Листопад А. А. Формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15173. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15173.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 15173 УДК 37.013.46
Листопад Алексей Анатольевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одесса [email protected]
Формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала
Аннотация. Анализируются проблемы творчества в истории педагогики. Рассматриваются особенности творческого подхода в образовании. Обосновывается актуальность проблемы формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Представлены и проанализированы формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально -творческого потенциала.
Ключевые слова: профессионально-творческий потенциал, будущий воспитатель дошкольного образовательного учреждения, формы организации учебной деятельности.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В основные положения, принятые в рамках Болонского процесса, вошло задание формирования творческой личности. Это обусловлено тем, что проблема формирования творческой личности является категорическим императивом образования ХХ1 столетия. В связи с этим возникает потребность утверждения творческих отношений в образовательных системах разных уровней (дошкольное образование, среднее образование, профессионально-техническое образование, высшее образование, последипломное образование и т. п.), что может быть обеспечено только при сформированное™ у субъектов данных систем направленности на творчество как ценностной ориентации личности (В. Андреев) [1].
В противном случае любая, даже наиболее прогрессивная технология или инновационные формы и методы организации учебной деятельности будут в своей практической реализации блокироваться неспособностью педагогических работников (воспитателей, учителей, преподавателей и т. п.) реализовать ее сущностные требования, обеспечить адекватное творческое взаимодействие в образовательном процессе учебного заведения. Это накладывает особую ответственность на подготовку ориентированных на творчество педагогических кадров в системе высшего педагогического образования, которые должны в полной мере овладеть основами педагогического творчества и способами его воплощения в будущей профессиональной деятельности. У педагогических работников направленность на творческую деятельность должна стать ведущей, действенной чертой личности, органично интегрированной в систему профессиональных установок и мотивов.
История человечества органически проникнута поисками путей реализации творческих принципов в различные сферы жизни, и в первую очередь в сферу образования. Анализ философской, психолого-педагогической литературы, архивных источников
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Листопад А. А. Формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15173. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15173.htm. -ISSN 2304-120X.
свидетельствует о том, что проблема творчества всегда была в поле зрения прогрессивных мыслителей. В истории человеческого общества существуют проблемы, решение которых наиболее содержательно и масштабно определяет его существование и развитие в разные эпохи и особенно в условиях социально-экономических, идеологических и политических кризисов. К числу таких идей относится проблема творчества, поэтому способы осмысления проблем творчества уже представлены в работах Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Плутарха, Квинтиллиана.
Анализируя вклад педагогов прошлого в развитие идей творчества, можно выделить как особый период рубеж ХШ-ХМ столетий, когда проблемы творчества начало доминировать в научных изысканиях того времени. В творчестве первых гуманистов данной эпохи (живопись, архитектура, скульптура, литература) провозглашается неограниченная вера в человека, в его разум, волю и прежде всего в творчество. Именно творчество в эпоху Возрождения было объявлено главной ценностью. Практические же способы реализации идей творчества, в первую очередь пути формирования творческой личности, способной самостоятельно осваивать мир, искали педагоги того времени. Так, М. Барцицца, В. де Фельтре («Школа радости») рассматривали образование как способ формирования творческой личности, основными чертами которой являются высокая образованность, моральность, общественная активность, стремление к добропорядочности, а путь к этому видели в предоставлении ученикам свободы в обучении, учете индивидуальных интересов и предпочтений, дифференциальном подходе, воспитании человека, способного реализовать свой природный творческий потенциал, стремящейся к рациональному самосовершенствованию. Аналогичные процессы происходили в XV столетии и в Германии (Р. Агрикола и Я. Вимпфелинг и другие), в XVI в. - в Англии, Нидерландах, Италии (Т. Мор, Э. Роттердамский, Т. Кам-панелла и другие), в XVII в. - во Франции (М. Монтень, Ф. Рабле и другие). Особый вклад в развитие идей творчества внесла эпоха Просвещения, которая благодаря усилиям великих гуманистов Франции (Д. Дидро, К. Гельвеций, Е. Кондильяк, Ж-Ж. Руссо, Ж. Мелье и другие), Англии (Дж. Беллерс, Дж. Локк, У. Петти и другие), США (Б. Франклин, Т. Джефферсон и другие) смогла очертить основные пути формирования творческой личности для своего времени.
