Научная статья на тему 'Логосказки как средство коррекции речевых нарушений у детей'

Логосказки как средство коррекции речевых нарушений у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3026
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЛОГОСКАЗКИ / ВИДЫ ЛОГОСКАЗОК / КОРРЕКЦИЯ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / SPEECH THERAPY TALES / TYPES OF SPEECH THERAPY TALES / CORRECTION / CONNECTED SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Медведская Ирина Викторовна

В статье представлены различные виды логосказок для работы над нарушениями звуковой и смысловой сторон речи. Рассмотрены основные приемы работы с логосказками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Медведская Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH THERAPY TALES ARE A MEANS OF CORRECTING CHILDREN''S SPEECH DISORDERS

Various types of speech therapy tales to work on violations of the sound and semantic aspects of speech present in the article. The main techniques of working with speech therapy tales are considered.

Текст научной работы на тему «Логосказки как средство коррекции речевых нарушений у детей»

Литература:

1. Гуцу, Е.Г., Няголова, М.Б. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. 2017. № 2

2. Жулина, Е.В., Барабанова, Л.Б. Формирование коммуникативной компетенции у студентов -логопедов // Проблемы науки. - 2016. - №12 (13). - С. 110- 112.

3. Жулина, Е.В. Коммуникативная компетентность как условие профессионализации выпускников педагогических вузов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / Е. В. Жулина // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. НГПУ им. К. Минина. -2015. (с. 22-25)

4. Жулина, Е.В., Чеснокова, Л.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у студентов по профилю Логопедия / Е.В. Жулина, Л.С. Чеснокова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. №4. С. 145.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

6. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика. Арифулина Р.У., Батюта М.Б., Белова Е.А., Деменева Н.Н., Занозин Д.А., Киселева Е.С., Князева Т.Н., Лебедева И.В., Николина В.В., Папуткова Г.А. и др. Монография / Мининский университет. Нижний Новгород, 2014. - 350 с.

7. Лебедева, И.В., Горлова, В.Г. Интеграция кейс-метода и дистанционного обучения в подготовке социальных педагогов. В сборнике: «Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики». Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2015. С. 261-265.

8. Мильруд, Р.П. Коммуникативная компетенция: владение языком или готовность к иноязычному общению [Текст] / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. 2017. №7. С. 2-11.

9. Наливайко, Т. Е. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетенции личности / Т. Е. Наливайко, М. В. Шинкорук // Ученые записки Комсомольска-на Амуре государственного технического университета. 2010. №2 (2). С. 50-54

Педагогика

УДК: 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Медведская Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛОГОСКАЗКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье представлены различные виды логосказок для работы над нарушениями звуковой и смысловой сторон речи. Рассмотрены основные приемы работы с логосказками.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, логосказки, виды логосказок, коррекция, связная речь.

An^tatton. Various types of speech therapy tales to work on violations of the sound and semantic aspects of speech present in the article. The main techniques of working with speech therapy tales are considered.

Keywords: General speech underdevelopment, speech therapy tales, types of speech therapy tales, correction, connected speech.

Введение. В дошкольном детстве овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, но количество детей, которые не могут самостоятельно овладеть речью постоянное увеличивается.

Одним из главных условий всестороннего полноценного психического развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем лучше его коммуникация и социализация.

Р.Е. Левина обращает внимание на то, что речь является важнейшей психической функцией человека, ведь именно в процессе овладения речью ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий [7, с. 10]. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и корректируя различные нарушения.

В последние время наблюдается рост нарушений речи детей. Часто встречается общее недоразвитие речи (ОНР), которое, во-первых, отрицательно влияет на становление всей речевой деятельности, во-вторых, обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Если ОНР не исправить в дошкольном возрасте, это вызовет вторичные нарушения в письменной речи при обучении в школе.

Л.Н. Ефименкова отмечает, что особенно связная речь как особая сложная форма коммуникативной деятельности у детей с ОНР «самостоятельно не формируется», и старшим дошкольникам с ОНР требуется систематическая коррекционная помощь со стороны логопеда [4 с. 4].

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Дети с ОНР имеют свои психологические особенности. Это замкнутость, неуверенность в себе и негативиз. Добавляются и вторичные отклонения в развитии психических процессов. Использование игровых методов может повысить эффективность коррекционной работы логопеда, построенной на основе сказки.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является освещение понятия «логосказка», ее виды и значение сказки, и логосказки в частности, в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Изложение основного материала статьи. Наиболее эффективным коррекционным средством для нормализации звуковой и смысловой сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка. Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир расширяет рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.

Некоторые исследователи (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.С.Ушакова, Л.Н.Павлова, В.В.Гербова) предполагают, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

В своем творчестве известные отечественные и зарубежные ученный обращались к сказкам: Р. Гарднер, А.Менегетти, К.Юнг, В.Пропп, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т.Зинкевич и другие.

Изучением воздействия сказки на детей, имеющих недостатки в развитии, занимались Т.М. Грабенко, А.В. Гнездилов, А.М. Поваляева, Г.Г. Чебанян, С.А. Черняева, Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, Н.М. Погосова, Т.А. Сергеева, В.И. Стишенок, А.И. Городова.

