Научная статья на тему 'Признаки творческого потенциала как критерий развития студентов'

Признаки творческого потенциала как критерий развития студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1207
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗНАКИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ РАБОТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ORIGINALITY OF THE WORKS / COGNITIVE INTEREST / INDEPENDENCE / SELF-ESTEEM / SIGNS OF CREATIVE POTENTIAL / CRITERIA OF DEVELOPMENT / VALUE ORIENTATIONS / DIRECTION / DEVELOPMENT OF ABILITIES AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивченко Елена Викторовна

Рассматриваются признаки творческого потенциала. Дана характеристика признаков творческого развития студентов в изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Signs of creative potential as a criterion of development of students

This article examines characteristics of creative potential. It has presented the characteristics of signs of creative development of students in the fine art.

Текст научной работы на тему «Признаки творческого потенциала как критерий развития студентов»

УДК 378

Е. В. Ивченко

ПРИЗНАКИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются признаки творческого потенциала. Дана характеристика признаков творческого развития студентов в изобразительной деятельности.

Ключевые слова: признаки творческого потенциала, критерии развития, ценностные ориентации, направленность, развитие умений и навыков, оригинальность работ, познавательный интерес, самостоятельность, самооценка

This article examines characteristics of creative potential. It has presented the characteristics of signs of creative development of students in the fine art.

Keywords: signs of creative potential, criteria of development, value orientations, direction, development of abilities and skills; originality of the works; cognitive interest, independence, self-esteem

Для вузов искусств наиболее характерна творческая составляющая образования, поэтому творческое развитие личности специалиста, реализация его способностей является основной проблемой профессионального становления студентов.

В педагогической деятельности представляется важным выявить потенциал студента, его способности. Для стратегии учебного процесса является актуальным определение критериев творческого развития.

Поскольку потенциал человека определяет внутренние возможности личности и актуализируется или проявляет себя через деятельность, то и признаки творческого потенциала необходимо рассматривать через понимание механизмов и результатов творческой деятельности, как внешнего отражения творческих сил личности.

Изучая научную литературу в области исследований творческого потенциала, мы не встретили единства в определении его признаков. В его характеристике ученые выделяют разные личностные компоненты.

Представители гуманистического направления психологии (Г. Оллпорт, Г. А. Мюрей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу) в основе развития человека выделяют потребность в самоактуализации, как мотив к личностной самореализации. К. Роджерс установил основ-

ные личностные характеристики, общие для творчески функционирующих людей, - креативность, творческий образ жизни, способность жить конструктивно и адаптивно, создавая продукты творчества (идеи, проекты, действия), гибко, творчески приспосабливаясь к изменяющимся условиям [14, с. 342].

По мнению З. Фрейда, творческие способности человека развивают позитивную самооценку [22, с. 120]. Представителями когнитивной психологии (У. Найссер, Д. Брод-бент, А. Пайвио и др.) творческий потенциал рассматривается в категориях знания и памяти субъекта [9, с. 215].

К. Г. Юнг показал, что важнейшей творческой базой человека является бессознательная часть психики [23, с. 148]. На этой основе ученый выделяет два типа творческого мышления - интравертированный и экстраверти-рованный. Через характеристики мышления К. Юнг развивает общую теорию творчества.

На основе корреляции творческой и интеллектуальной деятельности разработаны психологические тесты, позволяющие соотнести возможности индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Наибольшей популярностью пользуются так называемый коэффициент интеллектуальности (Щ), тест Стенфорд-Бине и шкала Векслера [4, с. 46].

184

Но творческое мышление не тождественно интеллекту. При высоких показателях ко -эффициента интеллекта корреляция исчезает. Творческое мышление имеет свои отличительные черты. Его характеризует пластичность, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти одно-два. Оно подвижно, т. е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения. Творчество оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Как отмечает А. Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются» [3, с. 440]. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации потенциала. Поэтому уровень потенциальных способностей и реальная творческая отдача различаются. На основе этих соотношений введена характеристика творческой продуктивности, коэффициент креативности.

Разработкой характеристики творческого мышления на основе продуктивности занимался Дж. Гилфорд. Ученый выделил шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого количества идей; 3) семантическая спонтанная гибкость -способность к продуцированию разнообразных идей; 4) оригинальность, способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, -увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование [2, с. 433].

В творческую характеристику личности включают также инвестиционные способности (Р. Стернберг, Т. Любарт), социализацию личности (С. С. Гольдентрихт), мотивацион-ную направленность (Амбаль). Б. М. Теплов предлагает рассматривать творческий потенциал как комплекс способностей, которые

проявляются в определенном виде деятельности [19, с. 9].

