Научная статья на тему 'Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой на интегрированном музыкальном занятии'

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой на интегрированном музыкальном занятии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
935
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC ACTIVITIES / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-SCHOOL EDUCATION / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / МУЗЫКА / MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орехова Т. Н.

В статье обоснована актуальность темы исследования и проведен теоретический анализ взаимосвязи видов искусства с разными видами художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рассмотрена современная педагогическая концепция построения занятий в дошкольной организации. В статье уделяется внимание интегрированию музыкального занятия и ознакомлению с храмовой архитектурой, деревянным зодчеством, дворцовой архитектурой. Акцентируется значимость архитектуры как вида искусства, способного формировать у детей навыки социальной, коммуникативной культуры, чувства патриотизма, гармонии формы и содержания. Исследуется взаимосвязь музыки и архитектуры на примере формирования у детей восприятия звуков разной высоты, тембровой, ладовой окраски. Подчеркивается важность принципа интеграции образования как условия формирования ассоциативного образного мышления у детей. Доказана необходимость использования интеграции видов искусства и различных художественно-творческих деятельностей детей для полного общения с миром творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Орехова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senior preschool children's acquaintance with architecture at the integrated music lesson

The article grounds the theme of research relevancy and provides theoretical analysis of correlation between some kinds of arts with different kinds of artistically-creative activity of preschool children. It reviews modern educational conception of structuring lessons in preschool organization. The attention focuses on integration of a music lesson and acquaintance with cathedral architecture, wooden architecture, palace architecture. The importance of architecture as a kind of art is underlined due to its ability to form social skills, communicative culture, patriotic feeling, sense of shape and content harmony. The paper analyses correlation between music and architecture on the example of forming in children perception of sound with different height, tune and tone. It highlights the importance of principle of integration of education as a condition of forming associative thinking in children. The necessity of using integration of different kinds of arts and artistically-creative activities for children for profound communication with the world of art is proved.

Текст научной работы на тему «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой на интегрированном музыкальном занятии»

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Орехова Т.Н.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АРХИТЕКТУРОЙ НА ИНТЕГРИРОВАННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

Актуальность воспитания талантливых, всесторонне развитых людей, уважающих и любящих культурные традиции своего народа, становится в последнее время общегосударственной необходимостью. Это объясняется острой потребностью современного общества в творческой личности, обладающей не только высокой активностью, умением принимать нетривиальные решения, способностью нестандартного поведения, но и развитым чувством патриотизма и любви к своей Родине. Как показывают научные исследования, именно детство является наиболее чувствительным периодом в жизни ребенка для вовлечения и приобщения его к творчеству. Однако, в настоящее время назрела необходимость в создании научно-обоснованной методической литературы, содержащей практические разработки и рекомендации занятий, которые могут быть использованы педагогами в своей работе. Все это вызывало необходимость изучения этой проблемы.

Роль эстетического воспитания огромна в развитии ребёнка в целом и формировании его как всесторонне развитой личности. Как указывает Т.С. Комарова «... Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной)» [6;27]. Что подразумевают, когда говорят о средствах эстетического воспитания? Это, прежде всего, искусство, как классическое, так и народное; природа и окружающая жизнь; эстетически развивающая среда и художественные деятельности, благодаря которым ребенок наиболее полно приобщается к художественно - эстетическому опыту всего человечества. Мы полностью согласны с Т.С. Комаровой, которая рассматривает ознакомление детей с искусством и их художественно-творческую деятельность разного содержания как «... органическую часть воспитательно -образовательной работы детского сада, в процессе которой решаются как общие задачи воспитания и развития, так и специфические для каждого вида искусства и художественной деятельности задачи» [6;28].

