Научная статья на тему 'Первый Международный конкурс дипломных проектов (работ) по детскому туризму и краеведению «Вуз - детям»: результаты, опыт организации, перспективы'

Первый Международный конкурс дипломных проектов (работ) по детскому туризму и краеведению «Вуз - детям»: результаты, опыт организации, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ / THESIS PROJECT / КОНКУРС / COMPETITION / ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS / ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ / EVALUATION PARAMETERS / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА / QUALITY CRITERIA / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH WORK / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / YOUTH TOURISM / АСПЕКТЫ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ASPECTS OF GRADUATE STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Дмитрий Витальевич, Холодцова Ирина Ивановна, Юдин Михаил Вячеславович

Представлен анализ опыта организации и проведения Международного конкурса дипломных проектов (работ) по детскому туризму и краеведению. Дана характеристика критериев и параметров оценки дипломных проектов (работ) использованная экспертами конкурса. Описан алгоритм деятельности экспертного совета и жюри по оценке результатов научно-исследовательской деятельности студентов дипломного проекта. Предложены основные направления развития Международного конкурса дипломных проектов (работ) по детскому туризму и краеведению на 2016 г. и перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Дмитрий Витальевич, Холодцова Ирина Ивановна, Юдин Михаил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first international competition of diploma projects (works) on children''s tourism and local history "UNIVERSITY for children": the results, the experience of organization prospects

Presents an analysis of the experience of organization and holding of the International competition of diploma projects (works) on children's tourism and local history. The characteristic of the criteria and parameters of evaluation of the graduation projects (works) used by experts of the competition. The described algorithm of activity of the expert Council and the jury evaluation of the results of research activity of students the graduation project. The basic directions of development of the International competition of diploma projects (works) on children's tourism and local history for 2016 and the future.

Текст научной работы на тему «Первый Международный конкурс дипломных проектов (работ) по детскому туризму и краеведению «Вуз - детям»: результаты, опыт организации, перспективы»

АКАДЕМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ, КОНКУРСЫ

УДК 378.184; 378.14.015.62; 371.384.4; 371.388.6

Д. В. Смирнов, И. И. Холодцова, М. В. Юдин

ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ) ПО ДЕТСКОМУ ТУРИЗМУ И КРАЕВЕДЕНИЮ «ВУЗ - ДЕТЯМ»: РЕЗУЛЬТАТЫ, ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Представлен анализ опыта организации и проведения Международного конкурса дипломных проектов (работ) по детскому туризму и краеведению. Дана характеристика критериев и параметров оценки дипломных проектов (работ) использованная экспертами конкурса. Описан алгоритм деятельности экспертного совета и жюри по оценке результатов научно-исследовательской деятельности студентов - дипломного проекта. Предложены основные направления развития Международного конкурса дипломных проектов (работ) по детскому туризму и краеведению на 2016 г. и перспективу.

Presents an analysis of the experience of organization and holding of the International competition of diploma projects (works) on children's tourism and local history. The characteristic of the criteria and parameters of evaluation of the graduation projects (works) used by experts of the competition. The described algorithm of activity of the expert Council and the jury evaluation of the results of research activity of students - the graduation project. The basic directions of development of the International competition of diploma projects (works) on children's tourism and local history for 2016 and the future.

Ключевые слова: дипломный проект, конкурс, оценка учебных достижений, параметры оценки, критерии оценки, критерии качества, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, детско-юношеский туризм, аспекты дипломного исследования.

Keywords: thesis project, the competition, evaluation of educational achievements, evaluation parameters, evaluation criteria, quality criteria, scientific research activity, research work, youth tourism, aspects of graduate studies.

Продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата, рассматривается А. М. Новиковым как процесс творчества [1]. При этом любая научно-исследовательская деятельность, в том числе и продуктивная деятельность студентов над дипломным проектом (работой), если она, деятельность, осуществляется более или менее грамотно, по определению всегда будет направлена на получение объективно нового результата.

