Научная статья на тему 'Творческий потенциал и его проявление в изобразительной деятельности студентов'

Творческий потенциал и его проявление в изобразительной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / AESTHETIC ORIENTATION / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ / TOOL EXPERIENCE / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / ORIGINALITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / САМООЦЕНКА / GRAPHIC ACTIVITY / SELF-ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивченко Елена Викторовна

В статье рассматривается деятельностная трактовка творчества, выделяются признаки творческого потенциала через механизмы и результаты деятельности, определяются особенности психической и деятельной составляющей изобразительного творчества. Дается содержательная характеристика творческого потенциала изобразительной деятельностиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the active treatment ofcreativity is considered. The attributes of creative potential are exposed through mechanisms and results of activity. Here of mental and active component of graphic creativity are determined. The substantial characteristic of creative potential of graphic activity is given

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал и его проявление в изобразительной деятельности студентов»

9. Миронов В. В. «За всем стоит Министр Высшего Глобального Образования...» /В.В. Миронов // Философия и метаморфозы культуры. — М., 2005.

10. Огурцов А. П. Образы образования. Западная философия образования. XX век /А.П. Огурцов, В.В. Платонов. — СПб., 2004.

11. См.: Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. — М., 2000.

12. McClellan J. Philosophy of Education / J. McClellan. — N.Y., 1976.

13. Simmel G. Conflict / G. Simmel. — Glencoe: Free press, 1955.

3

Образование в сфере культуры

Исследования молодых ученых

Е. В. Ивченко

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается деятельностная трактовка творчества, выделяются признаки творческого потенциала через механизмы и результаты деятельности, определяются особенности психической и деятельной составляющей изобразительного творчества. Дается содержательная характеристика творческого потенциала изобразительной деятельности. Ключевые слова: образование в сфере культуры, творческий потенциал, изобразительная деятельность, эстетическая направленность, инструментальный опыт, оригинальность, познавательный интерес, самостоятельность, самооценка.

In this article the active treatment ofcreativity is considered. The attributes of creative potential are exposed through mechanisms and results of activity. Here of mental and active component of graphic creativity are determined. The substantial characteristic of creative potential of graphic activity is given. Keywords: liberal education, creative potential, graphic activity, aesthetic orientation, tool experience, originality, cognitive interest, independence, a self-estimation.

Профессия специалиста декоративно-прикладного творчества (ДПТ) связана с изобразительной деятельностью. Для рассмотрения развития творческого потенциала студентов в этой области требуется определить признаки, характеризующие творческий потенциал студента в изобразительной деятельности.

Поскольку потенциал человека определяет внутренние возможности личности и проявляет себя через деятельность, то и признаки творческого потенциала необходимо рассматривать через понимание механизмов и результатов творческой деятельности как внешнего отражения творческих сил личности.

Изучая научную литературу, посвященную исследованиям творческого потенциала, мы не встретили единства в определении его признаков. В одних случаях это креативность (А. Маслоу), интеллектуальная одаренность (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Л. Терстон), высокая впечатлительность (Шеррингтон). Выделяют также инвестиционные способности (Р. Стернберг, Т. Любарт), социализацию личности (С. С. Гильдентрихт), мотивационную направленность (Амбаль). Б.М. Теплов твор-

ческий потенциал предлагает рассматривать как комплекс способностей, которые проявляются в определенном виде деятельности.

В определении творческого потенциала педагогика исходит из процесса развития личности. Л.С. Выготский дает определение учебного творчества — как вида деятельности, направленной на создание качественно новых для ученика ценностей, имеющей большое значение для формирования личности как общественного субъекта (1, с. 9). Поэтому в характеристике творческого потенциала развитие отображает качественные изменения личности учащегося, рост его возможностей в результате освоения социального опыта.

Для нас представляется важными положения о внутреннем, психологическом основании творческого потенциала; об актуализации творческого потенциала через процесс реализации личности в деятельности, где творческая продуктивность характеризуется не столько предметностью, сколько качественными изменениями личности. Поэтому творческий потенциал будет проявляться в виде внутренних новообразований личности, необходимых человеку для реализации в определенной области деятельности.

Для выявления признаков творческого потенциала студентов ДПТ в изобразительной деятельности необходимо рассмотреть особенность ее психологической и деятельной составляющей.

Традиционно творчество в изобразительном искусстве описывается как стихийный акт, не скованный рамками логики. Его цель — создать продукт, определяемый субъективной новизной, что допускает различные толкования в его изучении. Однако на современном этапе ученые приблизились к пониманию этого феномена через описание закономерностей последовательности его этапов.

Изобразительное творчество, утверждает В.С. Кузин, осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность последовательно связанных стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение. Процесс творчества условно можно разделить на два этапа. Это внутренний психологический этап зарождения идеи, замысла. И внешний — деятельностный этап практической реализации творческого замысла (2, с. 235). Поэтому творчество в изобразительной деятельности можно представить как процесс и описать через этапы деятельности.

