6. Богданова Ю.З., Пелевина Е.Е. О развитии учебно-познавательной компетенции студентов аграрного вуза // В сборнике: Современные научно-практические решения в АПК. Сборник статей всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 375-378.
7. Богданова Ю.З.Воспитательная и внеучебная деятельность кафедры иностранных языков в аграрном вузе // Современная педагогика. 2016. № 11 (48). С. 40-41.
8. Васильева А.А., Потапова И.Н. Роль учебного пособия в повышении эффективности изучения иностранного языка в неязыковом вузе // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса. Сборник статей всероссийской научной конференции. 2017. С. 429-432.
9. Таратута И.В. Роль авторских учебно-методических пособий при обучении иностранному языку в аграрном вузе // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса. Сборник статей всероссийской научной конференции. 2017. С. 527-530.
10. Таратута И.В. Использование мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // В сборнике: Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса. Сборник статей всероссийской научной конференции. 2017. С. 531-534.
11. Потапова И.Н., Таратута И.В. О творческой деятельности студентов аграрного университета // Теория и практика современной науки. 2016. № 12-2 (18). С. 720-722.
Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Усова Нелли Ильинична
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Баклага Елена Васильевна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК СРЕДСТВЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В данной статье представлена работа по формированию знаний и представлений старших дошкольников о народной культуре. Изучив литературу по данной проблеме, мы выявили, что народная культура является одним из главных средств патриотического воспитания дошкольников. Поэтому, мы организовали и провели необходимую работу со старшими дошкольниками, направленную на повышение уровня патриотического воспитания средствами народной культуры.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, народная культура, фольклор.
Annotation. This article presents the work on the formation of knowledge and ideas of older preschoolers about folk culture. Having studied the literature on this problem, we have found that folk culture is one of the main means of Patriotic education of preschool children. Therefore, we have organized and conducted the necessary work with senior preschoolers, aimed at improving the level of Patriotic education by means of folk culture.
Keywords: Patriotism, Patriotic education, folk culture, folklore.
Введение. В настоящее время одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является воспитание гражданина - патриота своей Родины.
Патриотизм определяется как чувство любви к Родине. Понятие «родина» включает в себя все условия жизни человека, все, что его окружает. Именно поэтому для того чтобы считать себя настоящим патриотом своей Родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, знать историю и культуру страны, традиции и обычаи.
По мнению С.А. Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным процессом педагогического воздействия на личность ребенка, целью которого является обогащение знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [6, с. 47].
Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [6, с. 72].
Патриотическое воспитание по Н. В. Ипполитовой- это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [5, с. 123].
Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе - это результат трудоемкого воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Ребёнок должен понять, что он является частью народа огромной страны, что он маленький россиянин. Именно дошкольный возраст является благодатной почвой для воспитания патриотизма, ведь ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств.
Полноценное существование человека невозможно без знаний своих истоков, особенностей региона и народа. Теряя корни, забывая традиции, искажая историю, общество теряет себя, оно больше не может представлять собой единство силы и духа народа. Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полноправным членом общества, который будет богат духовно и разносторонне развит. В современном мире мы по-другому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Таким образом, народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях....» [2, с. 53].
В энциклопедическом словаре народная культура определяется как культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами - людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования.
Словарь по педагогике следующим образом раскрывает сущность понятия «народная культура» - это культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Включает в себя мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки и т.д. Она связана с традициями данной местности и демократична, поскольку в ее создании участвуют все желающие.
Исследователь народной культуры Н. Г. Михайлова определяет народную культуру как традиционную культуру, которая включает в себя культурные периоды разных эпох, создателем которых является народ.
По словам Н.И. Усовой, для того чтобы воспитать в ребенке патриота, необходимо взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству [14, с. 431.
Изложение основного материала статьи. Изучив литературу, мы выяснили, что народная культура имеет свои компоненты, основным из которых является устное народное творчество (фольклор). Это песни, частушки, байки, поговорки, пословицы.
Фольклор (слово англ. означает народная мудрость) определяется как устное народное творчество, которое существует в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, песенного искусства.
Изобразительное искусство также является важным компонентом народной культуры. Это декоративно-прикладное искусство, воплощенное в изделиях ремесленников. Это различные виды росписей - хохломская и городецкая роспись, гжельская, жостовская.
