Научная статья на тему 'Реформирование профессионального туристского и социокультурного образования'

Реформирование профессионального туристского и социокультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачев Александр Александрович

В свете теории корпоративной педагогики автор рассматривает проблему интеграции студентов в социокультурную среду посредством профессионализации, создания условий для воспитания свободной личности, развития мышления, коммуникативных и практических навыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование профессионального туристского и социокультурного образования»

№ 4 (47), 2012

жизнь Юга России" ^

выработать профессиональный певческий голос -"инструмент" певца и научить его "играть" на нем» [6].

В отличие от академического и народного (для них установлен определенный канон или регламентированное звучание, отклоняться от норм не принято), эстрадный вокал требует импрови-зационности, поиска особой легко узнаваемой манеры исполнения, оригинального сценического образа. Конечно, чтобы добиться этой цели и найти свой стиль пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов.

Специфика освоения эстрадного вокала рассматривается в работах О. В. Далецкого, В. С. Выготского, Ф. Меркьюри, Т. Джонса, С. Риггса, преподавателей Английской школы при университете Сент-Эндрюс (П. Серджент и Л. Маркуорт) и др. Большой вклад в развитие эстрадно-джазового образования в России внес Владимир Христофо-рович Хачатурян (Хачатуров). Он создал многоуровневую систему: музыкальная школа, студия, подготовительное отделение, институт. На всех этапах в воспитании певцов принимали участие одни и те же педагоги, что способствовало преемственности обучения, построенного на основе итальянской школы пения.

В. Г. Кузнецов («Содержание и структура профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады») останавливается на вопросах целостного подхода в музыкальном образовании, единства общего и специального развития личности в вузах культуры и искусств [7]. Индивидуализации процесса обучения посвящена статья И. Х. Давидовой «Индивидуальный подход при формировании вокальных навыков у студентов-вокалистов специализации "Эстрадно-джазовое пение"» [8]. Выявление уровня сформированно-сти музыкальных способностей студентов (степень эмоциональной отзывчивости, тип темперамента, особенности голосового аппарата, постановка

дыхания), отмечает автор, есть важнейшая часть учебного процесса.

Таким образом, интегративный характер готовности будущего эстрадного вокалиста к концертным выступлениям проявляется как согласованность основных компонентов личности музыканта-исполнителя, включая позитивное отношение к профессии, устойчивую мотивацию, наличие профессиональных качеств, соответствующий опыт концертно-исполнительской деятельности, мобилизацию всех психофизиологических систем. При эффективном развитии перечисленных компонентов обеспечивается успех выступления и - в широком смысле - всей творческой деятельности певца.

Литература

1. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович. Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.

3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 2000. С. 125.

4. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 135-327.

5. Цыпин Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. М., 2010. С. 17.

6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики ... С. 71.

7. Кузнецов В. Г. Содержание и структура профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады // Вокальное образование начала XXI века: сб. науч. статей. Вып. 2. М., 2005. С. 239-244.

8. Давидова И. Х. Индивидуальный подход при формировании вокальных навыков у студентов-вокалистов специализации «Эстрадно-джазовое пение» // Вокальное образование начала XXI века ... С. 254-260.

А. А. ГОРБАЧЕВ

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Осмысливая модернизацию программных материалов и образовательных технологий (новый стандарт по направлению 100400 - Туризм), автор статьи освещает предпочтения в сфере отдыха и досуга, намечает перспективы деятельности организаций и учебных заведений по реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)».

Ключевые слова: событийный туризм, учебные программы, компетенции, знания,умения, навыки, модернизация.

t. i. strazhnikova, s. s. shirokova. theoretical approaches to the formation of pop singer's readiness for the performance

Approaches to the development of music institutions graduates' professional and personal qualities that are necessary for successful performances are reported in the article. Key words: readiness for performance, structure of readiness, pop vocal, performance.

Бурное развитие международного и внутренне- туризма и социально-культурной деятельности. го туризма в ХХ веке потребовало реформировать На конференциях ученые и педагоги высказыва-теорию и практику преподавания на факультетах ют аргументы «за» и «против» внедрения бака-

80 "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (47), 2012

лавриата. Проблем много, остановимся лишь на тех, что непосредственно касаются нашего вуза.

Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ), созданный 46 лет назад для подготовки специалистов культурно-просветительной, библиотечной деятельности, в настоящее время по праву является флагманом на Юге России - ведет подготовку по десяткам специальностей на 10 факультетах; вузом заключены сотни договоров с работодателями сферы культуры, искусства и туризма.

В ходе реализации федеральных и краевых программ по туризму вуз организовал подготовку по новым рыночным специальностям: «Реклама», «Маркетинг» со специализацией «Маркетинг туристских услуг» (2000 г.); «Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Организация туристского досуга» при специальности «Социально-культурная деятельность» (2005 г.). Вот почему было бы логично готовить на факультете рекламы и социально-культурной деятельности (ФРСКД) специалистов нового поколения - бакалавров по технологиям туроператорской и турагентской деятельности в рамках нового направления 100400 - Туризм. Это соответствует целям и задачам Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Более 60% отдыхающих на Черноморско-Азов-ском побережье стремятся к активному досугу и отдают предпочтение познавательному туризму (в рамках отдыха). По результатам наших исследований, отдыхающие не удовлетворены недостаточным разнообразием организованного программного отдыха и досуга (отсутствием или малым количеством культурно-досуговых и анимационных программ), недостатком мест для семейного отдыха, для санаторного лечения инвалидов, тем, что создание спортивно-оздоровительной инфраструктуры пляжного и курортного секторов в крае значительно отстает от зарубежного опыта.

В Краснодарском крае событийный туризм привлекает все больше отдыхающих: Анапу в этом году посетили более 6,5 млн. чел., Геленджик - более 3 млн. Увеличению потока туристов способствует организация муниципальными властями спортивных соревнований, игровых исторических реконструкций и театрализованных представлений, фольклорных праздников, карнавалов, историко-культурных мероприятий и проч.

Так, в Анапе 7-9 сентября 2012 года состоялся 15-й Международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказа». В целях формирования позитивного отношения к культурным ценностям и патриотического воспитания, направленного на сохранение исторического самосознания и традиций, департамент культуры организует брифинги, превью, круглые столы, пресс-конференции, пресс-туры с информационным сопровождением для СМИ. В частности, это характерно для информационного обеспечения Международного фестиваля славянской культуры (г. Славянск-на-Кубани); ХХ краевого фестиваля детских фольклорных коллективов «Кубанский казачок»; V Кубанского музейного фестиваля; гастролей и торжеств в честь 200-летия Кубанского казачьего

хора; II краевого фестиваля-конкурса народного художественного творчества «Во славу Кубани, на благо России» и др. В этих мероприятиях принимают активное участие студенты КГУКИ.

Известно, что этноцентр казачьей культуры «Атамань» (Крымский р-н) ежегодно привлекает на Кубань тысячи гостей: на проводимых там фольклорных праздниках можно познакомиться и с казачьей пляской, и с забирающими душу песнями. В структуре туризма Ростовской области событийный туризм составляет 40% («Масленица по-казачьи», «Шолоховская весна», «Нет вольнее Дона Тихого» и т. д.).

С запросами на подготовку кадров для организации подобных направлений туристического бизнеса были связаны разработка учебного плана (более 30 новых учебных рабочих программ для специальных дисциплин по направлению подготовки бакалавров 100400 - Туризм), получение лицензии и (в 2011г.) первый набор на очное и заочное отделение по данной специальности в КГУКИ.

Содержание включенных в этот учебный план специальных дисциплин и курсов по выбору, выбранные компетенции позволяют говорить об инновационном подходе к реформированию соответствующих вузовских специальностей согласно ГОСТ 3-го поколения. Мы опирались на многолетний опыт преподавания спецдисциплин в рамках 1-го и 2-го поколения стандартов по специальностям «Социально-культурная деятельность»; «Социально-культурный сервис и туризм» (с 1993 г. в Западно-Казахстанском институте культуры и искусств, в Западно-Казахстанском государственном университете, Московском психолого-социальном институте) и специализации «Маркетинг туристских услуг» (с 2003 по настоящее время в КГУКИ), а также на данные многочисленных маркетинговых исследований, в том числе осуществлявшихся при поддержке РГНФ.