Занятие в дошкольной организации (ДО) является специально организованной формой обучения, основанной на игровой деятельности (подвижной, сюжетно-ролевой, игры-драматизации, дидактической), а также на использовании других специфических для дошкольников видов деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной . Так что же такое интеграция? Интеграция (от латинского integratio «соединение») — процесс объединения частей в целое. Стоит отметить, что в области дошкольной педагогики также проводилась большая работа по применению взаимосвязи искусства с разнообразными видами художественной деятельности. Понятие интеграции в воспитательно - образовательной работе в ДО впервые сформулировала Т.С. Комарова. Занятия основываются на интеграции, т. к. принцип интеграции базируется на ряде положений, вытекающих из специфики искусства. Таким образом, на познании ребёнком выразительных средств каждого вида искусства и понимании им того, что образ одного и того же явления или объекта в разных видах искусства создается специфическими, присущими только этому виду искусства средствам выразительности и базируется принцип интеграции разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются интегрированные тематические занятия [7]. Интеграция способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей [11]. И.Н. Куланина отмечает, что определяя доминантный вид искусства при интеграции, необходимо учитывать характерность и соответствие его данному детскому возрасту [8]. При интеграции следует учитывать «закон художественной доминанты», согласно которому доминирует базовый вид искусства, является стержневым. Именно вокруг этого стержня объединяются другие виды искусства, формы работы и художественной деятельности [6].

Рассмотрим использование интеграции разнообразных форм образовательной деятельности для развития художественно-творческой одаренности детей 5-7 лет на музыкальных занятиях, опираясь на фундаментальный труд Ю.Б. Бо-рева «Эстетика». Искусство многообразно и представлено в определенных своих видах [1].

Многообразие видов искусства позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Такой интегрированный подход к осуществлению образовательной деятельности на музыкальных занятиях способствовал работе педагогического коллектива ГБОУ «Школа №514» здание №6 (Дошкольное отделение) г. Москвы. И помог в решении задач воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста, не нарушая психоэмоциональный комфорт воспитанников и формируя у них эстетические вкусы, познавательные интересы к истории и культуре города, в котором они живут. Занятия были всегда насыщенными и увлекательными. Дети с удовольствием участвовали как в индивидуальных творческих заданиях, так и в коллективных проектах, импровизировали на музыкальных инструментах, экспериментировали с красками и формами, создавали новые художественные образы на основе полученных знаний. В нашей

работе мы опирались на исследование музыкальных способностей. Покажем это на примере некоторых интегрированных циклов. Работа по каждому циклу осуществлялась как на нескольких занятиях, так и в течение 2-4 недель.

Цикл «Музыка архитектуры музея-заповедника «Коломенское».

Работа по данному интегрированному циклу была разделена на несколько блоков, что позволило объединить педагогов и детей, а также и их родителей общим интересом, творческим поиском, стремлением создать не только композицию , но и построить целый макет музея Коломенского, провести яркий народный праздник.

1. Народно — патриотический и исторический блок. Знакомство детей с историей Коломенского и неразрывной связи этого ансамбля с историей всей России.

Перед началом работы был проведён опрос детей и родителей и было определено, а все ли дети бывали в музее-заповеднике «Коломенское», знают его историю и интересуются памятниками архитектуры? Читают ли родители детям сказки, рассказывают им об истории нашей страны? А также посещали ли они экскурсии на территории музея-заповедника «Коломенское». После полученных результатов было предложено родителям принести фотографии с прогулок с детьми в музее-заповеднике «Коломенское». Воспитатели провели беседу об истории музея-заповедника «Коломенское»: о неразрывной связи архитектурных сооружений с историей Москвы и России.

2. Изобразительная деятельность.

а) Детям было предложено нарисовать запомнившиеся им образы музея-заповедника Коломенское. Из детских работ была создана выставка.

б) Изучение с детьми техники работы с папье-маше на занятиях по изобразительной деятельности.

в) Для детального изучения были выбраны Церковь Вознесения и Домик Петра. Анализ архитектуры этих объектов будет использоваться и на занятиях по музыкальной деятельности.

г) Создание коллективной работы по изобразительной деятельности макет «Музея - заповедника «Коломенское».

3. Музыкальная деятельность.

а) Ознакомление детей с творчеством русских композиторов: А. Гурилева, П.И. Чайковского.

б) Обучение игре на народных шумовых инструментах.

в) Обучение русским народным танцам: Кадриль, Камаринская.

