Научная статья на тему 'К проблеме сценического волнения и методов его преодоления'

К проблеме сценического волнения и методов его преодоления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1234
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курганская О. А.

Современная музыкальная педагогика и исполнительство поднимают многие важные проблемы, заметное место среди которых принадлежит развитию концертно-исполнительских, артистических способностей учащихся, формированию у них умения общаться со слушательской аудиторией, демонстрируя при этом свои лучшие качества и свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме сценического волнения и методов его преодоления»

"Культурная жизнь Юга России "

58 —

т 1 (26), 2008

ности; 2) условия актуализации творческих способностей, этапы, стадии и фазы креативного процесса, структура мотивации личности к успеху и поведенческие рефлексы человека; 3) креативность в управлении и управление креативностью, нестереотипность мышления, принятие оригинальных решений, внутренняя творческая среда; 4) логика и интуция, самооценка (комплексы), конфликты и их решения; 5) привлеченные ресурсы и их использование для развития творческого потенциала (знание и навыки, искусство, эстетика, деловое общение); 6) практические методы и инструменты развития творческого потенциала с помощью техник различных сенсорных модальностей (графических, двигательных, акустических), мини-лекции, модерации, групповые дискуссии, практические, письменные упражнения, тесты, анкетирование, игровая деятельность, использование проблемных вопросов, методы оценки творческих идей.

Студенты также пишут курсовые и дипломные работы, посвященные проблемам туризма и досуга, выступают на научных конференциях, на летних каникулах реализуют свои знания, работая воспитателями в детских лагерях края, принимают активное участие в выставках и конкурсах. По итогам нашего проекта «Организация региональной системы развития творческих ресурсов детей и молодежи в сфере туризма и досуга» совместными усилиями его реализаторов был проведен первый вузовский конкурс рекламного плаката «В мире экологии, туризма и досуга» (КГУКИ, 18 декабря 2007 года), в котором приняли участие более 60 студентов ФКССР (1-5-й курсы). Важным моментом в творческой деятельности студентов в ходе подготовки конкурса стало создание пяти

различных творческих объединений (ГОЛОВА, Глушенко - Еремин и др.), что демонстрирует не только умение работать в команде, но является также показателем творческой зрелости участников. Организаторы и лучшие участники конкурса были награждены в четырех номинациях дипломами и ценными подарками.

В рамках решения вышеназванной проблемы важны также следующие организационные меры: 1) руководителям детских лагерей можно рекомендовать маркетинговые исследования и рекламную кампанию, систематически обучать и повышать квалификацию воспитателей; 2) на региональном уровне следует организовывать конкурсы разнообразных анимационных, спортивных, образовательных и творческих программ на создание лучших проектов выходного дня в долинах рек Псекупс и Хатыбс, а также туристических маршрутов молодых: «Юг России - Западный Казахстан»; 3) воспитателям лагерей и студентам помогут обучающие методики, программы и сценарии тренингов: «Тренинг креативности», «Как стать лидером»; 4) заключение договоров о сотрудничестве между ДЮЦТ России и Казахстана будет способствовать развитию детского туризма.

Реализация региональной системы развития творческих ресурсов детей и молодежи в сфере туризма и досуга требует совершенно новых, нестандартных, инновационных подходов, являясь важным фактором оздоровления, креативного образования и воспитания.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и администрации Краснодарского края (проект 07-06-38610а/Ю).

0. А. КУРГАНСКАЯ

К ПРОБЛЕМЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ И МЕТОДОВ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Современная музыкальная педагогика и исполнительство поднимают многие важные проблемы, заметное место среди которых принадлежит развитию концертно-исполнительских, артистических способностей учащихся, формированию у них умения общаться со слушательской аудиторией, демонстрируя при этом свои лучшие качества и свойства.

Важна, разумеется, и способность учащегося объективно оценивать свои профессиональные плюсы и минусы, анализировать причины собственных удач и неудач. Последние чаще всего бывают связаны с мерой и степенью сценического волнения, которое некоторым исполнителям помогает на эстраде, другим же - и таких большинство — скорее мешает, не дает возможности донести до аудитории свои творческие замыслы и намерения.