Еще одним компонентом народной культуры являются народные традиции, которые являются, также, необходимой частью жизни людей. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. «Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества» [2, с. 26].
По словам Аристотеля, музыка есть необходимый душевный атрибут человеческого существования. «Дело искусства - сохранять душу», - это слова нашего современника писателя В.Распутина. Поэтому еще одним компонентом народной культуры является музыкальное творчество.
В свою работу мы решили разделить на блоки: устное народное творчество, изобразительное искусство, народные традиции и обычаи, музыка. Рассмотрим подробнее каждый блок и работу, проводимую в рамках каждого блока.
Знакомство с народной культурой для ребенка начинается с устного народного творчества. В нем отражается жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
В работе со старшими дошкольниками используются народные сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные, которые могут быть включены в разнообразные режимные моменты [3, с. 17].
Для знакомства с народными сказками нами было организовано занятие на тему «Народные сказки как достояние прошлого». В ходе этого мероприятия воспитатель в русском народном костюме рассказала, что сказки бывают авторскими и народными и подробно раскрыла понятие «народные сказки». С помощью заранее организованной мини-библиотеки народных сказок, мы рассмотрели иллюстрации к сказкам художника Ю.А. Васнецова («Царевна- лягушка», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди» и др.).
Так же мы обратились за помощью к родителям. Совместно с ними нами был организован мини-музей «Наши добрые сказки». В совместных работах дети и родители использовали самые различные материалы для изготовления макетов, поделок, рисунков, которые своим содержанием отражали сюжет какой-либо народной сказки. Сказки выбирали также, в содержании которых были положительные герои, борющиеся с силами зла ради того, чтоб победило добро. Так, в нашем музее нашла свое место прекрасная композиция из соленого теста «Гуси-лебеди», красовалась яркая картина «Царевна-лягушка». В ходе создания нашего музея детки принимали активное участие, проявляли интерес и во многом обогатили свои представления о народных сказках, что способствовало развитию патриотических чувств детей, чувства гордости за наследие своего народа.
Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др. [3, с. 17].
В ходе работы над пословицами мы провели занятие, придерживаясь определенного алгоритма.
На первом этапе мы ввели детей в ситуацию поговорки или пословицы, то есть познакомили детей с ней. Мы использовали пословицы о Родине, чтобы показать, как наши предки воспевали и гордились своей Отчизной. («Родная земля и в горести мила», «Родина мать умей за неё постоять» и тд.).
Следующим этапом нашей работы было объяснение непонятных слов, образных выражений. После этого сначала воспитатель, а затем и сами дети старались объяснить, как они понимают смысл данного выражения. Затем мы вместе с детьми придумали небольшой рассказ, который раскрывал смысл пословицы или поговорки. Для закрепления знаний содержания поговорок и пословиц мы использовали разные формы работы- организовали игру-соревнование «Кто больше скажет пословиц о Родине», конкурс «Нарисуй пословицу», также детям раздавались картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу. Например: на картинке изображена природа и на скамейке сидит грустный человек- «На чужой стороне Родина милей вдвойне»; изображен солдат, защищающий свою Родину - «Где не жить - Родине служить», «Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.» на картинке изображена женщина с ребенком - «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Народные приметы, как еще один компонент устного народного творчества, также активно использовался в нашей работе. Организовывая наблюдения на прогулке, мы познакомили детей с понятием «примета», рассказали, что наши предки, являясь активными созерцателями природы, отмечали закономерности, которые происходили в природе и животном мире, например «Голуби разворковались - к теплу», «Воробьи купаются в пыли - быть дождю», «Ласточки низко летают над водой - к дождю и ветру».
Еще одним элементом устного народного творчества являются былины. В ходе этого нами был проведен мини-проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с былинами, ведь былина- это русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории, героями которой были богатыри, защищавшие нашу землю от врагов. Наша работа состояла из нескольких этапов:
1. Рассказ воспитателя о истории былины, о ее происхождении.
2. Чтение старшим дошкольникам былин в обработке И. В. Карнауховой.
3. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин к былинам (В.М. Васнецов Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», «Три богатыря», «Царь Иван Васильевич Грозный»).
