Научная статья на тему 'Конкурс народной песни имени Г. Ф. Пономаренко'

Конкурс народной песни имени Г. Ф. Пономаренко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
174
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс народной песни имени Г. Ф. Пономаренко»

Культурная жизнь региона

Т. В. СОРОКИНА

КОНКУРС НАРОДНОЙ ПЕСНИ ИМЕНИ Г. Ф. ПОНОМАРЕНКО

«Кубань поет Пономаренко» - привычные слова. Так назывались проводившиеся в крае с 2000 года региональные конкурсы, фестивали, мастер-классы, концерты - дань уважения и памяти выдающемуся российскому композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. Он прожил в кубанской столице почти 20 лет. Здесь есть его мемориальный музей. На центральной улице рядом с краснодарской филармонией, которая носит имя Пономарен-ко, установлен памятник ему. Его именем названы музыкальные школы в Краснодаре и крае. Создатель подлинно народных песен обрел на Кубани особый почет, признательность, любовь.

К 90-летию композитора в марте 2011 года в Краснодаре прошел Первый открытый конкурс народной песни им. Г. Ф. Пономаренко. Цель нового Певческого форума - активно поддерживать и пропагандировать национальные певческие традиции, ярким выразителем которых был Григорий Пономаренко.

Учредителями конкурса выступили Департамент культуры Краснодарского края, Краснодарская филармония им. Г. Ф. Пономаренко, Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ). В жюри конкурса вошли известные как в России, так и за рубежом музыканты, солисты-вокалисты, педагоги: засл. работник культуры РФ, зав. кафедрой русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, профессор В. М. Сивова; зав. кафедрой эстрадно-джазового пения Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), засл. арт. РФ, нар. арт. Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республик З. Н. Тутов; профессор МГУКИ, засл. работник культуры РФ М. Б. Сидорова; гл. хормейстер Государственного ансамбля танца и песни «Кубанская казачья вольница», засл. арт. РФ Е. Г. Перминова; профессор кафедры народного пения КГУКИ, засл. арт. РФ И. П. Мякишев. Возглавили авторитетное жюри профессор кафедры народного пения РАМ им. Гнесиных, нар. арт. РФ А. П. Литвиненко и профессор кафедры народного пения КГУКИ, нар. арт. РФ В. И. Пономаренко.

На открытии засл. арт. Кубани Н. Н. Шадюк, возглавляющий Краснодарский государственный университет культуры и искусств, сказал:

«КГУКИ гордится тем, что Григорий Федорович Пономаренко был частым гостем в студенческих аудиториях. Музыка выдающегося русского композитора звучит и сегодня в вокальных классах, его творчество изучается в лекционных курсах по истории отечественной музыкальной культуры. Ведется и исследовательская работа: подготовлен учебно-методический сборник "Русские народные песни в записи и аранжировке Г. Ф. Пономаренко"».

Далеко не случайно то, что в музыкальной культуре Кубани и России наступивший 2011 год

проходит под знаком столь замечательной творческой личности. Полвека звучал на просторах страны вдохновенный голос Григория Понома-ренко. Он был узнаваем и любим многими. Современники ценили и помнили его песни. Как и создания И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, А. Пахмутовой, творческое наследие Г. Понома-ренко стало неотъемлемой частью классического богатства отечественной песенной культуры.

Напомним несколько биографических фактов. Народный артист СССР Григорий Федорович Пономаренко родился 2 февраля 1921 года на Украине в селе Моровск Остерского р-на Черниговской области. Нотную грамоту осваивал в церковном хоре. Главным (и единственным) его учителем музыки стал родной дядя Максим - баянных дел мастер, собиратель диковинных народных музыкальных инструментов. Когда Гриша Понома-ренко еще учился в школе, его взяли работать баянистом в Доме культуры Днепрогэса. А в 1938 году он был зачислен в Ансамбль песни и пляски погранвойск НКВД УССР. С этим ансамблем он прошел всю войну, выступал перед боями и под обстрелами. Так начинался его путь - с баяном, а не с автоматом - по фронтам, а потом, в мирной жизни, - по русским селам и городам от Волги до Кубани... В своих прекрасных мелодиях он дарил людям нежность и доброту, любовь и радость. И сегодня он был бы несказанно счастлив видеть вдохновенные лица, слышать свои песни в исполнении молодых голосов: рад, что оставленные потомкам песни подхватываются, волнуют новые поколения слушателей и исполнителей, вступающих в активную творческую жизнь.

Творческое наследие Григория Федоровича Пономаренко огромно и многопланово. Помимо широко известных популярных песен он создал немало романсов (на стихи Есенина, Блока и других поэтов), оперетт, музыки к театральным спектаклям и художественным фильмам. Последним крупным произведением мастера стало «Всенощное бдение». В исполнении Краснодарского камерного хора оно неоднократно звучало в столице Кубани, Москве, Санкт-Петербурге и записано на компакт-диск фирмой «Русский сезон».

