Научная статья на тему 'Композиторский турнир (о первом Всероссийском конкурсе молодых композиторов. Интервью подготовили Е. Ю. Третьякова и Л. А. Мнацаканян)'

Композиторский турнир (о первом Всероссийском конкурсе молодых композиторов. Интервью подготовили Е. Ю. Третьякова и Л. А. Мнацаканян) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиторский турнир (о первом Всероссийском конкурсе молодых композиторов. Интервью подготовили Е. Ю. Третьякова и Л. А. Мнацаканян)»

№ 4 (47), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

КОМПОЗИТОРСКИЙ ТУРНИР

(О Первом Всероссийском конкурсе молодых композиторов)

С 24 по 28 октября нынешнего года в Ростове-на-Дону состоялось поистине праздничное событие - Первый Всероссийский конкурс молодых композиторов среди учащихся музыкальных училищ и колледжей России. Дорого и знаменательно то, что Министерство культуры РФ доверило проведение этого конкурса именно Ростовской государственной Консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова - одному из флагманов музыкальной общественности Юга России. География конкурса была весьма обширной. Представлявшие Екатеринбург, Хабаровск, Липецк, Новосибирск, Ярославль, Ростов-на-Дону, Москву, Санкт-Петербург, Майкоп, Астрахань, Вологду, Иркутск молодые дарования спешили поделиться своим видением звукотворческого порыва - новыми веяниями в сфере композиторского мастерства. Своими впечатлениями и мыслями о происходившем любезно согласился поделиться почетный член жюри конкурса Олег Леонидович Прости-тов - заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры оркестрового дирижирования Краснодарского государственного университета культуры и искусств, член Союза композиторов, лауреат Пушкинской премии.

Расскажите, пожалуйста, Олег Леонидович, в чем главная отличительная черта этого конкурса?

О. П.: Главное то, что конкурс был рассчитан на учащихся среднего звена. Именно в среднем звене музыкант становится «на рельсы профессионализма». Однако (и в этом зерно уже назревшей проблемы) классы композиторов перестали существовать и не функционировали в большинстве училищ страны практически с 1991 года. Вопреки общей печальной картине они чудом - где по инерции, где на энтузиазме подвижников - сохранились в двух столицах, а также в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Липецке, Иркутске, Ярославле... Такая серьезная запущенность дела, причем по всей стране, может превратить разрушительные процессы в необратимые. Разве такое допустимо? Как объяснить то, что из Питера на конкурс приехала всего одна девочка из училища Мусоргского. А где же десятилетка и училище Римского-Корсакова? Об их композиторской подготовке не представилось возможности судить - участников ни одного не было. Такой скудости от северной столицы никто не ожидал. Мне, представителю ленинградской композиторской школы, это кажется просто невероятным и нелепым фактом - нонсенсом.

Тем, кто получает в настоящее время высшее музыкальное (консерваторское) образование, возможность принять участие в «композиторском турнире» не была представлена, поэтому я не задействовал своих учеников. Но в Краснодаре есть замечательное училище им. Римского-Корсакова. Искренне жаль, что его воспитанники не фигурировали в столь знаковом мероприятии, способном повлиять на судьбу юных композиторов. Надо

сказать, все конкурсанты показали очень интересные музыкальные произведения, продемонстрировали достаточный профессионализм. Были присуждены три Первые, две Вторые и четыре Третьи премии, а также Призы зрительских симпатий. Без внимания жюри и зрителей не остались даже самые юные участники.

Было учтено, что обстоятельства не позволяют некоторым музыкантам участвовать в конкурсе очно: «заочники» предоставляли видеозапись своих произведений в формате видеопрезентации.

Как Вы охарактеризуете место данного конкурса в ретроспективе-перспективе музыкальной жизни страны?

О. П.: На фоне ярких и масштабных конкурсных панорам, которые развертывались перед нами до 1990-х годов, и на фоне последующих двух десятилетий он заметен прежде всего неугасающим интересом молодых дарований к искусству композиции. В плане взаимодействия поколений - думается, молодое композиторское искусство ныне выращивает поколение талантов, которое придет на смену маститым профессионалам. Важнейшая цель этого проекта - помочь раскрыть дарования уже на этапе «среднего звена», на первой серьезной ступени вхождения в профессию.

