хозяйственно-трудовой и социально-культурной деятельности, при коллективном административном управлении и самоуправлении, качественном начальном образовании и стремлении его повышения. Центральное звено в логике педагогической целесообразности -воспитание «человека-хозяина», «хозяйственной позиции по отношению к окружающему миру». В основы нового воспитания закладывается поиск целесообразных способов соединения воспитания с производительным трудом, принцип органической связи педагогического учреждения с жизнью всей страны, с проблемами и тенденциями ее социально-экономического и культурного развития. Организация производительного труда в макарен-ковской социально-педагогической деятельности новаторски характеризуется как «хозяйствование» .
А. С. Макаренко использовал два пути в воспитании на основе производительного труда: неуклон-
ное развитие хозяйства и «внедрение коллектива в управление этим хозяйством». Этому должна соответствовать организационная структура педагогического учреждения, его трудового коллектива и система управления им, совмещающая работу администрации и самоуправление, функции постановления и исполнения, принципы коллегиальности и единоначалия.
В 1923-1926 гг. макаренковская колония была опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР, ее достоинства отмечали сотрудники НКП РСФСР. Трудовая колония имени М. Горького переведена в Куряж, расположенный в 8 км от Харькова, в усадьбу, где помещался детский дом Всеукраинской комиссии помощи детям, расформированный к приезду колонии. 280 воспитанников этого детского дома вошли в состав
3
колонии .
В 1925 г. по инициативе А. С. Макаренко завязывается переписка колонистов с А. М. Горьким. Переписка А. С. Макаренко с А. М. Горьким продолжается до самой смерти писателя. Установки А. М. Горького Макаренко сделал принципами организации деятельности: любовь к человеку — «мудрому строителю жизни»»; вера «в победу человека и полнокровное человеческое достоинство, пол-
1 Фролов, А. А. А. С. Макаренко и педагогика его времени. Горький : Педагогическое общество РСФСР, 1988. 80 с.
2 Аксёнов С. И. Становление и развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920-1935 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Н. Новгород, 2011. - 24 с.
3 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1-9.: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007-2017.
ноценность человеческой культуры»; утверждение «ценности человека» в его социально-творческой сущности, «общее представление о человеке», «методику горьковского отношения к человеку» — способность видеть в людях «лучшие человеческие потенциалы»; духовные и героические порывы, установку на «проектирование» лучшего в каждом человеке, какое бы положение в обществе он ни занимал1.
С конца 1920-х годов работа А. С. Макаренко стала получать известность и одобрение в Западной Европе и США. Она вызвала большой интерес в СССР в середине 1930-х годов в связи с публикацией «Педагогической поэмы», над которой он работал десять лет с 1925 по 1935 гг., и в мире с конца 1930-х годов (после ее перевода на иностранные языки). «Педагогическая поэма» — социально-публицистический роман, поднимающий педагогику и воспитание на уровень больших социально-гуманитарных проблем.
«Педагогическая поэма» — это «художественный манифест новой педагогики», так она воспринимается во всем мире. Результаты опроса, проведенного в ФРГ в 1985 — 1986 гг. среди профессоров педагогики
(при составлении «Библиотеки педагогов-классиков»), показывают, что «Педагогическая поэма» отмечена среди 12 важных произведений мировой литературы. А. С. Макаренко поставлен в один ряд с Платоном, Я. А. Коменским, Д. Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Ф. Гербартом, И. В. Гёте, Ф. Д. Шлейермахером. В начале 2000 г. Немецкое общество научной педагогики внесло «Педагогическую поэму» в список 10 наиболее значительных книг по педагогике ХХ 2
века .
О своей деятельности в педагогике и художественной литературе Макаренко за 22 дня до своей кончины сказал: «... Я чувствую себя педагогом не только прежде всего, а везде и всюду педагогом. Моя литературная работа — только форма педагогической работы»3. В «Педагогической поэме», говорил он, «я описываю историю работы и гибель колонии и стараюсь изложить свою воспитательную систему»4. Одна из главных задач этой книги — «поставить ребром вопрос о стиле, тоне советского воспитания»5. Это «поэма всей моей жизни» и то, что представляется чем-то «священным»6.
1 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Сост. М. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов: Ред. кол.: М. И. Кондаков / гл. ред. В. М. Педагогика, 1983-1986. Т. 4. С. 19-20.
2 Фролов, А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография ботки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). - Н. Новгород : Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. 417 с.
