Научная статья на тему 'Ценностно-оценочные основы методики развития изобразительной деятельности студентов'

Ценностно-оценочные основы методики развития изобразительной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ / СТУДЕНТЫ / FINE ART / THE ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивченко Елена Викторовна, Швачко Елена Викторовна, Болодурина Элина Анатольевна

Статье рассматривается оценка развития изобразительной деятельности студентов. На основе анализа теории дана формулировка процесса изобразительной деятельности. Ценностный подход выступает средством оценочной деятельности формирования изобразительной деятельности студентов. Выделены основные признаки, которые являются предметом оценки и показателями ее развития. В статье раскрываются их характерные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-evaluation framework methodology for the development of fine arts students

The assessment of fine arts students development is discussed. Based on the analysis of the theory given the of the process of graphic activity is formalized. Value approach is a means of evaluation activity the formation of the fine art students. The basic features that are the subject of evaluation and indicators of its development are specified and their characteristics are described

Текст научной работы на тему «Ценностно-оценочные основы методики развития изобразительной деятельности студентов»

УДК 378:74

ББК 74.480:74.268.51

Е.В. Ивченко, Е.В. Швачко, Э.А. Болодурина

ЦЕННОСТНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается оценка развития изобразительной деятельности студентов. На основе анализа теории дана формулировка процесса изобразительной деятельности. Ценностный подход выступает средством оценочной деятельности формирования изобразительной деятельности студентов. Выделены основные признаки, которые являются предметом оценки и показателями ее развития. В статье раскрываются их характерные особенности.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, оценка развития, студенты.

E. V. Ivchenko, Е. V. Shvachko, E.A. Bolodurina

VALUE-EVALUATION FRAMEWORK METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF FINE ARTS STUDENTS

The assessment of fine arts students development is discussed. Based on the analysis of the theory given the of the process of graphic activity is formalized. Value approach is a means of evaluation activity the formation of the fine art students. The basic features that are the subject of evaluation and indicators of its development are specified and their characteristics are described.

Key words: fine art, the assessment of the development, students.

Изобразительная деятельность имеет особенное значение для разностороннего развития личности. Она способствует воспитанию личностных качеств человека, развитию его творческого потенциала, воображения. Эмоциональность, образная выразительность, эстетическая восприимчивость, художественное мышление, эмпатия - все это результат изобразительной деятельности. Поэтому оценка развития изобразительной деятельности студентов представляет проблему в силу субъективной, эмоциональной составляющей. Через постижение художественного искусства личность познает окружающую ее действительность.

Проблема изобразительной деятельности всегда была в поле зрения ученых. Различные аспекты изобразительной деятельности освещены в работах О.Д. Ав-сиян, Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Б.А. Соловьевой, Е.В. Шорохова, Б. Эдвардс и др.

Знания, эмоциональная сфера и умения - это компоненты изобразительной деятельности, которые выделял П.П. Чистяков. Н.Н. Ростовцев характеризовал познавательные процессы изучения средств выразительности. Специфика изобразительной деятельности, по мнению В.С. Кузина, это механизмы образного отображения. Он выделяет организованный логически процесс, который непременно связан с освоением определенного инструментария.

Изобразительная деятельность - это вид художественной деятельности, «процесс создания образного произведения, воплощающего эстетические категории средствами изобразительного искусства» [5, с. 55].

Изобразительная деятельность -вид художественного творчества студентов, который способствует активизации специфических возможностей и потребностей личности. В изобразительной деятельности субъективная составляющая выражается в индиви-

дуальном отображении действительности.

Определенный интерес вызывает методика оценки развития изобразительной деятельности студентов в силу выделенных субъективных составляющих данного процесса. Оценка выступает как элемент ценностных ориентаций, следовательно, ценностный подход выступает средством оценочной деятельности формирования изобразительной деятельности студентов. Ценностный подход отражает направленность личности на ценности изобразительной деятельности и оценку ее развития у студентов: содействует гражданско-патри-отическому воспитанию, гражданской социализации [1; 2; 14].

Анализ теории изобразительной деятельности позволяет выделить основные признаки, которые являются предметом оценки и показателями ее развития; они представлены в монографии «Творческая деятельность студентов и ее развития изобразительными средствами» [8]. Нами выделены следующие критерии чего:

• значимость ценностных ориентаций и их направленность - критерий усвоения эстетических категорий искусства;

• развитие изобразительных умений и навыков - критерий освоения инструментального опыта;

• оригинальность изобразительных работ - критерий эмоционально-образного освоения изобразительной выразительности;

• познавательный интерес - критерий освоения проблемно-познавательного уровня содержания изобразительной деятельности;

• самостоятельность - критерий самоорганизации личности в изобразительной деятельности;

• самооценка - критерий развития рефлексивно-оценочного компонента личности студента [7, с. 106].