Дипломный проект (работа) есть результат творческой продуктивной деятельности студента - выпускника образовательной организации среднего или высшего образования. Дипломное проектирование по проблеме детско-юношеского и молодежного туризма и краеведения предполагает творческое развитие студентом-выпускником выбранной тематики и разделов выпускной квалификационной работы, которая должна показывать владение навыками практического анализа проблем развития данной сферы деятельности, расчета и разработки проекта совершенствования процессов управления социокультурной средой, обеспечивающей эффективную реализацию педагогически целесообразно организованной деятельности, результатом которой, в конечном счете, является подготовка будущих поколений к жизнедеятельности.

Педагогическая целесообразность использования социокультурной среды туризма и краеведения как эффективного средства познания подрастающим поколением, в том числе студенчеством, окружающего социального и природного мира, и самого себя как Личности при любых политических и социально-экономических системах сегодня не подвергается сомнениям и является научно доказанным фактом [2].

Феномен туризма в современном информационном мире -обществе постнидустриальной формации - выступает не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления всех слоев населения, но и ресурсом непрерывного образования - «на протяжении всей жизни». Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения не только в системе дополнительного образования детей при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, но и в системах среднего, высшего и дополнительного профессионального образо-

вания в процессе научно-исследовательской деятельности, в т. ч. при дипломном проектировании.

Процесс осуществления творческой деятельности студентов-выпускников, по А. М. Новикову, в рамках дипломного проектирования следует рассматривать как творческий акт пытливого исследователя, реализуемый в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

- фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы - научная гипотеза как модель создаваемой системы нового научного знания - и план ее реализации;

- технологическая фаза, результатом которой является реализация системы, то есть проверка гипотезы;

- рефлексивная фаза, результатом которой является оценка построенной системы нового научного знания и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта, т. е. построения новой гипотезы и ее дальнейшей проверки [3].

Процесс дипломного проектирования - научно-исследовательской деятельности студента-выпускника - является и своего рода индикатором качества профессиональной подготовки и компетентности выпускника образовательной организации высшего профессионального образования в избранной сфере предстоящей, а зачастую уже и осуществляемой, профессиональной деятельности.

Идея организации и проведения Международного конкурса дипломных проектов (работ) выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования под патронажем Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешнникова» много лет инициировалась Председателем Ученого совета Академии, канд. пед. наук, доцентом Игорем Алексеевичем Дроговым. Реальные очертания Конкурс как социально значимый проект начал приобретать в процессе дискуссии о развитии направлений деятельности студенческих научных обществ и тематики научно-исследовательских работ, в том числе дипломных проектов (работ), которая была организована 29 января

2013 г. на круглом столе «Актуальное состояние и перспективы развития молодежного туризма и отдыха» «Русским географическим обществом» (Московским областным отделением совместно с ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», при участии Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешнникова».

Активное внедрение в образовательных организациях современных методов педагогической диагностики - задача обеспечения соответствия знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися в процессе обучения, государственным образовательным стандартам. Оценка качества образовательного продукта является чисто квалиметрической задачей. Но чтобы добиться желаемого результата, необходимо осуществить оптимизацию процесса обучения с учетом потенциальных возможностей каждого учащегося. Поэтому диагностические материалы должны оценивать не только знаниевый компонент процесса обучения, но и способность индивида продолжать образование в избранной области знаний.

В 2014 г. был согласован формат и определены сроки организации и проведения Первого Международного конкурса дипломных (работ) по детскому туризму и краеведению «Вуз - детям». Организаторами Конкурса выступили: Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова» (г. Москва), ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (п. Черкизово, Пушкинский район Московской области), Педагогическое общество России (г. Москва), Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования и науки Республики Казахстан (г. Астана), Казахская академия спорта и туризма (г. Алматы) и Ассоциация вузов туризма и сервиса (п. Черкизово, Пушкинский район Московской области).