Влияние идей эпохи Возрождения ярко проявились в работах великого чешского педагога XVII столетия Я. А. Коменского. Именно в трудах Я. А. Коменского была впервые раскрыта сущность творчества как качества личности педагога [2]. Идеи Я. А. Коменского нашли продолжение в педагогических взглядах Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песта-лоцци, А. Дистервега и других педагогов-просветителей [3]. Вопросы педагогического творчества нашли отражение в трудах В. Водовозова, П. Каптерева, Н. Ланге, П. Лес-гафта и других [4]. Много ценных идей в разработку проблем педагогического творчества внес А. Макаренко. Особое место в развитии сущности творчества принадлежит В. Сухомлинскому. Таким образом, идеи творчества и педагогического творчества, формирования творческой личности всесторонне представлены в истории педагогики.
Утверждение принципов творчества современного образования, безусловно, непосредственно касается деятельности педагогических вузов. Ведь реализацию идей, которые философами, психологами, педагогами-теоретиками, законодателями закладываются в основу любых педагогических систем, как отмечает Е. Бондаревская [5], в конечном счете предстоит осуществлять педагогам-практикам. И от их готовности к этому непосредственно зависит конечная эффективность педагогического взаимодействия.
Творчески ориентированная подготовка будущего педагога дает позитивный эффект в решении многих существующих образовательных проблем: налаживании ком-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Листопад А. А. Формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15173. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15173.htm. -ISSN 2304-120X.
муникаций между субъектами педагогического процесса, нивелировании социального, религиозного, национального неравенства, защите прав педагога и т. д. [6] Именно творческая составляющая педагогической деятельности может стать тем универсальным резонансным фактором, который будет способствовать возрождению экзистенциальных смыслов существования человека на Земле. Особое значение данное направление работы имеет при подготовке будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, поскольку специфика их работы непосредственно определяется направленностью на творческую деятельность. На необходимость разрешения соответствующих проблем указывали многие исследователи, работающие в области развития творческой личности (В. Андреев, В. Андрущенко, Г. Балл, И. Бех, А. Богуш, В. Бондарь, С. Гончаренко, И. Зязюн, Н. Евтух, Э. Карпова, В. Кремень, В. Се-миченко, В. Сериков, О. Сухомлинская, И. Якиманская и другие).
Активное обращение современной психолого-педагогической науки и практики к идеям педагогического творчества не является случайным. Именно педагогическое творчество есть то искомое звено, которое способно по-настоящему вскрыть внутренние разрывы, заложенные в обучении, активизировать его, а это, в свою очередь, вызывает необходимость пересмотра и переоценки всех структурных компонентов обучения в свете их творческой направленности. С точки зрения практически всех исследователей проблем образования (В. Андреев, А. Богуш, С. Гончаренко, И. Зязюн, Н. Евтух, Э. Карпова, В. Кремень, В. Семиченко и другие), творчество радикально меняет концепцию организации обучения от жесткого монологизма, авторитарности к диалогичности как личностно ориентированному взаимодействию, обеспечивающему равенство позиций всех участников учебного процесса, право каждого на собственное мнение, возможность его высказать и защитить.
