Научная статья на тему 'Использование регионального контекста в процессе изучения средств потенциальной модальности в школьном курсе синтаксиса'

Использование регионального контекста в процессе изучения средств потенциальной модальности в школьном курсе синтаксиса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ МОДАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОСТИ / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / ТВОРЧЕСТВО В. И. ЛИХОНОСОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дудкина Виктория Сергеевна

В статье анализируются упражнения, направленные на изучение учащимися 8-го класса модальных средств выражения потенциальности с использованием публицистических текстов В. И. Лихоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дудкина Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование регионального контекста в процессе изучения средств потенциальной модальности в школьном курсе синтаксиса»

4g "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (53), 2014

- предложить обучающие методики и программы тренингов «Тренинг креативности», «Тренинг. Как стать лидером» для развития креативного и творческого потенциала учащихся и студентов в сфере отдыха и досуга;

- разработать программы спецкурсов: «Виды туризма и досуга», «Организация туристской деятельности», «Маркетинговые исследования в туризме », «Туроперейтинг», «Основы туранимации» для внедрения в учебный процесс, а также в образовательных программах летнего отдыха детей и молодежи;

- провести научно-практическую конференцию по разработке проектов культурно-познавательных маршрутов выездного и въездного туризма на «Твердовских чтениях -VI», «Бочаровских чтениях- II » и др.

Ранее нами не ставилось такой конкретной и в то же время широкомасштабной проблемы, касающейся не только комплексного изучения разновозрастных групп детей и молодежи, но и связанной с целевой программой по развитию культурно-по -знавательного туризма.

Наши исследования предполагают дальнейшее изучение проблем интеграции образовательного пространства, изучение инновационных образовательных программ, взаимообогащения социокультурных и туристских технологий, в том числе в системе детско-юношеского туризма, что отражалось в научных сборниках и международных журналах.

Литература

1. Ветитнев А. М., Оргина Е. В. Управление рынком детского оздоровительного туризма: Мо -нография. М., 2012.

2. Самойленко А. А. Теория, методика и практика детско-юношеского туризма. Учебное пособие. Краснодар, 2011. С. 325.

3. Горбачев А. А., Горбачева Д. А., Горбачева В. А. Развитие образовательно-творческого ресурса детей и молодежи средствами туризма и досуга: вклад общественной академии.// Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2012. №4. С. 3547.

4. Абрамов В. В., Булашев А. Я., Горбачева Д. А., Зигунов В. М. Кирилюк Л. М., Пангелов Б. П., Серебрий В. С., Шипко А. Л. См. в журнале Туризм и краеведение: Приложение к Гуманитарному вестнику ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет им. Г. Сковороды». Утверждено ВАК Украины. 2012, 2013, С. 448.

5. Долгополов Л. П., Мазбаев О. Б., Самойленко А. А. См. в сб.: Твердовские чтения - V. (туризм, краеведение, рекреация, экология, образование). Сб. материалов Междун. науч.-практич. конф., г. Краснодар, 26 февр. 2013 г. / Под ред. Горбачева А. А., Самойленко А. А. Краснодар, КСЭИ, КГУКИ. С. 454.

6. Пангелов Б. П., Пангелова Н. Е., Смирнов Д. В., Фомин В. П. Инновационные подходы в турист-ско-краеведческой деятельности системы детско-юношеского и молодежного туризма: проблемы и перспективы развития»: сб. материалов межрег. научн.-практич. конф. с междунар. участием. Памяти Р. И. Бочаровой, 21-22 дек. 2012 г., г. Краснодар. Часть 1 // Под ред. А. А. Горбачева, А. А. Самойленко Краснодар, КСЭИ, КГУКИ, МАДЮТК, С. 288.; Часть 2. С. 196.

7. Горбачев А. А., Горбачева Д. А., Горбачева В. А., Указ. соч.

8. Пангелов Б. П., Пангелова Н. Е., Смирнов Д. В., Фомин В. П. Указ. соч.

9. Горбачев А. А., Горбачева Д. А., Горбачева В. А. Указ. соч.

В статье анализируются упражнения, направленные на изучение учащимися 8-го класса модальных средств выражения потенциальности с использованием публицистических текстов В. И. Лихоносова.

Ключевые слова: региональный компонент, средства выражения модального значения потенциальности, система упражнений, творчество В. И. Лихоносова.

A. А. GORBACHEV, D. A. GORBACHEVА, V. A. GORBACHEVА. PROFESSIONAL ORIENTATION MODEL OF CULTURAL TOURIST CAMP: PLAN OF AN INNOVATIVE PROGRAM OF EDUCATION

The article reveals the essence of an international project of improving pre-service training of high school students in an organization of camp for cultural and cognitive orientation.

