Научная статья на тему 'Развитие образовательно-творческого ресурса детей и молодежи средствами туризма и досуга: вклад общественной академии'

Развитие образовательно-творческого ресурса детей и молодежи средствами туризма и досуга: вклад общественной академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А А. Горбачев, В А. Горбачева, Д А. Горбачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образовательно-творческого ресурса детей и молодежи средствами туризма и досуга: вклад общественной академии»

А. А. Горбачев,

г. Краснодар, В. А. Горбачева, г. Краснодар, Д. А. Горбачева,

г. Краснодар

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РЕСУРСА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И ДОСУГА: ВКЛАД ОБЩЕСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ

Новые экономические отношения в странах СНГ обострили проблемы в детском и молодежном туризме, потребовали системы мер на уровне мировых масштабов, направленных на изменения в подходах освоения и возрождения туристского потенциала регионов, в механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма, в креативной подготовке кадров [2-5].

Несмотря на ранее накопленный уникальный опыт организации туристских путешествий Туристско-спортивным союзом России, Центром детско-юношеского туризма Федерального агентства образования, на Кубани - Краснодарской краевой станцией юных туристов (СЮТур), Сочинским городским Центром детского и юношеского туризма, который все еще нуждается в обобщении, распространении и обновлении, сегодня детский туризм и досуг в России развивается во многом стихийно. Некогда уникальная в мире разветвленная сеть учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля и детских лагерей, внеклассных секций, которые осуществляли обучение, воспитание, оздоровление и профориентацию школьников, претерпела значительные изменения в сторону коммерциализации.

К сожалению, большинству школьников и трудных подростков не доступны отдых и досуг в профильных лагерях. Их количество и типология отстают от сети зарубежных лагерей. Так, в США из 8 типов лагерей особого внимания заслуживает изучение организации работы педагогов в лагерях для детей из малоимущих семей, детей со специальными нуждами и программами и др.

Поэтому главной задачей нашего исследования является выработка теоретических и практических рекомендаций на основе изучения отечественного и зарубежного опыта, направленного на реализацию творческого потенциала феномена детского туризма и досуга.

Методологической основой исследования явились научно-педагогические труды: А. С. Запесоцкого, И. В. Зорина, В. А. Квартального,

A. А. Остапова; теоретической основой исследования - труды, посвященные вопросам психологии личности: А. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, Д. И. Фельдштейна; по креативной педагогике и психологии:

B. С. Кузина, А. В. Морозова, В. Н. Дружинина; по организации досуга: И. А. Дрогова, А. Д. Жаркова, Ю. А. Стрельцова, Н. Н. Ярошенко; по маркетингу туризма и рекламе: Дж. Вернет, Б. Дрюниани, Н. Малхотра, Р. Лейна, Дж. Уокера и др. Использовались методики, предложенные Л. Г. Судас, М. В. Юрасовой: эвристические и методы творческого мышления, игровые и проекционные методы [6-7], а также психологические тесты Айзенка, С. А. Касьянова и др. [8] Был отработан комплекс психологических инструментов из семи блоков тестов, охватывающих профессиональную и самообразовательную деятельность педагогов и руководителей лагерей, обучение детей и студентов, воспитание детей родителями:

1. Ваш характер: Активный ли вы человек? Оптимист ли Вы? Каков ваш творческий потенциал?

2. Ваша работа: Администратор или лидер? Ваш стиль общения.

3. Вы - способный предприниматель: Можете ли вы быть предпринимателем? Мотивация к успеху.

4. Ваши чувства: Есть ли у вас страсть к путешествиям? Вы можете быть красивее.

5. Ваша семья: Как вы воспитываете своих детей? Доживете ли вы до семидесяти?

6. Память и внимание: Кратковременная зрительная память. Логическое мышление.

7. Зеркало судьбы: Как вы относитесь к коллективу? Интеллектуальная лабильность.