Рассмотрим их характерные особенности.

1. Значимость ценностных ориентаций, их направленность - критерий усвоения эстетических категорий искусства.

Ценности это то, что обладает значимостью для человека, что способно удовлетворить его духовные и материальные потребностей (Н.В. Рождественская) [12]. В педагогике ценностные ориентации рассматриваются как процесс и результат управления педагогическим процессом. В этом случае компасом, определяющим поведение и отношение человека, становятся ценности [3]. В социокультурной сфере ценностные ориентации выступают как установки, которые чаще проявляются в форме иерархии ценностей (Р.А. Литвак) [10].

Разделяем точку зрения М.Е. Дурано-ва [4], который справедливо утверждает, что в личностном развитии важным показателем являются ценностные ориентации студентов, которые отражают: интересы и направленность личности, а также установки, что и обеспечивает устойчивость поведения личности; организацию и систематизацию знаний, выбор наиболее оптимальных средств достижения цели; регуляцию отношений, поведение студентов; личностную ориентацию.

Мотивы и потребности определяют линию поведения человека, его общения и деятельности.

2. Развитие изобразительных умений и навыков - критерий освоения инструментального опыта.

Содержательную сторону развития студентов составляют знания, умения, навыки, которые выступают как надежное средство достижения цели освоения изобразительной деятельности.

Элементами деятельности являются умения, которые включают в себя навыки (автоматические действия), но, тем не менее, они представляют собой сознательно контролируемые части деятельности в основных промежуточных пунктах и конечной цели. В состав умений входят навыки, операции и действия. Несмотря на то, что человек может менять структуру умений, последовательность их выполнения, а конечный результат все же оставляет неизменным.

Умения включают в себя процессы мышления, потому что опираются на активную интеллектуальную деятельность.

СО

о

IX

ф

Ь

О X -О

си I-

к ф

ч >s о

X

ф

IS

со

ГО ^

Ю о

со

-О ей О X

о

о ф

-О X

т о

X

ф

^

о о

X I-

о о

X

X

ф

а

го

X

s >

о ^

о

LQ

<

О ^

т го

ЕЗ m uJ

о"

X

Ф т m

Ш

uJ

Следовательно, нет сомнений, что развитие познавательного типа умений предполагает активизацию способностей. Р.С. Немов [11] считает, что активизировать способности возможно, если связывать их с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Навыки - компоненты умений. Действие имеет четко поставленную сознательную цель, а навык является компонентом действия, при этом автоматический.

Деятельность можно перевести на более высокий уровень, если умения перевести в систему навыков. Данная идея С.Л. Рубинштейна [13] дает возможность перевести внимание от инструментальных задач к проблемно-поисковым.

Разделяя точку зрения В.С. Кузина [9], считаем, что мастерство - это совершенное владение знаниями, умениями, навыками, техникой в изобразительной деятельности, а мастерством в изобразительной деятельности можно назвать творческий уровень развития умений и навыков.

Базой развития изобразительной деятельности студентов является сформи-рованность изобразительных навыков.

3. Оригинальность изобразительных работ - критерий эмоционально-образного освоения изобразительной выразительности.

Основой определения креативности является оригинальность работ, которая характеризует развитие индивидуальности на основе ценностного освоения эстетических категорий.

Творческий уровень изобразительной деятельности характеризуется созданием художественного образа. Г.Л. Ер-маш [5] пишет, что образ - это внимательное, глубокое изучение натуры, отбор в ней необходимого и характерного в решении задуманного, отбрасывание лишнего.

Обобщение, типизация, условность, изобразительность, выразительность и творческая интерпретация, по мнению Л.П. Ермолаевой [6], это эффективные средства творческой организации художественного образа, инструменты к оригинальной организации изобразительных работ.

Следовательно, оригинальность выступает важным показателем творческого использования студентами умений и навыков, которые они приобрели в изобразительной деятельности.

4. Познавательный интерес - критерий направленности студентов на ценности изобразительной деятельности.

Познавательное развитие личности студента - это поступательный переход от решения одних проблем к постановке новых. Появляется интерес и потребность в поиске новых знаний и способов деятельности. Поэтому ценность организации проблемно-познавательного уровня содержания изобразительной деятельности состоит в активизации мыслительной деятельности студентов.

Творческий уровень познавательной деятельности - это уровень, когда личность самостоятельно формулирует проблему, гипотезу, выбирает средства и методы, решает проблему, оценивает результаты деятельности [3]. Интересы развиваются на основе потребностей. Особое отношение личности к предметам и явлениям - это интерес, глубина, устойчивость которого организует направленность разнообразной, в том числе изобразительной, деятельности студента. Это позволяет определить характер развития студента.