Key words: innovative and creative program, junior career-oriented camp, ethno-cultural activities.

В. С. ДУДКИНА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ МОДАЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ СИНТАКСИСА

Современный этап развития методики препо- эффективных путей обучения, ориентированных на давания русского языка характеризуется поиском функциональный аспект изучаемых явлений языка.

№ 2 (53), 2014 "Культура и образование"

■ 49

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России, в частности Северного Кавказа, к которому относится и Краснодарский край.

Так, Краснодарский край имеет ярко выраженные культурно-исторические и языковые особенности. Потому считаем необходимым учитывать их при изучении русского языка. Такой подход в преподавании создаёт условия для расширения у школьников знаний и представлений о родном крае и имеет воспитательное значение, развивает уважение и любовь к малой родине, способствует развитию патриотического начала в характере обучаемого. Актуальность заявленной темы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом регионального компонента, т.е. использовать текстовый иллюстративный материал из произведений кубанских писателей и поэтов на уроках русского языка.

На наш взгляд, большими потенциальными возможностями для формирования коммуникативной компетенции и расширения кругозора учащихся обладают произведения нашего соотечественника - Виктора Ивановича Лихоносова.

Виктор Иванович Лихоносов - почетный гражданин города Краснодара, Герой Труда Кубани. Его творческие и гражданские достижение отмечены многими наградами, среди которых - Государственная премия (1988 год), литературная премия им. М. А. Шолохова, международная премия «Ясная поляна» им. Л. Н. Толстого, орден Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.

Он окончил историко-филологический факультет Краснодарского госпединститута в 1961 году, работал учителем в станичных школах, в том числе в Анапском районе, в поселке Виноградный. Большим творческим достижением В. И. Лихоносова стал роман «Наш маленький Париж: Ненаписанные воспоминания» (1978-1983). Это проникнутое лиризмом повествование о кубанском казачестве, о его столице - Екатеринодаре (Краснодаре). Объединяющей идеей романа является память, уважительная и благодарная, любовно соединяющая нашего современника с его корнями, национальной стихией. В. И. Лихоносов активно выступает как публицист и мемуарист, является редактором журнала «Родная Кубань».

Будучи талантливым художником слова, В. И. Лихоносов стремится многое понять: и историю своего народа, и его душу. Отсюда его интерес к национальным корням, к истокам, о которых необходимо помнить и передавать из поколения в поколение.

В данной статье мы представим упражнения, направленные на изучение учащимися 8-го класса

модальных средств выражения потенциальности, а дидактическим материалом будут служить отрывки из публицистических произведений Виктора Ивановича Лихоносова. Включение текстов В. И. Лихоносова в учебный процесс по русскому языку неслучайно, так как публицистический язык его произведений богат разнообразными средствами потенциальной модальности, к которым относятся глаголы повелительного наклонения, сложноподчиненные предложения следующей структуры (ЧТОБЫ + гл. ..., НУЖНО + гл. ....), краткие прилагательные (должен, обязан, нужен, необходим, вынужден, принужден), фразеологические сочетания (имеет смысл, есть потребность, есть необходимость), слова категории состояния (надо, нужно, необходимо, должно, положено, пора), неопределенно-личные предложения, сложноподчиненные предложения цели.

В лингвистических [1] и методических [2] работах, посвященных исследованию модальных значений потенциальности и средств её выражения, эти значения проявляются в необходимости перехода нефактического действия в обязательное фактическое. Эта обязательность выражает связи между действием и его субъектом. По мнению говорящего, действие и ситуация в целом должны совершиться. Потенциальность должна стать актуальностью. Эта обязательность обусловлена объективными или субъективными факторами, но существует волевое усилие субъекта для реализации действия.

Умение соотнести языковое явление с тем значением, которое оно получает в рассматриваемом тексте, - важное условие воспитания у учащихся любви к родному языку, бережного отношения к его богатствам. Целенаправленная работа в этом направлении помогает решить еще одну задачу обучения - развить у школьников потребность и способность выбирать наиболее точные и эффективные языковые формы для выражения мысли. Такими языковыми формами могут быть не только, например, слово, предложение, но и такие категории языка, которые обычно кажутся учащимся далекими от выражения смысловой стороны высказывания, в частности модальность.

Одним из возможных вариантов решения этой проблемы может стать предлагаемый нами подход к изучению курса синтаксиса в 8 классе, который ориентирован на сознательное порождение правильных высказываний и базируется на более глубоком проникновении в семантику синтаксических явлений.