На завершающем этапе использовались креативные тренинги и программа Д. А. Горбачевой [см. 9].

Результаты, обсуждения и исследования показали, что организация детского и молодежного туристско-оздоровительного отдыха и образовательного досуга явно отличается от других сфер экономики. Доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей услуг к производителям этих услуг. Финансовые вложения в детско-юношеский туризм являются инвестициями долгосрочными, не сулящими быстрой прибыли. Это инвестиции в безопасность и будущее нашей страны. Развитие детского туризма должно привести к увеличению числа молодых людей, желающих сделать туризм своей ос-

новной профессией. Решить проблему подготовки туристских и куль-турно-досуговых кадров невозможно без системного, комплексного подхода [10-11].

Наш анализ показал, что на государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов: экскурсион-но-туристских, спортивных, оздоровительных и т. д. Резко подорожали экипировка и снаряжение для походов, возросли цены на проезд по железной дороге. В результате всего этого значительные ресурсы социального туризма и рекреации оказались забытыми, сокращается число объектов экскурсионного показа. Многие общеобразовательные школы самоустранились от экскурсионной работы на каникулах. Хорошо известно, что ежегодно в России оздоровляются свыше 442 тысяч детей действующими (более 24 тыс.) туристскими предприятиями. Однако потребности населения в активном туризме, лечебном отдыхе, культурно-познавательных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6%. В результате большая часть предприятий обслуживает туристов, выезжающих за рубеж и, соответственно, вывозящих финансовые ресурсы за границу (дальнее зарубежье) [14].

Анализ специальной литературы, изучение практического опыта и проведение комплексных исследований позволили выделить важные направления для воссоздания в стране и крае массового туризма. В качестве сквозных планов департаментов выдвигаются следующие задачи:

1. В области кадрового и научно-методического обеспечения необходимо осуществлять многоуровневую подготовку кадров, начиная с системы лицейских программ, профессиональных классов и колледжей и заканчивая вузовским (с дополнительными образовательными программами) и последипломным образованием и регулярным повышением квалификации на международном уровне с учетом региональных и национальных особенностей.

2. В крае следует расширить количество профилей в рамках направления 100400.62 Туризм подготовки для сферы туризма и досуга (анализ показывает, что в крае ряд вузов готовят из пяти, как правило, по одному профилю «Технология и организация туроператорских и ту-рагентских услуг», а также по профилю спортивно-оздоровительного и экскурсионного туризма). Например, негосударственная Российская международная академия туризма (РМАТ, г. Сходня) ведет подготовку по разным направлениям и имеет более 30 структурных подразделений по России и за рубежом (филиалы, лицейские классы и факультеты академии).

3. При открытии новых направлений подготовки следует исходить из реальных потребностей в специалистах (в лагерях требуются руко-

водители проектов профильных лагерей, вожатые, инструкторы по обучению детей плаванию, верховой езде, спасатели, старшие педагоги, кураторы программ, руководители походов и т. д.).

4. Одной из современных тенденций на курортах и в здравницах, спортивно-оздоровительных лагерях, на турбазах, позволяющих увеличить развлекательный и образовательный потенциал детского отдыха, являются подготовка и привлечение профессиональных аниматоров, творческих работников, руководителей творческих студий, арт-терапев-тов, так как в детских лагерях высока потребность в творческих работниках всех специальностей. Анкеты работников детских лагерей свидетельствуют о том, что сегодня к руководителю-педагогу, организатору досуга предъявляются высокие требования от руководителей лагерей. Среди них: умение ладить с детьми, оптимизм, воля, терпение, любовь к природе, позитивное отношение, креативное мышление и т. д.

