ным событием разновозрастная публика: жители Краснодара, городов (Туапсе, Новороссийск, Сла-вянск-на-Кубани) и станиц Краснодарского края (Отрадная, Ильская, Дядьковская, Нововладими-ровская, Крыловская и др.), а также Республики Адыгея (Майкоп и др.).
Вадим Репин вместе с музыкантами оркестра превратили зал в единое целое - присутствующие были полностью во власти потрясающей музыки Яна Сибелиуса. Редкая возможность вживую вслушаться в секрет трепетной материи звуков, возможность присутствовать при ярчайшем исполнении этого шедевра, сочинения, требующего виртуозности и тончайшего художественного чутья, а не просто технического блеска.
Безупречная техника Репина известна. Это средство и в данном случае позволило донести и воплотить в звуках главное - содержание скрипичного концерта, с его палитрой страстей, эмоций и сомнений, его мощью и глубиной, бесконечной печалью, торжеством и могуществом духа. Под пальцами музыканта каскад трудноисполнимых пассажей превращался в естественно льющийся поток музыкальных мыслей, каденция - соло скрипки - в сокровенный рассказ Мудреца о драгоценной сути и смысле жизни. Этот рассказ глубоко погружал в себя. Гравитация жизненной мощи и красоты властвовала, казалось, без усилий. Никакие «барьеры мысли» не вставали вровень с ней. Естество и сила притяжения Истинного были ощутимы настолько, что сами по себе мысли о феноменальной технике В. Репина отступили. Они вернулись - явственно пришли в сознание слушающих - лишь во время блистательно исполненного на бис «Венецианского карнавала» Николо Паганини (пьеса знаменита фейерверком в изобилии представленных в ней «запредельных» трудностей).
Партитура концерта для скрипки с оркестром Я. Сибелиуса очень сложна во многих отношениях, и в первую очередь в ансамбле. Партия
скрипки взаимодействует то с группами, то с солирующими партиями отдельных инструментов в тонком, замысловатом ритмическом (вернее, полиритмическом) переплетении. Без эмоционально-образного единения всех музыкантов вряд ли этот концерт окажется исполнимым. К слову сказать, у солиста и оркестра возникло взаимопонимание еще в репетиционный период, это артист отметил в одном из интервью.
На пресс-конференции Вадим Репин признался, что волнуется перед концертом, думает о том, как его встретит краснодарская публика. Тревоги оказались напрасны. Овации были долгими и восторженными. Переполненный зал, во время концерта казавшийся просторным: звучала скрипка и слушатели как один человек дышали вместе с ней, - захватила волна рукоплесканий. Очень не хотелось уходить, расставаться с только что явленным чудом.
Юный скрипач, подарив букет, нежно прикоснулся к знаменитой скрипке Гварнери... Выстроилась вереница почитателей, пробравшихся за автографом, среди которых были и притихшие в благоговейном трепете студенты консерватории; с ярусов по лестницам как горох посыпались ученики музыкальных школ и воспитанники колледжа им. Римского-Корсакова.
Несомненно, этот концерт у большинства слушателей останется в ряду самых ярких музыкальных жизненных впечатлений. Но, возможно, и Репин сохранит в воспоминаниях черточки этого дня. И царивший на сцене эмоциональный подъем, который невозможно было не почувствовать. И восхищенные, чутко сосредоточенные глаза оркестрантов. И робкую молодую слушательницу -более двух часов терпеливо ожидавшую его после концерта, чтобы тоже попросить автограф, - которая так растрогала Вадима.
Иллюстрации к статье
см. на 2-й стр. обложки
Т. В. СОРОКИНА, И. Л. ВОЛКОВ ИЗ ЮБИЛЕЙНОЙ ХРОНИКИ КГУКИ
Культура не состоит из одних мастеров. Обществу всегда нужна читательская среда, аудитория -культурный слой, в котором произрастают будущие таланты. Известно, что в числе иных мер по накоплению и поддержанию качественного культурного слоя забота о грамотном слушателе, зрителе отличала отечественное культурное строительство.
Создание в 1960-1970-х годах новых вузов искусств и культуры было откликом на возраставшую в стране потребность в системной постановке всех отраслей культурно-просветительской работы, начиная от библиотечной деятельности и заканчивая работой клубов, театральных студий, самодеятельных и профессиональных хоров, танцевальных ансамблей, кружков прикладного народного творчества. Требовалось комплексно решить проблему подготовки руководителей музыкальных и теат-
ральных коллективов, оркестров народных инструментов - готовить кадры, способные воплотить творческие начинания самого широкого профиля.
Открытие Краснодарского института культуры явилось этапным моментом, началом новых путей становления и пропаганды культуры во всем Северокавказском регионе, ведь вузы культуры и искусств призваны не только учить студентов, но и быть повседневно действующими очагами просветительской и художественной практики. Инструментом, который чутко реагирует на текущие события читательской, слушательской, творческой среды и оптимизирует протекание культурных процессов, аккумулирует созидательную энергию, которая свойственна человеку и обществу в целом.
