Научная статья на тему 'Идеи свободыи трудового хозяйствования в педагогической работес несовершеннолетними правонарушителями (наследие А. С. Макаренко и современность)'

Идеи свободыи трудового хозяйствования в педагогической работес несовершеннолетними правонарушителями (наследие А. С. Макаренко и современность) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / MINOR OFFENDERS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / НАСЛЕДИЕ А. С. МАКАРЕНКО / ИСТОРИЯ / HISTORY / СОВРЕМЕННОСТЬ / PRESENT / СВОБОДА / FREEDOM / ТРУДОВОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / LABOR MANAGING / ПРАВО И НРАВСТВЕННОСТЬ / RE-EDUCATION / MAKARENKO'S HERITAGE / RIGHT AND MORAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Анатолий Аркадьевич, Илалтдинова Елена Юрьевна, Аксенов Сергей Иванович

в статье определены возможности использования наследия А. С. Макаренко в современной педагогической работе с несовершеннолетними правонарушителями; осмыслены потенциалы педагогического наследия А. С. Макаренко в контексте его 25-летней работы с беспризорными детьми и несовершеннолетними правонарушителями и 75-летней истории освоения и разработки его наследия в теории и практике воспитания и перевоспитания молодежи; проанализированы и обобщены выявленные в 1970-2013 гг. относящиеся к этому наследию материалы, документы и проведенные в последние три десятилетия макаренковедческие исследования в связи с современным преобразованием системы исполнения наказаний. В общей характеристике наследия А. С. Макаренко и его применения в работе с несовершеннолетними правонарушителями игнорируется свойственная ему фундаментальная идея свободы, самостоятельности и ответственности личности в воспитании. Остаются до конца не преодоленными макаренковедческие стереотипы, сложившиеся в 1940-1950-х годах, преувеличивающие роль административно-правовой регламентации и принуждения в воспитании. Использование производительного труда в работе с несовершеннолетними правонарушителями ограничивается в основном профессиональным обучением, воспитанием и выучкой подневольного работника. Эти противоречащие основам наследия А. С. Макаренко установки не дают ожидаемых результатов, ведут к его искажению и дискредитации. Основная причина устаревшее представление о педагогическом творчестве А. С. Макаренко в целом, неосведомленность о проведенных в последние десятилетия макаренковедческих исследованиях и публикациях, существенно изменяющих понимание значимости трудов этого классика педагогики. В работе с несовершеннолетними правонарушителями главной должна стать установка на максимально возможную нормализацию жизни учреждения для несовершеннолетних, усиление ее открытости. Идею «на грани свободы и несвободы» необходимо осуществлять в неразрывной связи с практической целесообразностью, общей и персональной ответственностью. Нужно последовательно применять в системе воспитания элементы перевоспитания. Производительный труд несовершеннолетних должен принять форму единого со всеми сотрудниками эффективного трудового хозяйствования, укрепляющего моральные и материальные основы жизнедеятельности учреждения, перспективы будущего жизнеустройства молодых людей. Существует настоятельная необходимость совершенствования уголовного законодательства в сторону специфических задач учреждения для несовершеннолетних, усиления его педагогической направленности, более тесной связи права и нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Анатолий Аркадьевич, Илалтдинова Елена Юрьевна, Аксенов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF FREEDOM AND LABOR MANAGEMENT IN PEDAGOGICAL WORK WITH JUVENILE DELINQUENTS (A. S. MAKARENKO'S LEGACY AND NOWADAYS)