5. В учебные планы вузов и колледжей следует вводить курсы по организации детско-юношеского туризма и отдыха, по обучению детей различным навыкам, организации и проведению игр и других мероприятий, курсы по проектированию услуг шоу-бизнеса. В рамках практики студентов полезно знакомить с ведением бизнеса в лагере, системой маркетинга и работой с клиентами, фандрезингом и методиками деятельного образования. Так, например, многие оздоровительные базы Черноморского и Азовского побережья ежегодно заново набирают специалистов и обучают их на месте.

6. Для разрешения некоторых проблем детского туризма и отдыха можно начать с разработки системы многолетних программ экспедиций по краю. Широко известны программы Экспериментального центра детско-юношеского туризма и экологии (ЭЦДЮТЭ) «Родина», ставшие всероссийскими: «Отечество», «Школа жизни - окружающий мир», разработанные с учетом комплексного подхода к проблеме воспитания, организованные на принципах самоуправления с использованием тури-стско-краеведческих должностей. В результате дети на 20% становятся более устойчивыми к стрессам [13].

Не случайно родители при решении вопроса, куда отправлять на летний отдых детей, часто отдают предпочтение полевому лагерю, где значительно ниже цены и содержание образовательных программ адаптировано к возрастным группам детей.

Подобный опыт имеется в соседних республиках ближнего зарубежья. Пример тому - экономическое и культурное сотрудничество России, Казахстана, Белоруссии и Украины. Эти дружественные страны объединяет использование знания русского языка как универсального межнационального средства общения в туризме.

В качестве наглядного примера можно вспомнить дни проведения выездной сессии Региональной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения» (идея создать академию, которая объединила бы туристов многих стран, родилась в г. Уральске на Международной научно-практической конференции 15 лет назад в г. Уральске, и осуществил ее профессор А. А.Остапец-Свешников). Поэтому для проведения очередного выездного семинара-совещания, посвященного 10-летию этой Международной академии, на тему «Проблемы и перспективы деятельности МАДЮТК» (в октябре 2007 и в мае 2012 года) был выбран г. Уральск на базе Западно-Казахстанского областного центра детско-юношеского туризма и экологии (ОЦДЮТЭ). Директор - Виктор Павлович Фомин, кандидат педагогических наук, академик. Он удачно сочетает в себе ученого-прагматика и профессионала, отлично владеющего маркетинговыми и рекламными технологиями, горячо любящего детей.

Наша делегация членов академии знакомилась с деятельностью туристско-оздоровительного комплекса (ТОК) «Евразия». Девиз «Евразии» - «Здоровье, Отдых, Красота». Ранее брошенные турбазы и лагеря восстановлены, обустроены и переведены на круглогодичный режим работы с детьми. Работа центра признана в республике и за ее пределами. Так, в 1998 году в Кении молодежная экологическая экспедиция «Жайык-Урал» вошла в десятку лучших практических опытов мира, в 2007 году завоеван главный приз МАДЮТК «Золотой компас» и т. д.

В июне 2012 года мы ознакомились с достижениями этого центра (был приглашен председателем ГЭК и ГАК в ЗКГУ и музыкальный колледж), они впечатляют. Достаточно отметить, что отстроена еще одна турбаза, выпускается хорошо иллюстрированный научно-методический журнал «Тропинка», построен скалодром, закуплено оборудование и отстроено помещение для занятий на тренажерах. Закупленные катамараны позволили провести крупные районные соревнования школьников Уральской области в Токпакском районе. Мы имели честь

ТЛ __С С

открывать их. В числе опытных руководителей соревнования из районов встретили немало наших выпускников отделения менеджеров туризма Уральского института искусств (открыто нами в 1998 г., с 2000 г. - в составе ЗКГУ). В г. Уральске находится одно из самых многочисленных отделений МАДЮТК в Казахстане, имеющее позитивные результаты.