Познавательный интерес - показатель активизации познавательной деятельности студента. Познавательный интерес, являясь важнейшей чертой развития познавательной направленности, содействует развитию изобразительного мастерства и творческого потенциала студента. В качестве критерия интерес выступает как устойчивый, ситуативный, неустойчивый или как его отсутствие. Следовательно, интерес отражает характер направленности студентов на овладение изобразительной деятельностью.

5. Самостоятельность - критерий самоорганизации студентов в изобразительной деятельности.

Самостоятельность рассматривается психологами (К.К. Платонов, В.С. Кузин) как волевое свойство личности, проявля-

ющееся в умении определять, совершать действия без помощи других, руководствоваться убеждениями, взглядами, основываться на знаниях, умениях и навыках [5]. Самостоятельность проявляется в новых условиях, когда человек принимает оригинальные решения, способен действовать сознательно. Следовательно, одним из показателей уровня развития деятельности является самостоятельность в изобразительной подготовке студентов.

Самостоятельная практика для студентов, как правило, связана с преодолением трудностей, возникающих в ходе изобразительной деятельности. Преодолевая трудности разного уровня, студент закаляет волевые качества, развивает потребность к самоактуализации в творчестве. Поэтому показателем развития творческого уровня в освоении изобразительной деятельности является проявление самостоятельности студентов. Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности выступают частично-творческая и творческая деятельность. Самостоятельность студента отражает уровень его готовности к изобразительной деятельности.

6. Самооценка - критерий развития рефлексивно-оценочного компонента личности студента.

На уровень мотивации и направленность жизненных интересов оказывает влияние отношение к себе в поведении. От этого зависит реализация жизненных задач. Если студент соотносит себя, свою деятельность с культурными ценностями социума - это творческая личность. Делает все, чтобы реализовать творческие способности на благоприятном фоне - это высокий уровень самооценки, который соотносится с чувством собственного достоинства.

Адекватная, заниженная или завышенная оценки изобразительной деятельности выступают показателем уровня самооценки студентов. Таким образом, определение уровня развития изобразительной деятельности и творческого потенциала - это самооценка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направленность личности, ценностные ориентации; самостоятельность, оригинальность в изобразительной § деятельности; познавательный и изо- ^ бразительный интерес - это ценностно-оценочная основа развития изобрази- ^ тельной деятельности студентов. Ди- £ намика их развития, как комплексного ? образования, отражает динамику раз- § вития изобразительных способностей к студентов. 4

Библиографический список

1. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание учащихся [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.Я. Гревце-ва. - Челябинск: Образование, 2003. - 115 с.

2. Гревцева, Г.Я. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11. - С. 80-89.

3. Дуранов, М.Е. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс [Текст] / М.Е. Дуранов, И.С. Ломакина. - Челябинск: ЧГАКИ, 2003. - 121 с.

4. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней [Текст]: монография / М.Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 276 с.

5. Ермаш, Г.Л. Творческая природа искусства [Текст] / Г Л. Ермаш. - М.: Искусство, 1977. - 277 с.

6. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека [Текст] / Л.П. Ермолаева. - М.: Гном и Д, 2001. - 120 с.

7. Ивченко, Е.В. Развитие художественно-творческой активности студенческой молодежи в социально-культурной деятельности вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Ивченко. - Челябинск, 2015. - 221 с.

8. Ивченко, Е.В. Творческая деятельность студентов и ее развитие изобразительными средствами [Текст]: монография / Е.В. Ивченко. - Челябинск: Край Ра, 2012. - 136 с.

9. Кузин, В.С. Психология живописи [Текст] / В.С. Кузин. - 4-е изд., испр. - М.: ООО ОНИКС 21 век, 2005. - 304 с.

10. Литвак, Р.А. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика [Текст] / Р.А. Литвак, М.Е. Дуранов, И.И. Дуранов. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 242 с.

11. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник [Текст]: в 2 ч. Ч. 2 / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 325 с.

12. Рождественская, Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей [Текст] / Н.В. Рождественская // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. - Л.: Наука, 1983. - 279 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т. Т. 2 / С.Л. Рубинштейн; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 322 с.

14. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразователь-ной среды [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Циулина. - Челябинск, 2012. - 26 с.

Referencеs

1. Grevtseva G.Ya. Civic education of students. Chelyabinsk: Obrazovanie, 2003. P. 115. [in Russian].

2. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Patriotic education and civic socialization: scientific theory and practice aspects. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013. № 11. P. 9-13. P. 80-89. [in Russian].

3. Duranov M.E., Lomakina I.S. The pedagogical management of students' learning as a sociocultural process. Chelyabinsk: CSIC, 2003. P. 121. [in Russian].

4. Duranov M.E. Professional pedagogical activities and approaches thereto. Chelyabinsk: CSIC, 2002. P. 276. [in Russian].

