Научная статья на тему 'К юбилею консерватории КГУКИ'

К юбилею консерватории КГУКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею консерватории КГУКИ»

130 "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (47), 2012

Культурная жизнь региона

Т. В. СОРОКИНА, И. Л. ВОЛКОВ

К ЮБИЛЕЮ КОНСЕРВАТОРИИ КГУКИ

Без чувства изящного, воспитываемого высоким искусством, человек глух, нем и слеп посреди великого Божия мира, где в прекрасном выражается Бог, недоступный уму, но ведомый сердцу.

Наличие успешно работающей консерватории -один из важнейших показателей, которые дают право городу на звание музыкальной столицы края. В истории Краснодара-Екатеринодара случилось так, что город изначально получил сразу две консерватории. Это было в преддверии 20-х годов. Созданные силами соперничавших друг с другом музыкальных организаций - Екатеринодарского отделения РМО и Филармонического общества, они возникли и действовали в течение сравнительно недолгого периода параллельно. В 1920 году они объединились, позже были трансформированы в Музыкальный институт, музыкальный техникум, музыкальное училище. Ныне это музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова (имя выдающегося композитора присвоено с 1966 г.). Достаточно важные этапы в становлении высшего музыкального образования были связаны с деятельностью музыкально-педагогического факультета Краснодарского пединститута, который впоследствии стал факультетом Краснодарского государственного института культуры.

Время вносило свои коррективы: условия, необходимые для обучения на консерваторском уровне, окончательно сложились в начале 1990-х годов на факультете искусств, образованном в структуре Краснодарского государственного института искусств и культуры. Десять лет спустя после своего появления, в 2002 году, факультет получил название «Консерватория». Таким образом, уходящий 2012 год ознаменовал себя не только ответственными мероприятиями по внедрению учебных планов 3-го поколения (начало работы по системе бакалавриата); его можно назвать вехой знаковой, в своем роде рубежной. Ровно 20 лет назад вуз стал готовить музыкантов по консерваторским программам.

Открывшийся в январе 1992 года факультет искусств имел три специальности: «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Музыковедение». Ныне в консерватории обучаются около 300 студентов. В ее структуре 10 кафедр, на которых получают образование по 12 специализациям (специальности: «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Дирижирование», «Композиция», «Музыковедение», «Музыкальное искусство эстрады», «Музыкальная звукорежиссура»). В рамках дополнительного образования на коммерческой основе функционируют программы профессиональ-

Из письма В. А. жуковского к Вел. Князю Константину Николаевичу

ной переподготовки и курсы по направлениям «Музыкальное редактирование на радио и телевидении», «Аранжировка на базе информационных технологий», «Медиатехнологии и их интеграция в дисциплины школ искусств».

Как известно, в музыкальной педагогике огромная роль принадлежит понятиям школа и традиция: педагогические находки, принципы, приемы и все иные составляющие мастерства передаются из поколения в поколение, из рук в руки как особое наследие. Ремесло, мастерство, техническая сторона музыкального исполнительства воспитываются в непрерывном процессе, при кропотливом совместном труде учителя и ученика.

Здесь мы имеем дело, конечно, и с передачей духовных ценностей в образно-смысловой оболочке - с тем, что всегда таит в себе и раскрывает сердцевину и суть любого искусства. Эта сохраняемая веками сердцевина позволяет каждому поколению прикоснуться к Баху, Моцарту, Бетховену и к более ранним явлениям классической гармонии: «Если бы музыканты и слушатели знали только об одном из двадцати действий музыки, проанализированных в одном из трактатов XV века, - Бога услаждать, то музыка и музыкальное образование были бы застрахованы от истерического психологизма, бескрылого идеологизма» [1]. Так говорил В. В. Медушевский, отнюдь не приветствуя волюнтаризм «ошалелой музыки», не признающей ни школ, ни веками накопленного благородного духа.