in article new opportunities of use of Makarenko's heritage in modern pedagogical work with minor offenders are defined. Judgment of potentials of pedagogical Makarenko's heritage in the context of his 25 years' work with street children and minor offenders and 75-year history of development and development of its heritage in the theory and practice of education and re-education of youth. The analysis and generalization revealed in 1970-13 the materials relating to this heritage, documents and the researchers conducted in the last 3 decades in connection with modern transformation of system of execution of punishments. It is found out that in a general characteristic of heritage and its application in work with minor offenders the fundamental idea of freedom peculiar to this heritage, independence and responsibility of the personality in education is ignored. Remain up to the end not overcome stereotypes which developed in the 1940-1950th, exaggerating a role of an administrative and legal regulation and coercion in education... in article new opportunities of use of Makarenko's heritage in modern pedagogical work with minor offenders are defined. Judgment of potentials of pedagogical Makarenko's heritage in the context of his 25 years' work with street children and minor offenders and 75-year history of development and development of its heritage in the theory and practice of education and re-education of youth. The analysis and generalization revealed in 1970-13 the materials relating to this heritage, documents and the researchers conducted in the last 3 decades in connection with modern transformation of system of execution of punishments. It is found out that in a general characteristic of heritage and its application in work with minor offenders the fundamental idea of freedom peculiar to this heritage, independence and responsibility of the personality in education is ignored. Remain up to the end not overcome stereotypes which developed in the 1940-1950th, exaggerating a role of an administrative and legal regulation and coercion in education. Use of productive work in work with minor offenders is limited to generally vocational education, education and training of the dependent worker. These installations contradicting bases of Makarenko's heritage don't give the expected results, conduct to its distortion and discredit. The main reason outdated idea of pedagogical creativity of A. S. Makarenko in general, lack of information on the researches and publications significantly changing understanding of the importance of works of this classic of pedagogic conducted in the last decades. In work with minor offenders of the main there has to be an installation on greatest possible «normalization» of life of establishment for minors, strengthening of its «openness». The idea «on the verge of freedom and not freedom» needs to be carried out in indissoluble communication with practical expediency, the shared and personal responsibility. It is necessary to apply consistently in an educational system re-education elements. Productive work of minors has to take the form uniform with all employees effective the «labor managing» strengthening moral and material bases of activity of establishment, prospect of future living arrangement of young people. There is an imperative need of improvement of the criminal legislation towards specific problems of establishment for minors, strengthening of its pedagogical orientation, more close connection of the right and moral. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Идеи свободыи трудового хозяйствования в педагогической работес несовершеннолетними правонарушителями (наследие А. С. Макаренко и современность)»

УДК 371.47.022 АНАТОЛИЙ АРКАДЬЕВИЧ ФРОЛОВ,

доктор педагогических наук, профессор, научный консультант исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко»; ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА ИЛАЛТДИНОВА,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики;

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ АКСЕНОВ,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики (Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина), e-mail: ilaltdin@mail.ru

ИДЕИ СВОБОДЫ И ТРУДОВОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

(НАСЛЕДИЕ А. С. МАКАРЕНКО И СОВРЕМЕННОСТЬ)

Реферат: в статье определены возможности использования наследия А. С. Макаренко в современной педагогической работе с несовершеннолетними правонарушителями; осмыслены потенциалы педагогического наследия А. С. Макаренко в контексте его 25-летней работы с беспризорными детьми и несовершеннолетними правонарушителями и 75-летней истории освоения и разработки его наследия в теории и практике воспитания и перевоспитания молодежи; проанализированы и обобщены выявленные в 1970-2013 гг. относящиеся к этому наследию материалы, документы и проведенные в последние три десятилетия макаренковедческие исследования в связи с современным преобразованием системы исполнения наказаний.

В общей характеристике наследия А. С. Макаренко и его применения в работе с несовершеннолетними правонарушителями игнорируется свойственная ему фундаментальная идея свободы, самостоятельности и ответственности личности в воспитании. Остаются до конца не преодоленными макаренковедческие стереотипы, сложившиеся в 1940-1950-х годах, преувеличивающие роль административно-правовой регламентации и принуждения в воспитании. Использование производительного труда в работе с несовершеннолетними правонарушителями ограничивается в основном профессиональным обучением, воспитанием и выучкой подневольного работника. Эти противоречащие основам наследия А. С. Макаренко установки не дают ожидаемых результатов, ведут к его искажению и дискредитации. Основная причина - устаревшее представление о педагогическом творчестве А. С. Макаренко в целом, неосведомленность о проведенных в последние десятилетия макаренковедческих исследованиях и публикациях, существенно изменяющих понимание значимости трудов этого классика педагогики.

