Научная статья на тему 'Творческий конкурс как форма активизации педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения'

Творческий конкурс как форма активизации педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Г. Г.

Творческий конкурс – открытая экспериментальная площадка для всех желающих специалистов, где они могут познакомиться с профессиональными находками ведущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений. конкурс становиться мастер-классом для всех участников, предоставляет каждому из родителей и педагогов возможность раскрыть свои дарования, творчески самореализовываться, а также поделиться педагогическими находками. Именно здесь выявляются ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты воспитателей, их отношение к детям, родителям, коллегам, профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий конкурс как форма активизации педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения»

тей / И.В. Павлова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. - М., 2006. - С. 262-265.

9. Словарь педагогических терминов под редакцией Березикова В.Н. -М.: Учебный проект, 1996. - 367 с.

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Колесникова Г.Г.*

Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя Детский сад № 24, г. Ковров

Творческий конкурс - открытая экспериментальная площадка для всех желающих специалистов, где они могут познакомиться с профессиональными находками ведущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений. конкурс становиться мастер-классом для всех участников, предоставляет каждому из родителей и педагогов возможность раскрыть свои дарования, творчески самореализовываться, а также поделиться педагогическими находками. Именно здесь выявляются ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты воспитателей, их отношение к детям, родителям, коллегам, профессии.

Актуальной проблемой активизации педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения является его творческая самореализация. Эффективной формой совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ являются творческие конкурсы. В процессе проведения проблемного семинара для воспитателей систематически проходят творческие конкурсы. Задачи конкурса:

- выявлять новые тенденции в методике воспитания дошкольников и повышение педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения; выявлять профессионально перспективных педагогов;

- повысить педагогическую культуру воспитателя в процессе воспитания у детей бережного отношения к национальной русской культуре, культуре поведения;

- объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании дошкольников; создать условия для сотрудничества детей и взрослых; приобщать родителей к активной общест-

* Аспирант ФГБОУ ВПО «ШГПУ», заведующий МБДОУ д/с №> 24.

венной жизни детского сада, воспитывать осознанное позитивное отношение к деятельности детского сада; воспитывать в детях чувство неразрывной связи со своей семьей.

Конкурс состоит из двух туров. В первом туре (теоретическом) воспитатели выступают на занятии со своими теоретическими докладами по проблемам воспитания дошкольников (учитывается тема, ее актуальность, материалы презентации, иллюстративный материал, глубина проникновения в суть выбранной темы, обоснованность выводов). Во втором туре (практическом) воспитатели представляют моделирование реальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, так как необходимо показать практические формы работы с детьми в процессе их подготовки к школе.

Приводим фрагмент содержания второго тура конкурса.

На конкурс была представлена тема «Сказка в духовном становлении дошкольников».

Вступительное слово воспитателя:

- Дошкольный возраст - это яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Это период приобщения ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям. Практический опыт работы с дошкольниками показывает, что дети очень любят сказки, рассказы, стихи. У них наблюдается потребность во впечатлениях эстетического характера. Но именно сказкам отводится главная роль в развитии эстетических чувств и переживаний. Сказка - самый доступный для этого возраста жанр литературного творчества. Она предполагает простоту изложения, выразительный язык, однозначные нравственные характеристики героев, позитивную направленность сюжета. Сказки являются источником мудрости, выражением жизненного опыта многих поколений, прославляют ум, смекалку, трудолюбие. Сказочная форма позволяет рассматривать необычных героев, их характеры, совершенно невероятные события. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это, с одной стороны, развивает у ребенка интерес к сказке, а с другой - стимулирует его фантазию, воображение, творческую активность, память, наблюдательность, дает мышлению и поведению ребенка настрой, установку на все прекрасное и доброе, способность к сопереживанию, чувство юмора. Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой, как в сказке. Именно поэтому воздействие подлинных произведений литературы на формирующуюся личность так велико и разносторонне. Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит театральное творчество, или драматизация, основанная на сказочных сюжетах, Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, риторики, актерского мастерства, объединяет в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Сказочной премьере должна предшествовать огромная подготовительная работа: знакомство со сказкой, цикл бесед о театре, распределение ролей и первые репетиции, иллюстрирование сказки, изготовление афиши и пригласительных билетов, бутафорий, декораций, костюмов. Такая подготовительная работа дает возможность активного сотворчества, педагога, родителей и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных условиях образовательной среды.

Презентация сказки на видео.

Православная сказка «Пасхальный Колобок» (по мотивам сказки священника Константина Островского)

Ведущая. Жили-были дед и баба. Были они очень бедные. Не было у них курочки рябы, не снесла она им яичка. Не могли они испечь пасхального куличика! Вот дед бабе и говорит...

Дед. Чем же, милая, нам на Пасху гостей встречать да угощать?

Баба. Ох, уж не знаю, дорогой. Ведь мука у нас давно уже кончилась.

Дед. Давай, баба, не будем унывать, а по амбару пометем, по сусекам поскребем - может, хоть на Колобок наскребем.