Конкурс по задумке Оргкомитета был призван способствовать поддержке талантливой студенческой молодежи, увлеченной научно-исследовательской и экспериментальной деятельностью, внедрению в теорию и практику детского туризма и краеведения новаций, современных подходов, креативных идей, направленных на повышение качества и доступности услуг в сфере детско-юношес-

кого туризма и краеведческой учебно-исследовательской деятельности, организации активного досуга и отдыха, расширение круга студентов, вовлеченных в творческий процесс научно-исследовательской деятельности.

Конкурс проводился с 1 июня по 1 октября 2015 г. по следующим номинациям:

• Лучший дипломный проект (работа) по педагогике.

• Лучший дипломный проект (работа) по разработке детского туристского (экскурсионного) маршрута.

• Лучший дипломный проект (работа) по оздоровительному детскому туризму.

• Лучший дипломный проект (работа) по летнему детскому отдыху.

• Лучший дипломный проект (работа) по статистике детского туризма.

• Лучший дипломный проект (работа) по спортивному детскому туризму.

• Лучший дипломный проект (работа) по созданию детского туристского комплекса (объекта показа).

Оргкомитет предоставил право представлять участникам Конкурса как индивидуальные дипломные проекты (работы), так и комплексные (коллективные) дипломные проекты (работы).

Информационную поддержку Конкурсу оказывали интернет-ресурсы партнеров конкурса: http://rguts.ru/index.php? newsid=1962:, http://www.madutk.ru/, http://vk.com/event92752572, https://www.facebook.com/events/1576554665931021/, www.ziyatker.org

Оргкомитетом в марте 2015 г. был утвержден состав компетентного жюри Конкурса из Российской Федерации (субъекты: г. Белгород, г. Москва, Республика Башкортостан, Республика Крым, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, г. Оренбург), Украины (Херсон и Харьков), Республики Узбекистан (г. Ташкент) и Республики Казахстан (г. Аматы, г. Астана, г. Уральск), в основном доктора и кандидаты наук по различным научным специальностям.

Рис. 1. Страничка Конкурса в социальной сети ВКонтакте

Председателем Оргкомитета Конкурса был избран Александр Алексеевич Федулин, доктор исторических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «РГУТиС», член-корреспондент Международного института туризма (Франция). Председателем экспертного совета Конкурса избрали Дмитрия Витальевича Смирнова, доктора педагогических наук, доцента, Президента Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова», академика Национальной академии туризма, академика Международной академии наук педагогического образования. Председателем жюри Конкурса избрали Гаджимета Керимовича Сарафалиева, Председателя Комитета Государственной думы шестого созыва по делам национальностей, члена-корреспондента РАН, Президента Ассоциации вузов туризма и сервиса, заслуженного деятеля науки Российской Федерации.

Достаточно большую работу провели Экспертный совет и жюри по отбору и обоснованию критериев оценки представленных на Конкурс дипломных проектов (работ). Был проанализирован большой по объему пласт научной и научно-педагогической литературы. Прошли достаточно жаркие дискуссии членов Экспертного совета при утверждении отобранных критериев оценки результатов научно-исследовательских работ студентов в форме дипломного проекта (работы), в итоге члены жюри получили достаточно удобный, компактный и простой, с нашей точки зрения, лист экспертного заключения (табл. 1) позволяющий объективно оценить представленные на Конкурс работы.

Таблица 1

Экспертное заключение на дипломный (проект) работу

Номинация:_

Тема проекта (работы):_

Параметры оценки Критерии оценки качества Кол-во баллов

1. Формулировка темы исследования Название работы, содержание, задачи и выводы должны соответствовать друг другу

2. Обоснование актуальности темы Аргументированность, краткость (полнота и достаточность)

3. Определение объекта и предмета исследования Корректность, соответствие принятому в научном сообществе принципу разделения объекта и предмета исследования

4. Определение цели и задач Цель должна соответствовать проблеме. Задачи должны соответствовать поставленной цели (достаточность задач для достижения обозначенной цели исследования)