Проведенный теоретический анализ свидетельствует, что в теоретическом плане и в плане организации учебно-воспитательного процесса современная педагогика аккумулирует значительное количество идей, взглядов, творческих находок относительно творческих взаимоотношений между субъектами обучения и воспитания. На наш взгляд, высшее педагогическое образование должно в своем содержании и формах организации отражать социальную ситуацию, т. е. воспроизводить с достаточной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения изучаемых объектов. При этом придание функциональным компонентам творческого характера меняет традиционные механизмы усвоения социального поведения на творческие механизмы. Следовательно, творческий подход в образовании предполагает модернизацию системы образования в направлении изменения базовых характеристик социального поведения будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, и в первую очередь формирования их психологических механизмов - установок, идеалов, предпочтений, в целом - направленности личности студента в системе социальных и профессиональных отношений.
Таким образом, можно предположить, что решение проблемы формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений должно осуществляться в следующих направлениях: 1) обогащение содержания профессиональной подготовки понятиями, идеями, теориями, знаниями, которые раскрывают сущность творчества в целом и особенно педагогического творчества, способствуют формированию профессионально-творческого потенциала; 2) поиск педагогических технологий, предусматривающих сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента, способствующих формированию умений и навыков реализации педагогического творчества в обучении и воспитании в конкрет-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Листопад А. А. Формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15173. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15173.htm. -ISSN 2304-120X.
ной практической деятельности дошкольного образовательного учреждения; 3) формирование у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений творческих качеств, мотивационной сферы личности в контексте формирования профессионально-творческого потенциала; 4) поиск форм организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала.
Процесс профессиональной подготовки в полной мере будет способствовать формированию профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, только тогда, когда вузовский преподаватель в сотрудничестве со студентами создает такую творческую образовательную среду, в которой каждый студент может максимально реализовать свои творческие возможности, свою индивидуальную траекторию формирования профессионально-творческого потенциала.
Формирование профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений требует педагогически целесообразного управления познавательной деятельностью студента, изменения позиции преподавателя в системе руководства с отношения диктата, подавления, авторитарного воздействия на студента на отношение партнерства, сотворчества, взаимоуважения. При организации такого взаимодействия главным моментом является постановка студента в позицию субъекта учебного процесса. Дидактическая задача преподавателя состоит в том, чтобы не просто поставить перед студентом определенные цели, а и способствовать тому, чтобы в ходе взаимодействия совместно разработать учебные цели, которые были бы внутренне приняты каждым студентом. При таком взаимодействии сами студенты выполняют некоторые функции преподавателя, связанные с первичным усвоением знаний, их осмыслением, применением на практике, самоконтролем и самооценкой, т. е. оказываются в положении педагога, адаптируются в этой роли.
Одним из важнейших факторов личностного развития является воздействие вузовского педагога. Через науку и творческие убеждения преподавателя студент постепенно обогащается творческим содержанием, мировоззренческими позициями. Подобное преломление идет не вообще через любую науку, через деятельность любого преподавателя, а именно через деятельность творческого педагога [7]. Поэтому вполне закономерен вопрос о поиске форм организации учебной деятельности, которые смогут обеспечить успешное формирование профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки.
Как показывает опыт формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений на кафедре дошкольной педагогики Государственного учреждения «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одесса, эффективной формой организации учебной деятельности, направленной на формирование профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, является решение педагогических ситуаций. Этот способ активно используется в современной профессиональной подготовке, особенно при подготовке педагогических кадров для системы дошкольного образования (А. Богуш, Н. Гавриш, Э. Карпова, И. Княжева, В. Нестеренко и другие).
В своей повседневной практической деятельности воспитатель дошкольного образовательного учреждения встречается с множеством различных ситуаций в учебно-воспитательном процессе. Эти ситуации бывают стандартные (типичные) и нетипичные. Специфика педагогических ситуаций в том, что они не похожи друг на друга, так
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Листопад А. А. Формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15173. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15173.htm. -ISSN 2304-120X.
как практически не бывает полного повторения внешних и внутренних условий протекания педагогических фактов. Поэтому педагогическая деятельность не допускает стандартов выполнения однажды усвоенного алгоритма действия. При решении каждой педагогической проблемы необходимо творчество воспитателя, построенное на умении анализировать, обобщать, выходить за пределы заданных условий [8].