В работе с несовершеннолетними правонарушителями главной должна стать установка на максимально возможную нормализацию жизни учреждения для несовершеннолетних, усиление ее открытости. Идею «на грани свободы и несвободы» необходимо осуществлять в неразрывной связи с практической целесообразностью, общей и персональной ответственностью. Нужно последовательно применять в системе воспитания элементы перевоспитания.

Производительный труд несовершеннолетних должен принять форму единого со всеми сотрудниками эффективного трудового хозяйствования, укрепляющего моральные и материальные основы жизнедеятельности учреждения, перспективы будущего жизнеустройства молодых людей.

Существует настоятельная необходимость совершенствования уголовного законодательства в сторону специфических задач учреждения для несовершеннолетних, усиления его педагогической направленности, более тесной связи права и нравственности.

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, воспитание, перевоспитание, наследие А. С. Макаренко, история, современность, свобода, трудовое хозяйствование, право и нравственность.

© Фролов А. А., Илалтдинова Е. Ю., Аксенов С. И., 2015

Главная трудность в освоении и разработке наследия А. С. Макаренко применительно к педагогической работе с несовершеннолетними правонарушителями состоит в том, что современная колония для них - это учреждение уголовно-исправительной системы, лишения свободы, изоляции от общества, строгой охраны и жесткой регламентации режима с решетками на окнах. Эта базовая особенность слабо учитывается, когда решается вопрос об использовании ма-каренковских идей и опыта в современной работе с несовершеннолетними правонарушителями. В результате многие положения А. С. Макаренко, плодотворные и новаторские, оказываются малоэффективными и приобретают искаженный характер.

Возникает вопрос: «Как же тогда быть с творческим использованием и развитием этого наследия в современным условиях?» Ответ: ни в коем случае не отступая от тех фундаментальных основ, которые в первую очередь обеспечивали необычайный успех А. С. Макаренко как педагога-практика и теоретика. Иначе будет подмена его чем-то другим, механическое пристегивание к общепринятому сейчас, по целям, средствам и результатам весьма далекому от существа этого наследия.

Лишь в последние годы некоторые последователи пришли к убеждению, что основополагающее значение в творчестве А. С. Макаренко имеет великая идея свободы [1]. В неразрывной связи с коллективизмом и солидарностью она является одним из главных факторов прогресса общества и человека, истории, культуры и цивилизации.

На первый план в макаренковедении выходит тезис о том, что колония имени М. Горького, коммуна имени Ф. Э. Дзержинского были открытыми учреждениями, хотя и предназначались для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных детей, и это не является педагогическим достижением А. С. Макаренко - такими были все учреждения подобного типа в СССР в 1920-х годах и первой половине 1930-х годов. Они входили в систему Нарком-проса, действовали в соответствии с общепринятыми в ней педагогическими целями и средствами, отвергая задачу и методы перевоспитания. Привлечение несовершеннолетних к судебной ответственности по некоторым статьям Уголовного кодекса началось во второй половине 1920-х годов с направлением осужденных в открытые детские трудовые колонии. Тогда этот сравнительно небольшой контингент стал поступать и в колонию имени М. Горького.

Колонии и коммуны для беспризорных с самого начала действовали в полном соответствии с наказом Ф. Э. Дзержинского: нужно всецело полагаться на «организацию труда, доверие и помощь са-

мих детей». В этом направлении строилась организация трудовых коммун и для молодежи 18-20 лет, осужденной на небольшие сроки. Молодежные коммуны функционировали на основе принципов добровольности, самообеспечения, самоуправления коллектива учреждения в сочетании с административно-правовым регулированием.

Организационные решения принимались в русле общего отношения советской власти к преступности. Оно закрепилось в руководящей идее: от тюрем и кары - к воспитанию и перевоспитанию. Государство и общество осознали свою причастность к явлению преступности, взяли на себя долю ответственности за него.

Перемены в учреждениях для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей произошли летом 1935 г. Тогда завершилась деятельность А. С. Макаренко в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, он был переведен на работу в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний для несовершеннолетних НКВД УССР.