В. Г. Рындак рассматривает проблему творчества через теорию познания [17, с. 14]. Для формирования творческого потенциала учащихся выделяются признаки развитого мышления и богатого творческого воображения; выдвижения гипотез; разработки представления о спонтанных сущностных процессах и методиках их изучения; создания моделей, схем технологических процессов, форм воплощения продуктов труда и организации производства.

А. Н. Леонтьев рассматривает творчество как деятельность человека, создающего новые ценности, имеющие общественную значимость, и как важнейший механизм развития личности [11, с. 20]. Таким образом, творчество предполагает наличие у человека способностей, мотивов, знаний и умений, которые помогают созданию продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью.

И. Я. Лернер выделяет специфические процедуры творческой деятельности: перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации; видение новой функции знакомого объекта, его структуры; нахождение вариантов возможных ответов; комбинирование ранее известных способов в новый [12, с. 245].

Н. Волков при изучении творческого процесса, характеризует его как механизмы обратных связей [1, с. 234]. Их можно сравнить с психологическими процессами рефлексии (от лат. геАехю - 'обращение назад') как способности к критическому самоанализу [20, с. 729]. По мнению ученого, механизмы обратных связей дают развитие творческому процессу в деятельности.

Анализ теории творчества позволил выделить основные признаки, которые являются показателями развития в творческой деятельности: значимость ценностных ориентаций и их направленность; развитие умений и навыков; оригинальность работ; познавательный интерес, самостоятельность, самооценка.

185

Остановимся на их особенностях и характеристике с точки зрения изобразительной деятельности.

1. Значимость ценностных ориентации и их направленность как критерий усвоения эстетических категорий искусства. Ценностные ориентации выступают как установка на следование им и в практической деятельности [13, с. 132]. Ориентации студента в ценностях - весьма важный показатель личностного развития, который отражает направленность личности, ее интересы, обеспечивает устойчивость поведения, организацию знаний, их систематизацию; регуляцию отношений, поведение студента в педагогическом процессе; личностную ориентацию, выбор средств достижения образовательных целей [6, с. 184].

Направленность личности, как показатель ориентированности, выступает совокупностью доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию поведения, деятельности и общения с людьми. Направленность студентов на освоение эстетических категорий отражает: творческую направленность деятельности как ценность [21, с. 44]; направленность развития духовных ценностей через эстетическую категорию прекрасного; ориентацию личности на эстетическую содержательность изобразительной деятельности через эстетический и художественный вкус; освоение духовной и материальной культуры как ценность; гуманистическую сущность отношений как ценность; освоение общечеловеческих ценностей; ценности профессиональной деятельности; осмысление значимости образования для дальнейшего развития как ценность.

Ориентированность студентов на эстетические ценности отражает готовность личности к овладению умениями и навыками изобразительной деятельности.

2. Развитие изобразительных умений и навыков как критерий освоения инструментального опыта. Знания, умения и навыки составляют содержательную сторону развития личности и выступают средством достижения образовательных целей. Перевод умений в

систему навыков дает возможность поднять деятельность на более высокий уровень.

Деятельность человека благодаря автоматизации отдельных компонентов, «разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на решение более сложных задач» [16, с. 29]. Это дает возможность перевести внимание от инструментальных задач к проблемно-поисковым.

Творческий уровень развития умений и навыков в изобразительном искусстве можно назвать мастерством. Мастерство представляет собой совершенное владение изобразительной техникой, знаниями, умениями, навыками в изобразительной деятельности [10, с. 100]. Сформированность изобразительных навыков свидетельствует о наличии базы для развития творческой деятельности студентов.

3. Оригинальность изобразительных работ как критерий эмоционально-образного освоения изобразительной выразительности. Оригинальность также характеризует развитие творческой индивидуальности на основе ценностного освоения эстетических категорий. Способность находить новые средства выразительности - один из показателей высокой степени мастерства [18, с. 101].

В изобразительном искусстве творческий уровень работы характеризуется не только отбором впечатлений, но и созданием на этой основе художественного образа. Образ - глубокое изучение натуры, отбор в ней характерного, необходимого художнику в решении задуманного и отбрасывание всего лишнего [7, с. 238]. Инструментами к оригинальной организации изобразительных работ можно назвать обобщение, типизацию, условность, изобразительность, выразительность и творческую интерпретацию [8, с. 21].

Следовательно, оригинальность выступает показателем творческого использования приобретенных умений и навыков в изобразительной деятельности.