Далее представим систему упражнений [3], помогающую учащимся присвоить одно из значений потенциальности - значение необходимости.

Процесс формирования учебно-языковых умений начинается с постановки умения опознавать модально-языковое явление по его характерным признакам. Целью опознавательных упражнений является нахождение языковых единиц в

"Культурная жизнь Юга России" № 2 (53), 2014

предложении и тексте и определение их роли в создании модальной рамки высказывания.

Первым на этапе собственно формирования умений является метод нахождения модально -языкового явления.

Так, в 8-м классе при изучении составных глагольных сказуемых был предложен текст В. И. Лихоносова и задание: Прочитайте и скажите, к чему призывает писатель? Какие слова помогли нам определить основную мысль текста? С какой целью В.И. Лихоносов употребляет глаголы повелительного наклонения? От смыслового содержания текста переходим к языковым средствам, выражающим значение потенциальности. Ученикам необходимо обозначить составные глагольные сказуемые со значением необходимости.

Была история, и какая! Надо её воскресить и продолжить. Хаты и речки, курганы и распаханные коши помнят все. Да не сгинет и чуткость людская.

В торжественный час наконец-то раскрепощенная душа казачья должна светлой клятвой, трепетом сочувствия и любви поклониться тем, кто миссию свою на кубанской земле исполнил когда-то и благословил потомство на будущее. Пусть последуют казаки за великими тенями, мысленно выйдут с ними из Запорожья, пристанут на чаеч-ках и с обозами в Тамани и на Ейской косе, привяжут коней в дубовых рощах будущего Екатери-нодара, поживут в землянках, помолятся в первых церквах и постоят на ветру на вышках возле реки Кубани и в степи, пусть переживут с ними все бои и походы, разорение станиц, представят ещё раз, как покидали их родичи хаты и перебирались за море на вечную разлуку, - тогда в скрыне душевной не истлеет верность заветам праотцев и дети нашего дня с умилением и упрямством возблагодарят отцов за мужество в конце XX века («Записи перед сном»).

Опознавательные учебно-языковые умения являются базой классификационных умений этого же типа. Классификационные упражнения формируют умения - действия по группировке явлений.

Выборочно списывая предложенный дидактический материал, школьники находят изучаемые модальные средства потенциальности среди других, внешне похожих, и группируют их по указанному признаку: Прочитайте предложения из произведения В. И. Лихоносова «Записи перед сном». Какая мысль в них выражена? Сравните предложения. Найдите среди них предложение, в котором содержится побуждение к действию, то есть отражена ситуация необходимости. В каком предложении содержание не отражает реальной ситуации, а оценивается как возможное? А в каком предложении как желаемое? Свой ответ обоснуйте.

1. Вернуться бы туда не за тем, чтобы исправить молодые грехи и ошибки (так все говорят), а чтобы перечувствовать еще раз то, что переживал

как свежее и небесное тогда, чтобы в первый раз восхититься книгой (открыть целый мир), уже нынче привычной.

2. Но почти незаметны старания приблизить древность к современникам не бумажным средством: поставить, допустим, по всем дорогам щиты и таблички, возле зданий и на самих зданиях, ценных историческими воспоминаниями, доску на столбе, табличку, то есть везде, где можно ткнуть оглохшего и ослепшего нынешнего человека на то, что было до нас.

3. Какая-то веками не дремлющая пядь, какая-то священно-зеленая травинка или смоковница преданий не должны истлеть. («Записи перед сном»).

Классифицируя языковые явления, данные вперемешку, учащиеся определяют возможные основания группировки и осуществляют её в соответствии с выбранным признаком.

Аналитические умения, третий вид умений учебно-языкового типа, основываются на опознавательных и классификационных действиях. Эффективно при работе над определением модальной рамки текста использование приема выделения ключевых слов, помогающих определить, как в пределах текста сочетаются различные модальные смыслы. Кроме того, выделение ключевых слов позволяет показать учащимся, как автор, создавая текст, отбирает языковые средства реализации модального замысла, так как ключе -вые слова являются важным текстообразующим фактором. Примером подобной работы является выполнение следующего упражнения: из данного текста выпишите ключевые слова, которые помогают автору реализовать значение желательности.

Чего мне хотелось к ночи? Хотелось сложить хорошую песню и хотелось настоящих слов. Чтобы все вздрогнули и оглянулись на звук. Хотелось сесть в лодку и плыть по ночной белой ленте меж дремных избушек-стогов и причальных сырых досок, думать о тех, с кем увиделся на этой земле и с кем застал дальний от сказок век. Что только не является человеку во тьме! И в тишине, под размягчающим дыханием ночи, которая вечно просит признаний, я вспомнил друзей и стал обращаться к ним, писать им устные письма, звать к себе («Люблю тебя светло»).

