Научная статья на тему 'Творческий проект как форма совершенствования педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения'

Творческий проект как форма совершенствования педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Г. Г.

Важным условием эффективности процесса формирования творческих способностей детей дошкольного возраста является совершенствование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Творческий проект является одним из инструментов, помогающий решить непростую задачу повышения квалификации педагогических кадров, где главным результатом следует считать необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития воспитателей дошкольных образовательных учреждений, сформированность их самостоятельности, ответственности, креативности, структуру интересов и ценностей, умения самовыражаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий проект как форма совершенствования педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения»

и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке; знакомство с обычаями русского народа; совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности; совершенствование игровых навыков и творческой самодеятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников; знакомство с историей и развитием театрального искусства, развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях дошкольника, воспитанию творческой индивидуальности ребенка, пробуждает интерес к театру; освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры; улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками.

Данный конкурс - открытая экспериментальная площадка для всех желающих специалистов, где они могут познакомиться с профессиональными находками ведущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Конкурс становится мастер-классом для всех участников, предоставляет каждому из родителей и педагогов возможность раскрыть свои дарования, творчески самореализоваться, а также поделиться педагогическими находками. Именно здесь выявляются ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты воспитателей, их отношение к детям, родителям, коллегам, профессии. Атмосфера конкурсного общения дает возможность словом и делом помочь педагогам-практикам стать лучше, совершеннее, получить шанс достичь больших высот профессионального мастерства, профессиональной компетентности.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Колесникова Г.Г.*

Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя Детский сад № 24, г. Ковров

Важным условием эффективности процесса формирования творческих способностей детей дошкольного возраста является совершенст-

* Аспирант ФГБОУ ВПО «ШГПУ», заведующий МБДОУ д/с №> 24.

вование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Творческий проект является одним из инструментов, помогающий решить непростую задачу повышения квалификации педагогических кадров, где главным результатом следует считать необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития воспитателей дошкольных образовательных учреждений, сформированность их самостоятельности, ответственности, креативности, структуру интересов и ценностей, умения самовыражаться.

Совершенствование педагогического процесса в разных типах педагогических систем России, включая систему дошкольного образования и воспитания, ориентировано на изменение его традиционных параметров: глубины и системности знаний, познавательной активности личности, развития ее творческих способностей, так как современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности.

Однако в системе образования на современном этапе проявляются существенные противоречия. Во-первых, это противоречие между творческостью и технологичностью. С одной стороны, требования времени таковы, что необходимо не только получить определенный объем знаний по предметам, но и научиться постоянной готовности к изменениям, готовности к творчеству. Воспитание способности к творчеству должно стоять во главе современного образования. С другой стороны, образование - это всегда определенная технология, а творческость таинственным образом ускользает из рамок технологии. Во-вторых, это противоречие между необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку и массовом характере обучения. Это противоречие детский сад и школа пытаются преодолевать путем гуманизации образования. Суть гуманизации образования заключается в том, что в центре образовательной системы на всех этапах должен стоять конкретный человек со своей индивидуальностью, своим отношением к знаниям и к процессу образования [1].

Таким образом, гуманизация образования проявляется в смене приоритетов, где подчеркивается не только ценность знания, но главное - ценность человека, которая заключается, прежде всего, в его уникальности, неповторимости, индивидуальности что, в свою очередь, связано с проблемой творчества. Творчество - это привнесение в мир чего-то нового. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а значит, появление в мире каждой человеческой индивидуальности - это проявление чего-то нового. Реализация этой неповторимости, уникальности и есть творческий акт. Следовательно, создание условий для проявления человеком собственной индивидуальности способствует и его креативности, развитию творческих способностей.

Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования творческих способностей личности [3].

