"Культурная жизнь Юга России" № 2 (53), 2014
44 ■
научная область, объединяющая множество наук. А. В. Соколов, автор книги «Общая теория социальной коммуникации» коммуникацию трактует как опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов и различает материальную, генетическую, психологическую и социальную коммуникации. Последнюю он трактует как движение смыслов в социальном времени и пространстве [5], подчеркивая, что движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается.
В целом поддерживая и принимая данную формулировку, все же считаем необходимым уточнить. Смыслы сами по себе двигаться не могут. Смысл ограничен личностным пониманием. Что бы двигаться смыслы обязательно должны быть выражены в чем-либо внешнем, в какой-либо системе выразительных единиц, что делает их текстами. Именно движение текста в социальном времени и пространстве составляет сущность социальной коммуникации. Тексты же многообразны, они могут быть устными и письменными, вербальными и невербальными, с подтвержденной достоверностью содержащейся информации и без таковой. Рассматривая социальные коммуникации как метасистему, включающую наряду с другими компонентами и документоведение, прежде всего, необходимо определить основной принцип системообразования. Таким принципом объединения компонентов в рассматриваемую метасистему служит родство по объекту. Объектом всех входящих в эту метасистему наук являются процессы информационного взаимодействия
субъектов и социальных групп. Эта широкая формулировка объекта конкретизируется на уровне предмета, который у всех дисциплин разный. Предмет документоведения можно сформулировать как выявление сущности и определение наиболее общих закономерностей документирования как процесса развития, смены форм документа и научного знания о нем.
Указанные задачи и направления конечно же не исчерпывают научную проблематику документоведения. Безусловно, его палитра богаче и разнообразнее. Но для того, чтобы построить здание, нужно сначала заложить фундамент. Общеметодологические проблемы объекта, предмета, термино-системы, места, внутренней структуры документо-ведения и составляют ту фундаментальную основу, без которой развитие теории невозможно. Но до-кументоведение пока не видит и не решает указанных проблем. В этом и состоит задача развития его теории, чтобы найти место каждому фрагменту знаний о документе и обеспечить его интеграцию.
Литература
1. ГрязновБ. С. Теория и ее объект. М., 1973.
2. Основы философии науки: учеб. пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. М., 2005.
3. ГОСТ 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Изд. официальное. М., 1998.
4. Зиновьева Н. Б. Теория документирования: учеб-метод. пособие. М., 2011.
5. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2002. С. 27.
N. B. ZINOVIEVA. SCIENTIFIC DISCIPLINE OF DOCUMENTATION
The problem of the formation of Records as the science of the document and the discipline is considered in the article and the analysis of the prevailing concepts of its teachingis carried out.
Key words: document, the science of document, an academic discipline, the concepts of documentation.
А. А. ГОРБАЧЕВ, Д. А. ГОРБАЧЕВА, В. А. ГОРБАЧЕВА
МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ЛАГЕРЯ: ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
В статье раскрывается сущность международного проекта по совершенствованию предпрофессиональной подготовки старшеклассников в условиях организации палаточного лагеря культурно-познавательной направленности.
Ключевые слова: инновационно-креативная программа, детско-юношеский профориентационный лагерь, этнокультурная деятельность.
Наступивший век ученый мир уже определил веком глобального развития информационных систем и инновационных технологий, большого взрыва культурно-познавательного туризма и позитивной профориентационной подготовки
старшеклассников на профессии туризма в неформальных условиях палаточного лагеря.
Сегодня становится ясным тот факт, что страны, уделяющие первостепенное внимание повышению интеллектуального потенциала своих
«человеческих» ресурсов, подготовки их к инновационной деятельности, займут высшие ступеньки «общественной» лестницы. Вот почему в современных условиях инновационное воспитание в туристско-краеведческой и этнокультурной деятельности превращается в важнейший стратегический фактор, при помощи которого можно формировать новые качества «человеческого» капитала, повышать его творческий потенциал -готовить новые интеллектуально продуктивные поколения.
Наиболее известными современными исследователями детско-юношеского туризма, которые уже оставили важный вклад в его развитие в России, Украине, Казахстане, Белоруссии, [1] можно назвать следующих ученых: В. В. Абрамов,
A. Я. Булашев, В. Ф. Буйленко, А. М. Ветитнев, Д. А. Горбачева, В. М. Зигунов, А. А. Остапец-Свешников, Л. П. Долгополов, И. А. Дрогов,
B. Я. Дихтярев, Г. И. Зорина, Л. М. Кирилюк, Ю. С. Константинов, А. Г. Маслов, О. Б. Мазбаев, Б. П. Пангелов, Н. Е. Пангелова, А. А. Самойлен-ко, В. С. Серебрий, Д. В. Смирнов, В. В. Титов, Г. С. Усыскин, В. П. Фомин, А. Л. Шипко. и др. [2].