В Санкт-Петербурге создан первый Институт сказкотерапии. Комплексная сказкотерапия - это авторский метод, разработанный Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой. Сказкотерапия - один из методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой. В институте разработаны учебные программы для специалистов, желающих использовать метод в собственной практике, и программы развития для детей, подростков и взрослых. Сегодня метод имеет много сторонников и последователей.

Исследователи А.В.Запорожец, О.С.Ушакова, В.В. Гербова предполагают, что сказка как эпический жанр может являться приоритетным направлением воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как это период интенсивно развивается воображения и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст.

В коррекционной работе с дошкольниками широко применяются логосказки. Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Главная цель применения логосказкок как средства логопедической коррекции - последовательная нормализация речи детей.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут составлять целое занятие, часть занятия или дидактическую игру. Логосказки имеют разные виды, которые учитывают форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы.

Виды логосказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука автоматизация, дифференциация звуков).

• Лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

• Сказки, способствующие формированию связной речи.

• Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева): артикуляционные; фонетические; сказки по обучению грамоте.

2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко): пальчиковые.

3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская): лексико-грамматические.

4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко): сказки, способствующие формированию связной речи. Для постановки сказок подходят различные виды театров: пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы БИБАБО, куклы на палочках.

Последовательно рассмотрим характеристику логосказок в контексте логопедической коррекции.

1. Артикуляционные сказки. Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания.

В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши - ветки, из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы.

В сказке «Колобок» дети помогают колобку с помощью воздушной струи добраться от одного сказочного героя к другому, «пробежаться» с Колобком по дорожке.

В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.

2. Пальчиковые логопедические сказки.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

3. Фонетические сказки. Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи.

Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.

Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.

В имени зайца должен присутствовать звук С, а имени лисы - З.

У зайки были игрушки, в названии которых есть звук С, а у лисы - звук З.

Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.

Найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.

Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.

4. Лексико-грамматические сказки. Использование лексико - грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.

Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»).

Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

- Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)

По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД. Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.). Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц - хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса -ищ.

5. Сказки, способствующие формированию связной речи. Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные логопедом, воспитателем и созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составления сюжетных рассказов, придумыванию сказок, сказочных историй.

Виды работ со сказками:

1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.

2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.

3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.

4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.

5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:

1. Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.

2. Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?».

3. Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом случае волк - злобное животное, в другом - верный и надежный помощник, друг.

4. Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.

5. Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.

6. Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Например, «Теремок» - новое название «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».

7. Рассказывание сказок сопровождается действиями на фланелеграфе, магнитной доске, в настольном театре.

Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).

6. Сказки для обучения грамоте. Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.

Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.

Например, такие задания: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д. В сказке «Три поросенка» дети мимикой показывают злого волка, счастливых поросят и испуганных поросят.

У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

Выводы. Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:

- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

- лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- мелкую и общую моторику;

- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);

- создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.

Занятия на основе сказок позволяют учитывать индивидуально-психологические особенности детей данной с ОНР и способствуют расширению и активизации словарного запаса, нормализации грамматического строя речи, положительно влияют на развитие последовательности, логичности, связности, правильности и выразительности речи.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб.: КАРО,2001. - 128 с.

2. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изд. Секачев В. Ю., 2012. - 182 с.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.

5. Жулина Е.В., Шамов А.Н. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка. Вестник Мининского университета, 2017 №2 (19), с. 12

б.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2016. - 320 с.

7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М: Альянс, 2013. - 366 с.

8. Насибуллина А.Д. Возможности сказки в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / А. Д. Насибуллина, М. Н. Хаустова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 95-98

9. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. Изд. 3-е, стереотипное / Н.М. Погосова. - СПб.: Речь, 2012. - 208 с.

10. Шайдуллина Г. Ф. Влияние сказки на развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. №39. - С. 152 - 154

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ

Аннотация. В статье отражено значение современных образовательных технологий в развитии родной и иностранной речи Представлена подробная характеристика применения лепбуков в активизации глагольной лексики у дошкольников.

Ключевые слова: Современные технологии обучения языкам, глагольная лексика.

Annоtation. The article reflects the importance of modern educational technologies in the development of native and foreign speech. A detailed description of the use of lepbook in the activation of verbal vocabulary in preschool children is presented.

Keywords: Modern technologies of teaching languages, verbal vocabulary.

Введение. На основе анализа педагогической практики следует констатировать факт, что в настоящее время педагоги при обучении языкам применяют различные технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные и ряд других. Все они строятся на принципах системности, гибкости, динамичности и эффективности.

Овладение родным и иностранным языком, как средством не только общения, но и познания окружающего мира - одно из самых значимых приобретений ребенка в период дошкольного детства. Вопросу развития родной и иностранной речи, обогащению лексики ребёнка дошкольника, посвящено большое количество современных исследований. Однако вопрос применения современных технологий формирования глагольной лексики на примере лепбука требуют специального рассмотрения. Актуальным является вопрос разработки дифференцированных приёмов активизации глагольной лексики ребёнка дошкольника с использованием современных коррекционно-образовательных технологий.

Несформированность фонематических процессов, отсутствие навыков звукового анализа и синтеза у ребёнка, искажают процесс слухового восприятия приставок и суффиксов слов-действий, тормозят понимание нового лексического значения, образованных с их помощью слов-действий. Нарушение развития процессов словоизменения и словообразования глаголов у ребёнка негативно влияет на формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.