Важным условием эффективности процесса формирования творческих способностей детей дошкольного возраста является совершенствование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Основой личности является творческое начало, сущность личности человека связана с потребностью его созидать. Эта способность созидания начинает развиваться еще в раннем возрасте. Ребенок, присваивая человеческие способности, творит самого себя. Акт творения себя в дошкольном возрасте совершается в игровой деятельности, проявляется особенно ярко в художественной деятельности [2].

Воспитание может быть эффективным, направленным на становление личности ребенка, раскрытие его творческих способностей, если оно исходит из максимально точного учета общих возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей в этот период жизни и данного конкретного ребенка в частности [2].

В процессе креативного педагогического процесса важны стиль и деятельность, направленные на оптимизацию творческой деятельности, создание благоприятного микроклимата, доброжелательного отношения между педагогом и детьми. Достижение профессионализма воспитателя ДОУ связано с приобретением мастерства в профессии и развитием личностно-про-фессиональных качеств. Личностно-профессиональное развитие - это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, овладение профессионализмом в саморазвитии и самореализации личности в профессиональной деятельности.

Поэтому очень важно создать систему непрерывного педагогического образования, которая является необходимой предпосылкой развития творческих способностей воспитателя ДОУ, что характеризует качество воспитательной деятельности учреждения. Рост профессионального мастерства и культуры педагога идет более интенсивно, если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности, индивидуальный практический опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, а в педагогическом коллективе поощряется творческий поиск.

Одной из актуальнейших проблем совершенствования профессионального мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения сегодня является его творческая самореализация. Интересной формой творческой самореализации педагога являются творческие проекты, который проходит в рамках проблемного семинара «Педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения».

Воспитатели разрабатывали свои творческие проекты, в которых необходимо было отразить изобразительную деятельность детей.

Изобразительная деятельность определяется как художественная деятельность детей, направленная на овладение методом художественного по-

знания, развитие способности строить образы воображения, руководствуясь принципом красоты.

Задача творческого развития дошкольников заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятий любимым видом творчества, в том числе и художественным, способности детей: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость и т.д., а с другой - формировать потребности в творчестве и общении с искусством. Творческое развитие рассматривается как процесс, предполагающий тесную взаимосвязь между восприятием и деятельностью. Воспринимая то или иное произведение, творческое мышление дошкольника ориентируется, прежде всего, на знания о способах творчества и путях создания творческого продукта, в результате чего формируются основы понимания художественной формы и средств [4].

В общем виде художественно-творческая деятельность определяется как деятельность, связанная с различными видами искусства и направленная на создание творческих продуктов [4].

В качестве примера приводим фрагмент творческого проекта воспитателя Н.В. Ковалевой, которая разработала занятие со старшими дошкольниками.

Тема занятия «Вальс цветов».

Задачи: развивать творческое воображение и образность мыслей, совершенствовать умение в построении связной речи, активизировать словарь детей с помощью разнообразных лексических средств.

Оборудование: музыка - музыкальный фрагмент из балета «Спящая красавица» композитора П.И. Чайковского «Вальс цветов»; живопись - репродукция картины художника А. Пластова «Колокольчики и ромашки»; литература - стихотворения русских поэтов.

Ход занятия

1 этап. В начале занятия воспитатель проводит вступительную беседу.

- Дети, природа удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой. Каждый день, каждый час, каждое мгновение мы наслаждаемся её волшебной силой, умением раскрывать тайны природы.

- Посмотрите вокруг. Что необычного вы видите в нашей комнате?

- Где можно встретить эти растения? (в лесу, в саду, на лугу). Назовите их.

- Да эти растения не похожи друг на друга, каждый цветок, каждая травинка красива по-своему. Растения могут разговаривать с нами на языке чувств. Посмотришь на ромашку или на белоствольную берёзку, или на золотой колосок, качающийся в поле, так и охватывают тебя чувства радости, счастья, безграничной любви к этой красоте.

2 этап.

- Расскажите о том, какие цветы вам больше нравятся? Почему? (Составление учениками творческих рассказов).