В 1925 г. А. С. Макаренко отмечал: «Колония имени М. Горького организована как открытое учреждение. Кому в ней не нравится - может свободно уходить». Позднее он утверждал: «Наша колония представляла собой свободное объединение людей -здесь никого не заставляли жить насильно... одним из моих основных педагогических принципов было уничтожение всяких стен и заборов».

Таким образом, начинал действовать главнейший принцип: «Как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему». Это было морально-этическое требование, возбуждающее у несовершеннолетнего личную ответственность за свою судьбу. Вместе с тем это и проявление высокого уважения, доверия к молодому человеку. Формирование жизненной самостоятельности - высшая цель воспитания.

В педагогике А. С. Макаренко отношение человека к себе на фоне требований коллектива, уважение к себе, чувство личного достоинства - это ядро личности нового типа. Система коллективных и личных перспективных линий завершается у него «самой радостной перспективой - ощущением ценности человеческой личности», собственной личности, ее свободы и веры в себя.

Добровольное пребывание детей, подростков в макаренковской колонии, коммуне сочеталось с полным согласием соблюдать порядок и основные правила ее жизнедеятельности. Новички до принятия решения остаться в колонии или уйти имели возможность детально ознакомиться с ней в течение 1-2 дней. Одновременно действовал принцип добровольного принятия их коллективом учреждения.

Применялись также морально-психологические средства удержания личности в коллективе, но главным фактором являлись, конечно, благоприятные условия, привлекательность жизни этого педагогического учреждения. Те, кто не убегал в первые дни пребывания, обычно оставались. В первоначальный период деятельности убегали из колонии 12-15 человек в год (в других таких учреждениях убегало 15-40 % детей). Убежавшие имели право вернуться; при этом в колонии имени М. Горького необходимо было снова обратиться к общему собранию с заявлением о приеме. В коммуне имени Ф. Э. Дзержинского уходов практически не было. Коллектив, добровольно принявший молодого человека, имел полное право на исключение его из своего состава (с определением какой-то другой формы его жизнеустройства).

Общие, свойственные и «нормальному» детству педагогические цели и принципы в макаренковской практике работы с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорными сочетались с применением элементов перевоспитания на начальном этапе их пребывания в коллективе. Тогда первостепенной была индивидуальная работа с наиболее трудными. Общим для новичков был принцип доведения их до нормы в течение 2-4 месяцев. Это совпадало с их готовностью перейти из воспитанников в ранг колонистов, коммунаров, то есть полноправных членов коллектива (воспитанники имели ряд морально-правовых ограничений). Звание «старший колонист» означало готовность к выпуску из колонии и равенство с педагогом-воспитателем.

Практика доведения до нормы и прогрессирующего стимулирования личности в ее социально-нравственном развитии вела к тому, что, как говорит А. С. Макаренко, в 1924-1926 гг. в его колонии и далее в коммуне был уже не правонарушительский коллектив, а обыкновенный, нормальный коллектив, начался период нормальной работы. Этому в огромной мере способствовала также система комплектования детского состава. Целеустремленно и последовательно А. С. Макаренко проводил принцип смешанного состава, то есть совместной жизнедеятельности детей трудных и нормальных, детей из семьи и просто приглашенных в колонию (взятых с улицы), мальчиков и девочек вместе, детей разного возраста (включая малышей).

Вместе с тем А. С. Макаренко при создании трудового детского корпуса Харьковского округа (30 учреждений интернатного типа, в том числе 18 колоний, около 10 тыс. человек; руководил этой работой с августа 1927 г. по февраль 1928 г., одновременно будучи заведующим колонией имени М. Горького, а с конца октября 1927 г. - и

коммуной имени Ф. Э. Дзержинского) планировал организацию трех колоний «специального назначения». Это первичная колония (принимающая), выпускающая и реформаториум, для временно нуждающихся в принудительном воспитании, с выпуском в первичную колонию и в исключительных случаях - в обычную колонию.