5. Структура дипломной работы Соответствие общепринятым требованиям к структуре итоговой квалификационной работы

6. Методологическая база исследования Научность изложения, системность, анализ ключевых идей, теорий, концепций, парадигм, методов исследования проблемы

7. Новизна исследования Объективность оценки. Реалистичность оценки

8. Практическая значимость работы Реалистичность и конкретность рекомендаций. Адресный характер рекомендаций по конкретным вопросам. Обоснованность оценки (наличие критериев)

Параметры оценки Критерии оценки качества Кол-во баллов

9. Наличие выводов (промежуточных, итоговых) Выводы включают интерпретацию полученных результатов на двух уровнях - на эмпирическом и теоретическом, демонстрируя соответствие теоретического анализа литературы и выполненного эмпирического исследования

10. Описание и анализ достигнутых результатов исследования Статистическая обработка результатов исследования. Качественное описание полученных результатов исследования. Оценка адекватности поставленным целям и задачам

11. Содержание раздела «Заключение» Соответствие поставленным целям и задачам исследования. Определение направлений дальнейших исследований проблемы

12. Оформление дипломной работы Соблюдение принципа единообразия в оформлении (нумерация страниц, оформление ссылок, шрифт, заголовки, интервал, сокращения, оформление таблиц, рисунков, диаграмм, пр.). Соответствие текста нормам русского языка (стилистика, орфография, пунктуация и пр.). Научный стиль изложения

13. Список литературы Соответствие нормативным требованиям к описанию выходных данных источников. Разнообразие жанров (словари, монографии, научные публикации, авторефераты диссертационных исследований и пр.). Включение в список литературы, помимо иных изданий, источников, опубликованных в течение последних 5 лет

14. Приложения Наглядность, репрезентативность теме. Соответствие нормативным требованиям к оформлению (наименование, нумерация приложений, адекватное оформление таблиц, графиков, рисунков, таблиц, протоколов и пр.)

Примечания:

Критерии оценки качества в баллах: 2 балла - параметр ярко выражен;

1 балл - имеются отдельные отступления от требований; 0 баллов - параметр не выражен, или имеются грубые отступления от требований.

Оценка за диплом может быть снижена в следующих случаях:

1. Недостатки обзорно-теоретической главы работы

- Наличие фактических ошибок в изложении «чужих» экспериментальных результатов или теоретических позиций.

- Отсутствие упоминаний важных литературных источников, имеющих прямое отношение к решаемой проблеме и опубликованных в доступной для студента литературе не менее двух лет назад.

- Использование больших кусков чужих текстов без указания их источника (в том числе - дипломов других студентов).

- Отсутствие анализа зарубежных работ, посвященных проблеме исследования.

- Отсутствие анализа отечественных работ, посвященных проблеме исследования.

- Теоретическая часть не завершается выводами и формулировкой предмета собственного эмпирического исследования.

- Название работы не отражает её реальное содержание.

- Имеет место совпадение формулировки проблемы, цели, задач работы.

2. Недостатки эмпирической главы работы

- Автор использует методики без ссылки на источник их получения и/или их автора, а также без ссылки на результаты их психометрической проверки.

- Работа не содержит подробного описания процедуры проведения исследования: по приведенному описанию воспроизвести процедуру не представляется возможным.

- В работе отсутствует интерпретация полученных результатов, выводы построены как констатация первичных данных. Отсутствует сопоставление между собой данных, полученных разными методами.

3. Оформление

- Наличие неисправленных опечаток и пропущенных строк.

- Отсутствие названий таблиц, графиков, гистограмм.

- Отсутствие пояснений и условных обозначений к таблицам и графикам.

- Отсутствие авторской интерпретации содержания таблиц и графиков.

- Отсутствие в работе «Введения» или «Выводов», или и того, и другого.

- Наличие ошибок в оформлении ссылок: много «глухих» сносок (когда есть сноска на автора идеи, но нет ссылки на саму работу, где эта идея обсуждается).