Знакомя детей с былинами, огромное значение мы придавали образу богатырей. Так, к примеру, описывая русского богатыря Илью Муромца, мы не могли обойти стороной главные характеристики: «мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к родине». Каково было наше удивление, когда, прослушав описательные рассказы про богатырей, поговорив об их подвигах, наибольшая часть мальчиков с восхищением разговаривали о богатырях, организовывали игры, где брали на себя роль защитников родины и говорили, что очень хотят быть похожими на них.
Так же, с активным участием родителей в группе оформлен мини - музей «Русская изба». Элементами музея стали подлинные предметы русского быта (стол, самовар, прялка, кочерга, лавки, чугунки, ухваты, домотканые половики, лапти, изделия из бересты).
Старшие дошкольники не только познакомились с традиционно - бытовой культурой русского народа, но и сами проводили экскурсии для детей из других групп.
Русские народные игрушки (яркие матрешки, неваляшки, свистульки.) приносят детям большую радость, поскольку они не только очень красочны, но и занимательны. В нашей группе был организован «Музей народной игрушки».
Таким образом, в ходе нашей работы по приобщению детей к устному народному творчеству, мы делаем вывод, что применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирования патриотических чувств старших дошкольников. Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине.
Задачей второго блока было дать детям знания и представления о декоративно-прикладном искусстве. Все дети по природе своей - творцы и созидатели. В нашей группе была создана творческая мастерская, где дети знакомятся с декоративно - прикладным искусством.
Так, например, для начала нами были проведены ознакомительные занятия по происхождению и истории разных видов росписей (дымковская, городецкая, хохломская, гжель, жостовская). Особое внимание мы обратили на городецкую роспись, где помимо цветов и ярких бутонов, использовались рисунки мощных и расписных коней, с сидящими на них бравыми солдатами.
Затем дети непосредственно знакомились с элементами и узорами росписей. Так, например дети осваивали отдельные элементы дымковского орнамента, на заготовки-силуэты наносили яркие простые узоры, лепили из пластилина дымковских уточек. Эти занятия способствовали художественно-эстетическому воспитанию, развитию мелкой моторики рук и прививали аккуратность в работе [7].
Родители с большим удовольствием принимали участие в работе нашей мастерской. С их помощью была оформлена выставка детско-родительских работ «Дымковская слобода», где были представлены дымковские игрушки, сделанные своими руками.
Также, мы провели ряд занятий, в ходе которых рассматривали картины известных художников современности, которые посвящали свои картины теме войны. Мы использовали такие картины, как И.А. Лактионов «Письмо с фронта», Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», А.А. Широков «За Родину», В.Ф. Штраних «Салют Победы», А.А. Дайнеко «Оборона Севастополя», А.А. Пластова «Фашист пролетел», М.И. Самсонова «Сестрица». В ходе рассматривания и бесед по картине, дошкольники проявляли активность, внимательно слушали рассказы, задавали вопросы.
Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительно искусство имеет огромное значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. Рассматривание картин о войне, развивает у детей такие чувства, как героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины, вызывают желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.
Содержанием третьего блока было ознакомление детей с народными традициями. Мы предполагаем, что работа, проводимая в рамках этого блока, поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной город, их обычаях и традициях, фольклоре.
Ярким проявлением традиций народа является праздник, день, который наполнен радостью и весельем, оставляющий в памяти детей глубокий след. В течение нашей работы в группе проводились большое количество народных праздников «Осенины», «Рождество», «Масленица». На праздниках создавалась атмосфера национального быта.
«Фестиваль народных традиций» стал итоговым мероприятием проекта «Народные традиции». Дети совместно с родителями презентовали продукты проекта - альбомы по разным темам о народных традициях: «Народные праздники», «Русская изба», «Народная игрушка», «Народный костюм». Такая работа пробудила в детях и их родителях интерес к истории и культуре России, обогатила знания детей о народных традициях. Все это способствовало воспитанию гордости и уважения к Родине, воспитанию патриотических чувств.