Неотъемлемой частью создания свободы в самочувствии несовершеннолетнего правонарушителя и его максимального приближения к нормальным условиям жизни А. С. Макаренко считал организацию (педагогического) такта. Выступая с докладом на Всеукраинском совещании комиссий по делам несовершеннолетних в октябре 1924 г., он предложил в этом направлении к всеобщему применению такие меры:

а) полное и совершенно искреннее игнорирование прошлого воспитанников и их правонарушений;

б) полный отказ от всех судебных и карательных органов, в том числе от комиссий по делам несовершеннолетних;

в) полный отказ от принудительного держания в колонии и формальной борьбы с побегами;

г) обязательный прием в определенном числе детей, не совершавших правонарушение, по их просьбе и по постановлению общего собрания колонии;

д) полный отказ от терминов «правонарушители» и «несовершеннолетние» в официальных отношениях с Наркомпросом и его органами.

В 1925 г. А. С. Макаренко показал, что в его колонии не только достигается «нормальное» жизненное самочувствие несовершеннолетнего правонарушителя и беспризорного, но и обеспечивается необходимая вообще в новом воспитании «свобода от педагогической нарочитости», когда ребенок, подросток не чувствует себя «объектом воспитания», может «более просто и радостно переживать свое детство».

Максимальное приближение педагогического учреждения к реальным условиям жизни, устранение опасности превращения его в некое искусственное социальное образование, побуждение воспитанника к правильному поведению преимущественно силой жизненных обстоятельств, устранение принудительности, возможность «свободного проявления» личности - основа основ макаренковской концепции воспитания.

Это педагогика не прямого, а параллельного педагогического действия, опосредованного потребностями и требованиями жизни; тогда воспитание становится естественным и свободным (по определению Ж.-Ж. Руссо). Воспитывает не воспитатель, а среда (среда, в которой живет и действует ребенок); воспитание ни в коей мере не может характеризо-

ваться как влияние одного человека на другого; непосредственное влияние педагога на воспитанника -фактор узкий и ограниченный; воспитывать - значит руководить жизненной практикой человека.

Применительно к коммуне имени Ф. Э. Дзержинского такую педагогическую методологию А. С. Макаренко объяснял весной 1934 г.: «Мы решительно отказались от индивидуальной инструментовки воспитательного процесса, положившись на организующее влияние коллектива (коммуны), а еще больше на организующее влияние всей советской жизни, работы, на влияние сложных, широких впечатлений жизни и -самое главное - влияние собственных активных движений, упражнений и переживаний коммунара».

«Объектом воспитания» в новой педагогике становится коллектив педагогического учреждения в целом, особый, «воспитательный» (наряду с коллективом производственного предприятия, организации, воинским коллективом и т. д.). Главный фактор воспитания - условия для превращения каждого подростка, юноши, девушки в социально и нравственно полноценную личность, для удовлетворения их возрастных потребностей, развития индивидуальных склонностей.

Научную обоснованность и практическую эффективность такой методологии А. С. Макаренко доказал успешной 5-летней деятельностью коммуны имени Ф. Э. Дзержинского вообще без штатных воспитателей. С октября 1930 г. коллектив воспитанников в основном 14-17 лет численностью от 150 до 400 человек (при периодическом пополнении и выпусках) плодотворно функционировал и динамично развивался в условиях интерната, при ежедневной 4-часовой работе на производстве, частичной самоокупаемости, широком самоуправлении и самообслуживании, сочетая школьную работу (общеобразовательную и индивидуально избирательную) с многообразными занятиями по интересам и большой оздоровительно-спортивной работой (в дальнейших педагогических проектах А. С. Макаренко ограничивал ежедневный производительный труд 2 часами).

Этот педагогический комплекс действовал слаженно и целеустремленно на материальной основе экономически эффективного труда в соответствии с социально-этическим принципом А. С. Макаренко: «Труд всегда был основанием для человеческой жизни и культуры», он становится «основной формой проявления личности и таланта», главным условием самостоятельности человека, свободы и достоинства личности. Это не труд батрака, наемного работника, лишь профессионально обученного, отчужденного от средств производства, результатов труда и управления им при «командной кас-

те» управленцев-профессионалов. «Для мальчика в 16 лет нашей жизни самой дорогой квалификацией является квалификация борца и человека». Начальное профессиональное обучение в возрасте подростка и ранней юности - задача дополнительная, приоритетным является воспитание, формирование основ личности и характера.