Изучение опыта работы будущих воспитателей во время прохождения педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует, что студенты затрудняются принять самостоятельное решение в той или иной педагогической ситуации, не всегда могут отойти от выученного образца, предвидеть возможные результаты воздействия на коллектив детей и отдельного ребенка. Эти затруднения в значительной мере определяются неумением будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения проанализировать сложившуюся ситуацию, установить причинно-следственную связь и зависимость между педагогическими фактами. Подобные трудности испытывают не только будущие воспитатели, но и молодые воспитатели дошкольных образовательных учреждений, а иногда воспитатели со стажем работы. На глубине анализа педагогических явлений, неспособности воспитателя предвидеть последствия принимаемых решений сказывается прежде всего недостаток сформированное™ профессионально-творческого потенциала. Неумение воспитателя решать педагогические ситуации приводит к тому, что на практике его деятельность часто оказывается подверженной локальным эмоциям, спонтанной, педагогически нецелесообразной.
Как утверждают специалисты (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Н. Н. Тарасевич и другие), учебно-воспитательный процесс представляет собой живой и сложный поток педагогических ситуаций. Они бесконечно многообразны и неповторимы. Однако в каждой педагогической ситуации присутствуют воспитанник, воспитатель, среда как первичный социальный источник любого воспитательного влияния, педагогические средства. В то же время наличие всех названных элементов само по себе еще не создает педагогическую ситуацию. Главное состоит в том, как они взаимосвязаны и взаимодействуют, как при этом возникает то новое, целостное, специфичное, чего нет у каждого элемента в отдельности. Именно умение воспитателя анализировать педагогические факты, ситуации, явления и позволяет установить взаимосвязь и взаимодействие воспитанника, воспитателя, среды и средств воздействия [9].
Относительно определения понятий «педагогическая ситуация», «педагогические явления» у исследователей нет единства мнений. Одни авторы представляют педагогическую ситуацию как объективное состояние конкретной педагогической системы в некотором вполне определенном временном промежутке [10]. Другие - как ситуацию, которая соотносится с возможностью воспитательного (учебного) воздействия на обучаемого. Ситуация лишь тогда становится педагогической (приобретает педагогическую функцию), если она связана с формированием, развитием, воспитанием обучаемого [11].
Приведенные выше точки зрения позволяют предположить, что решение педагогических ситуаций может быть важной формой организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки. При этом в качестве таких ситуаций могут быть не только нормативные учебные задачи, взятые из учебника, или случаи педагогической действительности, рассказанные вузовским преподавателем. Еще более эффективным приемом, как показывает практика, может стать привлечение самих студентов к моделированию таких ситуаций на основе их собственного опыта во время прохождения педагогической практики.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Листопад А. А. Формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15173. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15173.htm. -ISSN 2304-120X.
Еще одной формой организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки является педагогический тренинг. Известно, что любое умение вырабатывается в результате неоднократных повторений, педагогический тренинг это успешно обеспечивает. В ходе педагогического тренинга обеспечиваются также развитие педагогического мышления, выработка логики педагогических доказательств, развитие педагогической наблюдательности, воображения и т. д. Следует отметить, что в научной литературе в последнее время проблемы педагогического тренинга активно обсуждаются. Среди психологов - практиков и теоретиков, исследующих вышеназванную проблему, выделяются А. М. Маркова и Н. В. Самоукина, которые ввели понятие «педагогический тренинг» и определили его содержание и структуру.