В настоящее время тоже рождаются народные традиции. Одной из них является проведение «Бессмертного полка». Люди с день Победы несут фотографии родственников, погибших за свободу Родины. Знакомя детей с этой традицией нами было организованно мероприятие «Бессмертный полк». Предварительно, не раскрывая сущности данной акции, мы посетили данную выставку и вернулись в группу. Затем, нами была организована беседа о том, что же дети увидели. Какого было наше удивление, когда большинство детей с оживлением рассказывали, что подобную акцию они видели на празднике 9 мая, и что многие из них активно принимают в ней участие. На вопрос: «Для чего организуется данное мероприятие?», дети давали очень правильные ответы: «Для того чтобы чтить память защитников», «Чтобы мы не забывали о героях нашей родины». В нашем дошкольном учреждении тоже появилась своя традиция. Мы, совместно с родителями, организовали экскурсию к памятнику Героя России Александра Прохоренко, погибшему в
Сирии. Памятник открыли 4 ноября 2017, в Оренбурге на улице Новой на площади возле стадиона «Оренбург». Мы рассказали ребятам о том, что оказавшись в окружении боевиков, молодой военный вызвал огонь на себя, забрав с собой жизни десятков террористов. Дошкольники, осознавая важность поступка А. Прохоренко, гордились тем, что это наш земляк. Мы возложили цветы к памятнику героя и почтили его память минутой молчания. После нашей экскурсии, наблюдая за детьми в повседневной жизни, мы часто слышали разговоры ребят об А. Прохоренко и об его поступке, многие говорили: «я вырасту, и буду, как наш герой защищать Родину, чтобы мной гордились». Такие экскурсии будем проводить каждый год.
Таким образом, проведенная нами работа показала, что народные традиции воспитывают патриотизм, гражданственность, уважение к историческому прошлому и настоящему своего города, к людям, защищавшим его в годы Великой Отечественной войны; формируют понятия «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству».
Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыкальных произведений при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка Родина- это его мама, близкие родные люди. Это дом, в котором он живет, двор, где он играет и гуляет. Это детский сад с его воспитателями и друзьями. Песни о маме очень прочно вошли в детский репертуар. Такие песни используются нами в разных ситуациях: на занятиях, на праздниках посвященных «Дню Матери», «Дню Семьи», праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта.
Не менее важной формой воспитания детей является патриотическая песня. Огромное значение в рамках воспитания патриотизма у дошкольников имеет тема "Защитников Отечества". Эта тема очень любима детьми, так как основную массу нашей группы составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами, особой популярностью пользуются такие песни, "Бравые солдаты", муз. А. Филиппенко и "Будем в армии служить", муз. Ю. Чичкова. Содержание этих музыкальных произведений созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, похожими на защитников нашей Родины. Именно эта работа стала мотивом нашей совместной работы с родителями воспитанников в рамках проекта «Строки рожденные памятью». В рамках этого проекта мы создали музыкальную картотеку, включающую музыкальные произведения о Великой Отечественной войне. Целью проекта стало создание музыкально -литературного материала, приуроченного к празднику Великой Победы. Мы подобрали ряд интересных наработок, которые были предложены в исполнении педагогов для слушания воспитанникам нашего детского сада.
Также, мы организовали вечер музыки и использовали аудиозаписи с военными музыкальными произведениями («Катюша» М.Исаковский, «День Победы» В. Харитонов, «Мы солдаты» Г. Ларионова, «Три танкиста Б. Ласкин » и др.) [10].
Выводы. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что народная культура - это сложное общественное явление, в котором нашло выражение духовная и материальная жизнь народа. Знакомство дошкольников с народной культурой позволяет сформировать у детей патриотические чувства и любовь к Родине и своему народу.
Литература:
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
2. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И. Г. Гаврилова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 160 с.
3. Гавриш, Н.А. Использование малых фольклорных форм / Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. — 1991, № 9 — с. 16-20.
4. Зимина, И.В. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 1 — с.18-28. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 5 — с. 28-35
5. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
6. Козлова, С.А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1980. - С. 45-74.
7. Литвинова, Л.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
8. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
9. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л. А. Лялина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.
10. Малахова, Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
11. Мельникова, Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Гном-Пресс, 2007.
12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М.Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003; С. 185
13. Поштарева, Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. — 2009, № 5 — с. 24-28.
14. Усова, Н.И. Формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста / Саидова З.Д., Н.И. Усова: Ступень в педагогическую науку: Материалы Международного форума работников образования, Сборник научных трудов. - М.: Спутник, 2014. С. 42-44
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Утешева Татьяна Петровна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (г. Москва); специалист по работе с детьми Марышева Юлия Андреевна Детский развивающий центр «Другальки» (г. Мытищи)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлен опыт работы по созданию условий для совершенствования интеллектуальных возможностей младших школьников, выявлению общей осведомленности ребенка, его словарного запаса, пониманию количественных и качественных соотношений, выявлению уровня логического мышления, математических способностей. Представлены результаты реализации программы развития когнитивных познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством комплексного применения системы специально организованных занятий.