- Наличие ошибок в оформлении библиографии: список литературы выполнен не по ГОСТу.

- Пропуск в оглавлении отдельных параграфов или даже целых глав.

4. Этические аспекты дипломного исследования

- Автор нарушил этические нормы, неоправданно раскрыв анонимность участников исследования.

- Автор использует данные других исследователей без ссылки на их работы, где эти результаты опубликованы.

- Автор формулирует практические рекомендации, которые могут нанести ущерб психологическому благополучию респондентов.

- Автор формулирует практические рекомендации, предлагая решения, выходящие за пределы его профессиональной компетентности, например: «расформировать», «повысить в должности», «наградить» и т. д.

Экспертная комиссия провела также значительную работу по информационному продвижению Конкурса в социальных сетях ВКонтакте и £асеЬоок, на страничках сайта МОО «МАДЮТК» регулярно размещалась информация о ходе Конкурса и поступивших на Конкурс работах.

Экспертной комиссией конкурса было принято и поддержано Президиумом МОО «МАДЮТК» решение выкладывать в социальных сетях ВКонтакте на страничке мероприятия «Конкурс дипломных проектов по детскому туризму» в социальных сетях ВКонтакте http://vk.com/diplom_detskij_turizm демо-версии дипломных проектов (работ) - титульный лист, оглавление и введение, чтобы дать представление студенчеству, в первую очередь будущим выпускникам и их научным руководителям, а также широкой научно-педагогической и туристской общественности, краеведам общее представление о содержании дипломных проектов (работ) представленных на Международный конкурс.

Кроме того, представленные по Условиям Конкурса презентации, характеризующие основные положения дипломного проекта (работы), также выкладывались в порядке поступления на страничке мероприятия «Конкурс дипломных проектов по детскому туризму» в социальной сети ВКонтакте http://vk.com/diplom_detskij_turizm

Всего на Первом Международном конкурсе дипломных (работ) по детскому туризму и краеведению «Вуз - детям» была представлена 31 работа из Российской Федерации (г. Москва, г. Пенза, г. Тюмень, г. Уфа, г. Ханты-Мансийск, г. Самара, г. Санкт-Петербург, г. Симферополь, г. Старый Оскол, г. Киров, г. Барнаул) и с Украины (г. Харьков) по 6 номинациям из 7 объявленных организаторами конкурса.

Представленные работы, естественно, имели разный уровень освещения студентами-выпускниками способов и методов решения проблем развития детско-юношеского туризма и краеведения, организации досуга и летнего отдыха, но позволили в целом получить представление о складывающихся тенденциях организации и

проведения научно-исследовательских студенческих работ в организациях высшего и среднего профессионального образования. Экспертам и членам жюри удалось сравнить разные научные школы как по регионам России, так и в странах ближнего зарубежья (Украины).

Кон курс дипломных проектов по детскому туризму

На Международный конкурс представлен диппомный проект (выпускная квалификационная работа) Кунцевич Е А. (рук. Сигида Е. А.) на тему: «Адаптивный туризм как форма социализации детей с ДЦП». ВКР выполнена в ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Российский государственный университет туризма и сервиса» в 2015 году

Индивидуальная дипломная работа

на тему: Араптивнь й туризм к а к ф орм а ерша л и за ции дете й с ДЩ!

Конкурсная номинация: Лучший дипломный проект (работа) по разработке детского туристского (экскурсионного) маршрута

Автор/разработчик Кунцевмч Евгения Анатольевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

студентка группы СРД611-1 ФГБОУ В ПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Москва 2015 f.

¿в Файп fleMO-Bepcun.pdf В Файл Кунцевич ЕА. Презентация.pdf

Рис. 2. Страничка с информацией - характеристикой поступившего на конкурс дипломного проекта (работы)

4L >

ISBS™

Отметки «Нравится»: 94 Сергей Булгаков и еще 60 друзей

□хват публикации на этот неделе: 23

Посмотреть Лент/Страниц Посмотрите публикации других Страниц

Нравится друзьям

Поднимать Страницу за 360 р.

