Научная статья на тему 'Принципы развития модального компонента речи младших школьников при изучении словообразования'

Принципы развития модального компонента речи младших школьников при изучении словообразования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
386
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ МОДАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОДАЛЬНОСТИ / PRINCIPLES OF MODAL COMPONENT DEVELOPMENT IN SPEECH / WORDFORMATION MEANS OF MODALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жукова Н. Ю.

Статья посвящена принципам развития модального компонента речи учащихся начальных классов при изучении словообразования. Обсуждаемая тема относится к области лингвометодики. В статье раскрывается сущность основных принципов методики развития модального компонента речи учащихся, а именно: функционального, экстралингвистического, коммуникативного, концентрического, а также принципов текстоцентричности, культуросообразности и межпредметной интеграции. Анализируются речевые ситуации, требующие использования словообразовательных средств модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жукова Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development of modal component of elementary school pupils' speech in the study of word-formation. The topic discussed in the article relates to the field of cognitive linguistics and linguistic methodology. The article reveals the basic principles of the methodology such as functional principle, extralinguistic principle, communicative principle, concentric principle, as well as the principles of text-centricity, culture influence and intersubject integration. There is also analysis of speech situations requiring the use of world-building modality means.

Текст научной работы на тему «Принципы развития модального компонента речи младших школьников при изучении словообразования»

Н.Ю. Жукова

Принципы развития модального компонента

речи младших школьников

при изучении словообразования

Статья посвящена принципам развития модального компонента речи учащихся начальных классов при изучении словообразования. Обсуждаемая тема относится к области лингвометодики. В статье раскрывается сущность основных принципов методики развития модального компонента речи учащихся, а именно: функционального, экстралингвистического, коммуникативного, концентрического, а также принципов текстоцентричности, культуросообразности и межпредметной интеграции. Анализируются речевые ситуации, требующие использования словообразовательных средств модальности.

Ключевые слова: принципы развития модального компонента речи, словообразовательные средства модальности.

Для развития модального компонента речи учащихся1 необходимо опираться на соответствующие принципы обучения, под которыми мы понимаем основные, исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приемов и средств обучения. Для преподавания русского языка такие принципы определены и достаточно широко представлены в ряде работ (М.Т. Баранов, Т.К. Донская, А.В. Дудников, М.Р. Львов, А.В. Текучев, Л.П. Федоренко и др.). Однако с появлением новых подходов и концепций обучения выдвигаются принципы, которые, наряду с уже имеющимися, определяют содержание обучения и в то же время отражают своеобразие и новизну предложенной методики.

Система развития модального компонента речи учащихся младших классов основывается на общедидактических принципах, опираясь на которые, мы обосновали специальные, определяющие концептуальные положения методики изучения словообразовательных средств языковой модальности.

1 Под развитием модального компонента, вслед за А.Ю. Устиновым, мы понимаем «педагогически мотивированный процесс целенаправленного обогащения речи учащихся средствами формирования и выражения модальных значений, необходимыми для адекватного восприятия, а также создания речевых произведений (текстов) определенного модального содержания в соответствии с целями и условиями речевой деятельности» [4, с. 77].

Филологические

науки

Методика

Курс русского языка по предлагаемой методике строится прежде всего на функциональном принципе1, заключающемся в показе функций языковых явлений. Он требует от учителя работы над двумя важными, находящимися в диалектическом единстве объектами - языком и речью. В XX столетии после открытия Фердинандом де Соссюром единства «язык - речь» в лингвистике установилось представление о языке как о двусторонней коммуникативной системе, в которой одной из ее сторон является система языковых единиц, объединенных в парадигмы, а другой - речь как реализация единиц языка в актах речевой деятельности. В трудах методистов XX в., школьных программах и учебниках отражен путь в школу концепции о единстве языка и речи. С позиций современного уровня развития научной методики преподавания русского языка сформулирована цель изучения разделов науки о языке: изучение основных особенностей единиц языка, ознакомление с их функционированием в речи. Отсюда - специально разработанные нами задания к упражнениям аналитического характера, например представленное ниже.