Второе место по численности из зарубежных отделений принадлежит Украинской Республике. Наиболее ярким представителем этого отделения является Борис Петрович Пангелов, кандидат педагогических наук, доцент Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического

университета им. Григория Сковороды (ПХГПУ), академик МАДЮТК, Почетный профессор КГУКИ. Ему удалось благодаря своему уникальному авторитету, обаянию и организаторским способностям объединить многих ученых Украины, России, Казахстана и Белоруссии. На форумы собираются более 100 участников, а сборники имеют более 500 страниц (2008-2012 гг.). Ученые МАДЮТК оказывают методическую помощь городскому центру детско-юношеского туризма и краеведения. Благодаря эффективной проектной работе лаборатории детско-юношеского туризма и краеведения под руководством Б. П. Пангелова ректоратом проводятся ежегодные научно-практические конференции в ПХГПУ («Пангеловские чтения»). Между КГУКИ и ПХГПУ заключены договоры о научном, культурном и туристском сотрудничестве.

Востребованность бизнес-проектов культурно-творческого сотрудничества в развитии туризма и отдыха детей между Западно-Казахстанской областью и Краснодарским краем заключается, прежде всего, в географическом месторасположении ЗКО - на стыке Европы и Азии (монумент «Евразия» находится в г. Уральске), где большинство населения - русскоговорящие представители уральского казачества, имеющие родственников в Краснодарском крае и России. Так, например, можно произвести обмен между детским лагерем «Евразия» (г. Уральск) и детским лагерем «Орленок» (г. Туапсе) или с казачьими детскими лагерями и т. д. Например, принять участие в экологической экспедиции ученых и журналистов по р. Урал, стартовавшей к 80-летию В. Правдухина, где мы принимали участие (с 1999 г.). Увлекательны экспедиции по местам боевой славы Кубани с привлечением детей из Казахстана [10-11].

Содержание отдыха должно быть качественно изменено, а за счет организации массовости поездок можно уменьшить стоимость обслуживания и сделать доступной покупку путевок даже для малообеспеченных семей. Можно развернуть летние палаточные лагеря в пригороде Краснодара - городе Горячий ключ силами школьных учителей и руководителей районных станций детско-юношеского туризма.

Краснодарский край обладает огромным потенциалом для оздоровления и образования детей. Так, на сайте Сашр8,ги/ са!рИр каталога лагерей и туров представлена информация о 63 лагерях. Из них имеют профиль: традиционный - 38 (63,49%); приключения - 5 (7,9%); английский язык - 5/7 (9%); образовательный - 5/7 (9%); спортивный - 3/4 (7%); творчество - 2/3 (17%); военно-патриотический - 1/2 (7%); международный - 1/2 (7%). Отрадно, что из 63 лагерей - 16 составляют лагеря Краснодарского края (25,39%), однако их профиль традиционный (за исключением «Морских котиков» с военно-патриотическим профилем).

Организаторами создания нового лагерного профиля - образовательного, творческого, приключенческого, спортивного - стали специалисты Московской области, а также Болгарии, Мальты, Ирландии, Эстонии. Представленные лагеря - в основном из Анапы («Дружба», «Золотой берег», «Зори Анапы», «Маяк», «Прометей», «Черноморец», «Юбилейный», «Тимуровец»). Анализ данной информации позволяет сделать вывод об отставании инновационной составляющей распорядка дня в детских лагерях Черного и Азовского морей. Опросы показали, что сегодня уже далеко не всех родителей устраивает только традиционный отдых, с каждым годом растет спрос на комбинированные программы обучения с насыщенной программой второй половины дня.

К сожалению, многие турагентства Краснодара не хотят работать с детьми из-за повышенной ответственности за их безопасность, хотя в мировой практике детский и молодежный туризм считается самым прибыльным. Опросы, проведенные силами студентов-маркетологов КГУКИ среди 12 турагентств («Праздник», «РуссоТуристе», «Май-тур», «Круиз», «Курортник.ру», «Рафт-база», «Три кита» и др.), показали, что 91% турфирм развивают пляжный туризм, 50% - лечебный, 41% - религиозный, 16% - спортивный и 8% - образовательный. За креативными программами - будущее.