п Охватить больше людей здесь:

Россия

Международ академия 4 детско-юношеского5 туризма и краеведения

Общественная организация

Хроника Информация Фото Отметки «Нравится» Еще •

Q Статус Д Фотт'видео Q Предложение, мероприятие*

1И Write something

Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения подепился(-ась) ссылкой Опубликовано Смирновой Дмитрием [?] I ч i

Продвигать Страницу

ИНФОРМАЦИЯ

В гостях у праздника.

Внеклассные мероприятия в

[W - начальной школ е.pdf

Посмотреть и скачать с Яндекс.Диска

YADLSK

Рис. 3. Страница МОО «МАДЮТК» в соцсети facebook

Каждую конкурсную работу, по решению Экспертного совета, независимо друг от друга оценивали три члена жюри - эксперты из различных регионов и стран. Члены жюри прошли специальный отбор и являются высококвалифицированными специалистами в той или иной сфере: педагогика детско-юношеского туризма; организация детского туристского (экскурсионного) обслуживания; оздоровительный детский отдых и туризм; летний детский отдых; статистика детского туризма; спортивный детско-юношеский туризм и пр.

Технологически после поступления экспертных заключений от членов жюри Экспертная комиссия составляла сводные протоколы результатов Конкурса по каждой номинации (табл. 2), таким образом были выявлены победители и призеры.

Таблица 2

Итоговый протокол экспертной оценки конкурсных работ

Ф. И. О участника Конкурса, тема дипломного проекта (работы) Оценки экспертов в (баллах) ИТОГО баллов Место

1 2 3

Жыгалов Николай Ульянович «Разработка программы спортивного туристского похода школьников по местам боевых событий 1942-1943 гг. на территории Белгородской области»

Рыженький Иван Олегович «Педагогические условия социализации младших школьников в летней школе юных краеведов»

Итоговые Протоколы результатов также были размещены на страничке мероприятия «Конкурс дипломных проектов по детскому туризму» в социальной сети ВКонтакте http://vk.com/dip1om_de1skij_turizm Победителями и призерами Первого Международного конкурса дипломных (работ) по детскому туризму и краеведению «Вуз - детям» стали в номинациях:

«Лучший дипломный проект (работа) по педагогике» Победитель (1-е место) - Войтковская Эллина Михайловна -«Повышение географической культуры школьников средствами туризма и краеведения в системе дополнительного образования»; научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Р. С. Маликова, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.

2-е место - Бусыгина Ольга Анатольевна «Занятие спортивным туризмом как средство профессиональной ориентации обучающихся в системе дополнительного образования (на примере МБОУ ДОД «Станция юных туристов»)»; научный руководитель -старший преподаватель А. В. Портных, Институт менеджмента и экономики Югорского государственного университета.

3-е место - Жаркова Нина Олеговна «Разработка программы приема немецких школьников в Пензе»; научный руководитель -канд. эконом. наук, доцент Л. Б. Есина, Пензенский государственный университет.

Конкурс дипломных проектов по детскому туризму

Уважаемые участники Конкурса и их научные руководители, научно-педагогическая общественность!

Представляем Вам результаты Международного Конкурса диппомных проектов! Итоговые Протоколы Конкурса по номинациям:

- Летний отдых;

- Оздоровительный туризма:

Показать полностью..

Учитель лишь \ f

открывает дверь - 1 1 1

входишь

ты сам. . j И i £1

китайская пословица

^ Файп ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ_номинация_летний отдых pdf К Файл ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ_номинация_оэдаров _Typn3M.pdf ■■ Файл ИТОГОВЫЙ ПШТОКОЯ_Номинаць1я_Г1ЕДАГОГИК^р^Г Ь Файп ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ_номинация_спорт_туризм pdf L Файп ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ_номинция_экскурсионный Mapmpyrpdf

Рис. 4. Страничка Конкурса с результатами

«Лучший дипломный проект (работа) по разработке детского туристского (экскурсионного) маршрута»

Победитель (1-е место) - Кунцевич Евгения Анатольевна «Адаптивный туризм как форма социализации детей с ДЦП»; научный руководитель - д-р мед. наук, профессор Е. А. Сигида, Российский государственный университет туризма и сервиса.