Прочитайте отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Нахаленок». Определите, при помощи каких языковых средств писатель передает отношение матери, отца, деда и других героев рассказа к Мишке Коршунову.

Для отца он - Минька. Для матери - Минюшка. Для деда - в ласковую минуту - постреленыш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза - «Эй, Михайло Фомич!» А для всех остальных: для соседок - пересудок, для ребятишек, для всей станицы - Мишка.

Методика развития модального компонента речи учащихся начальных классов опирается на принцип отражения внеязыкового содержания в модально-языковых единицах (экстралингвистический принцип). На базе указанного принципа происходит формирование мыслительных способностей на основе связей и отношений, устанавливающихся между единицами языка и предметами и явлениями окружающей действительности. Опора на принцип отражения внеязыкового содержания в языковых единицах позволяет решить одну из задач школьного курса русского языка - осознание языка как функционирующей системы и овладение модально-языковыми средствами в разных формах его проявления.

Важной также представляется реализация другого принципа - структурно-семантического, требующего рассмотрения языковых явлений с двух точек зрения: структуры (строения) и значения (смысла), которым

1 Последовательность расположения принципов не указывает на приоритетность одних и периферийность других.

обладает данная языковая структура. Понимание значения как центральной, главной функции языковой единицы, осознание разных типов ее значения, использование в речи языковых единиц для выражения определенного смысла составляет содержание работы, направленной на развитие модального компонента речи младшего школьника. Например, при изучении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных слово учителя было таким: «Всем людям одинаково знакомы чувства печали и радости, удивления и разочарования. Как выражаются эти и многие другие чувства, которые испытывает человек? Чувства можно выражать разными способами, нас сегодня будет интересовать только один из них -суффиксальный. Русский язык отличается удивительным многообразием общеупотребительных слов, в которых выражены различные оценочные и эмоциональные состояния человека. Все эти слова являются вторичными и образуются при помощи суффиксов». Далее предлагалось задание.

Прочитайте сказку. Найдите в ней существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами. Определите для них первичные слова. Сравните по смыслу и составу пары ближайших однокоренных слов, которые вы нашли. Определите роль суффиксов.

Крохотный мышонок закрыл лапками бусинки-глазки.

- Что с тобой, серенький карапузик? - спросила мышь-мама.

- Т-там, т-там завелось чудище-человечище. Страшнющими глазищами, как молния, сверкает, злющими ручищами машет да на одной ноге, как журавль, пляшет. Страшно-о-о!

- Да, ведь это же наш первый друг - Пугалко. Он хоть и пугает, да сов отгоняет. Пока он с нами - спокойно можно зернышки да корешки грызть.

Осознание предназначенности языковых средств является важной предпосылкой осуществления коммуникативно ориентированного обучения русскому языку, которое, в свою очередь, позволяет более полно и убедительно раскрыть их функциональные возможности. В соответствии с этим положением одним из ведущих принципов развития модального компонента речи учащихся следует считать коммуникативный, который лежит в основе обучения родному языку на функциональной основе. Названный принцип имеет ряд особенностей. Прежде всего коммуникативность характеризует выдвижение в качестве важнейшей цели обучения формирование умений и навыков речевого общения. Важно, что путь к ее достижению лежит через практическое использование языка. Другими словами, «практическая направленность - это не только цель, но и средство» [1, с. 42]. Для формирования навыков речевого общения в процессе обучения создаются условия, при которых возникает

Филологические

науки

Методика

необходимость общения, потребность в нем. Реализуется данный принцип через использование ситуативных упражнений, которые рассчитаны на самостоятельное создание текста с использованием изучаемых словообразовательных средств. Применяются задания, в которых очерчиваются обстоятельства, естественно вызывающие употребление данных явлений языка. Обычно упражнение начинается так: «Представь себе ...», «Расскажи, чтобы поверили ...», «Выскажи свое мнение ...». Далее определяется подходящая для данного случая ситуация, которую ученик представит в своем воображении, например, «Представьте себе, что вы совершили космическое путешествие и оказались на планете, где живут крохотные человечки. Какие предметы вы видите? Опишите их. Подчеркните имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами».

