3. Кротова, Н. В. Управление человеческим капиталом в сфере культуры [Текст]: монография / Н.В.Кротова. - М.: ЗАО Издат. группа «Юрист», 1999. - 188 с.
4. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии [Текст] / Э.Брукинг; пер. с англ. Н. Мишакова. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Зарх, Е. Е. Уроки бизнеса от артистической элиты. Деловой опыт российских звезд [Текст] / Е.Е. Зарх. - М.: Вершина, 2008. - 181 с.
6. Друкер, П. Ф. Энциклопедия менеджмента [Текст]: пер. с англ. /П.Ф. Друкер. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2006. - 432 с.
7. Неизвестный, Э.И. Кентавр: Э.Неизвестный об искусстве, литературе и философии [Текст: [Сб.эссе] / Э.И. Неизвестный; сост. и автор предисл. А.Лонг. - М.: Прогресс-Литера, 1992.
А.А. Горбачев
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ РЕСУРС ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ДОСУГА
ПОДДЕРЖАНО ГРАНТОМ № 07-06-38609а/Ю РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА И АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Новые экономические отношения в странах СНГ обострили проблемы в детском и молодежном туризме, потребовали системы мер на уровне мировых масштабов, направленных на изменения в подходах освоения и возрождения туристского потенциала регионов, в механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма, в креативной подготовке кадров [2-5].
Несмотря на ранее накопленный уникальный опыт организации туристских путешествий Туристско-спортивным союзом России, Центром детско-юношеского туризма Федерального агентства образования, на Кубани - Краснодарской краевой станцией юных туристов (СЮТур), Сочинским городским Центром детского и юношеского туризма, который все еще нуждается в обобщении, распространении и обновлении, сегодня детский туризм и досуг в России развивается во многом стихийно. Некогда уникальная в мире разветвленная сеть учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля и детских лагерей, внеклассных секций, которые осуществляли обучение, воспитание, оздоровление и профориентацию школьников, претерпела значительные изменения в сторону коммерциализации.
К сожалению, большинству школьников и трудных подростков не доступен отдых и досуг в профильных лагерях. Их количество и типология отстают от сети зарубежных лагерей. Так, в США из 8 типов лагерей особого внимания заслуживает изучение организации работы педагогов в
лагерях для детей из малоимущих семей, детей со специальными нуждами и программами и др.
Поэтому главными задачами нашего исследования является выработка теоретических и практических рекомендаций на основе изучения отечественного и зарубежного опыта, направленного на реализацию творческого потенциала феномена детского туризма и досуга.
Методологической основой исследования явились научно-педагогические труды: А.С. Запесоцкого, И.В. Зорина, В.А. Квартального, А.А. Остапова; теоретической основой исследования - труды, посвященные вопросам психологии личности: Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельд-штейна; по креативной педагогике и психологии: В.С.Кузина, А.В.Морозова, В.Н. Дружинина; по организации досуга: А.Д. Жаркова, Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко; по маркетингу туризма и рекламе: Дж. Бернет, Б. Дрюниани, Н. Малхотра, Р. Лейна, Дж. Уокера и других. Использовались методики, предложенные Л.Г. Судас, М.В. Юра-совой: эвристические и методы творческого мышления, игровые и проекционные методы [6-7], а также психологические тесты Айзенка, С.А. Касьянова и др. [8]. Был отработан комплекс психологических инструментов из семи блоков тестов, охватывающих профессиональную и самообразовательную деятельность педагогов и руководителей лагерей, обучение детей и студентов, воспитание детей родителями:
1. Ваш характер: Активный ли вы человек? Оптимист ли Вы? Каков ваш творчес-
кий потенциал?
2. Ваша работа: Администратор или лидер? Ваш стиль общения.
3. Вы - способный предприниматель: Можете ли вы быть предпринимателем? Мотивация к успеху.
4. Ваши чувства: Есть ли у вас страсть к путешествиям? Вы можете быть красивее.
5. Ваша семья: Как вы воспитываете своих детей? Доживете ли вы до семидесяти?
6. Память и внимание: Кратковременная зрительная память. Логическое мышление.