5. Ermash G.L. The creative nature of art. М.: Iskusstvo, 1977. P. 277. [in Russian].

6. Ermolaeva L.P. The basics of design and art of decorative painting, drawing figure drawing person. М.: Gnom and D , 2001. P. 120. [in Russian].

7. Ivchenko E.V. The development of artistic and creative activity of students in socio-cultural activities of the University. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2015. P. 221. [in Russian].

8. Ivchenko E.V. Creative activity of students and development of fine tools. Chelyabinsk: «Krai RA», 2012. P.136. [in Russian].

9. Kuzin V. S. The psychology of painting. 4-th edition, corrected. М.: ONIKS 21 Vek, 2005. - P. 304. [in Russian].

10. Litvak R.A., Duranov M.E., Duranov I.I. Socio-cultural education and personal development of future specialist: theory and practice. М.: VLADOS, 2009. - P. 242. [in Russian].

11. Nemov R.S. Psychology: Dictionary: in 2 parts. Part 2. М.: VLADOS-PRESS, 2003. P. 325. [in Russian].

12. Russian pedagogical encyclopedia. In 2 v. V. 2. Ed. V.V. Favidov. М.: Rus. Encyclopedia, 1999. P. 672. [in Russian].

13. Rubinstein S.L. Fundamentals of General psychology: in 2 v.; V. 2. APS USSR. М.: Pedagogika, 1989. P. 322. [in Russian].

14. Tsiulina M.V. Patriotic education of general education school students via socio-educactional environment. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2012. P. 217. [in Russian].

сведения об авторах: Information about author:

го X s ивченко Елена викторовна, Ivchenko Elena Victorovna,

> кандидат педагогических наук, Candidate of Sciences (Education),

о доцент кафедры декоративно-прикладного Associate Professor,

^ о LÛ творчества, Department of Utilitarian Art,

< Челябинский государственный институт Chelyabinsk State Institute

О культуры, of Culture and Arts,

о" ^ г. Челябинск, Российская Федерация. Chelyabinsk, Russia.

т го CÛ КтаИ: native_2010@mail.ru E-mail: native_2010@mail.ru

ЕЗ od Швачко елена викторовна, shvachko elena Victorovna,

LU кандидат педагогических наук, Candidate of Sciences (Education),

о" доцент кафедры педагогики и психологии, Associate Professor, Department of Pedagogy

X ф Челябинский государственный and Psychology

m s институт культуры, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts,

m г. Челябинск, Российская Федерация. Chelyabinsk, Russia.

LU Е-тай: w2905@mail.ru E-mail: w2905@mail.ru

Болодурина Элина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования, Челябинский государственный институт культуры,

г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: konsf@chgaki.ru

Bolodurina Elina Anatolevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Professor,

Professor, Department of Folk Instruments and Orchestra Conducting,

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia. E-mail: konsf@chgaki.ru

УДК 51(07) ББК 74.262.21

М.М. Исакова, С.Х. Канкулова, Ф.А. Эржибова, Р.Г. Тлупова

роль текстовых задач в развитии аналитического мышления учащихся старших классов

В статье исследуется значение текстовых задач в развитии аналитического мышления учащихся. Рассмотрены основные аспекты логического построения алгоритма их решения. Предложены некоторые образцы решения задач, включённых в единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ключевые слова: аналитическое мышление, логика, анализ, синтез, текстовая задача.

m

о о о го

M.M. Isakova, S.H. Kankulova, F.A. Erzhibova, R..G. Tlupova

the role of text tasks in development of schoolchildren analytical thinking at senior grades

The importance of textual problems in the development of schoolchildren analytical thinking is discussed. The main aspects of the logical construction of the algorithm for their solution are considered. Some examples of solving problems included in the unified state exam (USE) are suggested.

Key words: analytical thinking, logic, analysis, synthesis, text problem.

Мышление с древнейших времён до сегодняшнего дня является важным механизмом научного познания. В российской и зарубежной педагогической науке определились своеобразные подходы по установлению сущности, трактовки, места понятия «мышление». Термин «аналитическое мышление» получил свою нишу существования в современной педагогической науке в семидесятые годы двадцатого столетия. Мышление принято за универсальный эталон добывания, обработки, использования информации,

способ, обобщающий накопленный годами опыт педагогов, устанавливающий тесные связи в звене теория - практика единой системы математического образования. Обучающийся должен иметь логическую грамотность для успешной интеллектуальной деятельности [4, с. 1280].

Содержание интеллектуальной деятельности опирается на элементы мышления. Приоритетной задачей целостной системы российского математического образовательного процесса выступает формирование логического мышления.

з ^

го н

о

к о X s

го

т ^

к s

X

ф

с; 3

ш

со

го

т ГО Ч ГО

со

X -Û ей о

H

о

Ф I--Û

О CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.