Надо отметить, что в коллективе преподавателей нашей консерватории немало музыкантов, получивших образование в блестящих вузах нашей страны - Московской (профессора Н. А. Хошабо-ва, В. Н. Рогачев, зав. кафедрой специального фортепиано, засл. раб. культуры РФ Н. А Межлумова, д-р искусствовед-я Я. П. Мироненко, доценты М. В. Николаева, А. М. Сидоренко) и Ленинградской (засл. арт. РФ, зав. кафедрой академического пения и оперной подготовки, профессор Н. Н. Кириенко, доцент Н. М. Цигер, засл. деятель искусств РФ О. Л. Проститов, д-р искусствовед-я, зав. кафедрой медиатехнологий Т. Ф. Шак, нар. арт. РФ, зав. кафедрой оркестрового дирижирования А. Я. Винокур) консерваториях, ГМПИ им. Гнесиных (нар. арт. РФ В. С. Савельева, нар. арт. РФ, профессор В. И. Журавлева-Пономаренко, засл. арт. РФ, зав. кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, профессор Т. В. Сорокина, доцент Т. А. Клевко, зав. кафедрой оркестро-

№ 4 (47), 2012

"Культурная жизнь Юга России " ^

На сцене муниципального концертного зала - симфонический оркестр и хор КГУКИ

вых духовых и ударных инструментов, профессор А. В. Пермяков), а также в Киевской (засл. арт. РФ, зав. кафедрой народных инструментов, профессор В. Г. Урбанович, засл. арт. РФ, профессор Б. А. Побигуца), Свердловской (засл. раб. культуры РФ, профессор В. И. Детков, засл. арт. РФ, доцент С. Б. Мамиконян), Горьковской (профессор В. А. Морозов), Казанской (засл. арт. РФ, профессор И. П. Мякишев, зав. кафедрой народного пения, профессор Н. М. Мякишева, засл. арт. Кубани, доцент А. Н. Сафонов), Бакинской (зав. кафедрой оркестровых и струнных инструментов, канд. ис-кусствовед-я, профессор Р. Л. Леонидов) консерваториях. В этом секрет творческой атмосферы, особая «закваска» и основа, на которой держится все лучшее в музыкальной культуре России - то, что высоко оценено во всем мире.

Панегирический тон повествования должен быть нарушен, ибо нельзя не упомянуть о том, что дело музыкального образования переживает на сегодняшний день далеко не лучшие времена. Мы не случайно начали с цитаты из письма Василия Андреевича Жуковского. Выдающийся поэт и педагог, которому было поручено воспитание детей царской семьи, говорит о том, что без восприятия прекрасного, без склонности к изящному человек обделен: он остается глухим, немым, слепым, нечутким, одиноким, не понимает и не ценит мира.

Упроченное во всех интеллигентных слоях, включая придворный круг русского общества XIX столетия, глубинное, понимающее отношение к Высокому послужило опорой расцвета искусств, дало стимул развитию профессионального образования, в том числе и музыкального. В этом году ему исполнилось 150 лет, если отсчитывать от даты открытия Петербургской консерватории. И одним из первых (не только по времени поступления) воспитанников Петербургской консерватории, как

известно, был Чайковский. Московская (год открытия консерватории в Москве - 1864-й) носит его имя, поскольку Петр Ильич в ней преподавал.

Но может быть и не было бы у нас в отечестве такого музыканта, если бы не его отец Илья Петрович. В 1817 году И. П. Чайковский окончил Горный корпус - петербургское учебное заведение, считавшееся одним из лучших в России между прочим и потому, что в нем учили музыке, пению, танцам. Искусству придавалось воспитательное значение, в Уставе Горного корпуса было прописано: «Музыка особенно полезна в том отношении, что по выпуске воспитанников из корпуса может приятным образом занимать их в свободное от должности время, особенно в отдаленных местах Сибири, куда они службою предназначаются, и, может быть, отвлечет их от вредных занятий, кои в праздности для молодых людей последствиями своими бывают гибельны» [2]. Отбывая на место службы за Урал, Илья Петрович привез с собою оркестрину (механическое фортепиано) и флейту -инструмент, на котором сам виртуозно играл (он начал брать уроки игры на флейте в Горном корпусе).

Подобный пример показывает: основатели традиций семейного музицирования, так же, как и из поколения в поколения передаваемой традиции публичного исполнения, были в те времена одновременно и исполнителями, и знатоками, а зачастую и сочинителями музыки - всесторонними деятелями культуры. Отсюда берет начало лучшая в мире органичная и стройная система развития музыкального образования. В России она нашла свое достойное продолжение не только в девятнадцатом, но и в двадцатом столетии - в советское время.