г) Ознакомление детей с основами архитектурной и музыкальной грамотности. Проведение «параллели» в музыке и в архитектуре на изменении высоты звука, умении чувствовать ритм, гармонию в музыке и в совершенных архитектурных формах.

Почему было выбрано интегрирование музыкального занятия и ознакомление с архитектурой? Архитектура — это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать

потребности человека в жилье и общественных помещениях [1;509-517]. «Архитектура закрепляет присущие данному обществу схемы деятельности и человеческих отношений; уже тем самым она служит целям социализации личности» [5;5]. Архитектура должна удовлетворять потребностям человека и общества в целом. Таким образом, архитектура, создавая ценности материальные, создаёт ценности духовные [5;7]. Отличительной особенностью функций архитектуры среди других видов искусства является ее способность создавать основу среды, в которой существуют произведения этих искусств, то есть организующая функция архитектуры, что делает возможность их синтеза. История музея - заповедника «Коломенское» неразрывна с историей России. Рассказывая о ней, мы формируем чувство патриотизма, любви к родному краю. Рассмотрим архитектуру Домика Петра в музее - заповеднике «Коломенское». Необходимо заострить внимание детей на том, что этот дом очень похож на обычные крестьянские дома того времени, состоит из одного этажа и построен из бревен. Выяснить, знают ли они, кто такие крестьяне? Предложить детям прослушать и спеть песню «Домик-крошечка» музыка А. Гурилева, слова С. Любецкого, при этом они смотрят слайд-шоу из фотографий русских деревянных изб, далее им даётся задание: создать свой образ музыки в творческой импровизации, исполняя музыкальную импровизацию «Русская деревня». Ребята самостоятельно выбрали атрибуты, которые на их взгляд наиболее полно позволят раскрыть образ русской избы — это деревянные ложки, трещотки, бубенцы. Свободно импровизируя, они старались передать характер музыки в игре на шумовых музыкальных инструментах, в итоге получился настоящий оркестр. И здесь, когда дети прочувствовали музыкальный образ в импровизации, мы еще раз подбираем эпитеты, соответствующие теме: какие русские избы деревянные, резные, украшенные искусной резьбой, какие окошечки и т.д. Сохраняя подвижный темп занятия, и тем самым, усиливая впечатления от всего происходящего, детям предлагается передать цветовой палитрой настроение музыки, процесс развития музыкального образа. Детей предварительно делят на 3 подгруппы, каждая из которых занималась определенным видом деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием. Коллективная деятельность способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка. Для активизации внимания детей, желания услышать музыку, понять ее, в продуктивной деятельности выразить свои впечатления, были использованы разные педагогические приемы: игровые, словесные, наглядные, практические. Для изучения архитектуры церкви Вознесения в музее - заповеднике «Коломенское» мы ставили следующие задачи: обратить внимание детей на величественность, совершенство формы, на красоту здания. Рассказ о здании храма подкреплялся прослушиванием детьми произведений «Утренняя молитва» и «В церкви» П.И. Чайковского из его «Детского альбома». Светлая гармония музыки Чайковского как нельзя лучше передает своеобразие и красоту церкви. Устремленность ввысь в облике храма, цельность и совершенность его формы помогает легче объяснить детям в музыке, что такое музыкальный звукоряд и разная высотность нот. Используем при этом методику релятив-

ной сольмизации Золтана Кодая. [9]. В сочетании с релятивными слогами часто используется система ручных знаков Джона Спенсера Кернера.