Ключевые слова: интеллект, воспитание, развитие, интеллектуальные способности, ментальный опыт индивида, творческие способности.
Annotation. The article presents the experience of creating conditions for improving the intellectual capabilities of younger students, identifying the General awareness of the child, his vocabulary, understanding of quantitative and qualitative relations, identifying the level of logical thinking, mathematical abilities. The article presents the results of the program of development of cognitive cognitive processes of children of primary school age through the integrated application of a system of specially organized classes.
Keywords: intelligence, education, development, intellectual abilities, mental experience of the individual, creative abilities.
Введение. Повышение интеллектуала нации и развитие творческой личности, способной решать нестандартные задачи, является одной из актуальных целей образования на современном этапе.
Проблема исследования интеллекта, интеллектуального развития, интеллектуальных способностей человека является одной из древнейших и одновременно актуальнейших проблем современного образования.
Исследованию интеллекта посвящены работы А. Бине, Ф. Гальтона, Дж. Мейера, Ж. Пиаже, Р. Стенберга, Ч. Спирмана, Д.Флина и др. Отечественные психологи, вслед за Л.С. Выготским, в качестве основного направления интеллектуального развития выделяют овладение психологическими средствами: Ж.И. Шиф, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.
Изложение основного материала статьи. Понятие «интеллект» от англ. Intelligence как объект научного познания было введено английским антропологом Ф. Гальтоном в конце XIX века. Последующие работы были связаны с попытками структуризации данного понятия и выделении его в содержании личностного фактора. Выделим следующие подходы к пониманию сущности интеллекта:
- феноменологический - интеллект объясняется в контексте организации феноменального поля сознания (М. Вертгеймер);
- психометрический - интеллект рассматривается как измеряемый тестами интеллекта (А. Бине);
- социокультурный - интеллект воспринимается в качестве процесса социализации, а также влияния на него культуры (Л.С. Выготский, П. Ружгис);
- биологический (генетический) - интеллект выступает как генетически обусловленный адаптационный механизм, который способствует приспособлению человека к различным условиям и выступает в качестве способности личности сосредоточивать свои умственные усилия на усвоении и применении информации на практике, правильно реагировать и находить пути решения проблемных ситуаций (Ж. Пиаже);
- процессуально-деятельностный - интеллект трактуется как особая форма человеческой деятельности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, И.Ф. Талызина);
- образовательный - интеллект рассматривается как фактор и результат целенаправленного обучения, в частности как «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), как способность или один из факторов обучения (В.М. Дружинин, С.А. Корнилов):
- информационный - интеллект воспринимается как совокупность процессов переработки информации в процессе решения сложных логических задач, как аналог компьютера (Г.Ю. Айзенк, В.А. Звегенцев);
- функционально-уровневый - интеллект выступает как система разно уровневых познавательных процессов (Б.Г. Ананьев), как иерархия (гетерархия) познавательных процессов (Б.М. Величковский);
- регуляционный - интеллект объясняется как фактор саморегуляции психической активности (Р. Стенберг);
- метакогнитивный (интегративный) - интеллект рассматривается как многоаспектный, интегрированный конструкт (Г.Г. Андреев, В.Ю. Крамаренко, В.Е. Никитин, М.Л. Смульсон, М.А. Холодная).
Среди всех определений следует отметить определение М.А. Холодной, рассматривающей интеллект в качестве формы организации ментального опыта субъекта, системы психических механизмов, обуславливающих возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего [3]. М.А. Холодная считает, что настоящей феноменологией интеллекта является не его свойства, а особенности состава и строение индивидуального ментального опыта, который «изнутри» предопределяет различные проявления интеллектуальной активности субъекта [7].
Многие ученые рассматривают интеллектуальные и творческие способности человека в структуре интеллекта как отдельные виды. Вопрос о соотношении интеллекта и творчества получило определение в концепции интеллектуальной активности Д.Н. Богоявленской. По мнению автора, качества личности объединяет все виды творческой деятельности и определяется как интеллектуальная активность.
На основе исследований П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера и др. можно сделать вывод о том, что интеллектуальна и творческая деятельность являются компонентами единой