Сегодня создаются целые концертные программы и нотные сборники неизвестных еще публике, открываемых заново сочинений композитора. И каждый прикоснувшийся к этому богатству открывает для себя новые созвучные своей душе страницы - светлые и грустные, торжественные и патриотиче ские.

Конкурс вызвал большой интерес. В двух турах, проходивших с 11 по 15 марта 2011 года, приняли участие 63 певца (номинация «Солисты-вокалисты», три возрастные группы) и 20 вокальных ансамблей (номинация «Ансамбль», две возрастные группы). Всего более 150 участников из разных уголков России и зарубежья: Башкорто-

№ 2 (40), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^

Участники и члены жюри конкурса им. Г. Ф. Пономаренко

стан, Татарстан, Мордовия, Чеченская республика, Кабардино-Балкария, Адыгея, Южная и Северная Осетия-Алания, Китайская Народная Республика, Красноярский край, Нижегородская, Тамбовская, Ростовская области, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград... В богатейшую палитру народных песен вошел обязательный элемент конкурсной программы: исполнение произведений мастера, чьим именем назван этот певческий форум.

Помимо творческих состязаний и обмена педагогическим опытом между преподавателями-специалистами народно-певческого искусства, конкурсные дни были насыщены множеством музыкальных событий. Особый интерес вызвали концертные выступления членов жюри и мастер-классы нар. арт. РФ, профессора РАМ им. Гнесиных Анны Павловны Литвиненко, засл. арт. РФ, доцента Нижегородской государственной консерватории Татьяны Алексеевны Кошелевой, ученики которых подтвердили высокий класс своих педагогов.

Многие участники конкурса на деле показали, что сохраняют традиции народной песни, с ее ме-лизматикой, особенностями певческой «мовы», характерным региональным интонированием. А сочетание с профессиональной подготовкой позволяет ярче и интереснее представлять народную песенную исполнительскую культуру на концертной эстраде. Владение певческим дыханием, широкий диапазон голоса тут не менее важны, чем при исполнении романсов и оперных арий.

Гран При завоевал студент 5 курса консерватории КГУКИ Николай Колчевский (класс проф. И. П. Мякишева).

В номинации «Солисты-вокалисты» лауреатами стали 7 участников из Краснодара и Краснодарского края (Иван Буланкин, Мирослава Мачуга, Армен Григорьян, Дмитрий Беседин, Владимир Соколов и

др.), Марина Беляева и Дарья Сикальская (Нижний Новгород), Яна Елизарова (Балашов), Дарья Попова (Красноярск), Сусанна Касумова (Адыгея), Марина Сергеева (Мордовия), Салават Мухамедьяров и Ильфир Султанов (Башкортостан). Дипломами I степени награждены краснодарцы Дмитрий Отя-ковский, Екатерина Варенникова, Юлия Никола-енко, Виктория Кантур, представители Китайской Народной Республики Ван Сяо Кунь и Сюй Минь, а также Сослан Сакаев (Северная Осетия), Олег Калищук (Адыгея), Елена Умарова (Грозный), Татьяна Старкова (Балашов).

В старшей возрастной категории номинации «Ансамбль» убедительно заявили о себе музыканты из г. Балашова Тамбовской области: несколько коллективов, работающих под художественным руководством засл. работника культуры РФ, директора Тамбовского музыкального училища Марины Викторовны Бесчетновой (вокальный ансамбль, вокальный дуэт и вокальное трио) разделили почетное звание лауреатов с краснодарским творческим коллективом «Казачья удаль». Лауреатами в младшей возрастной группе названы песенно-танцевальный ансамбль «Казачата» (Майкоп) и три ансамбля народной песни - «По-нурские казачата» (Калининский р-н Краснодарского края), «Зернышко» (Краснодар), «Колорит» (Мордовия). Название «Колорит» очень подходит этому ансамблю (худ. рук. А. П. Полшкова), проникновенно передающему краски народного песенного обычая.

Среди юных дипломантов ансамбль народной песни «Мостовские казачата» (пос. Мостовской), вокальный ансамбль «Осетинка» (республика Северная Осетия-Алания), дуэт из Краснодара (Екатерина Ванникова, Анна Барселян) и трио «Элегия» (Приморско-Ахтарск).

Как специальная группа конкурсантов были

выделены исполнители в эстрадном жанре; лауреатами в ней стали Наталья Меркулова и Ксения Кияшко (Краснодар), Джульетта Берхамова (Кабардино-Балкария) и вокальные ансамбли из Краснодара и Славянска-на-Кубани.