3 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Сост. М. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов: Ред. кол.: М. И. Кондаков / гл. ред. В. М. Педагогика, 1983-1986. Т.4. С. 343.
4 Там же. Т. 1. С. 249.
5 Там же. Т. 7. С. 39.
6 Там же. Т. 1. С. 264.
Д. Виноградова, Коротов и др. М.:
освоения и разра-Издательский дом
Д. Виноградова, Коротов и др. М.:
Полемика о макаренковской концепции воспитания и его социально-педагогическом опыте развернулась с большой остротой в 1926-1928 гг., тогда его обвиняли в авторитарности и активном использовании «атрибутов старой школы». В 1927-1928 гг. его деятельность стала объектом резкой критики, в том числе со стороны Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, что привело к отстранению его от заведования колонией в конце июля 1928 г. К этому были причастны также тогдашний директор НИИ педагогики УССР А. И. Попов и один из видных деятелей компартии Украины Н. А. Скрыпник.
Переписка А. С. Макаренко с женой показывает его «неустанную работу над самим собой»; жизненную философию и позиции, которые определяют основы его социально-педагогической концепции воспитания; характеризуют его внутренние переживания о «плачевном состоянии» и педагогическом крахе колонии им. М. Горького после его ухода.
Динамичное развитие макаренков-ских взглядов на воспитание и успешный социально-педагогический опыт утвердили его в правильности своих действий. В письме Г. С. Салько (Макаренко) от 3 октября 1928 г. А. С. Макаренко пишет: «Я привык стоять на твердой позиции твердого человека, знающего себе цену, и цену
своему делу, и цену каждой шавке,
1
которая на это дело лает» .
В 1926-1930 гг. А. С. Макаренко возглавлял коммуну им. Ф. Э. Дзержинского, с декабря 1927 г., по совместительству (с августа 1927 г. по февраль 1928 г.) заведовал Управлением детдомов и колоний Харьковского округа (около 10 000 детей). В этот период происходит переход от кустарной организации труда воспитанников к его высокопродуктивной форме - цеховой организации труда. Развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание характеризуется обострением конфликта педагога в основном со сторонниками педологии в органах наробраза.
1931-1935 гг. связаны с развитием коммуны на основе современного промышленного производства. В условиях педагогического учреждения это требовало постоянного поиска способов усиления производительности труда, рентабельности производства, доходности, общественно-политической значимости - без какого-либо ущерба для полноценного воспитания и общего образования коммунаров, а, наоборот, в целях улучшения качества педагогической работы.
Период 1933-1935 гг. характеризуется серьезными недостатками педагогической организации производства коммуны, его необоснованного и бурного расширения, когда производительный труд стал противоречить целенаправленному педагогическому процессу. Коммунарское производство к 1935 г. включало: электро-
1 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1-9.: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007-2017. Ч. 2.
инструментальный завод (по производству ручного электроинструмента), инструментальное производство и опытный завод плёночных фотоаппаратов. Эти предприятия имели важное народнохозяйственное и политическое значение, освобождали страну от импорта.
В 1932—1935 гг. во взглядах А. С. Макаренко на воспитание все более четко обозначалась идея взаимодействия поколений детей и взрослых в воспитании. Тогда у него возникает план значительного «расширения воспитательной базы коммуны», дальнейшего объединения «коммунарс-ких и взрослых сил в один дружный, дисциплинированный, культурный коллектив» с включением многочисленного «инженерно-технического и рабочего состава». Важнейшее организационно-технологическое решение проблемы взаимодействия поколе -ний в воспитании — создание А. С. Макаренко «воспитательного коллектива», т. е. единой «трудовой общины» детей и взрослых в педагогическом учреждении, обеспечение «параллельного действия», когда педагогическая функция выступает в форме соответствующих ей жизненно-практических, трудовых и деловых требований. Взаимодействие поколений в воспитании осуществляется через соответствующий уклад жизни воспитательно-образовательного учреждения, в котором проявляются все основные направления жизни взрослых, отра-
жаясь в его организационной структуре, системе управления и самоуправления, стиле и тоне отношений, связи с внешним миром, жизнью общества. Уклад жизни коммуны дзержинцев, как и колонистов-горьковцев определялся ее внутренней «Конституцией», закрепляющей нормы и правила ее жизнедеятельности.
Идея взаимодействия поколений в воспитании становилась все более проблематичной, когда при расширении производства стала значительно увеличиваться численность административно-управленческого состава, мастеров производства, квалифицированных рабочих.