Меня порадовало и то, что конкурс показал: на данном историческом этапе достаточно органично взаимодействуют два потока: «культурная периферия», провинция и столичные «законодатели стиля» искусства. Всегда безгранично приятно почувствовать единение на почве музыки. Очень много интересного увидел, услышал.

Рискну провести параллель с философией общества Давидсбюндлеров, стремившихся в свое время возвысить музыкальное искусство - провозгласить его истинные ценности. Тогда музыка, несмотря ни на что, была прочна в своих основаниях. Будучи композитором и исполнителем одновременно, каждый мог свободно творить, обогащая коллег и слушателей всей гаммой музыкальных ощущений. Именно в этом смысле состоявшийся конкурс даровал много надежд.

Вы сказали о первой ступени вхождения в профессию. Но ведь должны быть и другие -вуз, ассистентура-стажировка? Какую роль, на Ваш взгляд, эти более высокие ступени играют в обучении представителей творческих специальностей?

О. П.: Шлифовка мастерства у всех происходит по-разному. Но уделять внимание необходимо каждому, кто страстно хочет учиться дальше. Эти ступени, «самое высшее», - последний «замочек» на образовании. Ну а учится композитор всю жизнь, и не только музыке: в свою «творческую корзинку» он собирает очень многое, требуется постоянно пополнять, обогащать слух и душу. Этому помогает прежде всего обмен опытом. Открытие ассистентуры-стажировки в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по направлению «Искусство компози-

134 "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (47), 2012

На мастер-классе в зале Ростовской-на-Дону консерватории им. С. В. Рахманинова

ции» - крайне значимое событие, обещающее новые горизонты для наших выпускников.

Круг конкурсных событий был расширен иными важными для композиторского сообщества мероприятиями. Что Вы включили в проведенный Вами мастер-класс? Какие свои произведения демонстрировали?

О. П.: Был показ видеозаписи «Саянский триптих» - программной симфонии в 3-х частях: «Красный Яр», «Шаманка», «Большая вода». Это написанное в 1980-1990 годах произведение я посвятил Виктору Астафьеву - выдающемуся мастеру русской прозы. На мастер-классе я рассказал об истории этого сочинения и о моей концепции личности человека, которому оно посвящено. С Виктором Петровичем я имел честь быть знакомым лично; огромно влияние его на меня и

на всех, кто читал его произведения, в частности, военной темы. Ребята и их наставники слушали с неподдельным интересом.

На концерте членов жюри я исполнил свою «Фантазию» для фортепиано (1974). Она явно заинтересовала, от молодых музыкантов было много вопросов. Живое общение с коллегами оставило у меня ярчайшие, очень теплые воспоминания. Очень рад, что Ростовская консерватория им. С. В. Рахманинова так же живет полной творческой жизнью, как и наш КГУКИ.

Хочу пожелать юным талантам активного творческого роста, интересных композиторских решений и новых побед, помогающих в постоянном стремлении к профессиональному росту.

Интервью подготовили Е. Ю. Третьякова и Л. А. Мнацаканян

Н. В. БЛИЗНЮК

ГОД СЛАВЫ ОТЕЧЕСТВА - 1812-й

Так называлось мероприятие, проведенное в знак чествования славной даты межфакультетским объединением «Лаборатория живой речи» (руководитель - проф. Е. Ю. Третьякова) и научной библиотекой КГУКИ. Музыка и поэтические строки, вдохновленные победой над Наполеоном, предварили открытие необычной выставки: демонстрировались копии работ из альбома Георга

Эммануэля Опица «Казаки в Париже. 1814 год». Эти рисунки были в свое время на пике популярности, охотно раскупались парижанами и гостями французской столицы. С годами они обрели особую историческую и культурную ценность. Своим собранием акварелей, запечатлевших атмосферу, которая царила в городе во время пребывания армии-победительницы, гордится Государственный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.