"Культурная жизнь Юга России "
56 —
М> 1 (26), 2008
туалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004. С. 26, 30, 15.
5. Кузнецов М. М. Виртуальная реальность... С. 62.
6. http://www.computerra.ru/23/15/litml
7. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2002. С. 224."
8. Фрумкина Р. М. Вечно зеленое дерево теории// Человек" 1999. № 4. С. 24.
9. Дрейфус X. Ш Телеэпистемология: последний рубеж Декарта // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004. С. 98.
10. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994. С. 96.
11. Касавин И. Т. Язык повседневности: Между логикой и феноменологией // Вопросы философии. 2003. № 5. С. 14-24; Кащеев С. И. Метафизический бунт как способ выхода за пределы
пространства повседневности // Философия и психология власти: структура, личность, ин-терконтекстуальность. Саратов, 2003. С. 52-62; Квасова И. И. Повседневность - коммуникативное пространство социума // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. М., 2001. № 1. С. 117-126; Ма-гомедова А. А. Феномен повседневности: (Социал.-филос. анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2000; Никитин С. А. Повседневность // Современный философский словарь... М., 2004 С. 519-520; РЦавеяев С. 11. «Синяя птица» повседневности: (Этюды к антропологии обыденного сознания). Курск, 2002 и др.
12.11Кр/7:\\\\\\./и anic-sila.ru/onlmc/issuc_2203 1пт1
13. Там же.
14. Прохоров А. Эффективный поиск в Интернете // Компьютер-пресс. 2006. № 2. С. 40-45.
15.1Шр://ni.wikipcdia.org /\\ iki
Д. А. ГОРБАЧЕВА, И. Г. ГАЛУШК0
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ ТУРИЗМА
Одно из главных стратегических направлений в организации региональной системы развития творческих ресурсов детей и молодежи в сфере туризма и досуга сегодня - это проблема развития образовательно-творческого потенциала личности, начиная с раннего возраста, особенно в период каникул и отдыха на природе. И здесь приоритетной задачей профессиональной подготовки студентов туристского профиля становится формирование не только интеллекта учащихся, но и их духовной, эмоциональной сферы, творческого подхода к труду, что является условием успешности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации вы пускников.
В настоящее время руководителей детских лагерей готовят только на спецкурсах, и главным направлением деятельности в решении этой проблемы становится подготовка специалистов новых направлений, таких как аниматоры, организаторы туристского досуга, маркетологи туристских услуг в рамках специальностей «Социально-культурная деятельность», «Социально-культурный сервис и туризм». По оценкам многих специалистов большая часть школьников нуждается в лечебно-оздоровительном отдыхе и творческом досуге. Напрашивается вывод, что в сложившихся условиях для детских лагерей нужно готовить самый широкий спектр специалистов: педагогов, психологов, логопедов, арт-терапевтов, что поможет как сохранить целостную систему развития детского отдыха, так и внедрить в детских лагерях новые профили, а именно: образовательный, творческий, спортивный и др.
На сегодняшний день в России насчитывается около 300 стационарных оздоровительных лагерей и свыше 4000 профильных. В то же время многие из них находятся в плачевном состоянии.
В прошлом году специалисты выяснили, что в 2% лагерей нет столовых, в 39% не предусмотрены библиотеки, а 2/3 детских оздоровительных учреждений не располагают бассейнами.
Краснодарский край обладает далеко не исчерпанным потенциалом для оздоровления и образования детей. Из информации о 63 лагерях, представленной на сайте Camps, su/cat.php каталога лагерей и туров, следует, что 38 лагерей (63,49%) имеют традиционный профиль, 5 (7,9%) - приключенческий, 5 (7,9%) - языковой (английский язык), 5 (7,9%) - образовательный, 3 (4,7%) - спортивный, 2 (3,17%) - творческий, 1 (2,7%) - военно-патриотический, 1 (2,7%) - международный. Отрадно, что из 63 лагерей 16 составляют лагеря Краснодарского края (25,39%), однако их профиль традиционный (за исключением «Морских котиков» с военно-патриотическим профилем).
Организаторами создания нового лагерного профиля - образовательного, творческого, приключенческого, спортивного - стали специалисты Московской области, а также Болгарии, Мальты, Ирландии, Эстонии. Представленные
№ 1 (26), 2008 "Культурная жизнь Юга России "
— 57
лагеря в основном из Анапы («Дружба», «Золотой берег», «Зори Анапы», «Маяк», «Прометей», «Черноморец», «Юбилейный», «Тимуровец»). Анализ данной информации позволяет сделать вывод об отставании инновационной составляющей распорядка дня в детских лагерях побережья Черного и Азовского морей. Опросы показали, что сегодня уже далеко не всех родителей устраивает только традиционный отдых, с каждым годом растет спрос на комбинированные программы обучения с насыщенной программой второй половины дня.
