Научная статья на тему 'Концерт Вадима Репина в Краснодаре'

Концерт Вадима Репина в Краснодаре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концерт Вадима Репина в Краснодаре»

116 "Культурная жизнь Юга России" № 2 (45), 2012

Культурная жизнь региона

Е. Ю. ТРЕТЬЯКОВА, О. Р. БУЛАТОВА

КОНЦЕРТ ВАДИМА РЕПИНА В КРАСНОДАРЕ

Музыкальное событие, состоявшееся 12 апреля 2012 года в концертном зале Краснодарской филармонии им. Г. Ф. Пономаренко, надолго останется в памяти тех, кому посчастливилось участвовать в нем. Этот концерт - одна из акций в рамках программы поддержки классической музыки, проекта, который задумало и на протяжении ряда лет осуществляет в крупных городах России руководство МДМ Банка. Для жителей нашего города в сопровождении Краснодарского филармонического оркестра выступил выдающийся скрипач современности Вадим Репин.

Согласно идее данного проекта, живущие в разных уголках страны любители прекрасной музыки получают возможность услышать целое созвездие выдающихся музыкантов. Только за последнее время в географию проекта вошли Краснодар и Красноярск, где состоялись концерты Дениса Ма-цуева; Нижний Новгород принимал Николая Луганского; Кемерово, Новосибирск - Александра Гиндина; Екатеринбург, Тюмень - Вадима Репина, Томск - Хиблу Гердзмава... Важна поддержка МДМ Банка и при таких крупных событиях культурной жизни, как Московские Пасхальные фестивали при участии оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева или Зимние международные фестивали искусств в Сочи, которыми руководит Юрий Башмет.

Прекрасно, что за 2011 год десять городов страны получили возможность ближе познакомиться с десятью современными мастерами, исполнителями мирового масштаба. Однако к оттенкам радости примешиваются оттенки грусти. Неоднозначное, согласитесь, впечатление оставляет тот факт, что в наше время исполнение классической музыки - Моцарта, Бетховена, Шуберта, Прокофьева -нуждается в какой-то особой поддержке. Неужели созданная гениальными представителями человечества Музыка за 100, 200, 300 лет не вполне доказала свое бесспорное право на звучание? Вопрос риторический. Пропущенные «сквозь сито веков» шедевры, если в чем-то и нуждаются, так только в профессиональном, талантливом исполнении.

Правильнее сказать - мы, обычные слушатели и профессиональные музыканты, нуждаемся в подобных программах, которые помогают услышать Музыку в эталонном прочтении.

В концерте, о котором идет речь, царствовала Музыка Бетховена, Шуберта и Сибелиуса. Тематическая насыщенность была устремлена к тому, чтобы содержание произведений с разных сторон раскрыло вечные темы искусства: жизнь как страдания и борьба; путь между полюсами славы и бесславия; вечное, ничем не отменимое стремление человека к счастью.

В первом отделении концерта симфоническим оркестром Краснодарской филармонии под

управлением лауреата международного конкурса Сергея Жмурина были исполнены Увертюра «Ко-риолан» Людвига ван Бетховена и Пятая симфония Франца Шуберта.

Созданная Бетховеном в 1807 году и тогда же исполненная (205-летие знаменательного события приходится на апрель нынешнего года) увертюра из музыки к пьесе австрийского драматурга Генриха-Иозефа Коллина сразу обрела успех. И поныне это одна из самых исполняемых среди десяти других увертюр, написанных композитором. Дилемма, с которой не справился полководец Гай Марций по прозвищу Кориолан, отражена в одноименной пьесе Шекспира, а ранее - в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха. Римский полководец привел чужестранное войско и осадил Рим, чтобы силой вернуть себе гражданство в Вечном городе. Родная мать, жена, дети уговаривали его не воевать против сограждан. Кориолан снял осаду, но погиб: варвары не простили ему то, что он поступил по велению сердца. Музыкантами оркестра с искренней эмоциональностью была передана сложность и глубина трагических чувств героя, безысходность его разлада с собственной судьбой.

Пятая симфония си-бемоль мажор (1816) по праву считается одной из жемчужин шубертов-ского симфонизма. Исследователи творчества композитора справедливо указывают, что по ясности, стройности формы, уравновешенности деталей, пластичности, изящности мелодического языка это произведение близко к стилю Моцарта. Грациозное звучание скрипок, благородная глубина виолончелей и контрабасов, тонкая выразительность соло флейты, мягкость, пасторальность валторн, одухотворенность всех исполнителей создали особую атмосферу. Радостное осознание вечности Прекрасного. «Как много, как бесконечно много таких благотворных представлений о более светлой, лучшей жизни оставил ты в наших душах», - этими словами Франц Шуберт откликнулся на творения Моцарта. Хотелось бы отнести эти слова и к музыке самого Шуберта, прозвучавшей в апрельский вечер.