Так, в Краснодарском госуниверситете культуры и искусств нами была разработана и внедрена дополнительная образовательная программа «Развитие творческого потенциала». Программа связана с важнейшими компонентами индивидуальной деятельности личности, с ее стремлением к творческому саморазвитию, самосовершенствованию

[14].

Также программа по развитию творческих и лидерских качеств получила свое развитие в вузе на специальностях «Реклама» и «Маркетинг» (в КГУКИ, со специализацией «Маркетинг туристских услуг», с 1999 г.). Студентов обучают умению принимать решения, развивают коммуникативные навыки и креативное мышление, наращивают их творческий потенциал [9, 14]. Открыты новая специализация «Организация досуга туристов» (в КГУКИ подготовка начата в 2006 г.) и новая специальность «Социально-культурный сервис и туризм» (со специализацией «Услуги шоу-бизнеса») - в 2007 году.

В Кубанском госуниверситете на основе комплексных исследований студентов разработано и реализовано более двадцати дополнительных образовательных программ для будущих педагогов. Они использовали их на практике в работе вожатыми детских лагерей. Наиболее востребованы у студентов следующие программы: «Психологическая коррекция с использованием арт-терапии», «Арт-терапевтические техни-

ки», «Страноведение: США», «Страноведение: Великобритания» (для углубленного изучения английского языка), «Психологическая коррекция нарушений познавательных процессов и поведения у детей» (рук. И. Г. Галушко). Многие студенты пишут курсовые и дипломные работы по организации маркетинга и рекламы детского и молодежного туризма и отдыха, выступают на научных конференциях, публикуются в научных изданиях, участвуют в соревнованиях, посвященных празднованию Дня Всемирного туризма, работают на каникулах воспитателями в детских лагерях края и т. д.

Разработанный нами проект по проблемам детского отдыха и досуга детей для Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и администрации Краснодарского края (апрель 2007 г., № 07-06-38609а/Ю) был поддержан в сумме 80 тыс. рублей. Наше научное и творческое руководство студентами, а также поддержка грантом вылились в организацию Первой уникальной вузовской выставки-конкурса рекламного плаката: «Экология, туризм и досуг-2007». На выставке экспонировалось 100 работ 50 участников. Также организована наша персональная выставка живописи, графики и научных трудов с одноименным названием, где представлено 65 работ в фойе концертного зала КГУКИ. В прессе было немало позитивных отзывов. Затем последовали другие. Лучшие работы представлялись в Переяслав-Хмельницком государственном педагогическом университете им. Г. Сковороды. Педагоги и студенты награждаются дипломами [10, 11, 14, 15-18].

Нам представляется, что для организации детского досуга важны следующие направления работы:

1. Директорам СЮТур, ЦДЮТ необходимо заключить договоры о сотрудничестве между областными и краевыми центрами туризма России, Казахстана, Белоруссии, Украины и других соседних стран; департаментам заключить договоры о взаимообмене студентами с вузами стран СНГ для прохождения культурологической, туристской и речевой практики; директорам школ и учебных заведений осуществлять турист-ско-экологические и культурно-поисковые экскурсии по историческим и культурным памятникам, рекам, куреням и другим поселениям казачества на основе заключения прямых договоров; организовывать летний образовательно-креативный досуг детей соотечественников в оздоровительных лагерях с целью приобщения к русской культуре и российской науке (в математических, языковых, театральных, казачьих и других школах, турбазах и летних спортивных лагерях отдыха); использовать современные информационные технологии в создании единого образовательного пространства; проводить Дни международного

туризма, туристские выставки с приглашением к участию стран ближнего и дальнего зарубежья.

2. Заведующим отделом молодежной политики в Министерствах (департаментах) культуры, туризма организовывать конкурсы на лучшие анимационно-спортивные и образовательные программы, проекты «выходного дня».