В макаренковской педагогике это прежде всего воспитание «хозяйственной позиции по отношению к окружающему миру». Основа воспитания этого генерального качества личности есть не труд-работа, а труд-забота, хозяйственная (экономическая) забота, готовность распорядиться своей и чужой работой, общее стремление к повышению производительности труда.

Не просто труд, а трудовое хозяйствование -так нужно обозначать новаторство А. С. Макаренко при воспитании в труде. «Все формы нашей жизни и организации (коллектива) мы вывели из хозяйства и хозяйствования»; параллельно материальному развитию колонии происходило и ее педагогическое развитие; хозяйственной заботой логически оправдываются нормы поведения личности в коллективе.

Улучшение морального состояния воспитанников происходит параллельно развитию хозяйства и внедрению коллектива в управление этим хозяйством.

Огромным педагогическим достижением А. С. Макаренко является то, что его система воспитания впервые в педагогической истории утверждается на новом базовом социально-экономическом направлении-воспитании, на превращении трудового коллектива в хозяйственный. И это не лишь детский коллектив, где дети в идеале все делают сами. Воспитательный коллектив - это детско-взрослое сообщество, трудовое и духовно-нравственное содружество молодого и старшего поколения. Соотношение воспитанников и взрослых (квалифицированных рабочих, мастеров производства, инженерно-технических работников, педагогов) в макаренковской колонии, коммуне выражалось в соотношении 3:1. В 1934 г. оно превратилось в 1:3, это стало подрывать основы педагогической системы А. С. Макаренко.

В 1935-1936 гг. колонии для несовершеннолетних правонарушителей переходили в систему НКВД, превращались в закрытые учреждения. А. С. Макаренко с октября 1936 г. по январь 1937 г. был инспектором-консультантом ОТК НКВД УССР, исполнял обязанности начальника колонии № 5 в Броварах, под Киевом. Там он снял решетки в помещении, где располагалась большая группа дезорганизаторов, и отменил закрытую зону для близких к этому состоянию.

Отстаивая и далее принцип открытого учреждения для несовершеннолетних правонарушите-

леи, он в условиях колонии для получивших срок по приговору суда так мотивировал социальное положение колонистов: «Ты осужден, тебя осудили морально, тебе сказали: ты заслуживаешь по своему проступку 3 года тюрьмы, но фактически ты живешь в свободнои трудовои колонии, ты носишь очень почетное звание колониста - члена колонии, ты работаешь на производстве, как и всякий трудящийся, ты учишься в школе, как и каж-дыи ребенок или юноша, ты пользуешься всеми правами гражданства. Проживешь здесь 3-4 года, мы тебя выпустим и снимем с тебя эту судимость».

Жизненной основой для такого положения, как и в колонии горьковцев и коммуне дзержинцев, стало привлечение коллектива к делу, имеющему большое общественное значение: был получен и начал выполняться производственный заказ на изготовление арматуры для шлюзов канала Москва-Волга. Точно так А. С. Макаренко поднимал до этого Таганчанскую колонию: в ней было организовано производство кассовых аппаратов, ранее закупаемых за границей.

Материалы проведенных на базе Канской воспитательной колонии (Красноярский край) в 2007-2014 гг. пяти Макаренковских чтений свидетельствуют о том, что в ней инновационно применяются некоторые базовые элементы педагогики А. С. Макаренко, это соответствует общему направлению современного реформирования системы исполнения наказаний, а именно: расширение меры свободы во взаимодействии осужденных и социума; развитие в колонии социально и педагогически приемлемых условий жизни; мотивированное и дифференцирован-

ное ослабление режима; укрепление духовно-нравственных начал жизни и деятельности колонии, содействие в определении осужденным будущего достойного места в жизни, в сфере труда; развитие способности к самоутверждению личности.

Дальнейшие радикальные преобразования требуют, несомненно, серьезных изменений уголовного законодательства - усиления его направленности на взаимодействие права и нравственности, юридических и педагогических условий отбывания наказания.