Второго отделения зал ожидал с особенным чувством. Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса ре минор (1903, вторая редакция -1905) принадлежит к лучшим, высшим образцам мировой музыкальной культуры в жанре скрипичного концерта. Солировал лауреат международных конкурсов, обладатель ряда премий за выдающиеся достижения в искусстве Вадим Репин, который в этот раз впервые выступил в Краснодаре. Многие слушатели смогли осуществить свою давнюю мечту - услышать игру этого удивительного скрипача. В переполненном зале филармонии собралась взволнованная незауряд-

№ 2 (45), 2012

"Культурная жизнь Юга России" ^

ным событием разновозрастная публика: жители Краснодара, городов (Туапсе, Новороссийск, Сла-вянск-на-Кубани) и станиц Краснодарского края (Отрадная, Ильская, Дядьковская, Нововладими-ровская, Крыловская и др.), а также Республики Адыгея (Майкоп и др.).

Вадим Репин вместе с музыкантами оркестра превратили зал в единое целое - присутствующие были полностью во власти потрясающей музыки Яна Сибелиуса. Редкая возможность вживую вслушаться в секрет трепетной материи звуков, возможность присутствовать при ярчайшем исполнении этого шедевра, сочинения, требующего виртуозности и тончайшего художественного чутья, а не просто технического блеска.

Безупречная техника Репина известна. Это средство и в данном случае позволило донести и воплотить в звуках главное - содержание скрипичного концерта, с его палитрой страстей, эмоций и сомнений, его мощью и глубиной, бесконечной печалью, торжеством и могуществом духа. Под пальцами музыканта каскад трудноисполнимых пассажей превращался в естественно льющийся поток музыкальных мыслей, каденция - соло скрипки - в сокровенный рассказ Мудреца о драгоценной сути и смысле жизни. Этот рассказ глубоко погружал в себя. Гравитация жизненной мощи и красоты властвовала, казалось, без усилий. Никакие «барьеры мысли» не вставали вровень с ней. Естество и сила притяжения Истинного были ощутимы настолько, что сами по себе мысли о феноменальной технике В. Репина отступили. Они вернулись - явственно пришли в сознание слушающих - лишь во время блистательно исполненного на бис «Венецианского карнавала» Николо Паганини (пьеса знаменита фейерверком в изобилии представленных в ней «запредельных» трудностей).

Партитура концерта для скрипки с оркестром Я. Сибелиуса очень сложна во многих отношениях, и в первую очередь в ансамбле. Партия

скрипки взаимодействует то с группами, то с солирующими партиями отдельных инструментов в тонком, замысловатом ритмическом (вернее, полиритмическом) переплетении. Без эмоционально-образного единения всех музыкантов вряд ли этот концерт окажется исполнимым. К слову сказать, у солиста и оркестра возникло взаимопонимание еще в репетиционный период, это артист отметил в одном из интервью.

На пресс-конференции Вадим Репин признался, что волнуется перед концертом, думает о том, как его встретит краснодарская публика. Тревоги оказались напрасны. Овации были долгими и восторженными. Переполненный зал, во время концерта казавшийся просторным: звучала скрипка и слушатели как один человек дышали вместе с ней, - захватила волна рукоплесканий. Очень не хотелось уходить, расставаться с только что явленным чудом.

Юный скрипач, подарив букет, нежно прикоснулся к знаменитой скрипке Гварнери... Выстроилась вереница почитателей, пробравшихся за автографом, среди которых были и притихшие в благоговейном трепете студенты консерватории; с ярусов по лестницам как горох посыпались ученики музыкальных школ и воспитанники колледжа им. Римского-Корсакова.

Несомненно, этот концерт у большинства слушателей останется в ряду самых ярких музыкальных жизненных впечатлений. Но, возможно, и Репин сохранит в воспоминаниях черточки этого дня. И царивший на сцене эмоциональный подъем, который невозможно было не почувствовать. И восхищенные, чутко сосредоточенные глаза оркестрантов. И робкую молодую слушательницу -более двух часов терпеливо ожидавшую его после концерта, чтобы тоже попросить автограф, - которая так растрогала Вадима.

Иллюстрации к статье

см. на 2-й стр. обложки

Т. В. СОРОКИНА, И. Л. ВОЛКОВ ИЗ ЮБИЛЕЙНОЙ ХРОНИКИ КГУКИ

Культура не состоит из одних мастеров. Обществу всегда нужна читательская среда, аудитория -культурный слой, в котором произрастают будущие таланты. Известно, что в числе иных мер по накоплению и поддержанию качественного культурного слоя забота о грамотном слушателе, зрителе отличала отечественное культурное строительство.

Создание в 1960-1970-х годах новых вузов искусств и культуры было откликом на возраставшую в стране потребность в системной постановке всех отраслей культурно-просветительской работы, начиная от библиотечной деятельности и заканчивая работой клубов, театральных студий, самодеятельных и профессиональных хоров, танцевальных ансамблей, кружков прикладного народного творчества. Требовалось комплексно решить проблему подготовки руководителей музыкальных и теат-

ральных коллективов, оркестров народных инструментов - готовить кадры, способные воплотить творческие начинания самого широкого профиля.

Открытие Краснодарского института культуры явилось этапным моментом, началом новых путей становления и пропаганды культуры во всем Северокавказском регионе, ведь вузы культуры и искусств призваны не только учить студентов, но и быть повседневно действующими очагами просветительской и художественной практики. Инструментом, который чутко реагирует на текущие события читательской, слушательской, творческой среды и оптимизирует протекание культурных процессов, аккумулирует созидательную энергию, которая свойственна человеку и обществу в целом.

Искусство обладает способностью воспитывать, «обучать» души. Целительная сила музы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.