Упражнения, формирующие коммуникативные умения выбора языковых средств для выражения модальных смыслов высказывания, - это упражнения по созданию текста.

Ведущим методом продуктивной текстовой деятельности является метод моделирования речевого произведения определенной модальной рамки (сочинение). Данный вид упражнений рассчитан на самостоятельное создание текста с использованием изучаемых модально-языковых средств.

Для работы используются тексты - образцы, смысловое содержание которых может заинтересовать учащихся, вызвать у них желание рассказать

№ 2 (53), 2014 "Культура и образование"

о чем-либо по аналогии. Так, предложенный текст помогает организовать работу следующего характера: Прочитайте текст В. И. Лихоносова. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста. Какова позиция автора? Объясните, почему вы согласны или не согласны с ним. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Печально, что Тамань разделяет участь великих исторических поселений. В том числе и столичных: везде царствует наглый захват богатыми старинных углов, зданий. Везде произносятся слова об «Иванах, не помнящих родства» и ... позволяется разрушение заветной исторической памяти. Везде на местах былой славы, чести или просто исторического бытия строятся скороспелые заведения, рестораны, кафе, тенистые корты, таун-хаусы.

Нынешний произвол над народным историческим достоянием происходит на фоне разрекламированной до небес этнографической станицы «Атамань», построенной в один миг. Старинная Тамань уничтожается, а на её окраине, под горой Лысой, в эпоху страшнейшего экономического кризиса провозглашена свежими подражательными постройками «верность родной истории» Как это?! Почему веками отстоявшееся наследие попирается хищниками, а вместо него ставится сбоку музей? Разве нельзя было приготовить программу, которая уберегла бы подлинное и одновременно добавила бы к нему макетное?

Возьмите сохранение исторического наследия, которое ценно для ныне живущих и для потомков (Отклик на «Тревожное письмо из Тамани»).

Приведем наиболее удачный вариант ученических работ.

Таманский полуостров в целом и то место, где расположена «Атамань», производят огромное впечатление. Здесь воедино сливается современность и история. Великолепнейшая природа заставляет думать о незыблемости жизни.

Мы же должны помнить, что земля здесь полита кровью наших предков: русских солдат в русско-турецкую войну, казаков, защищавших родную землю и советских солдат, воевавших в кровопролитных боях за эту землю в Великую Отечественную войну.

Я согласен с В. И.Лихоносовым, что необходимо сохранять подлинные ценности, связанные с историей нашего края. Необходимо предпринять все меры, чтобы донести до каждого кубанца значимость событий, происходивших на этой земле. Особую роль в этом должен выполнять этнографический музей, изображающий казачью станицу. Атамань знакомит нас с бытом казаков, так как в искусственно созданных хатах мы видим реальные предметы, дошедшие до нашего времени. Однако надо уберечь и подлинное, которое ещё осталось, и сделать его достоянием потомков.

Значение необходимости в сочинении формируется составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным должен (должны помнить, должен выполнять); и словами категории состояния необходимо, надо в сочетании с зависимым инфинитивом (необходимо сохранять, необходимо предпринять, надо уберечь).

Таким образом, при изучении средств выражения и формирования модального смысла потенциальности происходит постепенное становление, усложнение и совершенствование формируемых умений: от умений учебно-языкового типа, связанных со способностью узнавать, различать, группировать модально-языковые средства в их текстообразующих и выразительно-изобразительных функциях, к коммуникативным умениям обосновывать выбор тех или иных языковых единиц в соответствии с авторской позицией и воспроизводить их в разнообразных функциях в тексте.

Литература

1. Теория функциональной грамматики: Темпо -ральность. Модальность / Под ред. А. В. Бондарко. Л., 1990.

2. Устинов А. Ю. Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности в школьном курсе русского языка: Автореф. дис. .док. пед. наук. М., 2009.

3. Баранов М. Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. 1993. № 3. С. 36-43.

4. Лихоносов В. И. Записи перед сном. М., 2011.

5. Лихоносов В. И. Люблю тебя светло. М.,1985.

V. S. DUDKINA. USING THE REGIONAL CONTEXT IN THE PROCESS OF LEARNING MEANS POTENTIAL MODALITY IN A SCHOOL COURSE SYNTAX

The article analyzes the exercises aimed at the 8 grade students' studying modal means of expression of potentiality using journalistic texts by V. I. Lihonosov.

Key words: regional component, means of expression of the modal value of the potentiality, the system of exercises, V. I. Lihonosov's creative work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.