Отечественные ученые в основном рассматривают туризм и краеведение прежде всего с точки зрения общественной пользы, но без учета современных тенденций коммерциализации детского отдыха и досуга. Известные зарубежные труды Н. Моргана, А. Причарда, Джона Уокера посвящены, прежде всего туризму как средству отдыха и оказания услуг, без включения воспитательных и культурно-познавательных факторов.
Проект рассчитан на международное участие и привлечение школьников в международный лагерь, который предполагается разместить в курортной зоне г. Сочи, г. Геленджика и других городов Азовско-Черноморской акватории. Проект позволит использовать многие современные образовательные технологии и инновационные воспитательные программы.
Внедрение комплексных инновационных образовательных и этнокультурных технологий в систему деятельности воспитательных центров детско-юношеского туризма, оздоровительных и профильных лагерей - далеко не реализованный потенциал, который эффективно сочетает культурно -познавательный отдых и образовательный досуг.
Поэтому в нашем исследовании в качестве нетрадиционных методов и технологий выработки маркетинговых решений используются: эвристические методы, методы творческого мышления, проекционные методы, тренинги, игровые методы, работа с альтернативными решениями, метод рабочих групп, организация проблемных совещаний, кружки. Методологическими материалами служат также Федеральные целевые программы и стратегии развития России до 2020 г. [3].
Базами исследования будут являться - детские летние лагеря, курорты, турбазы, центры детского
отдыха и молодежи, деятельность турфирм и детско-юношеских центров, учреждения культуры, лабораторий детско-юношеского туризма и краеведения в г. Уральске (Казахстан), в Переяслав-Хмельницком ГПУ им. Г. Сковороды (Украина)
[4].
В условиях увеличения миграционных потоков, деятельность современных культурно-до-суговых учреждений культуры не возможна без укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов на Юге России. Так, в концепции Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (20142020 годы)» от 22 июля 2013 г. подчеркнуто, что одной из ключевых проблем в сфере состояния межэтнических отношений в современной России является сохранение позитивной этнополи-тической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе.
На Юге России проживают более 100 национальностей, поэтому здесь не просто воспитывать толерантность, прививать культуру. Инвестиционная политика Краснодарского края привлекает тысячи мигрантов из Средней Азии, которые придерживаются другого вероисповедания. Они размывают традиционные нравственные ценности народов России, что может негативно сказываться на воспитании детей. На слуху ряд эксцессов, которые не могут не волновать ученых и педагогов.
По нашему гранту организована Всероссийская научно-практическая конференция по развитию культурно-познавательного туризма (г. Новороссийск, на базе детского отдыха « Лукоморье», 20-22 июня 2013 г.), а также с нашим участием проведен Всероссийский научно-практический семинар-конференция «Форсайт санаторно-курортной и туристской сферы» (г. Анапа, 12-13 декабря 2013 г.).
Как стало известно на конференциях от практиков образовательного процесса немало школьных педагогов даже с большим опытом не всегда знают процессы моделирования инновационной деятельности в учреждениях туристско-краевед-ческой направленности, не говоря уже о работниках учреждений культуры, которые не считают до сих пор туризм «полем» применения своих педагогических способностей. Обсуждение проблем позволило выяснить, что выпали из обсуждения работники учреждений культуры, воспитатели профильных лагерей, аниматоры курортно-рекре-ационных и гостиничных комплексов. Особенно остро стоит вопрос воспитания старших школьников, перед сдачей Единого государственного экзамена (ЕГЭ) [5]. Ведь нужно определиться с будущей профессией заблаговременно [6].
Мониторинг данной проблематики показывает, что инновационно-креативное совершенствование системы детско-юношеского туризма и досуга, в том числе туристско-познавательного и
"Культурная жизнь Юга России" № 2 (53), 2014
этнокультурного развития подростков в детских профильных и образовательных лагерях приобретает всё большую восстребованность как у школьников, так и у родителей.