К сожалению, многие турагенства Краснодара не хотят работать с детьми из-за повышенной ответственности за их безопасность, хотя в мировой практике детский и молодежный туризм считается самым прибыльным. Опросы, проведенные силами студентов-маркетологов Краснодарского государственного университета культуры и искусств среди 12 известных ту-рагенств («Праздник», «Руссо Туристо», «Май-тур», «Круиз», «Курортник.ру», «Рафт-база». «Три кита» и др.), показали, что 91% турфирм развивают пляжный туризм, 50% - лечебный, 41% - религиозный, 16% - спортивный и 8% -образовательный.
Исследования показывают, что в целом сфера отдыха и оздоровления детей стала выходить из режима выживания. Наш сервис в летних лагерях пока явно не отвечает мировым стандартам, но они обладают большим оздоровительным (в том числе и психологическим потенциалом). Руководители разных рангов ищут возможности для расширения мест отдыха детей и молодежи, и такой опыт на постсоветском пространстве есть. Не случайно местом проведения совещания «Проблемы и перспективы деятельности Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения (МАДЮТК)» 16-18 октября 2007 года стал г. Уральск (Казахстан). Делегация познакомилась с деятельностью туристско-оздоровительного комплекса «Евразия», девиз которого - «Здоровье, отдых и красота». Мероприятия, проводимые в нем, представляют четыре направления: 1) спортивно-оздоровительные (веселые старты, волейбол, сказочная эстафета, скалолазание, утренняя зарядка, купание на реке Деркул, фиточай); 2) познавательные программы (брейн-ринг, эрудит-лото, клуб путешественников, интеллектуальное казино); 3) программы, развивающие навыки общения (походы, отрядные вечера, игры, песни у костра); 4) развлекательные шоу («Алло, мы ищем таланты», «Рыцарский турнир», «Моя прекрасная леди»). Ежегодно проводится конкурс на приз «Хрустальная севрюга» при активном участии школьников из соседних областей.
Стоимость путевки на 20 дней в пересчете с тенге - 3,5 тыс. рублей, что доступно многим семьям, поэтому туда и приезжают школьники из четырех соседних областей. Для сравнения стоимость путевок в 2007 году в соседней Астраханской области России была в детских здравницах «Бережок» - 7000 руб., «Юный железнодорожник» - 7700 руб., Ребячья усадьба
«Чудотворы» - 9500 руб., «Астраханские зори» - 10 000 руб.
Таким образом, обобщение положительного опыта и восстановление тесных связей с бывшими союзными республиками может быть обо-юдополезным и выгодным и для России, и для Казахстана. Наше предложение о тесном сотрудничестве с Краснодарским краем и обменом школьниками в период летних каникул было поддержано всеми участниками Большого совета (МАДЮТК), где участвовали работники детских центров из Москвы, Астаны, Алматы, Уральска, Оренбурга, Твери и др.
Проанализировав основные тенденции развития организации системы отдыха детей и молодежи в дальнем зарубежье, мы выявили несколько направлений развивающих программ, которые условно можно разделить на спортивные и гуманитарные. К гуманитарным относится изучение архитектуры, режиссуры, академические курсы (биология, национальная литература, химия) и др. Так, например, в Словакии для детей, интересующихся режиссурой, организуют уникальные программы «Свет! Мотор! Действие», в ходе которых «юные спилберги» проходят все стадии создания фильма и могут проявить себя в роли актера, режиссера, оператора, научиться монтировать, озвучивать. По окончания курса выпускается свой собственный «шедевр». Ряд европейских стран предлагает программы «спорт+язык».
Набирают популярность в нашей стране программы по развитию личностных качеств. Исходя из этих предпосылок, в учебно-методический процесс КГУКИ (факультет культурологии, социального сервиса и рекламы) и КубГУ (специальности, связанные с работой в детских коллективах) была включена учебно-познавательная деятельность, способствующая развитию творческого потенциала и всех его составляющих (креативные способности, личностные характеристики, развитие творческого мышления, высокая интуитивность, в том числе и фантазия, воображение, коммуникативность, мотивация достижения). Основные составляющие учебно-познавательной деятельности в зависимости от специальности могут меняться. Тренинги на развитие креативности и интеллекта, деловые игры, тесты, спецкурс по развитию эстетического восприятия были включены в отдельные дисциплины, которые выбирались в зависимости от специализации обучения. Одним из ведущих средств, связанных с развитием важнейших компонентов индивидуальной деятельности личности, с ее стремлением к творческому саморазвитию, стал разработанный нами общий спецкурс по развитию творческого потенциала, который знакомит студентов с понятием творчества, креативности, формирует умение использовать свой творческий потенциал в повседневной жизни, эффективно и нестандартно решать профессиональные задачи в различных областях (работа с персоналом, реклама, шоу-бизнес и т. д.).