7. Зеркало судьбы: Как вы относитесь к коллективу? Интеллектуальная лабильность.
На завершающем этапе использовались креативные тренинги и программа Д.А. Горбачевой [см. 9].
Результаты, обсуждения и исследования показали, что организация детского и молодежного туристско-оздоровительно-го отдыха и образовательного досуга явно отличается от других сфер экономики. Доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей услуг к производителям этих услуг. Финансовые вложения в детско-юношеский туризм являются инвестициями долгосрочными, не сулящими быстрой прибыли. Это инвестиции в безопасность и будущее нашей страны. Развитие детского туризма должно привести к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией. Решить проблему подготовки туристских и культурно-досуговых кадров невозможно без системного, комплексного решения проблемы [10-11].
Наш анализ показал, что на государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов: экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Резко подорожали экипировка и снаряжение для походов, возросли цены на проезд по железной дороге. В результате всего этого значительные ресурсы социального туризма и рекреации оказались забытыми, сокращается число объектов экскурсионного показа. Многие общеобразовательные школы самоустранились от экскурсионной работы на каникулах. Хорошо известно, что ежегодно в России оздоровляется свыше 442 тысячи детей действующими (более 24 тыс.) туристскими предприятиями. Однако потребности населения в активном туризме, лечебном отдыхе, культурно-познаватель-
ных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6%. В результате большая часть предприятий обслуживает туристов, выезжающих за рубеж и, соответственно, вывозящих финансовые ресурсы за границу (дальнее зарубежье) [14].
Анализ специальной литературы, изучение практического опыта и проведение комплексных исследований позволили выделить важные направления для воссоздания в стране и крае массового туризма. В качестве сквозных планов департаментов выдвигаются следующие задачи:
1. В области кадрового и научно-методического обеспечения необходимо осуществлять многоуровневую подготовку кадров, начиная с системы лицейских программ, профессиональных классов и училищ и кончая вузовским (с дополнительными образовательными программами) и последипломным образованием и регулярным повышением квалификации на международном уровне с учетом региональных и национальных особенностей.
2. В крае следует расширить количество специализаций и профилизаций подготовки для сферы туризма и досуга (в крае готовят по 3-5 специализациям из25 возможных по Госстандарту УМО Московского госуниверситета сервиса). Например, негосударственная Российская международная академия туризма (РМАТ, г. Сходня) ведет подготовку по разным направлениям (их более 20) и имеет более 40 структурных подразделений по России и за рубежом (филиалы, лицейские классы и факультеты академии).
3.При открытии новых направлений подготовки следует исходить из реальных потребностей в специалистах (в лагерях требуются руководители проектов профильных лагерей, вожатые, инструкторы по обучению детей плаванию, верховой езде, спасатели, старшие педагоги, кураторы программ, руководители походов и т.д.).
4. Одной из современных тенденций на курортах и здравницах, спортивно-оздоровительных лагерях, турбазах, позволяющих увеличить развлекательный и образовательный потенциал детского отдыха, является подготовка и привлечение профессиональных аниматоров, творческих работников, руководителей творческих студий, арттерапевтов, так как в детских лагерях высока потребность в творческих работниках всех специальностей. Анкеты работников детских лагерей свидетельствуют о том, что сегодня к руководителю-педагогу, организатору досуга предъявляются высо-
кие требования от руководителей лагерей. Среди них: умение ладить с детьми, оптимизм, воля, терпение, любовь к природе, позитивное отношение, креативное мышление и т.д.
5. В учебные планы вузов и колледжей следует вводить курсы по организации детско-юношеского туризма и отдыха, по обучению детей различным навыкам, организации и проведению игр и других мероприятий, курсы по проектированию услуг шоу-бизнеса. В рамках практики студентов полезно знакомить с ведением бизнеса в лагере, системой маркетинга и работой с клиентами, фандрезингом и методиками деятельного образования. Так, например, многие оздоровительные базы Черноморского и Азовского побережья ежегодно заново набирают специалистов и обучают их на месте.