Нами организовано шесть конференций по туризму, изданы сборники межрегиональных и международных научно-практических конференций [1], опубликованы монографии, учебные пособия, статьи [2].

Ввиду ограниченности объема мы лишь перечислим названия ранее не преподававшихся специальных дисциплин и курсов по выбору студентов: «Введение в профессию "туризм"», «Виды туризма», «Анимация в туризме», «Объекты экс-курсионно-туристского показа». «Технологии рекреации и анимации», «Организация спортивно-оздоровительного туризма», «Развитие туризма в регионе». В процессе их изучения используются традиционные (лекции, практические занятия, объяснительно-иллюстрированный метод с элементами проблемного изложения) и инновационные технологии, интерактивные методы и формы (разбор конкретных ситуаций, деловые игры, диспуты, подготовка письменных аналитических работ, творческих заданий), встречи с туроператорами и турагентами, известными путешественниками, посещение туристских выставок и пр. Особый интерес у студентов вызывает информация об этапах трехгодичного кругосветного путешествия - научной экспедиции «Горячие вулканы»

№ 4 (47), 2012 "Культурная жизнь Юга России"

К. С. Мирзоева, Заслуженного путешественника РФ, чемпиона РФ по спортивному туризму, с которым кафедра поддерживает самые тесные связи.

Выполняются ситуационные задания на основе информации с сайтов Законодательного собрания Краснодарского края, Департамента по культуре (ныне Министерства культуры), Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края. Проводятся круглые столы с молодыми депутатами ЗСК по вопросам развития туризма, а также Дни Всемирного туризма - 27 сентября (с 2008 г. совместно с педагогами Кубанского социально-экономического института и администрацией г. Горячий Ключ). К участию в образовательном процессе привлечены профессиональные работники сферы туризма. Ряд выпускников кафедры маркетинга и туризма продолжают обучение в аспирантуре по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Применение современных методов и программ по организации интерактивных форм (инструментальные и программные средства в виде видеофильмов, интерактивных сайтов, презентаций) способствует усвоению технологий туроператорской и турагентской деятельности.

Недавнее открытие в Министерстве культуры нового Департамента туризма и региональной политики, создание Федерального агентства по туризму позволяет объединить усилия в сфере туризма, спорта, молодежной политики, образования, способствует планированию и координации специальных проектов, чего раньше недоставало.

Стратегическими являются следующие направления:

- заполнение известного «вакуума» между сферой отдыха и досуга детей и школьников, туристов

всех возрастов на основе специальных проектов;

- организация качественного, круглогодичного, безопасного научно-познавательного семейного туризма;

- решение вопросов исторической реконструкции и содействие изучению и сохранению отечественной военной истории.

Таким образом, внедрение инновационного содержания выше приведенных разработок рабочих программ по направлению 100400 - Туризм будет важным стимулом в реализации Федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)».

Литература

1. Туризм и досуг: теория и практика образования и воспитания молодежи: материалы между-нар. науч.-практ. конф. 16-18 окт. 2007 г. / сост. и науч. ред. проф. А. А. Горбачева, проф. Д. А. Горбачевой, Л. П. Долгополова. Краснодар, 2008; Инновационные технологии социокультурного и туристского образования: запросы работодателя и модернизация, компетенции и качество: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. 9-10 июня 2011 г. / сост. и науч. ред. проф. А. А. Горбачева, проф. Д. А. Горбачевой, А. А. Самойленко. Краснодар, 2011; Твердовские чтения 1-1У: сб. материалов региональн. и междунар. науч.-практ. конф. / сост. и науч. ред. проф. А. А. Горбачева, А. А. Са-мойленко. Краснодар, 2011.

2. Горбачева Д. А. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала молодежи в сфере социально-культурного образования и туризма. М., 2008.; Горбачева Д. А., Горбачев А. А. Основы профессионально-педагогической деятельности преподавателей вузов культуры и искусств. М., 2009 и др.

a. a. Gorbachev. reform of the professional tourist and sociocultural education

The article is dedicated to comprehension of the modernization program material and educational technologies of the new contents of the standard in the direction of 100400 - Tourism. The author of the article reports the preferences of modern tourists in the sphere of recreation and leisure time activities and outlines directions of activity of the organizations and educational institutions for realization of the Federal target program «Development of internal and entrance tourism in the Russian Federation (2011-2018)».