( степень

\1 сгейеп

III сгрпи

IV сту^нь

Ручные знаки хорошо запоминаются, так как имеют два уровня наглядности - зрительный образ соединяется в них с мышечно-моторным чувством, что очень важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети знакомятся с ручными знаками подражательным путем: педагог поет мелодический мотив с названиями ладовых ступеней, показывая при этом ручные знаки, а учащиеся повторяют его действия. Применение методики релятивной сольмизации способствует развитию у детей ладового, тембрового слуха, а также развивает у ребёнка чистое интонирование [2]. Средствами выразительности и в музыке, и в архитектуре является ритм, развивающийся как по вертикали, так и по горизонтали. Примеры такой ритмической организации мы и наблюдаем в архитектуре храма Вознесения. Архитектурный облик церкви Вознесения простой и ясный, стремительный и монументальный. Церковь построена из кирпича, имеет архитектурные детали, выполненные из белого камня. Такой же горизонтальной и вертикальной ритмической организацией обладает и музыка П.И. Чайковского. В произведении «В церкви» из его «Детского альбома» - строгая последовательность четвертных аккордов (горизонтальный ритм) в восходящем движении мелодии (вертикальный ритм). Слушание такого произведения знакомит детей с особым жанром классической музыки - духовной, пробуждает у них интерес к хоровой и органной музыке. Рассматривая изображение храма Вознесения Господня, детям предлагается ответить на вопросы: «Что напоминает собой форма здания?», «Чем здание церкви отличается от других зданий?». Сравнивая величественный характер архитектуры с образом лебедя или свечи, педагог приглашает девочек исполнить русский народный хоровод «Лебедушка» на музыку архангельских песнопений. Чем больше ассоциаций возникнет у детей, тем более это способствует развитию творческого восприятия и формированию творческого мышления [12].

Цикл «Музыка архитектуры дворцов Москвы»

Мы считаем, что главной темой интегрированных занятий этого цикла должно стать знакомство детей с такими музыкальными жанрами как балет и опера, вальс и полька через знакомство с дворцовой архитектурой. Как показывает практика, участие нескольких педагогов в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия. Поэтому, каждое интегрированное занятие предполагает активное участие музыкального руководителя, воспитателя. Составляя циклы занятий, следует хорошо продумать, с какого занятия лучше начать тот или иной цикл [4].

Данный интегрированный цикл начнем со знакомства с литературным сюжетом. Детям прочитали сказку Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», а затем рассказали, что великий русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к либретто М. Петипа по мотивам сказки Гофмана. Таким образом, дети постепенно подводятся к понятию балета, как вида музыкально-театрального искусства. Через осознание того, что в балете органично сочетаются и музыка, и танец, и драматическое действие, и элементы изобразительного искусства (декорации, костюмы, атрибуты), а этот жанр музыкально-театрального искусства показывают в театре, например, в Большом. Причем здание Большого театра само по себе уже является дворцом. После чтения сказки, детям показали мультфильм «Щелкунчик», в котором тоже звучит музыка П.И. Чайковского. А герои этого мультфильма прекрасно танцуют вальс, под музыку «Вальса цветов» из одноименного балета, а также польку. Музыка П.И. Чайковского настолько образна, что для характеристики главных героев не требуется слов. Дети с интересом смотрели мультфильм, ненавидели Короля мышей, громко его прогоняли и сочувствовали Маше и Щелкунчику. «Я не буду играть роль мышиного короля!»,- сказал один мальчик. Все хотели быть Щелкунчиком, героем. На последующих музыкальных занятиях слушаются с детьми музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик », характеризующие главных героев: Мари (Маша), Феи Драже (Па-де-де), Феи Чай (Китайский танец), Феи Шоколад (Испанский танец), и музыкальные темы основных событий сюжета : Увертюра, Сражение, Вальс снежных хлопьев (Танец снежинок), Вальс цветов, Апофеоз. Затем показываются видеофрагменты из балета «Щелкунчик», чтобы дети увидели, как двигаются артисты балета, как с помощью танца, мимики и жестов передают образ героев и драматическое действие. В дальнейшем рассказывают детям о театре, как об архитектурном здании - дворце. Рекомендуют посетить по возможности вместе с родителями. При ознакомлении с архитектурой Большого театра делается акцент на то, что это здание предназначено для музыкального -театрального искусства. Здание Большого театра - это один из лучших примеров русской классической архитектуры. Знакомство с архитектурой театра помогает представить детям масштаб здания для театрального искусства, как места проведения яркого зрелищного мероприятия [3]. А само здание театра стало одним из символов России, как и Кремль. Всё это способствует формированию у детей позитивного отношения к театру. Следуя принципу межпредметной связи, одно-

временно детям на занятиях по изобразительной деятельности предлагается нарисовать героев сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», а также изобразить здание Большого театра. Итоговым интегрированным занятием, которое проходит в музыкальном зале, станет постановка по мотивам сказки Гофмана «»Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского из одноименного балета. Перед его проведением воспитатели настраивают детей на его «необычность», важность, создавая, таким образом, атмосферу радости и увлеченности происходящим. Мы рекомендуем проводить этот интегрированный цикл накануне Нового года.