В связи с введением сдачи ЕГЭ для школьников, важно заранее определиться с будущей профессией. В настоящее время остро встаёт проблема выбора профессии. От правильности выбора профиля обучения в
старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнёт свой профессиональный путь молодой человек. Сделает выбранная им профессия его счастливым или несчастным на всю жизнь. Недостаток знаний о своём внутреннем мире затрудняют выбор, делают его недостаточно обоснованным и случайным. Связано это с условиями рыночной экономики и жесткой конкуренцией на рынке труда, где теперь ценятся высококвалифицированные специалисты.
Многие учащиеся не ориентируются в мире профессий, реальных профессиональных требованиях, имеют слабое представление о новых профессиях, а так же перспективах профессионального роста. Подростки этого возраста еще мало задумываются о своих интересах, склонностях, способностях. Не знают, что личностные особенности очень важны при выборе профессии. Для того, чтобы ученик лучше узнал свой внутренний мир, оценил свои возможности, нужна помощь специалистов.
Осведомленность родителей в вопросе правильного выбора профессии оставляет желать лучшего, средства массовой информации предоставляют лишь рекламу различных учебных заведений, загруженность учеников во время учебного года не позволяет уделить достаточно времени профессиональной ориентации. Эта проблема актуальна для школы ещё и потому, что основные усилия педагогов направлены на повышение качества образования школьников. Для этого нужно создать учебную мотивацию. Одной из самых сильных ее сторон является стремление к поставленной цели, которой и может стать любимая профессия и перспективное будущее.
Наш проект инновационно-креативной образовательно-воспитательной программы детей и подростков был поддержан грантом администрации Краснодарского края и РГНФ (2007 г.). Его новизна заключается в том, чтобы объединить в комплекс вопросы отдыха, досуга с профессиональной подготовкой, а также обучением тестированию по ЕГЭ. Модель такой программы предполагает - создание благоприятных условий для укрепления физического и психологического здоровья, воспитания художественно-эстетического вкуса средствами и методами организации активного отдыха и досуга, расширения и углубления знаний по туризму и творческим профессиям, развития инновационных компетенций [7].
Следует отметить, что целостные программы обучения на творческие профессии сферы культуры,
искусства и туризма ранее никем не создавались. В этих условиях актуальным становится открытие про-фориентационного лагеря {летнего и зимнего) для подростков и старшеклассников, которых ориентируют на творческие профессии, в том числе по профилю -организатора туристского досуга и аниматора.
Как известно, наиболее трудно поддаются исследованиям творческие специальности: музыкальные, изобразительные, кино-фото, театральные, хореографические и т. д. Как правило, именно их относят к инновационным профессиям. Однако, в условиях рыночной экономики все специальности направления можно отнести к инновационным, в том числе направление 100.400-Ту-ризм. Будущие бакалавры разрабатывают проекты новых туристских продуктов для внутреннего и въездного туризма, что соответствует формированию профессиональных компетенций.
Современным школьникам, к сожалению, не всегда хватает доброй атмосферы, что удается достичь в дни отдыха на природе. Изучение опыта лучших лагерей позволяет говорить, что увлеченность общим делом, интерес к жизни палаточного лагеря втягивает любых, даже трудных подростков из неблагополучных семей.
Следует напомнить, что термин «инновация» первым применил австрийский ученый Й. Шум-петер, который трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. В нашем же понимании, инновация - это конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, педагогического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом.
Инновационная педагогическая деятельность в работе с детьми понимается как совместная деятельность образовательных, методических учреждений культуры и организаций детско-юношеского туризма и краеведения, направленная на разработку, освоение и информацию о новых образцах практики, создающая и развивающая социокультурную функцию образования в обществе посредством новых образовательных технологий, моделей и методик [8].
Так, например, в построенных новых семейных базах отдыха, летних лагерях Краснодарского края посёлка Витязево (г. Анапа) предусмотрены спортивные площадки для игры в волейбол, баскетбол, настольный теннис, бильярд, оборудован бассейн и площадка для анимационных программ. В распоряжении ребят также спортивный инвентарь. Новым направлением в креативной педагогике и психологии образования детей и молодежи является умелое сочетание летнего отдыха с образовательными программами.
Научная новизна поставленной задачи в проекте, заключается ещё в этнокультурном развитии личности в системе услуг туризма и культуры. Она будет реализовываться как активный,
целенаправленный процесс формирования и развития музыкальной, хореографической, изобразительной этнокультурной и профессионально-педагогической компетенции будущего специалиста сферы культуры и туризма.