Key words: tourism, educational programs, competences, knowledge, abilities, skills, modernization.

о о "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (47), 2012

Проблемы отечественной истории

Б. А. ТРЕХБРАТОВ

РОСПУСК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПЕРВОГО СОЗЫВА И КРЕСТЬЯНЕ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

В статье рассматриваются роспуск Первой Государственной думы и его последствия для крестьян Ставропольской губернии.

Ключевые слова: парламент, Государственная дума, манифесты, партии, крестьянское движение, Ф. М. Онипко.

До 1905 года в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом Первой российской революции, когда Манифестом от 6 августа 1905 года император Николай II учредил Государственную думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных расходов». Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел А. Г. Булыгина, был установлен срок созыва - не позднее середины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и - на особых основаниях - крестьяне) вызвали сильное недовольство в обществе. Многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «бу-лыгинскую думу» не состоялись.

Основой законодательной компетенции Государственной думы стал 3-й пункт Манифеста 17 октября 1905 года, установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена статьей 86-й Основных законов Российской Империи в редакции 23 апреля 1906 года: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять (так в источнике - Б. Т.) силу без утверждения государя императора». Из совещательного, как значилось в Манифесте от 6 августа 1905 года, Дума становилась законодательным органом.

От Ставропольской губернии депутатами Первой Государственной думы - первого представительного законодательного учреждения России, работавшего с 27 апреля по 8 июля 1906 года, -были выбраны три человека: Я. В. Борисов, З. С. Мишин и Ф. М. Онипко. Коротко охарактеризуем каждого из них.

Яков Васильевич Борисов - народный учитель Новоалександровского уезда. Обучался в Санкт-Петербургском учительском институте, служил секретарем Петергофской уездной земской управы, в 1891-1895 годах был издателем журнала

«Детское чтение», служил с 1896-го по 1902 год инспектором Московской студенческой школы садоводства. В члены Госдумы избран крестьянами заочно. Принадлежал, как и остальные депутаты от Ставропольской губернии, к Трудовой группе.

Захар Степанович Мишин - волостной старшина с. Ладовская Балка Медвеженского уезда (ныне Красногвардейский р-н), попечитель местной церковно-приходской школы. Был казначеем при постройке двух церквей, среди крестьян пользовался большим доверием.

Однако из ставропольских думцев особую популярность имел волостной писарь с. Большая Джалга Благодарненского уезда Федот (Федор) Михайлович Онипко (01.03.1880 - 1938), по происхождению - из крестьян ст-цы Старолеушков-ской, Кубанской обл. Он был одним из основателей Трудовой группы в Государственной думе, членом редколлегии газет «Известия крестьянских депутатов» и «Крестьянский депутат», редактором-издателем «Трудовой России». Активный участник Первой российской революции (1905-1907), Ф. М. Онипко в 1905 году организовал агитацию среди крестьян, пропагандировал программу Всероссийского крестьянского союза, в 1906-м вел агитацию среди солдат и матросов Петербурга, Гельсингфорса, Кронштадта. Будучи непосредственным участником кронштадтских событий (июль 1906 г.), начиная с разработки плана мятежа, он председательствовал на собрании матросов и партийных представителей, вынесшем постановление о восстании [1].

Роспуск Первой Государственной думы был встречен с тревогой. Весть об этом «ужасном и трагическом известии», как назвал его корреспондент екатеринодарской газеты «Утро», быстро разнеслась по всей стране. В Ставропольской губернии, проникнув в самые глухие села и деревни, она вызвала бурю негодования, а затем и антиправительственные беспорядки. «Собственно говоря, не "беспорядки", а организацию масс для борьбы...» [2]. Роспуск первого российского парламента разбил последние остатки доверчивости народа к правительству, всколыхнулась волна негодования и протеста, в некоторых местах сопровождавшаяся открытым возмущением: «Народные представители, те, кому крестьяне, провожая, наказывали без земли и воли не возвращаться, отсылаются домой с пустыми руками! Ни земли, ни воли!.. Полный отказ!..» [3].

Следует заметить, что, распуская Думу, прави-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.