Искусство обладает способностью воспитывать, «обучать» души. Целительная сила музы-
118 "Культурная жизнь Юга России" № 2 (45), 2012
ки - аксиома: «Болящий дух врачует песнопенье», писал Ф. И. Тютчев.
Со времен мифа об Орфее люди обожествляли музыку, поклонялись таланту как божественному дару. Выдающийся виолончелист, создатель Квартета им. Бородина В. А. Берлинский сказал: «Русская исполнительская школа и вообще русская Культурная Традиция всегда была связана с поиском идеала. Не развлечений. С великим этическим пафосом - утверждать идеалы благородства, чистоты, преданности, любви... Это накладывает на исполнителя огромную ответственность. Идея искусства - помочь человеку "превзойти" этот мир, суметь увидеть его прекрасным. И в личном творчестве и в переживании слушателей».
Свое 45-летие КГУКИ отмечал с особой творческой активностью, как продолжатель лучших традиций отечественной культуры.
В октябре состоялся VI Открытый международный фестиваль-конкурс камерной музыки «Краснодарская камерата», собравший дотоле невиданное число участников - 150 музыкантов из различных городов России, Белоруссии. Жюри конкурса возглавили представители мировой музыкальной элиты - виолончелист Народный артист РФ Михаил Уткин; скрипач Заслуженный деятель искусств РФ Валерий Ворона; доктор музыкальной педагогики из Сербии профессор Драган Шобаич.
В ноябре IV конкурс «Кубанская певунья-балалайка», ставший ныне уже международным, объединил свыше ста участников и первоклассных музыкантов-народников в качестве членов жюри и организаторов мастер-классов.
В честь 45-летия КГУКИ и 15-летия кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки особенно торжественно проходили традиционные Декабрьские вечера камерной музыки: отмечены памятные даты А. С. Аренского, С. С. Прокофьева, Ф. Шуберта, Год чешской музыки. Выпускницы консерватории КГУКИ (кафедра академического пения и оперной подготовки) Анна Викина и Сусанна Карамаджанян представили в Муниципальном концертном зале свою программу дуэтной вокальной музыки. Там же с большим успехом прошел вокальный вечер «Магия высокого сопрано»; исполнители - Заслуженная артистка РФ Светлана Мамиконян и ее выпускницы разных лет, великолепные певицы Марина Сташ-кевич, Ольга Золотущенко, Анна Викина, Аси-ят Тугуз. В консерватории состоялись концерты учеников класса профессора Н. Л. Межлумовой, струнных квартетов, оперной студии, симфонического оркестра. Известная в крае домристка Заслуженная артистка Кубани Т. А. Клевко провела в консерватории концерт своего класса с участием четырнадцати учеников, студентов, выпускников прошлых лет (К. Шатов, А. Ткач, Е. Кальницкая, Е. Кейян и др.).
Четырнадцатого мая в рамках Кубанской музыкальной весны в Зале Краевой филармонии им. Г. Ф. Пономаренко на отчетном концерте «Весна. Молодость. Любовь» выступили симфонический оркестр консерватории КГУКИ (дирижер Д. Ивенский). Блестящее виртуозное мастерство
продемонстрировал студент III курса скрипач Владимир Быков (Рондо-каприччиозо К. Сен-Санса). Сводный академический хор КГУКИ в сопровождении оркестра исполнил кантату А. Скрябина «Слава искусству». На сцене филармонии представили свое искусство студенты Академии народной культуры - ансамбль «Казачья удаль», духовой оркестр под руководством В. В. Спиридонова, студенты театрального факультета (рук. курса В. Д. Рогульченко) и консерватории (кафедра народного пения) - Е. Бугаева, Д. Масальцева, М. Рожин, Е. Часовской, С. Онищенко, ансамбль «Кубанская гармоника» (рук. В. И. Детков), баянист К. Левшов и оркестр народных инструментов (дирижер В. Бигдан). В сопровождении Биг-Бенда им. Г. Гараняна пела студентка кафедры медиатехнологий и эстрадно-джазового пения К. Халатова и танцевал ансамбль современной хореографии «Метро» (руководитель О. Отараева).
Юбилей Краснодарского государственного университета культуры и искусств - событие не только краевого значения. За годы своего существования университет дал путевку в жизнь тысячам специалистов, которые успешно работают в учреждениях культуры, в творческих коллективах всего Южного Федерального округа и за его пределами.
В условиях полиэтничного региона, с его сложными миграционными и межнациональными процессами, культура выступает как гарант стабильности, основной фактор сохранения гражданского мира. Она обогащает щедрыми, яркими, живыми красками палитру плодотворного межэтнического диалога народов, проживающих на Северном Кавказе.
И при формировании образовательного пространства в регионе, осуществлении единой образовательной политики в области культуры и искусства КГУКИ принадлежит очень значительная роль.