6. Для разрешения некоторых проблем детского туризма и отдыха можно начать с разработки системы многолетних программ экспедиций по краю. Широко известны программы Экспериментального центра детско-юношеского туризма и экологии (ЭЦДЮТЭ) «Родина», ставшие всероссийскими: «Отечество», «Школа жизни - окружающий мир», разработанные с учетом комплексного подхода к проблеме воспитания, организованные на принципах самоуправления с использованием турист-ско-краеведческих должностей. В результате - дети на 20% становятся более устойчивыми к стрессам [13].
Не случайно родители при решении вопроса, куда отправлять на летний отдых детей, часто отдают предпочтение в пользу полевого лагеря, где значительно ниже цены и содержание образовательных программ адаптировано к возрастным группам детей.
Подобный опыт имеется в соседней республике ближнего зарубежья. Пример тому - экономическое и культурное сотрудничество России и Казахстана. Обе страны объединяет использование знания русского языка как универсального межнационального средства общения в туризме.
Для проведения очередного выездного семинара-совещания, посвященного 10-летию Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, на тему «Проблемы и перспективы деятельности МАДЮТК» (16-18 октября 2007 года) был выбран г. Уральск на базе Западно-Казахстанского областного центра детско-юношеского туризма и экологии (ОЦ-ДЮТ, директор В.П.Фомин, канд. пед.
наук). Делегация познакомилась с деятельностью туристско-оздоровительного комплекса (ТОК) «Евразия». Девиз «Евразии»
- «Здоровье, Отдых, Красота». Ранее брошенные турбазы и лагеря восстановлены, обустроены и переведены на круглогодичный режим работыс детьми. Работа центра признана в республике и за ее пределами. Так, в 1998 году в Кении молодежная экологическая экспедиция «Жайык-Урал» вошла в десятку лучших практических опытов мира, в 2007 году - завоеван главный приз МАДЮТК «Золотой компас» и др.
Востребованность бизнес-проектов культурно-творческого сотрудничества в развитии туризма и отдыха детей между Западно-Казахстанской областью и Краснодарским краем заключается, прежде всего, в географическом месторасположении ЗКО - на стыке Европы и Азии (монумент «Евразия» находится в г. Уральске), где большинство населения - русскоговорящие представителеи уральского казачества, имеющие родственников в Краснодарском крае и России. Так, например, можно произвести обмен между детским лагерем «Евразия»^. Уральск) и детским лагерем «Орленок» (г. Туапсе), или с казачьими детскими лагерями и т.д. Например, принять участие в экологической экспедиции ученых и журналистов по р.Урал, стартовавшей к 80-летию В. Правдухина, где мы принимали участие (с 1999 года). Увлекательны экспедиции по местам боевой славы Кубани с привлечением школьников из Казахстана [10-11].
Содержание отдыха должно быть качественно изменено, а за счет организации массовости поездок можно уменьшить стоимость обслуживания и сделать доступной покупку путевок даже для малообеспеченных семей. Можно развернуть летние палаточные лагеря в пригороде Краснодара -городе Горячий ключ силами школьных учителей и руководителей районных станций детско-юношеского туризма.
Краснодарский край обладает огромным потенциалом для оздоровления и образования детей. Так, на сайте Camps, su/ cat.php каталога лагерей и туров представлена информация о 63 лагерях. Из них имеют профиль: традиционный - 38 (63.49%); приключения - 5/ (7,9%); английский язык
- 5/7 (9%); образовательный - 5/7 (9%); спортивный -3/4 (7%); творчество - 2/3 (17%); военно-патриотический - 1/2 (7%); международный - 1/2 (7%). Отрадно, что из 63 лагерей -16 составляют лагеря Краснодарского края (25.39%), однако их про-
фильтрадиционный (заисключением «Морских котиков» с военно-патриотическим профилем).
Организаторами создания нового лагерного профиля - образовательного, творческого, приключенческого, спортивного -стали специалисты Московской области, а также Болгарии, Мальты, Ирландии, Эстонии. Представленные лагеря - в основном из Анапы («Дружба», «Золотой берег», «Зори Анапы», «Маяк», «Прометей», «Черноморец», «Юбилейный», «Тимуровец»). Анализ данной информации позволяет сделать вывод об отставании инновационной составляющей распорядка дня в детских лагерях Черного и Азовского морей. Опросы показали, что сегодня уже далеко не всех родителей устраивает только традиционный отдых, с каждым годом растет спрос на комбинированные программы обучения с насыщенной программой второй половины дня.