2-е место - Новикова Ирина Максимовна «Разработка военно-исторической экскурсии по г. Тольятти для учащихся 7-8-х класс-сов»; научный руководитель - зав. кафедрой «ТиР» Т. Ю. Крамарова, Поволжский государственный университете сервиса.

3-е место - Макарова Алла Олеговна и Егубова Дарья Андреевна «Разработка предложений по развитию детско-юношеского туризма в РФ (на основе изучения событий Великой Отечественной войны)»; научный руководитель - канд. социол. наук М. Я. Руднева, Российский государственный университет туризма и сервиса.

«Лучший дипломный проект (работа) по оздоровительному детскому туризму»

Победитель (1-е место) - Чебышева Алина Юрьевна «Турист-ско-рекреационный потенциал памятников природы юга Тюменской области для проектирования экологического тура»; научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Л. Е. Куприна, Тюменский государственный университет.

2-е место - Зингер Дарья Вадимовна «Реабилитация детей с ограниченными возможностями средствами туризма (на материале областного реабилитационного центра "Родник"»; научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Л. Е. Куприна, Институт математики, естественных наук и информационных технологий Тюменский государственный университет.

3-е место - Силюченко Гелена Алексеевна «Проблемы и перспективы развития детско-юношеского оздоровительного туризма на территории Феодосийского горсовета»; научный руководитель -канд. геогр. наук, доцент Л. А. Ожегова, Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского.

«Лучший дипломный проект (работа) по летнему детскому отдыху»

Победитель (1-е место) - Терентьева Наталья Анатольевна «Проект детского этнооздоровительного лагеря в условиях природной окружающей среды»; научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Л. Е. Куприна, Тюменский государственный университет.

2-е место - Вершкова Олеся Леонидовна «Модель проведения палаточных лагерей в целях летнего отдыха детей на примере молодежной региональной общественной организации "Федерация спортивного туризма ХМАО"»; научный руководитель - канд. пед. наук, доцент М. А. Булаев, Югорский государственный университет.

3-е место - Портных Александр Валерьевич «Разработка эко-лого-туристского лагеря «Имитуй» для девиантных подростков (на

примере детского дома «Радуга»)»; научный руководитель - канд. географ. наук С. А. Есипова, Югорский государственный университет.

«Лучший дипломный проект (работа) по спортивному детскому туризму»

Победитель (1-е место). Смола Евгения Васильевна «Организационно-методические особенности подготовки туристов разрядников по спортивному туризму, специализирующихся в группе дисциплин "Дистанция"»; научный руководитель - канд. пед. наук, доцент кафедры МКФФК Е. А. Павлов, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

2-е место - Багацкий Виталий Владимирович «Инновационные технологии игровой направленности с применением средств пешеходного туризма для развития психомоторных способностей школьников старших классов» (магистерская работа); научный руководитель - д-р физического воспитания, профессор Ж. Л. Козина, Харьковский национальный педагогический университет имени С. Сковороды (Украина).

3-е место - Герасимова Наталья Владимировна «Диагностика готовности спортсмена к соревновательной деятельности в спортивном туризме»; научный руководитель - доцент кафедры МКФФК, канд. пед. наук Е. А. Павлов, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

Поздравляем победителей, призеров и всех участников Конкурса, а также их научных руководителей и заведующих выпускающих кафедр с творческим успехом - представлением результатов своего научно-исследовательского поиска на Международном конкурсе, желаем им дальнейших успехов в поиске путей и новаций развития детско-юношеского туризма и краеведения.