Открытый конкурс народной песни им. Г. Ф. Пономаренко убедительно показал, что народное искусство, с его притягательной силой, неподдельной праздничностью и самобытностью, создает такое энергетическое поле, столько дает душе, уму и сердцу живого человека, что не может быть уничтожено или заслонено никакими

изощрениями шоу-бизнеса. Лишить этой музыки потомков - все равно что отнять родниковую воду и солнечный свет.

Кафедра народного пения (зав. кафедрой -проф. Н. М. Мякишева) Краснодарского университета культуры и искусств, музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова и многие творческие и педагогические коллективы края, хоровые коллективы филармонии им. Г. Ф. По-номаренко единодушны в стремлении сохранить красоту и дух народной песни, объединять и крепить культурное пространство нашей Родины.

Н. Г. СЕРГИЕНКО

«ГОСПОДЬ ПОСЛАЛ ТЕБЯ НАМ...»

Так написал Тарас Григорьевич Шевченко о Марии Александровне Маркович-Вилинской, вошедшей в русскую и украинскую литературу 1850-х годов под псевдонимом Марко Вовчок (стихотворение «Марко Вовчку», 1859). Имя и личность замечательной писательницы не забыты. Общественность г. Нальчика 25 мая 2011 года торжественно отметила важное культурное событие: после длительного периода реставрации в столице Кабардино-Балкарской Республики возобновил работу мемориальный музей-усадьба, где она провела последние годы жизни и была похоронена.

По словам нашего современника, поэта Дмыт-ра Павлычко, «лучшей прозы на рубеже Х1Х-ХХ веков, чем у Марко Вовчок в украинской литературе не было».

Родилась Мария Вилинская 22 декабря 1833 года на Орловщине, но судьба уже с юности связала ее с Украиной. На одном из литературных вечеров в доме своей богатой тетушки девушку заметил ее будущий муж Опанас (Афанасий) Маркович - студент Киевского университета, украинский этнограф и фольклорист. За участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского братства его выслали из Малороссии. Женившись, Маркович увез молодую жену к себе на родину. Мария Александровна под влиянием мужа занялась литературной деятельностью. А дальше, как в калейдоскопе, закружились города и страны: Немиров, Санкт-Петербург, Германия, Англия. Период с 1860-го по 1866 год с сыном Богданом она провела в Париже. Именно здесь настигла весть о смерти Т. Г. Шевченко, в ответ на которую она признавалась в письме к мужу: «Боже мш! Нема Шевченка, а я все думала про нього i його згаду-вала. Тепер у мене душа болить, болить, школи не побачу його!»

Кроме «батьки Тараса», Мария Маркович-Ви-линская дружила и переписывалась с И. С. Не-чуй-Левицким, И. С. Тургеневым, П. А. Кулишом, Н. И. Костомаровым, Н. С. Лесковым, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, П. Мериме, А. Мицкевичем

и другими известнейшими людьми своего времени. Но никто не знает своего будущего. После жизни в столицах и общения с великими современниками ей была уготовано на много лет погрузиться в жизнь провинции (Богуслав, Стеблев, Тверь, Ставрополь, Абрау-Дюрсо, Пятигорск), и осесть с семьей своего второго мужа Михаила Лобач-Жученко в Долинске, одном из пригородов заштатного населенного пункта - Нальчика. Тогда это был небольшой городок, однако впервые увидев его открестности, Марко Вовчок предрекла Долинску в будущем роль преуспевающего курорта. Из ее писем родственникам видно: она предчувствовала, что здесь и закончится ее жизненная дорога: «Раз не суждено мне лежать рядом с Шевченко, скажу Мише, пусть похоронит меня под этой грушей».

Давно нет старой груши-дички, а могила писательницы, скончавшейся в 1907 году, осталась на земле Кабардино-Балкарии. В советский период музей-усадьбу посещали участники проводившихся на Северном Кавказе декад литературы, фестивалей. Потом настали времена кризисных 1990-х годов. Музей оказался на грани жизни и смерти.

Впервые приехав сюда зимой 2005 года, представители Общества украинцев Кубани увидели засыпанную снегом - и оттого прекрасную - территорию. Но помещение усадьбы повергало в уныние. Из-за отсутствия отопления некоторые экспонаты вынужденно перекочевали в фонды Национального музея КБР (музей-усадьба Марко Вовчок является его филиалом).

Когда в одной из комнат обвалился потолок, директор музея-усадьбы сказала, что она уже отчаялась спасти что-либо. Эту миссию взяло на себя Общество украинцев Кубани. Были отправлены письма тогдашнему министру культуры КБР, президенту Украины, председателю Комитета по культуре Госдумы РФ - всего более 15 посланий в различные структуры России и Украины. Но украинская сторона, согласно законодательству, не могла финансировать государственный му-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.