К сожалению, многие турагентства Краснодара не хотят работать с детьми из-за повышенной ответственности за их безопасность, хотя в мировой практике детский и молодежный туризм считается самым прибыльным. Опросы, проведенные силами студентов маркетологов КГУКИ среди 12 известных 9 турагентств («Праздник», «Руссо Туристе», «Май-тур», «Круиз», «Курортник.ру», «Рафт-база», «Три кита» и др.), показали, что 91% турфирм развивают пляжный туризм, 50% - лечебный, 41% - религиозный, 16% - спортивный и 8% - образовательный. За креативными программами - будущее.
Так, в Краснодарском госуниверситете культуры и искусств нами была разработана и внедрена дополнительная образовательная программа «Развитие творческого потенциала». Программа связана сваж-нейшими компонентами индивидуальной деятельности личности, с ее стремлением к творческому саморазвитию, самосовершенствованию [14].
Также программа по развитию творческих и лидерских качеств получила свое развитие в вузе на специальностях «Реклама» и «Маркетинг» (в КГУКИ, со специализацией «Маркетинг туристских услуг», с 1999 года). Студентов обучают умению принимать решения, развивают коммуникативные навыки и креативное мышление, наращивают их творческий потенциал [9, 14]. Открыты новая специализация «Организация досуга туристов» (КГУКИ, подготовка начата в 2006 году) и новая специальность «Социально-культурный сервис и туризм»
(соспециализацией «Услуги шоу-бизнеса») - в 2007 году. Нами также разработаны пакеты документов для открытия и внедрения анимационного, гостиничного и экологического сервиса.
В Кубанском госуниверситете, на основе комплексных исследований студентов, разработано и реализовано более двадцати дополнительных образовательных программ для будущих педагогов. Они использовали их на практике в работе вожатыми детских лагерей. Наиболее востребованы у студентов следующие программы: «Психологическая психокоррекция с использованием арт-терапии», «Арт-терапевтические техники работы с эмоциональными состояниями», «Практикум по музыкотерапии и кинезестерапии», «Страноведение: США», «Страноведение: Великобритания» (для углублен. изучения англ. яз.), «Психологическая коррекция нарушений познавательных процессов и поведения у детей и подростков» (рук. подг. отд. И.Г.Галушко).
Многие студенты написали курсовые и дипломные работы по организации маркетинга и рекламы детского и молодежного туризма и отдыха, выступили на научных конференциях, работали на каникулах воспитателями в детских лагерях края. Разработан сайт для МАДЮТК. Наше научное и творческое руководство студентами вылилось в организацию Первой вузовской выставки-конкурса рекламного плаката: «Экология, туризм и досуг». На выставке экспонировалось 100 работ 50 участников (см.: официальный сайт администрации Краснодарского края http://www.yuga.ru/ newsl).
Нам представляется, что для организации детского досуга важны следующие направления работы:
1. Директорам СЮТур, ЦДЮТ необходимо заключить договоры о сотрудничестве между областными и краевыми центрами туризма России, Казахстана, Украины, Белоруссии и других соседних стран; департаментам заключить договоры о взаимообмене студентами с вузами стран СНГ для прохождения культурологической, туристской и речевой практики; директорам школ и учебных заведений осуществлять туристко-экологические и культурно-поисковые экскурсии по историческим и культурным памятникам, рекам, куреням и другим поселениям казачества на основе заключения прямых договоров; организовывать летний образовательно-креативный досуг детей соотечественников в оздоровительных лагерях с целью приобщения к
русской культуре и российской науке ( в математических, языковых, театральных, казачьих и др. школах, турбазах и летних спортивных лагерях отдыха); использовать современные информационные технологии в создании единого образовательного пространства; проводить Дни международного туризма, туристские выставки с приглашением к участию стран ближнего и дальнего зарубежья.