Учить детей музыке было престижно, профессию музыканта (как это шло с древних времен) уважали и ценили как элитарную. Понима-

"Культурная жизнь Юга России "

^ ¥ (¥7j, 2072

Оркестр народных инструментов консерватории КГУКИ

ли, что не каждому дается талант. Музыкальные учебные заведения служили не только подготовке профессионалов - они создавали культурную среду, грамотную и обладающую хорошим вкусом аудиторию. На концерте, оперном или балетном спектакле зал с его атмосферой не менее важен, чем сцена. Ни для кого не секрет, что общество, лишенное доступа к настоящему искусству, неизбежно скатывается к деградации и в конце концов перестает быть цивилизованным.

Вот почему необходимы консерватории - высшее звено музыкального образования, естественная завершающая в цепи, которой объединены все этапы передачи достижений человечества в области музыки. Не перечисляя в очередной раз вереницу событий и достижений, о которых говорилось в статьях, опубликованных к недавно отпразднованному 45-летию КГУКИ, упомянем имена выдающихся артистов и педагогов, деятелей современной музыкальной жизни, встречи с которыми составляют ценный вклад в историю нашего вуза. На мастер-классы, конкурсы (Международный конкурс пианистов им. М. А. Балакирева, «Краснодарская камерата», «Жемчужина Кубани», «Кубанская певунья-балалайка» и др.), экзамены и аттестации в нашу консерваторию приезжали народные артисты СССР виолончелист В. А. Берлинский и кларнетист И. П. Мозговенко; ректор Московской консерватории А. С. Соколов; народные артисты РФ А. Г. Скавронский, А. З. Бондурянский, В. М. Иванов, М. Ю. Уткин, Н. А. Петров; заслуженные деятели искусств РФ Г. П. Дмитриев, В. И. Ворона; народники (нар. арт. РФ Ф. Р. Липс, Л. Г. Зыкина, засл. арт. РФ А. А. Горбачев и др.); авторитетный педагог-просветитель В. П. Самолетов. Эти име-

на составляют гордость отечественной музыкальной культуры. Из зарубежных мастеров назовем профессора Роттердамского университета, выдающегося скрипача Олега Крысу, профессора Королевской школы музыки в Манчестере вокалиста Роберта Андерсона, профессора Королевской академии музыки в Копенгагене пианиста Хосе Рибе-ру... Стремление обогатить студентов общением с выдающимися музыкантами, разработать конкурсные проекты, эффективно работающие на сопричастность современного музыкального процесса к классике и народной музыке, характерны для деятельности консерватории, только за последние 10 лет давшей краю более 100 лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Почти 500 выпускников пополнили состав краснодарских оркестров и музыкального театра, Кубанского казачьего хора, филармонии им. Г. Ф. Пономаренко, влились в педагогические коллективы родной консерватории, музыкальных училищ (колледжа им. Римско-го-Корсакова и др.), сотен музыкальных школ по всему краю и за его пределами.

Стремиться к консервативности в лучшем смысле этого слова и тем самым оправдать свое название и предназначение, быть хранительницей отечественных и мировых начинаний в просветительстве и творчестве - вот наш ориентир сегодня и завтра, путь дальнейшего развития.

Литература

1. Медушевский В. В. Концепция: Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. URL: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/ pedagog/medush/stat/konc.htm

2. АльшвангА. А. П. И. Чайковский. М., 1959. С. 8.

№ 4 (47), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

КОМПОЗИТОРСКИЙ ТУРНИР

(О Первом Всероссийском конкурсе молодых композиторов)

С 24 по 28 октября нынешнего года в Ростове-на-Дону состоялось поистине праздничное событие - Первый Всероссийский конкурс молодых композиторов среди учащихся музыкальных училищ и колледжей России. Дорого и знаменательно то, что Министерство культуры РФ доверило проведение этого конкурса именно Ростовской государственной Консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова - одному из флагманов музыкальной общественности Юга России. География конкурса была весьма обширной. Представлявшие Екатеринбург, Хабаровск, Липецк, Новосибирск, Ярославль, Ростов-на-Дону, Москву, Санкт-Петербург, Майкоп, Астрахань, Вологду, Иркутск молодые дарования спешили поделиться своим видением звукотворческого порыва - новыми веяниями в сфере композиторского мастерства. Своими впечатлениями и мыслями о происходившем любезно согласился поделиться почетный член жюри конкурса Олег Леонидович Прости-тов - заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры оркестрового дирижирования Краснодарского государственного университета культуры и искусств, член Союза композиторов, лауреат Пушкинской премии.