Наши опросы, проведенные на заочном отделении факультета социально-культурной деятельности КГУКИ, показывают, что ряд коллективов художественной самодеятельности ДК и сельских клубов Краснодарского края выезжают на Черноморские и Азовские курорты с целью дать концерт для пополнения бюджета. В большинстве учреждений отсутствуют системная туристско-краеведческая работа. Как правило, в таких учреждениях культуры, кружки и любительские объединения туристско-краеведческого направления, отсутствуют. Отсутствует вневедомственные связи между учреждениями дополнительного образования, центрами туризма и учреждениями культуры, что серьезно влияет на качество сервиса в летних лагерях. Дети в таких учреждениях долго не задерживаются, им просто скучно, досуг не несет образовательно-интеллектуальной ценности [9].
Компьютеризация, большая загруженность занятиями, все это откладывает отпечаток на самочувствие большинства школьников и студентов. Эта проблема стоит довольно остро как в России, так и на Кубани. Это огромное поле деятельности, где следует умело сочетать отдых и досуг, тем более с организацией с семейным отдыхом. Таких лагерей практически нет. Родителей в лучшем случае допускают в дни заезда и отъезда, что делает не прозрачным работу детских туристско-оздоровительных центров отдыха и плохо контролируемую и неподдающуюся инновационным технологиям, которые уже апробированы в зарубежном детском игровом воспитании.
Применение игровых форм на досуге и на природе довольно выигрышны в образовательной деятельности по сравнению со школой и имеет далеко еще не исчерпанные возможности, но для этого нужны инновационные разработки, современные технологии методик обучения, на что и ориентировано исследование.
Современная задача состоит в том, чтобы сферу детского отдыха и досуга сделать массовым и круглогодичным. Снизить стоимость услуг и как можно больше охватить школьников и молодежи из низко обеспеченных слоев населения, сделать отдых образовательным и раскрывающим творческие ресурсы личности. Остро стоит проблема оздоровления и анимации молодого поколения. Несмотря на то что туризмом теперь с прошлого года занимается Министерство культуры РФ, на местах туризм все продолжают принимать за инородное тело в сфере культурно-досуговых учреждений. В учреждениях культуры начали открывать секции по туризму. Однако, в большинстве сельских клубов вообще нет таких секций. Дети сами себе предоставлены.
У населения нужно сформировать через СМИ новый подход к зимнему отдыху как образовательно-оздоровительному процессу по раскрытию и развитию творческого потенциала личности и будущего профессионала, а не занимать детей на время каникул программами, которые не несут познавательной или практической ценности. Так, Сочинский зимний кластер буден доступен многим. По подсчетам экспертов предполагается его посещать до 1000 отдыхающих.
Считаем, что детским здравницам и турбазам также следует найти резервы для организации активного зимнего отдыха (с заливкой катков и создания снежных трамплинов).3имний отдых школьников ничуть не хуже, чем пляжный. Зимний комплекс сооружений в г.Сочи тому наглядный пример. Следует перейти на круглогодичный оздоровительный и образовательный отдых и досуг (наглядный пример - круглогодичная работа турбаз «Евразия» и «Самал», под руководством В. П. Фомина, в г. Уральске, Западно-Казахстанской области).
Нами разработана смета материальных расходов на приобретение палаток на 50 человек и всего необходимого оснащения для кухни и т.д.По по нашей смете (по расценкам интернет-магазинов Кубани, на конец 2013 г.) -потребуется около 500 тыс. руб. В турлагерях найдется работа не только волонтерам Сочинской Олимпиады, а также бакалаврам, магистрам и аспирантам. Более 400 студентов и преподавателей КГУКИ были задействованы на открытии и в ходе организации Олимпийских и Паралимпийских игр.
Следует отметить, что нами открыто в КГУКИ новое направление подготовки бакалавров туризма (2011 г.), впервые открыта аспирантура по специальности 13.00.05-Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Сделан первый набор аспирантов, работающих в учреждениях культуры и занимающихся воспитанием детей (2013 г.). Ряд аспирантов кафедры маркетинга и туризма успешно работают по проблемам туристского профессионального образования по специальности 13.00.08 (Теория и методика профессионального образования).