Если на психологическом этапе изобразительного творчества выделяется субъективная составляющая, выраженная индивидуальным отображением действительности изобразительными средствами, то в дальнейшем этот процесс представлял собой специфическую деятельность, связанную с освоением определенного инструментария, что требует последовательной логики действий.

Творчество художников всегда отличала высокая впечатлительность от воздействия окружающего мира. П. П. Рубенс говорил об этом так: «...легче понять то, что воспринимается чувствами; такие вещи сильнее действуют на нас и допускают более тщательное рассмотрение, потому что доставляют боле богатую пищу нашей любознательности» (7, с. 141).

Таким образом, переживание художника в процессе изобразительной деятельности является важным фактором творчества. При этом эмоциональной основой изобразительной деятельности являются эстетические чувства. Г. Курбе говорит об этом так: «Прекрасное заключено в природе и встречается в действительности в формах самых разнообразных. С момента, как оно найдено художником, который сумел его увидеть, оно принадлежит искусству» (7, с. 143).

Эстетическую направленность в развитии творчества выделяют также педагоги (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский). Красота как категория творческого начала выдвигает эстетические формы обучения в высший акт познания. «Высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический, и истина

и благо соединяются родственными узами лишь в красоте.» (4, с. 212). Понимая красоту в широком смысле, педагоги ориентируют на нее свои цели и методы учебной деятельности; это выделяет ее в творческие основания учебной деятельности. Красота выступает критерием качества процессов в образовании.

Поэтому мы выделяем эстетическую направленность, организующую эмоционально-образное содержание изобразительной деятельности, как важную характеристику творческого потенциала студентов.

Направленность личности в психологии трактуется как совокупность доминирующих мотивов и потребностей, определяющих главную линию поведения, деятельности и общения с людьми. Направленность студентов на освоение эстетических категорий будет ориентировать изобразительную деятельность на эмоционально-образное содержание, что является творческим уровнем деятельности.

На этапе реализации эмоционально-образного содержания изобразительная деятельность зависит от точности передачи красоты явления и складывается из техники и манеры художника. Это выделяет инструментальные умения студентов как безусловное основание творчества в изобразительной деятельности. В. В. Верещагин говорил: «.Художественная техника — это грамматика, без которой никакие стремления в искусстве не серьезны и походят на замыслы младенца» (3, с. 419).

Творческий уровень развития умений можно назвать мастерством. Постоянные упражнения, занятия рисунком и живописью совершенствуют технические приемы, закрепляют знания различных правил в области изобразительного искусства. Это составляет основу мастерства, которое постепенно преобразуется в творческую манеру студента через индивидуальное освоение изобразительных техник. Поэтому инструментальное освоение изобразительной деятельности является характеристикой творческого потенциала студентов.

В характеристике творческой деятельности выделяют новизну как создание нового продукта, как непрогнозируемый результат творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, А. Маслоу и др.). Реализацию творческого потенциала ученые усматривают в создании нового продукта как результата нестандартной интеллектуальной деятельности личности.

Для нас характеристика новизны в творческой деятельности студентов сводится к оригинальности, понимаемой как индивидуальное освоение изобразительной деятельности и обретение личного опыта на основе ценностного освоения эстетических категорий. В изобразительном искусстве оригинальность проявляется через своеобразные технические приемы передачи действительности. Инструментами оригинальной организации изобразительных работ являются обобщение, типизация, условность, изобразительность, выразительность и творческая интерпретация.

Чем богаче индивидуальный опыт личности, тем оригинальнее организация изобразительных средств выразительности в отображении действительности. Примером может являться творческий путь А. Матисса, который представляет собой результат исследований выразительной силы изобразительных элементов. Способность осваивать новые средства выразительности — показатель оригинальности в организации творческого уровня изобразительной деятельности.

Поэтому оригинальность как отражение индивидуального опыта может выступать характеристикой творческого потенциала в изобразительной деятельности студентов.

Изобразительное творчество основывается не только на мастерстве и оригинальности, оно неотделимо от накопления знаний, формирующих мировоззрение студента. Изобразительная практика является источником мыслительной деятельности и вместе с тем служит основной областью применения результатов мышления. Поэтому в характеристике творческого потенциала необходимо выделить

познавательный компонент, где познавательное развитие понимается как потребность поиска необходимых знаний и способов достижения определенных результатов деятельности.

Примером познавательных экспериментов в изобразительной области служит творчество Леонардо да Винчи. Для художника рисование было ключом к познанию мира. Ярким мыслителем в искусстве также является К. Петров-Водкин. Изобразительными средствами мастер исследует особенности восприятия человеком окружающего сферического пространства.