3. Руководителям детских лагерей следует использовать маркетинговые исследования и возможности рекламной кампании.

Мы считаем, что представленные технологии, теория и практика организации региональной системы развития творческих ресурсов детей и молодежи в сфере туризма и досуга, прошедшие педагогическую апробацию и показавшие хорошие практические результаты, находят применение на практике уже сегодня. Создание системы образовательного и творческого досуга и отдыха для малообеспеченных семей на основе массовости и межсезонной работы, открытие палаточных лагерей в парках и пригороде становятся реальностью. Внедрение дополнительных образовательных творческих программ в учебный процесс творческих и гуманитарных вузов позволит обеспечить качество работы вожатых, инструкторов, руководителей детских и молодежных лагерей в межсезонье. Выработка перспективных программ на основе вышеназванных теоретико-практических и методических рекомендаций позволяет максимально реализовать феномен туристско-рекреационно-го потенциала и творческого ресурса детей и молодежи Кубани.

В настоящее время опыт, полученный на специалитете, внедряется нами в рамках нового направления 100400.62 Туризм (открыты очное и заочное отделения подготовки бакалавров по профилю «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» в 2011 г.) [15-18].

Нами разработаны пакеты документов по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность по пяти профилям: «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», «Постановка и продюсирована культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация», «Менеджмент детско-юношеского досуга». Во всех профилях заложены предметы по туризму. К сожалению, из-за малого количества бюджетных мест пришлось ограничивать прием только на первые профили [19-23].

Также получена лицензия для открытия аспирантуры по специальности 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, по которой в будущем предполагаются защиты кандидатских и докторских диссертации по детско-юношескому и моло-

дежному туризму и досугу, что дополняет и обогащает эти два научных направления, ранее вырванные из контекста подготовки специалистов родственных профессий разных вузов. В настоящее время по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования успешно обучаются в аспирантуре по проблемам маркетинга и туризма под нашим научным руководством ряд аспирантов.

Так, например, доцент КСЭИ, аспирант КГУКИ А. А. Самойленко является одним из активных действительных членов МАДЮТ. Совместно мы провели четыре «Твердовских чтения», посвященных Александру Васильевичу, одному из выдающихся ученых, путешественников Краснодарского края [19, 20, 21, 25]. Разработаны учебно-методические работы А. А. Самойленко, востребованные студентами и практиками по теории и практике детско-юношеского туризма, основам экотуризма, водопадам Краснодарского края [30].

Нами выпускается региональный научно-методический журнал «Курорты. Сервис. Туризм» (гл. редактор - А. А. Самойленко, член редколлегии - А. А. Горбачев и др.), который, так же как научно-практические конференции, позволили объединить усилия сотни ученых, практиков России, Украины, Казахстана в решении проблем по развитию туризма и досуга в крае. Внедрение инновационных маркетинговых и рекламных технологий в организации детско-юношеского и молодежного туризма и социально-культурной деятельности приобрело свои реалии и систему [24].

Филиал Краснодарского отделения МАДЮТК гордится деятельностью Леонида Павловича Долгополова, кандидата педагогических наук, члена-корреспондента, который является незаменимым организатором детско-юношеского и молодежного лагеря «Регион-23» по губернаторской программе Краснодарского края. Последних два летних сезона он организовал совместно с преподавателями КУФКСТ летний лагерь за селом Фанагорийское. В лагере отдохнули несколько тысяч школьников по образовательно-креативным и спортивно-туристским методикам, о которых говорилось выше.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что преподаватели и ученые, учителя физической культуры и маркетологи туруслуг делают огромное дело в работе общественной академии МАДЮТК, а роль Академии значительна.

Примечания

1. Богданова С. Маленькие туристы нуждаются в защите // Туризм. 2007. № 8.

2. Горбачева Д. А. Творческий потенциал студентов вузов культуры и искусств: социокультурный феномен: монография. М., 2005. 159 с.