В основе развития модального компонента речи младших школьников лежит концентрический принцип изучения модальных смыслов, суть которого в многократном целенаправленном возвращении к одному и тому же модальному смыслу на разных этапах обучения с учетом как общей стратегии изучения модального смысла по классам, так и с учетом его «индивидуального языка». В таблице 1 представлена последовательность ознакомления учащихся со словообразовательными средствами формирования модального смысла уменьшительности и ласкательности1.

Таблица 1

Класс Тема программного материала Языковой материал

2 Значения суффиксов -еньк-, -оньк-, -ок-, -ёк-, -ик-, -ек-, -чик-, -очк-, -ечк-, -оват-, -еват-, -ушк-, -юшк-, -к-, -ышк-

Учимся писать суффиксы -ек-, -ик- -ек-, -ик-

3 Вспоминаем правописание суффиксов -еньк-, -оньк-, -ок-, -ёк-, -ик-, -ек-, -чик-, -очк-, -ечк-, -оват-, -еват-

РР Учимся писать письма Обращение с уменьшительноласкательными суффиксами (мамочка)

Учимся писать суффикс -ок-, -ек-в именах существительных -ок-, -ек-

Учимся писать суффиксы -ец-, -иц-и сочетания -ичк-, -ечк- -ец-, -иц-, -ичк-, -ечк-

Учимся писать сочетания -инк-, -енк- Вершинка, сосенка

1 Планирование построено на основе учебников русского языка для 2-4 классов под ред. Н.Ф. Виноградовой (Проект «Начальная школа XXI века»).

Названные выше принципы обязывают строить систему на текстах, требуют изучения особенностей функционирования языковых явлений в зависимости от цели высказывания, стиля и типа речи. Обзор взглядов на модальность как текстовую категорию (И.Р. Гальперин, В.Н. Мещеряков и др.) позволил обосновать принцип, на котором построена наша методика, - принцип текстоцентричности. Он обеспечивает на основе текста изучение единиц языка в единстве их значения и структуры и дает возможность осознания сущностных признаков единиц с их функциональными возможностями. Текст позволяет более полно осознать не только основные модальные возможности языковых единиц, но и те, которые проявляются только в структуре текста, - текстообразующие функции. Под последними понимают «их способность участвовать в создании текста, их способность строить текст, связывать воедино все его части и отдельные предложения с учетом коммуникативного намерения, цельного смысла, общего замысла - всех факторов, обусловливающих его создание или интерпретацию» [3, с. 125].

Так, мы предлагали учащимся следующее задание.

Прочитайте отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Нахаленок». Определите основную мысль. Какие суффиксы для этого писатель использует?

Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка - глазами. Изузень-ких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Задача развития у младших школьников модального компонента речи может быть решена, если в основу всей работы будет положен когнитивный принцип. Знание, как известно, является результатом познавательного процесса. Выделяя когнитивный принцип как самостоятельный, мы делаем особый акцент на учете закономерностей познавательного процесса при изучении словообразовательных средств формирования и выражения модальных значений. Образование лингвистического знания происходит всегда по определенной схеме: конкретный опыт (учащемуся предъявляется лингвистическое явление в его функционировании), наблюдение-рефлексия, абстрактная концептуализация (формирование первичного представления о лингвистическом явлении), эксперимент (первые попытки его употребления в речи), коррекция выводов. Следовательно, формироание представлений о языковых средствах модальности осуществляется в естественном порядке.

Филологические

науки

Методика

Необходимо также усвоить выразительную функцию словообразовательных средств модальности. Особенно богат арсенал подобных средств разговорно-бытовой, художественной и публицистической речи. Поэтому данная работа должна строиться, как убедительно доказала Л.П. Федоренко, на основе принципа выразительности речи. «Следование этому принципу предполагает такой отбор дидактического материала и приемов его изучения, которые бы... развили способность осознавать эмоциональные и смысловые тонкости текста» [5, с. 32]. С этой целью использовались такие упражнения, как наблюдение над текстом, содержащим словообразовательные модально-языковые единицы. Например, в данном тексте от учащихся требовалось выделить существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определить их роль, а затем выразительно прочитать текст.