2. Заведующим молодежной политики в департаментах культуры организовывать конкурсы на лучшие анимационно-спортивные и образовательные программы, проекты «выходного дня».
3. Руководителям детских лагерей следует использовать маркетинговые исследования и возможности рекламной кампании.
Мы считаем, что представленные технологии, теория и практика организации региональной системы развития творческих ресурсов детей и молодежи в сфере туриз-
Примечания
ма и досуга, прошедшие педагогическую апробацию и показавшие хорошие практические результаты, могут найти применение уже сегодня на практике. Можно создать систему образовательного и творческого досуга и отдыха для малообеспеченных семей на основе массовости и межсезонной работы, открытия палаточных лагерей в парках и пригороде. Внедрение дополнительных образовательных творческих программ в учебный процесс творческих и гуманитарных вузов позволит обеспечить качество работы вожатых, инструкторов, руководителей детских и молодежных лагерей в межсезонье. Выработка перспективных программ на основе вышеназванных теоретико-практических и методических рекомендаций позволит максимально реализовать феномен туристско-рекре-ационного потенциала и творческого ресурса детей и молодежи Кубани.
1. Богданова, С. маленькие туристы нуждаются в защите [Текст] / С. Богданова // Туризм.
- 2007. - №8.
2. Горбачева, Д. А. Творческий потенциал студентов вузов культуры и искусств: социокультурный феномен [Текст]: монография / Д.А. Горбачева. - М., 2005. - 159 с.
3. Горбачев, А. А. Художественно-эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры [Текст]: монография / А.А. Горбачев. - М., 2000. - 237 с.
4. Горбачев, А. А. Основы организации туризма в Казахстане: проблемы и перспективы развития (на материалах Западно-Казахстанской области) [Текст]: [аналитический обзор] / А.А. Горбачев, Д.А. Горбачева. - Уральск, 2003. - 78 с.
5. Горбачев, А. А. Проблемы туристского сотрудничества России и Казахстана [Текст] / А.А. Горбачев // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения. МАДЮТК. - 2005.
- №5. - С. 19-25.
6. Сулас, Л. Г. маркетинговые исследования в социальной сфере [Текст] / Л.Г. Сулас, М.В. Юрасова. - М., 2004. - 272 с.
7. Горбачев, А. А. Проблемы туристского сотрудничества России и Казахстана [Текст] / А.А. Горбачев // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения. МАДЮТК. - 2006.
- №6. - С. 11-13.
8. Большая книга психологических тестов [Текст] / сост. С.А. Касьянов. - М., 2007. - 496 с.
9. Горбачев, А. А. Деятельностный подход к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств как социокультурный феномен [Текст] : монография. - М., 2006.
- 237 с.
10. Горбачев, А. А. Проект «Образовательно-креативная программа для детей и на период летнего отдыха» [Текст] / А.А. Горбачев, Д.А. Горбачева // Науки о культуре: современный статус: [мат. Междунар. научно-практ. конф. Молодых ученых (13-14 декабря 2006 года)] / НИИ МГУКИ; под ред. Л.С. Жаркова. - М., 2007. - Ч. 1. - С. 73-81.
11. Горбачев, А. А. Проектный культурно-творческий потенциал туризма России и Казахстана (на примере Западно-Казахстанской области и Краснодарского края) [Текст] / А.А. Горбачев, Д.А. Горбачева // Экологическое воспитание детей и молодежи средствами туризма и краеведения: [мат. Междунар. научно-практ. конф. (3 декабря 2006 года)] / под ред. И.А. Дрогов. - М., 2006. - С. 113-116.
12. Морозов, М. Маркетинговое исследование российского рынка детского туризма [Текст] / М. Морозов // Маркетинг в России и зарубежом. - 2004. - №2. - С. 83-91.
13. Остапец, А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Текст]: метод. рекомендации / А.А. Остапец. - М., 2001. - 87 с.
14. Горбачев, А. А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств в процессе подготовки специалистов социально-культурной сферы и туризма [Текст] / А.А. Горбачев, Д.А. Горбачева // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере / под ред. И.И. Горловой, Н.Р. Туравец. - М., 2007. - С. 56-66.