3. Горбачев А. А. Художественно-эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры: монография. М., 2000. 237 с.

4. Горбачев А. А., Горбачева Д. А. Основы организации туризма в Казахстане: проблемы и перспективы развития (на материалах Западно-Казахстанской области): [Аналитический обзор]. Уральск: РЦНТИ, ЗКО, 2003. 78 с.

5. Горбачев А. А. Проблемы туристского сотрудничества России и Казахстана // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения. МАДЮТК. 2005. № 5. С. 19-25.

6. Сулас Л. Г., Юрасова М. В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М., 2004. 272 с.

7. Горбачев А. А. Проблемы туристского сотрудничества России и Казахстана // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения. МАДЮТК. 2006. № 6. С.11-13.

8. Большая книга психологических тестов / сост. С.А. Касьянов. М., 2007.

496 с.

9. Горбачева Д. А. Деятельностный подход к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств как социокультурный феномен: монография. М., 2006. 237с.

10. Горбачев А. А., Горбачева Д. А. Проект «Образовательно-креативная программа для детей и на период летнего отдыха» // Науки о культуре: современный статус: [материалы Междунар. иауч.-практ. конф. молодых ученых (13-14 декабря 2006 г.)] / НИИ МГУКИ; под ред. Л. С. Жаркова. М., 2007. Ч. 1. С. 73-81.

11. Горбачев А. А., Горбачева Д. А. Проектный культурно-творческий потенциал туризма России и Казахстана (на примере Западно-Казахстанской области и Краснодарского края) // Экологическое воспитание детей и молодежи средствами туризма и краеведения: [материалы Междунар. науч.-практ. конф. (3 декабря 2006 г.)] / под ред. И. А. Дрогова. М., 2006. С. 113-116.

12. Морозов М. Маркетинговое исследование российского рынка детского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 2. С. 83-91.

13.Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: метод. рекомендации. М., 2001. 87 с.

14. Горбачев А. А., Горбачева Д. А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств в процессе подготовки специалистов социально-культурной сферы и туризма // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере / под ред. И. И. Горловой и Н. Р. Туравец. М., 2007. С. 56-66.

15. Горбачев А., Горбачева Д., Горбачева В., Галушко И., Гребенникова В. Детский туризм и досуг: образовательные креативные программы, Интернет-маркетинг и реклама // Туризм и досуг: теория и практика образования и воспитания молодежи: материалы Междунар. науч.-практич. конф.16-18 окт. 2007 г. -Краснодар: КГУКИ, РГНФ, МАДЮТК, 2008. С. 10-21.

16. Горбачева В. А., Горбачев, А. А. Основы профессионально-педагогической деятельности преподавателей вузов культуры и искусств: монография. М.: МГУКИ, 2008. С. 79-209.

17. Горбачева Д. А. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала молодежи в сфере социально-культурного образования и туризма: монография. М.: Изд. Дом КГУКИ, 2008. С. 139-169.

18. Горбачев А. А., Горбачева Д. А., Галушко И. Г. Организация региональной системы развития творческих ресурсов детей и молодежи в сфере туризма и досуга // Наука Кубани. 2008. № 2. С. 72-78.

19. Горбачев А. А., Горбачева В. А., Горбачева Д. А. Концепция разработки образовательных программ по маркетингу социально-культурных и туристских услуг // Актуальные проблемы и перспективы использования туристско-рекреа-ционного потенциала Юга России в современных условиях, подготовка кадров для отрасли (Твердовские чтения I): материалы межрегион. науч.-практ. конф., г. Краснодар, 14-15 марта 2009 г. Краснодар: КСЭИ, ДКРКТАКК, ККФСТ, 2009. С.104-123.