О народе судят по созданным им памятникам культуры и по таким незыблемым историческим ценностям, как очаги образования, музыкального и литературно-художественного просвещения. Институты, академии, университеты по праву считаются центром притяжения талантливой молодежи, в учебных заведениях такого уровня вызревают духовные основы общества, формируется интеллектуальный потенциал народа, укрепляются корни плодоносящего древа бытия.
Осваивая кубанскую землю, ее природные богатства, казачество всегда было активно и в культурном строительстве - возведении храмов, открытии школ, училищ, библиотек. Добрая память о патриотической христианской, цивилизаторской миссии, которую утверждало оно на родной земле, дорога тем, кто недавно отпраздновал 200-летие переселения черноморских казаков на Кубань.
Созданные еще в позапрошлом веке городской симфонический оркестр, музей, театры сформировали не одно поколение жителей Кубани, столичной и краевой интеллигенции, чутко реагирующей на все музыкальные и художественные события. Такой была «питательная среда», которая, уже в XX столетии, вызвала к жизни еще ряд таких замечательных явлений, как Екатерино-дарское отделение РМО, музыкальное училище
(ныне КМК им. С. В. Рахманинова), государственная консерватория...
Наш вуз культуры и искусств возник как ветвь этого генеалогического древа, впитав живительные соки народного самодеятельного и профессионального искусства, собрав в своих стенах лучших преподавателей высшей школы, деятелей культуры, ученых, таких как профессора А. И. Манаенков, Т. И. Агапова, А. Г. Розин, С. Я. Болотин. В Краснодар приехали выпускники лучших консерваторий страны А. Я. Винокур, А. И. Дунаев, В. Г. Комиссинский, М. И. Ескин, А. И. Дудин, В. И. Ильин, Г. А. Ковалев, ставшие впоследствии яркими деятелями кубанской культуры.
Концертная деятельность, исполнительство как важнейшая составная часть учебного процесса с самого начала формировали в студентах вуза творческий дух, способствовали воспитанию активных деятелей культуры, определяли их художническую и гражданскую позицию.
Вуз - это люди. С первых дней его существования по настоящее время работает заведующей библиотекой Галина Петровна Ливенцева. Научная библиотека КГУКИ - это ее детище. Большинство сотрудников библиотеки выпускники КГУКИ, того самого библиотечного факультета, с которого начиналась история нашего учебного заведения. Много лет вузу отдали выпускники КГУКИ Н. Г. Денисов, В. Н. Священко, В. И. Чуп-рина, талантливые педагоги и мастера: В. Н. Пазу-хина, Л. Г. Нагайцева, А. М. Чернышев, Л. В. По-крышкина, Н. П. Коробейникова, В. А. Фролкин, В. К. Чумаченко, М. Б. Солодкая, Т. Ф. Ченцова, М. В. Наглий, З. К. Ерицпохов, Н. И. Васькова, Н. Н. Кириченко, Н. Л. Межлумова, А. В. Пермяков, И. П. Мякишев, Н. М. Мякишева и конечно же И. И. Горлова, почти 20 лет возглавлявшая университет.
Вуз - это незабываемые вехи истории. Рассказывает один из ветеранов КГУКИ, Станислав Федорович Грдличка, ныне доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального
образования, в прошлом - декан культурно-просветительного факультета: «На факультете училось 180 человек, было два хора по 30 студентов (зав. кафедрой А. В. Дудин), оркестр народных инструментов, которым руководил А. Г. Пирогов.
Велась напряженная концертная работа, шефские концерты проходили на предприятиях (в частности, на ЗИПе), в колхозах и совхозах края. Студенты были организаторами и участниками агитбригад ДК КСК и ДК ЗИП, а также в совхозе "Коммунар"».
Вуз - платформа проявления разнообразных творческих инициатив и личных достижений. Это доказывает богатый урожай лауреатов юбилейного года. В числе последних завоеваний:
- 12 лауреатских дипломов Международного фестиваля-конкурса камерной музыки «Краснодарская камерата»;
- победа ансамбля «Казачья удаль» и М. Дерябина на Первом международном фестивале-конкурсе вокальной музыки в Краснодаре «Звучи и пой»;
- награждение дипломом I степени на Краевом конкурсе на лучшую научную и творческую работу высших учебных заведений Краснодарского края за 2011 год цикла графических работ А. Лынник;
- премии на «Строгановских дебютах» (Пятом всероссийском конкурсе на лучшую творческую работу среди студентов художественных вузов России), присужденные работам А. Свистунова, Э. Гусейновой, А. Храпач, Д. Чеченковой;
- лауреатство Г. Губенко на Международном фестивале-конкурсе им. Л. А. Руслановой в Волгограде и К. Левшова на Конкурсе баянистов в г. Лончано (Италия);
а также многое другое, всего не перечислишь.
Вуз - это возможность учиться и учить, просвещаться и просвещать так, что любое дело становится истинным творчеством. «Час ученичества. Он в жизни каждой / Торжественно неотвратим», - сказала поэтесса Марина Цветаева. Из таких часов и складывается настоящая жизнь.