Назовем лишь несколько блоков, включенных в программу: 1) понятие о творчестве и креатив-
"Культурная жизнь Юга России "
58 —
т 1 (26), 2008
ности; 2) условия актуализации творческих способностей, этапы, стадии и фазы креативного процесса, структура мотивации личности к успеху и поведенческие рефлексы человека; 3) креативность в управлении и управление креативностью, нестереотипность мышления, принятие оригинальных решений, внутренняя творческая среда; 4) логика и интуция, самооценка (комплексы), конфликты и их решения; 5) привлеченные ресурсы и их использование для развития творческого потенциала (знание и навыки, искусство, эстетика, деловое общение); 6) практические методы и инструменты развития творческого потенциала с помощью техник различных сенсорных модальностей (графических, двигательных, акустических), мини-лекции, модерации, групповые дискуссии, практические, письменные упражнения, тесты, анкетирование, игровая деятельность, использование проблемных вопросов, методы оценки творческих идей.
Студенты также пишут курсовые и дипломные работы, посвященные проблемам туризма и досуга, выступают на научных конференциях, на летних каникулах реализуют свои знания, работая воспитателями в детских лагерях края, принимают активное участие в выставках и конкурсах. По итогам нашего проекта «Организация региональной системы развития творческих ресурсов детей и молодежи в сфере туризма и досуга» совместными усилиями его реализаторов был проведен первый вузовский конкурс рекламного плаката «В мире экологии, туризма и досуга» (КГУКИ, 18 декабря 2007 года), в котором приняли участие более 60 студентов ФКССР (1-5-й курсы). Важным моментом в творческой деятельности студентов в ходе подготовки конкурса стало создание пяти
различных творческих объединений (ГОЛОВА, Глушенко - Еремин и др.), что демонстрирует не только умение работать в команде, но является также показателем творческой зрелости участников. Организаторы и лучшие участники конкурса были награждены в четырех номинациях дипломами и ценными подарками.
В рамках решения вышеназванной проблемы важны также следующие организационные меры: 1) руководителям детских лагерей можно рекомендовать маркетинговые исследования и рекламную кампанию, систематически обучать и повышать квалификацию воспитателей; 2) на региональном уровне следует организовывать конкурсы разнообразных анимационных, спортивных, образовательных и творческих программ на создание лучших проектов выходного дня в долинах рек Псекупс и Хатыбс, а также туристических маршрутов молодых: «Юг России - Западный Казахстан»; 3) воспитателям лагерей и студентам помогут обучающие методики, программы и сценарии тренингов: «Тренинг креативности», «Как стать лидером»; 4) заключение договоров о сотрудничестве между ДЮЦТ России и Казахстана будет способствовать развитию детского туризма.
Реализация региональной системы развития творческих ресурсов детей и молодежи в сфере туризма и досуга требует совершенно новых, нестандартных, инновационных подходов, являясь важным фактором оздоровления, креативного образования и воспитания.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и администрации Краснодарского края (проект 07-06-38610а/Ю).
0. А. КУРГАНСКАЯ
К ПРОБЛЕМЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ И МЕТОДОВ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Современная музыкальная педагогика и исполнительство поднимают многие важные проблемы, заметное место среди которых принадлежит развитию концертно-исполнительских, артистических способностей учащихся, формированию у них умения общаться со слушательской аудиторией, демонстрируя при этом свои лучшие качества и свойства.
Важна, разумеется, и способность учащегося объективно оценивать свои профессиональные плюсы и минусы, анализировать причины собственных удач и неудач. Последние чаще всего бывают связаны с мерой и степенью сценического волнения, которое некоторым исполнителям помогает на эстраде, другим же - и таких большинство - скорее мешает, не дает возможности донести до аудитории свои творческие замыслы и намерения.
Решение вопросов, связанных с преодолением (или хотя бы частичной нейтрализацией) сценического волнения учащегося, каждый раз требует от педагога нестандартных, сугубо индивидуальных решений. В то же время есть и такие методологические подходы, которые можно считать достаточно универсальными.
Начнем с того, что волнение музыканта-ис-полнителя - вполне закономерное и естественное явление. Волнуются все - и дебютанты сцены, и