Педагогический тренинг довольно широко используется как тренинг психофизического аппарата, для усовершенствования внимания, творческого воображения, наблюдательности, навыков управления психическими состояниями, осуществляемый путем выполнения общеразвивающих упражнений. Основу педагогического тренинга обычно составляют различные упражнения и педагогические задачи. Введение педагогических тренингов в профессиональную подготовку будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений способствует установлению у них устойчивого положительного отношения к педагогической деятельности, развитию интереса к дисциплинам педагогического цикла, выработке знаний, умений, необходимых для формирования профессионально-творческого потенциала. Нами педагогический тренинг рассматривается как форма организации учебной деятельности, направленная на развитие личностных и профессиональных качеств личности будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения посредством актуализации знаний в устойчивые психические образования: умения, навыки, качества, реализуемые в процессе возобновляемого упражнения отдельного действия в условиях индивидуализации, систематичности, повторяемости, возрастания нагрузки и рефлексивной оценки результата.
Формирование профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки средствами педагогического тренинга обеспечивается рядом факторов: свободой выбора студентом педагогической позиции; обязательностью смены студентом позиции, занимаемой в ходе тренинговой деятельности; творческим характером тре-нинговой деятельности; субъект-субъектным и личностно значимым характером тренинговой деятельности для каждого участника тренинга. При этом организация педагогического тренинга определяется в соответствии с индивидуальной траекторией формирования профессионально-творческого потенциала и уровнем сформированное™ профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
В практике подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений широко используются дидактические игры [12], которые приближают будущих воспитателей к обстановке дошкольного образовательного учреждения, снимают страх перед детьми, способствуют установлению педагогически целесообразных отношений, родителями. Путем динамического воспроизведения реальности дидактические игры обеспечивают доходчивость представления информации, тренировку студентов в анализе разнообразных учебно-воспитательных ситуаций и решении педагогических задач. Поэтому дидактические игры в нашей практической работе активно используются как форма организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала в
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Листопад А. А. Формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15173. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15173.htm. -ISSN 2304-120X.
процессе профессиональной подготовки. Дидактические игры в педагогике - это приближенная к действительности форма имитационного моделирования педагогических ситуаций. При дидактической игре имеют место поэтапная постановка проблемных вопросов, их решение. В дидактической игре студент, занимая поочередно позиции воспитателя, родителя, методиста, заведующего дошкольным образовательным учреждением и прежде всего ребенка, осваивает соответствующие роли, приобретает навыки ролевого взаимодействия в будущей профессиональной деятельности.
Опыт организации дидактических игр в практике профессиональной подготовки будущих воспитателей доказывает, что использование дидактических игр способствует формированию профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как благодаря дидактической игре у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений появляется интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе; обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной педагогической деятельности, что способствует: овладению участниками игры знаниями и умениями вырабатывать творческую линию поведения в конкретных ситуациях, осмысливать их сущность; формированию мотивационной сферы личности будущего воспитателя, развитию педагогических способностей и творческих качеств личности студента; студенты приучаются к поиску оптимального варианта решения данной проблемы, что гарантирует им успех при решении подобных проблем в педагогической практике и процессе самостоятельной педагогической деятельности после окончания университета; изменяется, и нередко существенно, отношение обучающихся к тем конкретным ситуациям, которые были предметом дидактической игры, и к людям, служившим персонажами в игре.
Изменение привычных стереотипов в организации обучения создает условия для овладения знаниями и умениями, необходимыми будущим воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации творческой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. При этом передача студентам ряда традиционно выполняемых педагогом функций организации учебного процесса (контрольных, управленческих, организаторских, оценочных и др.) создает благоприятные возможности для формирования более высокого уровня творчески ориентированных потребностей, мотивов, целей в структуре мотивационной сферы личности студента. Устанавливающиеся в процессе совместной работы тесные творческие контакты, доверительные межличностные отношения между группой и преподавателем, а также между членами группы способствуют формированию творческих способностей и творческих качеств личности. Роль преподавателя при проведении дидактических игр сводится к тому, чтобы направлять ход мыслей студентов в поисках оптимального решения задачи, корректировать вместе со студентами конечный результат рассматриваемой ситуации, указывать на конкретные ошибки при анализе того или иного компонента ситуации. Очень важно при этом учитывать уровень знаний, умений, сформированность мотивационной сферы; развитость творческих способностей и творческих качеств студента.