4. Познавательный интерес как критерий направленности личности на ценности изобразительной деятельности студентов. Познавательное развитие личности представ-

186

ляется как поступательный переход от решения одних проблем к постановке новых [18]. Это порождает потребность поиска необходимых знаний и способов деятельности. Творческий уровень познавательной деятельности учащихся характеризуется как самостоятельное формулирование проблемы, гипотезы, выбора средств и методов, решение проблемы, оценка результатов своей деятельности [5, с. 38].

Показателем активизации познавательной деятельности личности является познавательный интерес. Познавательный интерес - важнейшая черта развития познавательной направленности личности на развитие изобразительного мастерства и творческого потенциала. Следовательно, интерес отражает характер направленности личности на овладение методами изобразительного творчества.

5. Самостоятельность как критерий самоорганизации личности в изобразительной деятельности. Самостоятельность как волевое свойство личности (К. К. Платонов, В. С. Кузин) проявляется в умении совершать действия, руководствуясь своими убеждениями, основываясь на своих знаниях, умениях и навыках [10, с. 273]. Это важное качество личности отражает способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, принимать нестандартные решения [15, с. 309]. Развитие самостоятельности обеспечивает превращение объектов в

субъекты образовательной деятельности, раскрывая потребность к самодеятельности и самообразованию. Следовательно, в профессиональной подготовке студентов это качество является одним из показателей развития творческого потенциала и готовности к освоению творческого уровня изобразительной деятельности.

6. Самооценка как критерий развития рефлексивно-оценочного компонента личности дает представление о том, насколько студент находит себя ценностью для самореализации в творческой деятельности. Отношение к себе играет важную роль в поведении, так как оказывает влияние на уровень притязаний, мотивацию и направленность жизненных интересов [20, с. 729]. Высокий уровень самооценки соотносится с чувством собственного достоинства, а это создает благоприятный фон для реализации творческих способностей личности.

Вышеприведенные материалы показывают достаточность выделенных показателей для объективного отражения динамики развития учащихся. Данные о творческой реализации студентов позволят оценить успешность освоения образовательного содержания, направленного на развитие творческого потенциала будущих специалистов, подобрать соответствующие методики и разработать эффективную программу индивидуального развития студента.

1. Волков, Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» / Н. Волков // Содружество наук и тайны творчества: сб. - М., 1968. - С. 234-254.

2. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления: сб. пер. с нем. и англ. -М.: Прогресс, 1965. - 532 с.

3. Годфруа, Ж. Что такое психология: пер. с фр.: в 2 т. Т. 1 / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1992. - 496 с.

4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - М.: Лантерна: Вита, 1995. - 149 с.

5. Дуранов, М. Е. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс / М. Е. Ду-ранов, И. С. Ломакина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2003. - 121 с.

6. Дуранов, М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: моногр. / М. Е. Дуранов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2002. - 276 с.

7. Ермаш, Г. Л. Творческая природа искусства / Г. Л. Ермаш. - М., 1977. - 277 с.

8. Ермолаева, Л. П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека / Л. П. Ермолаева. - М.: Гном и Д, 2001. - 120 с.

187

9. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 512 с.

10. Кузин, В. С. Психология живописи / В. С. Кузин. - 4-е изд., испр. - М.: ОНИКС 21 век, 2005. - 304 с.

11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

12. Лернер, И. Я. Основания для определения содержания опыта творческой деятельности / И. Я. Лернер // Теоретические основы содержания общего среднего образования. - М.: Педагогика, 1983. - С. 245-251.

13. Литвак, Р. А. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика / Р. А. Литвак, М. Е. Дуранов, И. И. Дуранов. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 242 с.

14. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. - М.: Прогресс: Уни-верс, 1994. - 480 с.

15. Российская педагогическая энциклопедия. - Т. 2. - М.: Рос. энцикл., 1999. - 672 с.

16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. / С. Л. Рубинштейн; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 322 с.

17. Рындак, В. Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика) / В. Г. Рындак. - М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании РАО, 1994. - 113 с.

18. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

19. Теплов, Б. М. Способности и одаренность: хрест. по возрастной и пед. психологии / Б. М. Теплов. - М., 1981. - С. 9-20.

20. Философия: энцикл. слов. / под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2006. - 1072 с.

21. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Мысль, 1990. - 414 с.

22. Фрейд, З. Художник и фантазирование: пер. с нем. / З. Фрейд; под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. - М.: Республика, 1995. - 396 с.

23. Юнг, К. Психоанализ и искусство: пер. с англ. / К. Юнг, Э. Нойман. - М.: Ваклер: КБЕЬ-Ъоок, 1996. - 302 с.

Сдано 29.05.2013

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.