Ведущая. Так они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, муку на воде замесили, слезой посолили. Испекли постный колобок и на окно положили, чтобы до утра просох. А наутро проснулся Колобок раньше всех.

Колобок. Что-то дедушки и бабушки не слышно. Спят, поди. Намаялись со мной вчера, даже службу в церкви проспали. Покачусь-ка я в храм, пока они спят, окроплюсь у батюшки святой водой, хоть этим старичков утешу.

Ведущая. Соскочил Колобок с подоконника на землю и - айда в церковь! Да не по дороге, а прямиком через лес. Тут навстречу ему Волк.

Волк (с плеером в руках). Здравствуй, Колобок. Куда катишься?

Колобок. Спешу в церковь, святой водичкой окропиться. А это что у тебя такое?

Волк (Волк снимает наушники и дает Колобку послушать музыку). Что, не видишь - развлекаюсь я, музыку слушаю. Праздник ведь все-таки, Пасха! Можно и повеселиться.

Колобок. Да ты что! Разве так Пасху празднуют?

Волк. А как празднуют?

Колобок. Пойдем со мной, увидишь.

Волк. Ну, пойдем, уговорил.

Ведущая. И пошли они по лесу вместе. А навстречу им Лиса.

Лиса. Далеко ли, мои сладенькие, вы направились?

Колобок. Мы, Лисонька, в церковь торопимся; я святой водичкой окропиться, а Волк музыку пасхальную послушать.

Лиса. Я что-то глуховата стала, подойди ко мне, мой постненький поближе!

Колобок (громко). В храм идем на службу праздничную!

Лиса. Как же, как же, знаю - Пасха сегодня. Я вот тоже себе в честь праздника наряд новый приобрела - буду теперь по лесу щеголять, пусть все завидуют, какая у меня юбка цветастая!

Колобок. Да что ты, лисонька, разве так Пасху празднуют?

Лиса. А как празднуют?

Колобок. Пойдем с нами, увидишь.

Лиса. Ну что ж, прогуляюсь.

Ведущая. Пошли они по лесу втроем и вскоре встретили Мишку косолапого.

Медведь (выходит, зевая, с подушкой в руках). Что шумите тут, спать мешаете?

Лиса. Эх ты, косолапый! Рождество проспал, хочешь и всю Пасху в берлоге проваляться? Весна ведь уже!

Медведь. Пасха - это я знаю, это я слышал. Так ведь в праздник нам на то и выходной дополнительный, чтобы поспать. (Зевает). А то для чего он еще нужен, праздник-то?

Колобок. Что ты, Мишка, разве так Пасху празднуют?

Медведь. А как празднуют?

Колобок. Пойдем с нами, увидишь - мы ведь в храм идем на службу пасхальную.

Ведущая. Идут они вчетвером, беседуют. Вдруг навстречу им Зайчонок.

Колобок. Здравствуй, Заинька. Что ты такой испуганный?

Зайчик. Да вот не пойму, что вокруг происходит? Почему торопятся все куда-то? Отчего колокола звонят так громко?

Волк. А ты не знаешь разве, что Пасха сегодня?

Зайчик. Я еще ничего не знаю, я толь вчера родился.

Колобок. Мы идем в храм на службу пасхальную.

Зайчик. И я с вами!

Ведущая. Так и пришли они все вместе на службу. Звери лесные не шелохнувшись стояли - так им понравилось в церкви. Какая красота, какое пение! А Колобок сразу к батюшке покатился. Окропил его батюшка святой водой. Как служба кончилась, вышли все наши герои из храма.

Зайчик. Я сегодня понял, как нужно праздновать Пасху!

Волк. Не самого себя музыкой веселить...

Лиса. И не в нарядах цветных щеголять...

Медведь. И не спать-отдыхать...

Все (вместе). А нужно доброту свою и радость другим дарить!

Ведущая. И тогда добра будет много-много - на весь мир хватит!

Подобная работа с детьми предполагает развитие важнейших компонентов творческих способностей, таких как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте; создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии; воспитание

и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке; знакомство с обычаями русского народа; совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности; совершенствование игровых навыков и творческой самодеятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников; знакомство с историей и развитием театрального искусства, развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях дошкольника, воспитанию творческой индивидуальности ребенка, пробуждает интерес к театру; освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры; улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками.

Данный конкурс - открытая экспериментальная площадка для всех желающих специалистов, где они могут познакомиться с профессиональными находками ведущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Конкурс становится мастер-классом для всех участников, предоставляет каждому из родителей и педагогов возможность раскрыть свои дарования, творчески самореализоваться, а также поделиться педагогическими находками. Именно здесь выявляются ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты воспитателей, их отношение к детям, родителям, коллегам, профессии. Атмосфера конкурсного общения дает возможность словом и делом помочь педагогам-практикам стать лучше, совершеннее, получить шанс достичь больших высот профессионального мастерства, профессиональной компетентности.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Колесникова Г.Г.*

Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя Детский сад № 24, г. Ковров

Важным условием эффективности процесса формирования творческих способностей детей дошкольного возраста является совершенст-

* Аспирант ФГБОУ ВПО «ШГПУ», заведующий МБДОУ д/с №> 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.