- Дети, вы хотите побывать на летнем лугу и увидеть эти цветы? В этом нам поможет художник А. Пластов и его картина «Колокольчики и ромашки» (Дети самостоятельно рассматривают репродукцию картины).

- Что изобразил художник на своей картине?

- Каким увидел художник летний луг?

- Какое настроение чувствуется в картине?

- Какие краски подчеркивают красоту этой картины?

- Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?

3 этап. Воспитатель предлагает детям составить рассказ-сказку про берёзку, солнышко, цветок, придумать рассказ о цветах, послушав музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Вальс цветов», дайте название своему рассказу (Создать настрой на активную, образно-мыслительную деятельность позволит воображаемая ситуация: Представьте, что вы попали на летний луг. Пройдёшь босиком по такому лугу, почувствуешь великолепный аромат цветов, упадёшь на спину, закинешь голову, раскинешь руки и... понесут тебя звуки душистой травы в заколдованную сказку цветов...). Затем дети рисуют цветы.

4 этап. Творческие игры.

Игра: «Изобрази то, что услышал».

Цель: развитие творческого воображения, мимики и жестов.

Содержание игры: 1 вариант игры - педагог читает стихотворение, дети жестами и мимикой изображают услышанное. Педагог интонацией выделяет слова, указывающие на изображающие действия ребёнком.

Солнышко всё ниже, ночи холоднее Стали дали ближе, горизонт виднее. Тишь на всю округу, долго до рассвета Улетело к югу ласковое лето.

Игра «Покажи и скажи».

Дидактическая цель: развитие эмоционально-чувственной сферы, творческого воображения, мимики и пластики движений, развитие эмоциональной стороны речи.

Содержание игры: 1 вариант - игра проводится с двумя подгруппами. Первая подгруппа детей читает отрывки из произведения К.И. Чуковского «Тараканище», вторая подгруппа детей во время чтения изображают мимикой и жестами эмоциональное поведение животных. Затем подгруппы меняются заданиями.

Игра «Музыка и жесты».

Цель: развитие творческого воображения, ассоциативно-образного мышления.

Содержание игры: детям предлагается послушать музыкальный фрагмент и изобразить жестами и мимикой то, что они увидели в звуках музыки. Дети разделены на две подгруппы. Одна подгруппа показывает, другая отгадывает и наоборот (например: лёгкий ветерок, весёлое солнышко, качаю-

щуюся берёзку, лёгкое облачко, капельки дождя и т.д.). В игре используется музыка разного характера.

Таким образом, творческий проект является одним из инструментов, помогающий решить непростую задачу повышения квалификации педагогических кадров, где главным результатом следует считать необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития воспитателей дошкольных образовательных учреждений, сформированность их самостоятельности, ответственности, креативности, структуру интересов и ценностей, умения самовыражаться.

Список литературы:

1. Вербицкая Л.А. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. - 1996. - № 1.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

3. Волкова Т.Н. Педагогическая лингвокультурология. - Иваново, 2000.

4. Иванов С.А., Киященко, Н.И. Образование и искусство в формировании целостной личности. Теория и практика. - М.,2002.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ АГРОВУЗА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Парникова Т.А.*, Кондакова Н.И., Гуляев В.П.

Якутская государственная сельскохозяйственная академия, г. Якутск

Изложены методика и результаты применения новых педагогических приемов, направленных на повышение мотивации студентов аг-роинженерного образовательного учреждения к образовательной деятельности. Установлено влияние активных форм активизации студентов на вид инженерной деятельности.

Проблемы модернизации образования, внедрения в образовательный процесс новых современных педагогических теорий и методов требует значительных изменений по всему спектру отбора, профессиональной ориентации и подготовки специалистов, начиная со школьного возраста [1, 2]. Как указывает А.А. Вербицкий [1], процессы модернизации образования означают смену традиционной образовательной парадигмы на новую парадигму, в которой новые модели образования должны преемственно опираться на предшествующие модели образования и обучения.

* Старший преподаватель кафедры Прикладной механики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.