В процессе формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы использовали микропреподавание. Микропреподавание включает: определение конкретного умения; теоретическое ознакомление с этим умением; подготовку 5-минутного фрагмента занятия для демонстрации этого умения; обсуждение и анализ представленного фрагмента занятия с другими студентами под руководством преподавателя. Применение данной формы требует огромной фантазии, воображения, происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров и появлению оригинальных идей.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Листопад А. А. Формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15173. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15173.htm. -ISSN 2304-120X.
Взаимодействие при микропреподавании предоставляет и обеспечивает студенту в педагогическом процессе необходимый простор для проявления своей творческой индивидуальности, способствует его самопознанию, саморазвитию, самоутверждению себя как будущего воспитателя; позволяет не только овладеть знаниями, сформировать умения и навыки, но также является мощным источником мотивации студента, способствует развитию у него творческих способностей и творческих качеств личности.
Особый интерес представляют дискуссии как формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки. Целью дискуссий может быть нахождение общего решения проблемы (так называемые прогрессивные дискуссии) или же выработка умения мыслить научно, отходя от стереотипных суждений, использовать правильные и ошибочные мнения студентов (свободные дискуссии).
Проведение дискуссий, при творческой ориентации их организации и проведения, обеспечивает значительный эффект: способствует изменению в характере вербального и невербального взаимодействия между участниками, формирует ориентацию на учет интеллектуальной позиции и эмоционального состояния партнеров по общению. Каждый студент, ощущая себя полноправным членом единого коллектива, спокойно принимает от других как положительную, так и отрицательную информацию, что создает климат психологической защищенности, открытости, стимулирует актуализацию собственного «Я» в обучении.
Таким образом, в современной педагогике уже накоплен определенный опыт работы по формированию профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, отработан необходимый арсенал форм организации учебной деятельности. Опираясь на проведенный анализ форм организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки, можно сделать вывод, что одним из условий формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений является широкое использование форм организации учебной деятельности будущих воспитателей, которые позволяют студентам полнее понять сущность творческих отношений, получить опыт решения педагогических проблем (моделирование педагогических ситуаций, тренинговые упражнения, деловые игры, дискуссии, микропреподавание, решение проблемных задач).
Ссылки на источники
1. Андреев В. И. Модель творчески саморазвивающейся личности учителя XXI века // Материалы международной научно-практ. конф. «Педагогическое образование для XXI века» 12-15 апреля 1994 г. - Вып. 1. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. - С. 12-13.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 242-276.
3. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. - М.: Просвещение РСФСР, 1956. - С. 67-215.
4. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
5. Бондаревская Е. В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. - Ростов н/Д.: РГПИ, 1992. - 20 с.
6. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.: Прогресс, 1988. - 420 с.
7. Крюкова Д. Ф. Методические аспекты развития творческих потенций личности в процессе обучения // Теория, методология и практика научного и технологического творчества: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Одесса: ОПУ 1993. - С. 236-238.
8. Божко Н. М., Бегали Л. Н. Анализ педагогических ситуаций // Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. - М.: Педагогика, 1981. - С. 68-75.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Листопад А. А. Формы организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию профессионально-творческого потенциала // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15173. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15173.htm. -ISSN 2304-120X.
9. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С., Петров Я. И. и др. Процесс решения педагогических задач // Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. - М.: Педагогика, 1981. - С. 25-41.
10. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1981. - 120 с.
11. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителя: рождение мастера: кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. завед. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
12. Кулюткин Ю. Н. Педагогические игры // Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. - М.: Педагогика, 1981. - С. 88-97.