Решение вопросов, связанных с преодолением (или хотя бы частичной нейтрализацией) сценического волнения учащегося, каждый раз требует от педагога нестандартных, сугубо индивидуальных решений. В то же время есть и такие методологические подходы, которые можно считать достаточно универсальными.

Начнем с того, что волнение музыканта-ис-полнителя - вполне закономерное и естественное явление. Волнуются все - и дебютанты сцены, и

№ 1 (26), 2008

"Культурная жизнь Юга России "

опытные мастера, и нервно-психические нагрузки тоже испытывают все. Отметим, что с возрастом эти нагрузки не уменьшаются, как следовало бы ожидать, а, напротив, увеличиваются: возрастает ответственность за свои действия, одновременно углубляются сомнения в себе, усиливаются опасения сделать что-то «не так» - забыть текст, допустить техническую погрешность и т. п. По мере приближения дня выступления исполнители испытывают все большее внутреннее беспокойство, которое проявляется не только в психологическом дискомфорте, но и в неблагоприятном состоянии рук, всего мышечно-двигательного аппарата. Известный российский пианист Л. Берман сравнивал свои ощущения в предконцертный период с тяжелой грозовой тучей, которая неотвратимо и устрашающе надвигается на него.

Понятно, что в этих условиях музыканту необходима поддержка близких, внимание и чуткость со стороны окружающих людей. Известны случаи, когда несколько нужных слов, к месту и вовремя сказанных педагогом, кардинально меняли внутреннее состояние ученика, придавали ему уверенность в своих силах, что благоприятно сказывалось на его игре.

Можно выделить несколько основных причин эстрадного волнения. Пожалуй, основная и главная среди них - осознание исполнителем того факта, что программа недоучена, не подготовлена так хорошо, как следовало бы ее подготовить. В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Г. Г. Нейгауз, вспоминая слова Н. А. Римского-Корсакова об эстрадном волнении, подчеркивает, что «оно обратно пропорционально степени подготовки» к выступлению (1). Подтверждение этой мысли можно найти и у других известных пианистов. В. Мержанов, например, утверждает, что музыкант волнуется на эстраде прежде всего тогда, когда нечестно готовился к выступлению.

Действительно, педагогам-практикам нередко приходится сталкиваться с тем, что уже на завершающей стадии подготовки ученика к выступлению им не осмыслен тональный план пьесы, не проработана в должной мере партия аккомпанемента, недостаточно прочно выучены те или иные пассажи. В условиях публичного выступления все эти (и другие) факторы могут сделать игру исполнителя неуправляемой, стать причиной серьезных игровых сбоев. Ученик интуитивно предчувствует возможность срыва, отсюда и его боязнь выхода на сцену.

Все вышесказанное приводит к очевидному выводу. Уверенность, которую ощущает музы-кант-исполнитель, тщательно выучивший свою программу, - своего рода психологическая гарантия успешности будущего выступления. Пусть не стопроцентная гарантия - такой не может быть ни у кого и никогда, и все же гарантия, роль и значение которой трудно переоценить. При наличии таковой есть шанс, что музыканту удастся воплотить в исполнении свои художественные задумки, реализовать свой творческий потенциал. Известный российский пианист и педагог Л. Н. Власенко рассказывал, что программы концерт-

ного выступления обычно были у него полностью готовы еще за месяц-полтора до самого выступления. Затем он на некоторое время откладывал эту работу, а потом вновь возвращался к ней, интенсивно и увлеченно занимаясь непосредственно перед выступлением. Возможно, в условиях учебного процесса в ДМШ или в музыкальном училище подобный метод не всегда достаточно реален, однако почерпнуть саму идею у столь авторитетного мастера, каким был Л. Н. Власенко, бесспорно, имеет смысл.

Подобный совет - возвращаться к ранее выученным и уже исполнявшимся на эстраде произведениям - можно встретить и у Г. Г. Нейгауза, который, в частности, советовал время от времени выносить на эстраду наиболее значительные из ранее выученных произведений. Как свидетельствует практика работы со студентами музыкальных училищ и вузов, некоторые произведения, ранее успешно исполнявшиеся молодыми музыкантами, становятся украшением выпускных экзаменов.