Выводы. Конкретные задачи в рамках проблемы, на решение которой направлен наш проект с международным участием, следующие:
- оказать помощь отделам по курортам и туризму при администрации в проведении мониторинга и в создании федерального реестра детских оздоровительных лагерей, новых памятников культуры;
- предложить варианты программного и экологического туризма с учетом детско-юношеских культурно-познавательных интересов;
- разработать комплексные рекомендации по совершенствованию тематического содержания отдыха и культурно-познавательного и анимационного досуг, в том числе на каникулах;
- создать профориентационный туристский палаточный лагерь;
4g "Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (53), 2014
- предложить обучающие методики и программы тренингов «Тренинг креативности», «Тренинг. Как стать лидером» для развития креативного и творческого потенциала учащихся и студентов в сфере отдыха и досуга;
- разработать программы спецкурсов: «Виды туризма и досуга», «Организация туристской деятельности», «Маркетинговые исследования в туризме », «Туроперейтинг», «Основы туранимации» для внедрения в учебный процесс, а также в образовательных программах летнего отдыха детей и молодежи;
- провести научно-практическую конференцию по разработке проектов культурно-познавательных маршрутов выездного и въездного туризма на «Твердовских чтениях -VI», «Бочаровских чтениях- II » и др.
Ранее нами не ставилось такой конкретной и в то же время широкомасштабной проблемы, касающейся не только комплексного изучения разновозрастных групп детей и молодежи, но и связанной с целевой программой по развитию культурно-по -знавательного туризма.
Наши исследования предполагают дальнейшее изучение проблем интеграции образовательного пространства, изучение инновационных образовательных программ, взаимообогащения социокультурных и туристских технологий, в том числе в системе детско-юношеского туризма, что отражалось в научных сборниках и международных журналах.
Литература
1. Ветитнев А. М., Оргина Е. В. Управление рынком детского оздоровительного туризма: Мо -нография. М., 2012.
2. Самойленко А. А. Теория, методика и практика детско-юношеского туризма. Учебное пособие. Краснодар, 2011. С. 325.
3. Горбачев А. А., Горбачева Д. А., Горбачева В. А. Развитие образовательно-творческого ресурса детей и молодежи средствами туризма и досуга: вклад общественной академии.// Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2012. №4. С. 3547.
4. Абрамов В. В., Булашев А. Я., Горбачева Д. А., Зигунов В. М. Кирилюк Л. М., Пангелов Б. П., Серебрий В. С., Шипко А. Л. См. в журнале Туризм и краеведение: Приложение к Гуманитарному вестнику ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет им. Г. Сковороды». Утверждено ВАК Украины. 2012, 2013, С. 448.
5. Долгополов Л. П., Мазбаев О. Б., Самойленко А. А. См. в сб.: Твердовские чтения - V. (туризм, краеведение, рекреация, экология, образование). Сб. материалов Междун. науч.-практич. конф., г. Краснодар, 26 февр. 2013 г. / Под ред. Горбачева А. А., Самойленко А. А. Краснодар, КСЭИ, КГУКИ. С. 454.
6. Пангелов Б. П., Пангелова Н. Е., Смирнов Д. В., Фомин В. П. Инновационные подходы в турист-ско-краеведческой деятельности системы детско-юношеского и молодежного туризма: проблемы и перспективы развития»: сб. материалов межрег. научн.-практич. конф. с междунар. участием. Памяти Р. И. Бочаровой, 21-22 дек. 2012 г., г. Краснодар. Часть 1 // Под ред. А. А. Горбачева, А. А. Самойленко Краснодар, КСЭИ, КГУКИ, МАДЮТК, С. 288.; Часть 2. С. 196.
7. Горбачев А. А., Горбачева Д. А., Горбачева В. А., Указ. соч.
8. Пангелов Б. П., Пангелова Н. Е., Смирнов Д. В., Фомин В. П. Указ. соч.
9. Горбачев А. А., Горбачева Д. А., Горбачева В. А. Указ. соч.
В статье анализируются упражнения, направленные на изучение учащимися 8-го класса модальных средств выражения потенциальности с использованием публицистических текстов В. И. Лихоносова.
Ключевые слова: региональный компонент, средства выражения модального значения потенциальности, система упражнений, творчество В. И. Лихоносова.
A. А. GORBACHEV, D. A. GORBACHEVА, V. A. GORBACHEVА. PROFESSIONAL ORIENTATION MODEL OF CULTURAL TOURIST CAMP: PLAN OF AN INNOVATIVE PROGRAM OF EDUCATION
The article reveals the essence of an international project of improving pre-service training of high school students in an organization of camp for cultural and cognitive orientation.
Key words: innovative and creative program, junior career-oriented camp, ethno-cultural activities.
В. С. ДУДКИНА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ МОДАЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ СИНТАКСИСА
Современный этап развития методики препо- эффективных путей обучения, ориентированных на давания русского языка характеризуется поиском функциональный аспект изучаемых явлений языка.