134 "Культурная жизнь Юга России"
№ 4 (47), 2012
На мастер-классе в зале Ростовской-на-Дону консерватории им. С. В. Рахманинова
ции» - крайне значимое событие, обещающее новые горизонты для наших выпускников.
Круг конкурсных событий был расширен иными важными для композиторского сообщества мероприятиями. Что Вы включили в проведенный Вами мастер-класс? Какие свои произведения демонстрировали?
О. П.: Был показ видеозаписи «Саянский триптих» - программной симфонии в 3-х частях: «Красный Яр», «Шаманка», «Большая вода». Это написанное в 1980-1990 годах произведение я посвятил Виктору Астафьеву - выдающемуся мастеру русской прозы. На мастер-классе я рассказал об истории этого сочинения и о моей концепции личности человека, которому оно посвящено. С Виктором Петровичем я имел честь быть знакомым лично; огромно влияние его на меня и
на всех, кто читал его произведения, в частности, военной темы. Ребята и их наставники слушали с неподдельным интересом.
На концерте членов жюри я исполнил свою «Фантазию» для фортепиано (1974). Она явно заинтересовала, от молодых музыкантов было много вопросов. Живое общение с коллегами оставило у меня ярчайшие, очень теплые воспоминания. Очень рад, что Ростовская консерватория им. С. В. Рахманинова так же живет полной творческой жизнью, как и наш КГУКИ.
Хочу пожелать юным талантам активного творческого роста, интересных композиторских решений и новых побед, помогающих в постоянном стремлении к профессиональному росту.
Интервью подготовили Е. Ю. Третьякова и Л. А. Мнацаканян
Н. В. БЛИЗНЮК
ГОД СЛАВЫ ОТЕЧЕСТВА - 1812-й
Так называлось мероприятие, проведенное в знак чествования славной даты межфакультетским объединением «Лаборатория живой речи» (руководитель - проф. Е. Ю. Третьякова) и научной библиотекой КГУКИ. Музыка и поэтические строки, вдохновленные победой над Наполеоном, предварили открытие необычной выставки: демонстрировались копии работ из альбома Георга
Эммануэля Опица «Казаки в Париже. 1814 год». Эти рисунки были в свое время на пике популярности, охотно раскупались парижанами и гостями французской столицы. С годами они обрели особую историческую и культурную ценность. Своим собранием акварелей, запечатлевших атмосферу, которая царила в городе во время пребывания армии-победительницы, гордится Государственный
№ 4 (47), 2012
жизнь Юга России" , _
135
исторический музей. Он стал инициатором ряда передвижных выставок, охвативших территорию от Санкт-Петербурга до Сибири и Алтая: демонстрировались акварели Г. Э Опица и их копии, а также коллекции открыток по его работам, изданные в 1912 году - 100 лет назад. Студенты и преподаватели КГУКИ сделали свой вариант подобной передвижной экспозиции. Часть представленных в ней работ мы публикуем на 2-й и 3-й сторонах обложки нашего журнала.
Как известно, художник запечатлел множество самых различных бытовых сценок: казаки купают лошадей в Сене, пляшут у ночных костров, готовят походную пищу, подают милостыню или усмиряют маленьких драчунов на городской улице, прогуливаются и беседуют с дамами, знакомятся с прохожими в саду Тюильри, рассматривают дворец французских королей и экспонаты Лувра. Повсюду улыбчивые, добродушные воины-победители окружены толпой любопытных и восторженных парижан.
На мероприятии прозвучала увертюра П. И. Чайковского «1812 год» - молитва о даровании победы («Спаси, Господи, люди твоя»), тревога о
судьбе страны, и затем - торжество русского народа, переданное сочетанием эффектов колокольного перезвона и пушечного салюта. В исполнении студентов библиотечного факультета зрители услышали стихи храброго кавалерийского офицера Дениса Васильевича Давыдова о воинской отваге и славе русского оружия, его размышления о мирной жизни и о смерти на поле битвы. Строки, написанные легендарным поэтом-партизаном, дополнили посвященные ему стихи П. А. Вяземского, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского.
Соединились произведения трех видов искусств - музыки, литературы и живописи, различные по стилю и смысловому наполнению, созданные в разное время, но проникнутые одинаково искренним человеческим порывом. Хотя два века отделяет нас от тех знаменательных событий, неизменным остается преклонение перед подвигом, стремлением отстоять свободу и сохранить духовные традиции народа.
На внутренних сторонах обложки журнала — акварели из альбома Г. Э. Опица
ФЕЛИЦЫНСКИЕ ЧТЕНИЯ - XIV
«История советского периода в контексте современного социогуманитарного знания» -этой теме была посвящена очередная межрегиональная научно-практическая конференция, проведенная 24-26 октября 2012 года на базе Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына совместно с Государственным историческим музеем и кафедрой истории и музееведения КГУКИ. Более 60 музейных работников, ученых, общественных деятелей из Москвы, Краснодарского, Ставропольского и Хабаровского краев, Ростовской области, Республики Адыгея, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Татарстан стали участниками конференции. Обсуждая комплекс
вопросов по истории советского периода, они поделились своими идеями и мнениями, опытом проектирования музейных выставок и экспозиций по истории советского и постсоветского периода. В обширную культурную программу форума было включено ознакомление с действующими экспозициями головного музея и филиалов КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына (Анапский археологический музей, Таманский музейный комплекс).
Новые исследования и материалы будут использованы в экскурсионной, лекционной и исследовательской деятельности музеев. Сборник докладов научно-практической конференции «Фелицынские чтения - XIV», несомненно, будет полезен и найдет живой отклик у музейного сообщества страны.