Опыт мастеров подтверждает наше понимание изобразительного творчества как познавательной деятельности, только она реализуется специфическими средствами эмоционально-образной выразительности.

Поэтому творческое содержание изобразительной деятельности представляется как интеллектуальная активизация студентов. Таким показателем является познавательный интерес.

Интерес — то мотивационное состояние, связанное с выходом личности на проблемно-исследовательский уровень деятельности, а высшее проявление на этом уровне связывается с художественно-творческими изысканиями (6, с. 154). Глубина и устойчивость проявления интереса студентов к изобразительной деятельности организует познавательную направленность и тем самым определяет дальнейший характер развития личности как специалиста ДПТ.

Поэтому мы считаем важным выделить познавательный интерес студентов как характеристику проявления творческого потенциала в изобразительной деятельности.

В творческой деятельности индивидуальное проявление знания и опыта требует от личности проявления самостоятельности. В изобразительной деятельности студенты проявляют самостоятельность в умении ставить новые задачи и находить новые ответы; усваивать предложенный опыт и знания; творчески преобразовывать их, избегая трафаретности и механического использования. Самостоятельность студентов как волевое качество проявляется в преодолении трудностей освоения изобразительной деятельности. Тем самым это переводит процесс изобразительной деятельности на уровень самоорганизации.

В профессиональном обучении именно самостоятельность студентов превращает личность из объекта в субъект образовательной деятельности, что переводит личность на творческий уровень саморазвития. К. Д. Ушинский выделял самостоятельность как неотъемлемое качество, необходимое личности для успешной творческой деятельности. Самостоятельность характеризуется потребностью личности занять собственную позицию и принять собственное решение независимо от внешних воздействий, а это дает основание к творческой деятельности.

Следовательно, самостоятельность как волевое качество личности является одним из важных проявлений творческого потенциала и характеризует творческий уровень организации студентом изобразительной деятельности.

Самостоятельная организация деятельности и реализация творческих идей повышает самооценку личности. Поэтому сравнительно высокая самооценка отображает успешность реализации творческого потенциала студентов в изобразительной деятельности.

Самооценка характеризует развитие сознания личности. Отношение к себе играет важную роль в поведении, так как оказывает влияние на уровень притязаний, мотивацию и направленность жизненных интересов. При условии положительной самооценки индивид развивает свои потенциальные возможности, обретает умение противостоять неудачам и начинает функционировать на творческом уровне деятельности.

Самооценку можно сравнить с психологическими процессами рефлексии, как

способность к критическому самоанализу, включающему рассмотрение и анализ индивидуумом собственных знаний и поступков (5, с. 729). Способность личности к самооценке выявляют сознательные механизмы анализа и обоснования в развитии творческой деятельности, через соотнесение идеи (визуального образа) с реальным её воплощением. Самооценка дает представление, насколько личность находит себя ценностью для реализации в творческой деятельности. Самооценка соотносится с чувством собственного достоинства, а это создает благоприятный фон к творческой реализации личности.

Поэтому мы считаем самооценку важным показателем качества реализации творческого потенциала студентов в изобразительной деятельности.

Таким образом, анализ механизмов и результатов творчества в изобразительной деятельности дает основание выделить признаки проявления творческого потенциала студентов: эстетическую направленность, изобразительные умения и навыки, оригинальность изобразительных работ, познавательный интерес, самостоятельность и самооценку.

Примечания

1. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. — М.: Учпедгиз, 1935. — 135 с.

2. Кузин В. С. Психология в живописи: [учебное пособие для вузов] / В.С. Кузин. — 4-е изд., испр. — М.: ОНИКС 21 век, 2005. — 304 с.

3. Мастера искусства об искусстве. — М. — Л., 1937-1939 — Т. 4.

4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д. Ушинский. — М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — 361 с.

5. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2006.

— 1072 с.

6. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие / Н.И. Шеван-дрин. — М.: ВЛАДОС, 1995. — Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — 544 с.

7. Школа изобразительного искусства: учеб. пособие. — М.: Изобраз. искусство, 1986.

— Вып. 1. — 176 с.

И. Г. Фабрика

ВОСПИТАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена проблеме исследования готовности студентов к межкультурной коммуникации, раскрывает сущность понятий «межкультурная коммуникация», «готовность к межкультурной коммуникации» и анализирует уровни и критерии готовности студентов к межкультурной коммуникации. Ключевые слова: образование в сфере культуры, педагогическая готовность, готовность к межкультурной коммуникации, межкультурная коммуникация, коммуникации, общественный отношения.

The article is devoted to the researching of the problem of the readiness to the intercultural communication and to the analysis of such notions as "intercultural communication" and "readiness to intercultural communication", analyses the levels and criteria of the readiness as well. Keywords: liberal education, pedagogical readiness, intercultural communication, readiness to intercultural communication, communication (intercourse), intercultural education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.