Хочется обратить особое внимание на использование информационно-коммуникационных технологий при разработке и проведении не только открытых интегрированных занятий, но и при организации педагогического процесса в целом. Применение презентаций, мультимедийного оборудования, безусловно, усиливают впечатления детей, делают учебный материал еще более интересным, увлекательным и запоминающимся. Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения с взрослыми, развивают художественно-творческую одаренность ребёнка [6]. Интегрированные занятия улучшают музыкальные способности детей и формируют у них познавательный интерес к жизни [10]. В процессе художественного общения происходит обмен эстетическими ценностями между ребёнком и художником, педагогом и художником. При этом педагог, как эстетически развитая личность, помогает ребёнку выстроить художественный диалог, достигнуть с автором взаимопонимания через овладение языком искусства. В дошкольном возрасте дети импровизируют разнообразные телодвижения к пению, игре на музыкальном инструменте. Характер мелодических и поэтических образов дети выражают сначала в ритмических импровизациях, но в то же время у них формируется ладовая настройка слуха. Дети находят выразительные интонации, не имея понятия о нотах, звукорядах и т. д. Понятийное мышление детей направляется на разнообразные свойства музыкального исполнения (темп, динамику, артикуляцию). Основная деятельность - игровая. В процессе художественного общения формируется коммуникативная культура ребёнка [4].

Следовательно, из всего вышесказанного, перед педагогом возникают задачи, которые ему необходимо решать: развивать общение детей друг с другом, поддерживать их взаимный интерес друг к другу; формировать у ребёнка внутреннюю потребность в общении с искусством; формировать активность восприятия произведений архитектуры; научить детей знанию языков различных видов искусств (музыки, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра) и овладевать соответствующими навыками их восприятия и воображения. Восприятие является высшей психической функцией головного мозга человека и необходимым этапом познания, тесно связано с вниманием, памятью и мышлением [12]. Показателем уровня восприятия являются ассоциативные представления. Чем больше у детей возникает ассоциативных связей, тем луч-

ше у детей развито воображение — основа любой художественно-творческой деятельности. Таким образом, необходимо создавать для детей дошкольного возраста интегрированные занятия для их плодотворного общения с миром искусства. Широко привлекать родителей к участию в мероприятиях художественно-эстетического цикла, раскрывать важность совместных походов по историческим и культурным местам Москвы, обращать при этом внимание на здания, окружающие памятники культуры и архитектуры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Борев Ю. Б. Эстетика.- Смоленск: Русич, 1997.- 575 с.

2. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку./ Пособие по сольфеджио для подготовительного и первого классов детских музыкальных школ. Изд.2-е - М.: Советский композитор, 1987. - 197 с.

3. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с архитектурой./ Методическое пособие/под редакцией Грибовской А.А.-М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.

4. Зацепина М.Б. Художественно - эстетическая деятельность как основа всестороннего воспитания ребёнка/ Под общ. ред. Комаровой Т.С., Зацепиной М Б. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. - 251 с.

5. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985.- 176 с.

6. Комарова Т.С., Зацепина М.Б, Интеграция в системе воспитательно - образовательной работы детского сада.- М.: Мозаика — Синтез, 2014.- 144 с.

7. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей, М.: Педагогическое общество России, 2000-2005. - 128 с.

8. Куланина И.Н. Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников. - М. РИЦ, 2008. 229 с.

9. Музыкальное воспитание в Венгрии. / Составитель Л.А. Баренбойм -М.: Советский композитор, 1983.- 400 с.

10. Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина.- М: АСИ, 2014. - 321 с.

11. Пелих Е.А. Художественная среда в эстетическом воспитании детей, её сущность и структура// Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.- С.259-261.

12. Савенков А.И. Психология детской одаренности: Учебное пособие - М: Генезис, 2010. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.