Расскажите, пожалуйста, Олег Леонидович, в чем главная отличительная черта этого конкурса?

О. П.: Главное то, что конкурс был рассчитан на учащихся среднего звена. Именно в среднем звене музыкант становится «на рельсы профессионализма». Однако (и в этом зерно уже назревшей проблемы) классы композиторов перестали существовать и не функционировали в большинстве училищ страны практически с 1991 года. Вопреки общей печальной картине они чудом - где по инерции, где на энтузиазме подвижников - сохранились в двух столицах, а также в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Липецке, Иркутске, Ярославле... Такая серьезная запущенность дела, причем по всей стране, может превратить разрушительные процессы в необратимые. Разве такое допустимо? Как объяснить то, что из Питера на конкурс приехала всего одна девочка из училища Мусоргского. А где же десятилетка и училище Римского-Корсакова? Об их композиторской подготовке не представилось возможности судить - участников ни одного не было. Такой скудости от северной столицы никто не ожидал. Мне, представителю ленинградской композиторской школы, это кажется просто невероятным и нелепым фактом - нонсенсом.

Тем, кто получает в настоящее время высшее музыкальное (консерваторское) образование, возможность принять участие в «композиторском турнире» не была представлена, поэтому я не задействовал своих учеников. Но в Краснодаре есть замечательное училище им. Римского-Корсакова. Искренне жаль, что его воспитанники не фигурировали в столь знаковом мероприятии, способном повлиять на судьбу юных композиторов. Надо

сказать, все конкурсанты показали очень интересные музыкальные произведения, продемонстрировали достаточный профессионализм. Были присуждены три Первые, две Вторые и четыре Третьи премии, а также Призы зрительских симпатий. Без внимания жюри и зрителей не остались даже самые юные участники.

Было учтено, что обстоятельства не позволяют некоторым музыкантам участвовать в конкурсе очно: «заочники» предоставляли видеозапись своих произведений в формате видеопрезентации.

Как Вы охарактеризуете место данного конкурса в ретроспективе-перспективе музыкальной жизни страны?

О. П.: На фоне ярких и масштабных конкурсных панорам, которые развертывались перед нами до 1990-х годов, и на фоне последующих двух десятилетий он заметен прежде всего неугасающим интересом молодых дарований к искусству композиции. В плане взаимодействия поколений - думается, молодое композиторское искусство ныне выращивает поколение талантов, которое придет на смену маститым профессионалам. Важнейшая цель этого проекта - помочь раскрыть дарования уже на этапе «среднего звена», на первой серьезной ступени вхождения в профессию.

Меня порадовало и то, что конкурс показал: на данном историческом этапе достаточно органично взаимодействуют два потока: «культурная периферия», провинция и столичные «законодатели стиля» искусства. Всегда безгранично приятно почувствовать единение на почве музыки. Очень много интересного увидел, услышал.

Рискну провести параллель с философией общества Давидсбюндлеров, стремившихся в свое время возвысить музыкальное искусство - провозгласить его истинные ценности. Тогда музыка, несмотря ни на что, была прочна в своих основаниях. Будучи композитором и исполнителем одновременно, каждый мог свободно творить, обогащая коллег и слушателей всей гаммой музыкальных ощущений. Именно в этом смысле состоявшийся конкурс даровал много надежд.

Вы сказали о первой ступени вхождения в профессию. Но ведь должны быть и другие -вуз, ассистентура-стажировка? Какую роль, на Ваш взгляд, эти более высокие ступени играют в обучении представителей творческих специальностей?

О. П.: Шлифовка мастерства у всех происходит по-разному. Но уделять внимание необходимо каждому, кто страстно хочет учиться дальше. Эти ступени, «самое высшее», - последний «замочек» на образовании. Ну а учится композитор всю жизнь, и не только музыке: в свою «творческую корзинку» он собирает очень многое, требуется постоянно пополнять, обогащать слух и душу. Этому помогает прежде всего обмен опытом. Открытие ассистентуры-стажировки в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по направлению «Искусство компози-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.