Все студенты-выпускники участники Конкурса были удостоены дипломов за активное участие в Первом Международном конкурсе дипломных проектов (работ) «Вуз - детям».

Результаты Первого Международного конкурса признаны удачными. Проанализировав итоги конкурса, организаторы считают необходимым проведение нового - второго конкурса в 2016 г. Так, предполагается расширить число конкурсных номинаций за счет «проблемных» направлений в развитии детско-юношеского и студенческого туризма и краеведения, например рассматривается вопрос включения номинаций: «Лучший дипломный проект (рабо-

171

та) по государственному и муниципальному управлению развитием детского (молодежного) туризма», «Лучший дипломный проект (работа) по юридическому сопровождению детского (молодежного) туризма», «Лучший дипломный проект (работа) по обеспечению безопасности и управления рисками в детском (молодежном) туризме», «Лучший дипломный проект (работа) по физическим нагрузкам и медицинскому обеспечению в детском туризме», «Лучший дипломный проект (работа) по психологии путешествий с детьми и подростками», «Лучший дипломный проект (работа) по дизайну в детском и молодежном туризме и отдыхе» и др.

Конкурс позволил не только и не столько оценить экспертами качество дипломных (проектов) работ, выполненных студентами-выпускниками, но и получить объективное представление о том, насколько компетентно осуществляет профессорско-преподавательский состав научное руководство дипломниками, насколько они, научные руководители, требовательны к содержанию исследований, соблюдению научной культуры; как выпускающие кафедры организаций высшего профессионального образования работают над актуализацией тематики выпускных квалификационных работ, внедрением результатов в реальную практику деятельности предприятий, учреждений и организаций сферы детского туризма и отдыха.

Процедуры оценки, методики, параметры и критерии оценки дипломных проектов (работ), итоги Конкурса и выводы экспертов-членов жюри были обсуждены на круглых столах и дискуссионных площадках, прошедших в рамках:

- Молодежного дискуссионного клуба ГБУ «Московского Дома национальностей» «Проблемы и перспективы развития российского детско-юношеского туризма по местам воинской славы» (г. Москва, 8 сентября 2015 г.),

- Всероссийской полевой научно-практической конференции «Дети, молодёжь, география: здоровье, образование, Отечество» (Телецкое озеро, Алтайский государственный биосферный заповедник, Республика Алтай, 18 сентября 2015 г.),

- Региональной научно-практической конференции «Развитие туристской отрасли Подмосковья: опыт, планы и перспективы» (г. Истра Московской области, 29 сентября 2015 г.),

- Международной научно-практической конференции «Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения» (г. Оренбург, 15-16 октября 2015 г.),

- Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей: векторы развития» (ВДЦ «Океан» Владивосток, 28-30 октября 2015 г.),

- Региональной научно-практической конференции по географии «Природа и общество», в рамках гранта ВОО «Русское географическое общество» - «Экономико-географический образ территории Кировской области» (г. Киров, 19 ноября 2015 г.),

- Международной научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО» (г. Челябинск, 26-27 ноября 2015 г.),

- XX Международной научно-практической конференции «НАУКА - СЕРВИСУ ХХ SCIENCE FOR SERVICE» (п. Черкизово Московской области, 1-3 декабря 2015 г.),

- Международного форума «Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.», посвященного 170-летию Русского географического общества и 120-летию спортивного туризма в России» (г. Санкт-Петербург, 9-11 декабря 2015 г.),

- Всероссийских педагогических чтений, посвященных памяти профессора, доктора педагогических наук, заслуженного путешественника А. А. Остапца-Свешникова (г. Москва, 23 декабря 2015 г.).

Несомненно, организаторы Международного конкурса будут благодарны и признательные за предложения по совершенствованию содержания, улучшению программы и проведению конкурса в дальнейшем.

Ждем Ваших предложения по адресу E-mail: madutk_prezident@mail. ru

Примечания

1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2009. 280 с.

2. Смирнов Д. В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. 234 с .

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Указ. соч. С. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.