Aleksey Lystopad,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of preschool pedagogics, South Ukrainian
National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky, Odessa
Organization forms of educational activity forming professional-creative potential of future preschool educators
Abstract. The paper deals with the problems of creativity in history of pedagogics. The features of creative approach in education are examined. Actuality of the problem of forming of professional-creative potential of future preschool educator is grounded. The forms of organization of educational activity of future educators of preschool educational establishments on forming of professional-creative potential are presented and analyzed by the author. Key words: professional-creative potential, future preschool educator, forms of organization of educational activity. References
1. Andreev, V. I. (1994) "Model' tvorcheski samorazvivajushhejsja lichnosti uchitelja XXI veka", Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakt. konf. "Pedagogicheskoe obrazovanie dlja XXI veka" 12-15 aprelja 1994 g, vyp. 1, Moscow MPGU im. V. I. Lenina, pp. 12-13 (in Russian).
2. Komenskij, Ja. A. (1982) Izbrannye pedagogicheskie sochinenija: v 2 t., Moscow, t. 1, pp. 242-276 (in Russian).
3. Disterveg, A. (1956) "Rukovodstvo k obrazovaniju nemeckih uchitelej", Izbr. ped. Soch., Prosveshhenie RSFSR, Moscow, pp. 67-215 (in Russian).
4. Kapterev, P. F. & Arsen'ev, A. M. (ed.) (1982) Izbrannye pedagogicheskie sochinenija, Pedagogika, Moscow, 704 p. (in Russian).
5. Bondarevskaja, E. V. (1992) Koncepcija obshhepedagogicheskojpodgotovki uchitelja v uslovijah mnog-ourovnevogo obrazovanija vpedagogicheskom vuze, RGPI, Rostov n/D., 20 p. (in Russian).
6. Berns, R. (1988) Razvitie "Ja-koncepcii" i vospitanie, Progress, Moscow, 420 p. (in Russian).
7. Krjukova, D. F. (1993) "Metodicheskie aspekty razvitija tvorcheskih potencij lichnosti v processe obuchen-ija", Teorija, metodologija i praktika nauchnogo i tehnologicheskogo tvorchestva: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf, OPU, Odessa, pp. 236-238 (in Russian).
8. Bozhko, N. M. & Begali, L. N. (1981) "Analiz pedagogicheskih situacij", Modelirovanie pedagogicheskih situacij: Problemy povyshenija kachestva i jeffektivnosti obshhepedagogicheskoj podgotovki uchitelja, Pedagogika, Moscow, pp. 68-75 (in Russian).
9. Kuljutkin, Ju. N., Suhobskaja, G. S. & Petrov, Ja. I. et al. (1981) "Process reshenija pedagogicheskih zadach", Modelirovanie pedagogicheskih situacij: problemy povyshenija kachestva i jeffektivnosti obshhepedagogicheskoj podgotovki uchitelja, Pedagogika, Moscow, pp. 25-41 (in Russian).
10. Kuljutkin, Ju. N. & Suhobskaya, G. S. (eds.) (1981) Modelirovanie pedagogicheskih situacij: problemy povyshenija kachestva i jeffektivnosti obshhepedagogicheskoj podgotovki uchitelja, Pedagogika, Moscow, 120 p. (in Russian).
11. Reshetnikov, P. E. (2000) Netradicionnaja tehnologicheskaja sistema podgotovki uchitelja: rozhdenie mas-tera: kn. dlja prepodavatelej vyssh. i sred. ped. ucheb. zaved., VLADOS, Moscow, 304 p. (in Russian).
12. Kuljutkin, Ju. N. (1981) "Pedagogicheskie igry", Modelirovanie pedagogicheskih situacij: problemy povyshenija kachestva i jeffektivnosti obshhepedagogicheskoj podgotovki uchitelja, Pedagogika, Moscow, pp. 88-97 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 15.05.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.05.15
Принята к публикации Accepted for publication 17.05.15 Опубликована Published 21.06.15
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Листопад А. А., 2015
5779343120359