Золотой дождь

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались они солнцем, что к осени стали как солнышко - багряными и золотыми. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

Н. Сладков

Принцип культуросообразности приобретает особую актуальность в связи с тем, что средства модальности помогают осознать язык как форму выражения национальной культуры и выявить национально-культурную специфику русского языка, т. е. формировать культуроведческую компетенцию. Развитие модального компонента речи учащихся осуществляется в контексте культуры и предполагает не только усвоение знаний и умений, но и создание установки на восприимчивость к культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, поскольку формировать нравственную личность можно, только «ориентируясь на культурные - они же общечеловеческие - ценности» [2, с. 94]. Пример задания.

Восстановите текст, вставив пропущенные слова (см. слова для справок).

Тихий дом, дружные соседи, мир, уют и покой ... И вдруг появляется здесь_______по имени Василий. Имя солидное, и маленькому___________

с расползающимися по полу_________явно не подходит. Но это только до

поры до времени.

Прошло несколько лет._________вырос в огромного__________и на_______

держится уверенно. Стал хозяином квартиры.

На беду, моя мама - большой любитель животных, просто второй

Дж. Даррэл. Она не может пройти мимо голодной____________: обязательно

принесет домой. Василий не выносит такого посягательства на его территорию. Он бурно протестует! И в конце концов исцарапанную___________

приходится спасать от когтей и зубов домашнего тигра.

Но, как говорится, любовь зла. И случилось чудо. Один малюсенький

лохматый__________приглянулся грозному Василию. Не страшная___________

заносилась над безобидной_________, а ласковая________наклонялась над

ней и начинала облизывать.

Слова для справок: котенок - котище, зверек - зверь, лапки - лапы, собака - собачонка - щенок, морда - мордашка.

Принцип культуросообразности предопределяет и актуальность принципа межпредметной интеграции, который обусловливает ориентацию развития модального компонента речи учащихся на обеспечение единства содержания школьного образования в целом. Родной язык занимает в содержании начального образования особое место, поскольку является универсальным средством познания, т. е. формирования и существования знаний о мире, а также овладения этими знаниями, а языковая картина мира, как известно, предшествует любой науке - математической, физической, биологической и т.д. Именно это положение делает принцип межпредметной интеграции одним из важнейших принципов развития модального компонента речи учащихся. Его выделение обусловлено ведущей ролью языка в овладении всеми школьными дисциплинами. Реализация этого принципа проявляется прежде всего в содружестве русского языка и литературного чтения и рассматривается как источник развития модального компонента речи учащихся. Это предполагает целенаправленное формирование отношения к художественной литературе как к средству познания модальных возможностей языка, развитие потребности и готовности понимать выраженные словом модальные смыслы. Приведем пример. В курсе русского языка при изучении суффиксов существительных и прилагательных перечисляются их основные значения, приводятся правила правописания. В курсе литературного чтения это языковое явление рассматривается как выразительное средство. Например, анализируя рассказ Б. Заходера «Серая Звездочка», учитель обращает внимание на суффиксы, которые помогают автору выразить свое отношение к героям (Серая Звездочка, сынишка, папочка, Скворушка, пушистенький мой). Отметим при этом: в процессе интеграции содержательных компонентов одна и та же информация не просто повторяется, а характеризуется новым подходом, адаптированным к требованиям и особенностям дисциплины, т. е. трансформируется.

Филологические

науки

Методика

Библиографический список

1. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. № 1. С. 42-48.

2. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. В. Петровского. М., 1989. С. 90-102.

3. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М., 1998.

4. Устинов А.Ю. Развитие модального компонента речи учащихся: функционально-семантический подход: Монография. М., 2008.

5. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.