Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей дошкольников 4-5 лет средствами народного декоративно-прикладного искусства'

Развитие творческих способностей дошкольников 4-5 лет средствами народного декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1076
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашева Н. А., Иванова Т. И.

В статье представлено содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Представлен опыт организации на базе дошкольного образовательного учреждения предметно-развиваю­щей среды, непосредственной образовательной деятельности, взаимодействие с родителями воспитанников по проблеме развития творческих способностей дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства. Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашева Н. А., Иванова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников 4-5 лет средствами народного декоративно-прикладного искусства»

ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Итак, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Список литературы:

1. Анохина Т. Как организовать современную развивающую среду // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 5. - С. 32-38.

2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 592 с.

3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

4. «Детство» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

© Кондрашева Н.А.*, Иванова Т.И.*

Детский сад № 26 «Кораблик», г. Губкин Педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород

В статье представлено содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Представлен опыт организации на базе дошкольного образовательного учреждения предметно-развивающей среды, непосредственной образовательной деятельности, взаимо-

* Воспитатель Детского сада № 26 «Кораблик».

* Кафедра Дошкольной педагогики и психологии Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета.

действие с родителями воспитанников по проблеме развития творческих способностей дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства. Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова творческие способности, декоративно-прикладное искусство, предметно-развивающая среда, непосредственная образовательная деятельность, работа с родителями.

В соответствии с Приказом № 1155 от 17.11.2013 Минобрнауки России утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к организации дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение определенных задач дошкольного образования. Одной из главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [1].

Для развития творческих способностей у дошкольников 4-5 лет на базе нашего дошкольного образовательного учреждения посчитали целесообразным использовать народное декоративно-прикладное искусство.

Когда говорят о народном декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, - это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников-творцов из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю, развивают творческие способности детей.

Для проявления творческой активности детей 4-5 лет в групповой комнате был организован творческий центр. В данном центре имеется открытый стеллаж для красивых вещей и изделий народного декоративно-прикладного искусства. Шкаф для изобразительных материалов, дидактических игр, литературы который доступен детям. Мольберт, магнитная доска, доска для рисования маркером и мелом. Предметная среда групповой комнаты детского сада позволяла сформировать у детей стремление узнать новое, привлечь внимание к народному декоративно-прикладному искусству. В данном центре дети имели возможность знакомиться с предметами народного декоративно-прикладного искусства: скульптурой, народными куклами, посудой, материалом, который используется для изготовления данных

предметов. В творческом центре для знакомства с народным декоративно-прикладным искусством имеются, тематические альбомы по народным костюмам, народным игрушкам, предметам быта и т.д.

Такое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства сопровождается положительными эмоциями и развивает познавательный интерес у детей, так как дети могут потрогать их руками, неоднократно возвращаясь к тому, что их заинтересовало.

Детям постоянно доступны материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисти и т.д.; гуашь для самостоятельной деятельности по желанию детей накладывает педагог в палитры, давая детям возможность смешивать цвета; пластилин в наборах с досками стеками и другим необходимым материалом.

В дошкольном образовательном учреждении, в специально отведенном помещении, организован мини-музей народного творчества, посещая который, дети могут более углубленно знакомиться с изделиями народных художественных промыслов, узнать символику русского народного декоративно-прикладного искусства. В мини-музее представлена коллекция русских народных костюмов, головных уборов, глиняная посуда, народная игрушка, изделия из соломы, тканые изделия, вышивка, предметы быта и т.д.

В музейной комнате используется видео и аудио техника. Во время посещения мини-музея предусматривается щадящий музыкальный фон. Можно было использовать аудиозаписи для пассивного слушания произведений народного творчество, включать спокойную музыку или прослушивать литературные произведения. Организовывать просмотр видеофильмов.

Для организации непосредственной образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством был изготовлен демонстрационный и практический материал. Подобраны дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей. Подготовлен художественный материал для творчества (глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги и т.д.), различный иллюстрированный материал. Были приобретены подлинные изделия народного декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации творческого замысла.

Вся работа строилась так, чтобы развитие творческих способностей ребенка было действительно гармоничным. Формы организации непосредственной образовательной деятельности выбирались разные: путешествия (изготовили карту путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в мини-музей, художественный музей, превращение в мастеров-художников, гончаров и т.д.