Немаловажной причиной нервозности исполнителя перед выступлением можно считать и его чрезмерно завышенную требовательность к себе. Переоценка значимости того или иного события в творческой жизнедеятельности музыканта так же вредна, как и его недооценка; учебно-образова-тельная практика, равно как и концертно-испол-нительская деятельность, подтверждает это со всей очевидностью. Чувство беспокойства и страха бывают нередко «спровоцированы» гипертрофированным стремлением музыканта произвести наилучшее впечатление на слушателей, достичь максимального эффекта, одержать победу в творческом соревновании и т. д. «Эстрадное волнение проявляется только в особых условиях социальных взаимоотношений - на экзамене, концерте, в соревновании, конкурсе, где мнение о себе и социальный статус выступающего подвергаются испытанию» (2).

Возникают, впрочем, и ситуации иного рода. Описывая их, Г. Г. Нейгауз следующим образом диагностировал природу и генетические истоки профессионального волнения крупных мастеров музыкально-исполнительского искусства: «Главная же причина - то высокое душевное напряжение, без которого немыслим человек, призванный "ходить перед людьми", сознание, что он обязан сообщить людям, собравшимся его слушать, нечто важное, значительное, глубоко отличное от повседневных будничных переживаний, мыслей и чувств. Такое волнение - хорошее, нужное волнение» (3). По Г. Г. Нейгаузу, подобное состояние музыканта-исполнителя способствует раскрытию его художественно-образного, артистического потенциала.

Примерно на тех же позициях стоял и известный мастер скрипичной педагогики П. С. Столярский. Ученика следует приучать «спокойно волноваться», считал он. Волноваться на эстраде не только можно, но и нужно, ибо в приподнятом эмоциональном состоянии и зрелый мастер, и учащийся способны ощутить и передать в игре

^ "Культурная жизнь Юга России "

всю глубину художественного образа исполняемого произведения. Настрой на такое состояние, психологическая подготовка к нему в ходе предшествующих занятий - стратегическая задача педагога, решение которой способно существенно уменьшить «издержки» от разного рода сценических стрессов.

В заключение можно сослаться на слова известного российского пианиста Г. Р. Гинзбурга, который считал, что при подготовке к концертному выступлению «необходимо исполнение не только в темпе, но и с тем же запалом, как я буду играть на эстраде, чтобы эстрадное волнение и напор не были неожиданными» (4). В преддверии концерта или экзамена будет полезно организовать для учащихся несколько публичных прослушиваний перед различной по составу аудиторией, участие в которых поможет молодым исполнителям обрести свободу и определенную уверенность в себе перед выходом на эстраду. Такие «пробы» в условиях, максимально приближенных к концертным, помогают музыкантам адаптироваться в сложных сценических ситуациях, научиться контролировать себя и свои игровые действия.

Итак, опыт работы с учащимися свидетельствует о том, что при подготовке к ответственным

№ 1 (26), 2008

выступлениям имеет смысл в течение двух-трех недель до выхода на эстраду увеличивать интенсивность уроков, репетиций в зале и т. п. Однако, когда до выступления остается два-три дня, нагрузку ученика следует существенно сократить. Ему необходимо остаться наедине с музыкой, погрузиться в ее образно-поэтический мир, в ее содержание. Исполнитель должен иметь возможность отдохнуть, набраться сил, настроиться на предстоящее выступление, и тогда можно рассчитывать, что в день концерта он выйдет на эстраду внутренне собранным и мобилизованным, что поможет ему выявить лучшие стороны своего дарования, раскрыть творческое «Я».

Литература

1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982. С. 225.

2. Методические записки по вопросам музыкального образования: сб. статей. Вып. III / ред.-сост. А. И. Лагутин. М., 1991. С. 190.

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры... С. 22.

4. ВицинскийА. В. Психофизический анализ процесса работы пианистов над музыкальным произведением: дис. ... канд. пед. наук. М., 1948. С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.