20. Горбачев А. А., Горбачева В. А. Краевой кинофестиваль «Мир путешествий и открытий» - фактор создания бренда по привлечению туристов в степную зону Кубани // Твердовские чтения II: материалы регион. науч.-практ. конф. по рекреации, туризму и краеведению. г. Краснодар, 26-27 февр.2010 г. Краснодар: КСЭИ, 2010. С. 149-161

21. Горбачев А. А., Горбачева В. А., Горбачева Д. А. Аспекты подготовки кадров для сферы туризма и досуга в творческом вузе культуры и искусств: навстречу к Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи-2014 г. // Твердовские чтения III: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. по рекреации, туризму и краеведению, г. Краснодар 26-27 февр. 2011 г. Краснодар: КСЭИ, 2011. С. 339349.

22. Горбачев А., Горбачева Д., Горбачева В. Поликультурное образование в спектре устойчивого развития культурно-познавательного туризма // Гуманитарный вестник: сб. науч. материалов. Сер.: Педагогика. Психология. Философия. Пе-реяслав-Хмельницкого гос. педагогического университета им. Г. Сковороды. 2011. № 20. С. 290-296.

23. Горбачев А. А., Манвелян М. А. Принципы маркетинга в развитии эко-туризма и туристско-рекреационной сферы услуг // Инновационные педагогические технологии социокультурного и туристского образования: запросы работодателя и модернизация, компетенции и качество: сб. материалов Междунар. на-уч.-практ. конф. 9-10 июня 2011 г. Посвящается 45-летию Краснодарского гос. университета культуры и искусств (КГУКИ), Зимним Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи-2014 г. Краснодар: КГУКИ, МАДЮТК, 2011. С. 243-248.

24. Горбачев А. А., Горбачева В. А., Горбачева Д. А. Маркетинговая деятельность в организациях туристской сферы // Курорты. Сервис. Туризм. Науч-но-методич.журнал. 2011. № 1-3(15-17). С. 109-117.

25. Горбачев А. А., Тарариева К. С. Профессиональная компетентность и культура педагога // Твердовские чтения^У: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (туризм, краеведение, рекреация, экология, образование). 2526 февр. 2012 г. Краснодар: КСЭИ, МАДЮТК, 2012. С. 424-427.

26. Горбачев А. А., Горбачева В. А., Горбачева Д. А., Галушко И. Г., Са-мойленко А. А. Модернизация системы профессиональной подготовки бакалавров в сфере туризма: компетенции и преподавание спецдисциплин // Теоретические и практические проблемы современного образования: материалы Междунар. на-уч.-пед. конф. 14 июня 2012 г. Краснодар: КСЭИ, МАДЮТК, 2012. С. 189-204.

27.Горбачев А. А., Горбачева В. А., Горбачева Д. А. Подготовка бакалавров по направлениям «Социально-культурная деятельность» и «Туризм»: опыт рефор-

мирования образования и инновационное наследие // Туризм и краеведение: сб. н. ст. Переяслав-Хмельницкий: ПХДПУ им. Г. Сковороды, 2012. С. 49-58.

28. Горбачев А. А., Горбачева В. А. «Туризм» и «Социально-культурная деятельность»: опыт реформирования образования // Устойчивое развитие региона: прошлое, настоящее, будущее: I Манякинские чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. г. Омск, 4 апреля 2012 г. Омск: РГТЭУ ОИ, 2012. С. 415-420.

29. Горбачева Д. А., Горбачев А. А. Социально-культурная деятельность и туризм: опыт реформирования образования и инновационное наследие ученых // Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества: матералы VII Всерос. науч.-практ. конф. г. Сочи, 17-18 мая 2012 г. Сочи: СИЭИТ, 2012. С. 329-337.

30.Самойленко А. А. Основы экологического туризма: теория, методика, практика: учеб.-метод. пособие. Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2009. 147 с.

31. Самойленко А. А. Водопады Краснодарского края как объекты туризма и экскурсий: монография. Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2010. 95 с.

32. Самойленко А. А. Теория, методика и практика детско-юношеского туризма: учебное пособие. Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2011. 325 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.