Макаренко Антон Семенович
О. О. Намлинская (Московский гуманитарный университет)
Макаренко Антон Семенович [01(13).03.1888 — г. Белополье, ныне в Сумской обл. на Украине — 01.04.1939, Москва] — педагог и писатель, создатель концепции воспитания детей, подростков и молодежи через коллективную деятельность.
После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) работал учителем на Украине
(1911-1914). Окончив Полтавский педагогический учительский институт (1917), заведовал железнодорожным училищем в пос. Крюково и городским училищем в Полтаве. С 1920 г. руководил трудовой колонией им. М. Горького под Полтавой, в 1926 г. переведенной в Куреж близ Харькова, где на практике осуществил обоснованную им теоретически систему воспитания в детском коллективе. С 1927 г. совме-
щал работу в колонии с организацией детской трудовой коммуны им. Ф. Дзержинского под Харьковом. Здесь Макаренко реализовал принцип соединения обучения с производительным трудом и содействовал формированию детского коллектива, ставшего мощным средством социализации и ресоциализации детей и подростков с опытом девиантного поведения. В 1935 г. начальник, а с 1937 г. заместитель начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 г. возглавил колонию для несовершеннолетних №5 в Броварах под Киевом. В 1937 г. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-политической деятельности.
В художественных произведениях Макаренко («Педагогическая поэма», 1933-1935; повесть «Флаги на башнях», 1938), его «Книге для родителей» (1937, совместно с Г. С. Макаренко), методических работах, статьях, докладах, лекциях содержится определенная система педагогики, оказавшая огромное влияние на педагогическую мысль и практику в СССР, ряде других стран.
Ядро учения Макаренко — теория воспитания коллектива как формы педагогического процесса, в котором происходит становление социальных ценностей и норм, стиля жизни. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений коллектива с личностью ребенка и связи с другими коллективами. Из практической деятельности он вывел методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания и поддержания воспитывающих традиций и др.
Идеи Макаренко подвергались критике в годы осуществления им крупнейшего педагогического нововведения (в основном со стороны сотрудников органов образования). В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, вреде его книг для социалистического воспитания. Противники макаренковской педагогической системы вели на нее наступление и путем сведения ее положений к «педагогике для
беспризорных», отрицая таким образом ее значение как общепедагогической теории и практики, где ресурсом личностного развития ребенка, подростка, молодого человека выступает коллектив (не малая группа, не объединение неформального характера) (Павлова, 1980). На анализе многообразных социальных ситуаций и социальных практик(лидерст-ва, интеграции, исключения, стигматизации и т. д.) Макаренко установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, их же восстановление выпрямляет путь его развития. Суть воспитания, по Макаренко, состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата.
Согласно Макаренко советская педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива к личности. Соответственно этому объектом советского воспитания может быть только целый коллектив. Только воспитывая коллектив, можно рассчитывать, считал он, что будет найдена такая форма его организации, при которой отдельная личность будет наиболее дисциплинирована и наиболее свободна. Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Для поддержания процесса совершенствования коллектива он использовал, в частности, метод «педагогического взрыва», выражающийся в коллективном гневе, общем осуждении, бойкоте и т. д. (Макаренко предупреждал об осторожности в таком маневре).
А. С. Макаренко сформулировал «метод параллельного педагогического действия». В противовес «парному воспитанию» (взаимодействие одного наставника и одного ребенка) он включал в процесс воспитания как педагогов, так и воспитанников. Макаренко утверждал, что человек не может быть воспитан влиянием одной личности, какими бы качествами она ни обладала. В отношениях с воспитанниками он опирался и на принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему» (Морозов, 2007).
С помощью метода «перспективных линий жизни» Макаренко показал, что воспитывать человека — значит формировать у него умение находить перспективные пути, на которых его ждет «завтрашняя радость». На смену требований педагога приходит общественная требовательность, которая затем перерастает в требования личности к себе самой.
После смерти Макаренко наибольший урон изучению и применению его теории нанесли канонизация его образа как классика марксистской педагогики и апологетика, искажающая смысл макаренковской теории коллектива. В конце 1980-х — начале 1990-х годов, в рамках ликвидации в РФ советской системы, Макаренко был обвинен рядом авторов в создании тоталитарной системы воспитания в духе сталинизма. Позже к трудам Макаренко возникает новый интерес у представителей смежных с педагогикой дисциплин, включая и социологию молодежи (Луков Вл., Луков Вал., Ковалева, 2006; Луков, 2012).
Лит.: Жураковский Г. Е. Педагогические идеи А. С. Макаренко. М., 1963; Макаренко А. С. (опыт, изучение, применение) : материалы конференции. М., 1969; Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко и современность. М., 1980; Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980 гг.) / под ред. Н. П. Кузина,
М. Н. Колмаковой. М., 1986; Монсзон Э. И. Становление и развитие советской педагогики: 1917-1987. М., 1987; А. С. Макаренко сегодня / сост. А. А. Фролов. Н. Новгород, 1992; Луков Вл. А. Уроки Макаренко / Вл. А. Луков, Вал. А. Луков, А. И. Ковалева. М., 2006; Морозов В. В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко. Опыт преемственности. Москва ; Егорьевск, 2007; Луков Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М., 2012.
MAKARENKO ANTON SEMENOVICH O. O. Namlinskaia (Moscow University for the Humanities)
Bibliography (transliteration): Zhurakovskii G. E. Pedagogicheskie idei A. S. Makarenko. M., 1963; Makarenko A. S. (opyt, izuchenie, primenenie): materialy konferentsii. M., 1969; Pavlova M. P. Pedagogicheskaia sistema A. S. Makarenko i sovre-mennost’. M., 1980; Ocherki istorii pedagogicheskoi nauki v SSSR (1917-1980 gg.) / pod red. N. P. Kuzina, M. N. Kolmakovoi. M., 1986; Monszon E. I. Stanovlenie i razvitie sovetskoi pedagogiki: 1917-1987. M., 1987; A. S. Makarenko segodnia / sost. A. A. Frolov. N. Novgorod, 1992; Lukov Vl. A. Uroki Makarenko / Vl. A. Lukov, Val. A. Lukov, A. I. Kovaleva. M., 2006; Morozov V. V. Vospitatel’-naia pedagogika Antona Makarenko. Opyt preem-stvennosti. Moskva ; Egor’evsk, 2007; Lukov Val. A. Teorii molodezhi: Mezhdistsiplinarnyi analiz. M., 2012.