В 1933—1935 гг. произошло нарушение принципа «параллельности» производственного и педагогического процессов. К началу 1934 г. в коммуне было занято 957 рабочих и служащих — при 311 воспитанниках, т. е. появилось соотношение примерно 3:1. Авторские материалы А. С. Макаренко и документация коммуны дзержинцев, относящиеся к этому и последующему периодам, свидетельствуют о разрушении воспитательной системы коммуны1. Но и в этих условиях в 1934—1935 гг. А. С. Макаренко продолжал поиск организационных форм и методики включения воспитательного коллектива в производственный труд на промышленном предприятии самого высокого уровня, все более повышая уровень общего образования и на-
1 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1-9.: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. - Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007-2017.
ковского Дома советских писателей, членом бюро секции прозаиков Союза советских писателей3. С 1938 года он - заместитель главного редактора журнала «Октябрь», член редакционного совета издательства «Советский писатель». С 1934 г. член Союза советских писателей. В составе большой группы писателей в 1939 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени «за выдающиеся успехи и достижения в развитии художественной литературы». Другая крупная его награда - золотые часы с гравировкой: «За энергичную и преданную работу в детской трудовой коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, от коллегии
ГПУ УССР. 20. XII. 32».
1 апреля 1939 г., Антон Семёнович Макаренко скоропостижно скончался на ст. Голицыно Белорусско-Балтийской железной дороги в вагоне пригородного поезда. Он умер от тяжелой болезни сердца в возрасте 51 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Творческое наследие классика педагогики, социального педагога-реформатора А. С. Макаренко продолжает оставаться фундаментальной базой обогащения теории и практики воспитания, усиления его социальных функций, значительного роста авторитета и общественной значимости педагогики. Это получивший международ-
1 Аксёнов С. И. Становление и развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920-1935 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Н. Новгород, 2011. 24 с.
2 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1-9.: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007-2017.
3 Фролов, А. А. А. С. Макаренко: московский период творчества. 1937-1939 гг. Хроника дел и мыслей / А. А. Фролов. - Н. Новгород, 1997. - 103 с.
чального профессионального обучения
1
воспитанников .
С 1935 г. А. С. Макаренко продолжал свою деятельность помощником начальника отдела трудовых колоний для несовершеннолетних НКВД УССР (Киев), затем начальником отделения учебно-воспитательной работы; с сентября 1936 г. - старшим инспектором-консультантом этого отдела; с октября 1936 г. - временно исполняющим обязанности начальника Киевской трудовой колонии НКВД УССР № 5 в Броварах (под Киевом) до февраля 1937 г. (официально до середины марта)2.
В его распоряжении первоначально было 12 трудколоний и 19 приемников-распределителей (или «реформаториев») для несовершеннолетних. Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского в Харькове и им. В. А. Балицкого под Прилуками в ведение ОТК официально не входили. ОТК подчинялись и учреждения лишения свободы для взрослых, осужденных на срок до 3-х лет.
С февраля 1937 г. в Москве А. С. Макаренко занимался литературной и общественной деятельностью: лекции на педагогические темы, публикации статей и рассказов общественно-политического характера, литературных рецензий; стал членом правления мос-
ное признание отечественный педагог, единственный в мире, всецело посвятивший свое творчество воспитанию, в его качественном отличии от обучения и в органической связи с ним, на
основе первенства воспитания. Успех его педагогической теории и практики подтвержден жизненными судьбами более 2-х тысяч воспитанников.
с
писок литературы
1. Аксёнов, С. И. Становление и развитие взглядов А. С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920—1935 гг. : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. И. Аксёнов. — Н. Новгород, 2011. — 24 с.
2. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Сост. М. Д. Виноградова, Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов: Ред. кол.: М. И. Кондаков / гл. ред. В. М. Коротов и др. — М. : Педагогика, 1983—1986.
3. Макаренко, А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1—9. / А. С. Макаренко: сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. —
Н. Новгород: ВВАГС, Мининский университет, 2007—2017.
4. Фролов, А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939— 2005 гг., критический анализ) / А. А. Фролов. — Н. Новгород : Издательский дом Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. — 417 с.
5. Фролов, А. А. А. С. Макаренко и педагогика его времени / А. А. Фролов. — Горький : Педагогическое общество
РСФСР, 1988. — 80 с.
6. Фролов, А. А. А. С. Макаренко: московский период творчества. 1937— 1939 гг. Хроника дел и мыслей / А. А. Фролов. — Н. Новгород, 1997. — 103 с.