Более глубоко должно быть представлено различие между уголовным правом для несовершеннолетних и взрослых. От принципа уголовного наказания для несовершеннолетних необходимо все более отступать в сторону воспитательного воздействия, максимально возможного соответствия условий исполнения наказания «нормальному» образу жизни. Актуальной становится проблема «на грани свободы и несвободы».

Работая в этих направлениях, А. С. Макаренко уже в начале 1920-х годов опирался на труды Л. И. Петражицкого, теоретика права и социального психолога. Проблема расхождения административно-правовых и педагогических установок занимает очень важное место в макаренковской теории и практике, относящейся и к нормальному детству.

5 апреля 1939 г. А. С. Макаренко должен был выступать в Юридическом институте Прокуратуры СССР по вопросу о воспитании. 1 апреля его не стало. Так мы лишились возможности знать то, что он мог бы дополнительно сказать о проблеме воспитания несовершеннолетних правонарушителей.

Список литературы

1. Гриценко Л. И. Социальное воспитание и свобода личности в педагогике А. С. Макаренко // Педагогика. 2013. № 2. С. 97-102.

ANATOLY ARKADYEVICH FROLOV,

dsc in pedagogy, professor,

scientific consultant, research laboratory «Educational pedagogics of A. S. Makarenko»;

ELENA YUREVNAILALTDINOVA, phd in pedagogy, associate professor, head of the department, general and social pedagogics department;

SERGEY IVANOVICH AKSENOV, phd in pedagogy, associate professor, associate professor, general and social pedagogics department (Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin),

e-mail: ilaltdin@mail.ru;

IDEAS OF FREEDOM AND LABOR MANAGEMENT IN PEDAGOGICAL WORK WITH JUVENILE DELINQUENTS (A. S. MAKARENKO'S LEGACY AND NOWADAYS)

Annotation: in article new opportunities of use of Makarenko's heritage in modern pedagogical work with minor offenders are defined. Judgment of potentials of pedagogical Makarenko's heritage in the context of his

© Frolov A. A., Ilaltdinova E. Ju., Aksenov S. I., 2015

25 years' work with street children and minor offenders and 75-year history of development and development of its heritage in the theory and practice of education and re-education of youth. The analysis and generalization revealed in 1970-13 the materials relating to this heritage, documents and the researchers conducted in the last 3 decades in connection with modern transformation of system of execution of punishments.

It is found out that in a general characteristic of heritage and its application in work with minor offenders the fundamental idea of freedom peculiar to this heritage, independence and responsibility of the personality in education is ignored. Remain up to the end not overcome stereotypes which developed in the 1940-1950th, exaggerating a role of an administrative and legal regulation and coercion in education. Use of productive work in work with minor offenders is limited to generally vocational education, education and training of the dependent worker. These installations contradicting bases of Makarenko's heritage don't give the expected results, conduct to its distortion and discredit. The main reason - outdated idea of pedagogical creativity of A. S. Makarenko in general, lack of information on the researches and publications significantly changing understanding of the importance of works of this classic of pedagogic conducted in the last decades.

In work with minor offenders of the main there has to be an installation on greatest possible «normalization» of life of establishment for minors, strengthening of its «openness». The idea «on the verge of freedom and not freedom» needs to be carried out in indissoluble communication with practical expediency, the shared and personal responsibility. It is necessary to apply consistently in an educational system re-education elements.

Productive work of minors has to take the form uniform with all employees effective the «labor managing» strengthening moral and material bases of activity of establishment, prospect of future living arrangement of young people.

There is an imperative need of improvement of the criminal legislation towards specific problems of establishment for minors, strengthening of its pedagogical orientation, more close connection of the right and moral.

Key words: minor offenders, education, re-education, Makarenko's heritage, history, present, freedom, labor managing, right and moral.

References

1. Gricenko L. I. Social'noe vospitanie i svoboda lichnosti v pedagogike A. S. Makarenko [Social education and a personal freedom in A.S. Makarenko's pedagogics]. Pedagogika - Pedagogy, 2013, no. 2, pp. 97-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.