Мы учитывали то, что творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. В геометрическом орнаменте учили детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показывали геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов - ягод, цветов, листьев (городецкая, хохломская росписи). Старались показать и помочь понять детям, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей - точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняли, как нарисовать несложный узор, а затем предлагали детям самим его выполнить. Тем, у кого не получалось, предлагали посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре.

Знакомя с народным декоративно-прикладным искусством, был организован целенаправленный отбор и применение в работе всех видов народного фольклора: песни, пословицы, поговорки, потешки, колядки, хороводы, игры, считалки, частушки, дразнилки. Слушая, исполняя, заучивая произведения народного творчества дети эмоционально, чувственно воспринимали содержание произведений, сравнивали с тем, что они видели, что рисовали, лепили.

Нами была использована тематика праздничного календаря, потому что в народных (календарных) праздниках воплощены общечеловеческие ценности, история и поэзия, творчество. Организуя проведение народных (календарных) праздников учитывали то, что народный праздник - это проявление всех форм культуры и творчества коллектива, начиная от норм поведения и заканчивая демонстрацией нарядов и обрядов.

Необходимость проведения вышеперечисленных мероприятий по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта, игрушек и т.д. У ребят мало возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому перед нами стояла цель, подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, познакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников, мы считаем интеграцию. Под этим термином мы понимаем более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активи-

зацию в процессе творчества в разнообразных формах изобразительной деятельности.

Интеграция разных видов деятельности для развития творческих способностей объясняется возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах декоративно-прикладного искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения.

Исходя из вышесказанного, мы сгруппировали разные виды народного декоративно-прикладного искусства в своеобразные циклы содержательной работы с детьми. Выбирали такое содержание, которое интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение, позволяет проявлять воображение, фантазию, вызывает творческую активность. Интеграция позволяла нам варьировать формы работы с детьми (свободная самостоятельная деятельность, прогулка, кружковые, студийные и др.) и методы организации работы (вся группа, подгруппы, индивидуально).

Таблица 1

Формы организации работы с родителями по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством

Форма организации, тема Цели

Электронный календарь «Наши планы» Познакомить родителей с целями и задачами, перспективным планом работы. Объяснить, почему необходимо заниматься с детьми декоративно - прикладным творчеством.

Видеопросмотр организации непосредственной образовательной деятельности Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством

Презентация для родителей «Организация условий дома для занятий декоративно-прикладным искусством» Показать родителям материал, необходимый для занятий декоративно-прикладным искусством в домашних условиях. Дать рекомендации по организации творческого уголка дома.

Дистанционное взаимодействие с родителями (электронная почта, социальные сети) Предоставить методическую литературу (электронный вариант) для расширения знаний детей по декоративно - прикладному творчеству

Мастер-класс «Дымковская роспись и ее элементы» Научить родителей с помощью элементов дымковской росписи украшать силуэты игрушек. Рассказать родителям, что ознакомление детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволяет развивать любовь к декоративно-прикладному искусству.

Досуг «Русская ярмарка» Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, обогащение детского опыта эстетической оценки произведений народного творчества.

Используя интегративный подход в развитии творческих способностей у детей средствами народного декоративно-прикладного искусства, создало нам возможности: для расширения ассоциативных связей; для творческого осмысления темы; для наиболее полного её отражения с помощью средств выразительности специфичных для проявления творчества; обеспечило глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком созданных образов.

На протяжении всей нашей работы по развитию творческих способностей у детей осуществлялось педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников. Учитывая, что современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, возникла необходимость в поиске новых продуктивных форм взаимодействия с родителями.

Под включением родителей в деятельность по развитию творческих способностей детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством мы понимали их участие в: собраниях, мастер-классах, досугах и т.д. В табл. 1 представлены некоторые формы организации работы с родителями по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством.

Взаимодействие педагогов детского сада с родителями по проблеме развития творческих способностей у детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством изменило установки родителей; помогло сконцентрировать внимание на самих детях, усилило чувство удовлетворения процессом воспитания и обучения детей.

Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством, позволяют сделать выводы о позитивных результатах развития творческих способностей детей. У ребят появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью. В самостоятельных работах по рисованию, лепке, стали проявлять инициативу и творчество. Появился интерес к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Красношлык З.П.*

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

В статье поднимаются вопросы совместной работы дошкольных образовательных учреждений с семьей при организации двигательной ак-

* Декан Коррекционно-педагогического факультета, доцент кафедры Дошкольного образования, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.